Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс
план-конспект урока по музыке на тему
Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 66.1 КБ |
k_balalayka.docx | 13.18 КБ |
k.gusli_domra.docx | 12.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
В виду отсутствия выстроенной государственной политики в сфере культуры и незаинтересованности коммерческих СМИ в пропаганде духовных ценностей в современной России остро встала проблема снижения интереса общества к культуре, и, в особенности, к одному из её базовых компонентов – народному музыкальному творчеству.
А ведь традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. В настоящее время даже дети, обучающиеся в музыкальных школах, зачастую не имеют представления о народных инструментах, их познания ограничиваются лишь краткими сведениями о том инструменте, на котором они обучаются.
А знания об истории создания народных инструментов очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению.
Входя в мир народной музыки, ребенок начинает чувствовать, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры, становится духовным наследником его традиций.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена народная культура, когда понято и осмысленно прошлое. Тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является духовное нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным истокам, традициям, обрядам, устному и песенному народному творчеству.
В связи с этим на уроках музыки я большое внимание уделяю теме изучения русского народного творчества.
Конспект урока музыки в 5 классе по теме
«Русские народные музыкальные инструменты»
Тип урока: углубление и расширение знаний.
Форма урока: традиционный с элементами игры.
Структура урока:
- Организационный этап: создает психологический настрой учащихся.
- Проверка знаний учащихся: (кроссворд, задания) помогает выявить уровень знаний учащихся по данной теме, активизировать их творческую и мыслительную деятельность.
- Изучение нового материала: знакомство с новыми инструментами, с В.В. Андреевым, создателем первого народного оркестра.
- Практический этап: раскрывает ритмические способности учащихся, умение исполнять музыкальное произведение в ансамбле на инструментах, уровень способностей, творческого мышления и мастерства.
Цель урока: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народных инструментах, показ самобытности и места русских народных инструментов в жизни русского человека..
Задачи:
Обучающие
- Формировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов. Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов, показать роль оркестра народных инструментов в сохранении народного творчества.
2. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
3. Обучать детей навыкам исполнения музыки, используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотку, бубен, бубенцы, треугольники)
Развивающие
Развивать у детей:
- тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство,
- осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя,
- логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально,
- интерес к слушанию музыки, музыкальное восприятие, вокально-хоровые и ритмические навыки, внимание, память, творческие способности.
Воспитательные
1. Формировать у детей интерес к русской музыкальной культуре.
2. Воспитывать в учащихся любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
3. Вырабатывать в сознании учащихся нравственные качества, чувство патриотизма.
4. Вовлекать учащихся в совместное творчество.
Педагогическая технология: ИКТ (урок сопровождает презентация, выполненная в формате Power Point)
Оборудование, необходимое для проведения урока:
- музыкальные инструменты – фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, балалайка-бас, домра, гармонь, бубен, бубенцы, дудочка, трещотка, ложки,
- карточки с надписями инструментов,
- компьютер, экран, слайды с изображением музыкальных инструментов.
Музыкальный репертуар:
- фрагменты записей звучания русских народных инструментов,
- фрагменты записей звучания русских народных наигрышей и мелодий.
Наглядно-дидактические пособия.
- Иллюстрации с изображениями русских народных инструментов.
- Портрет Андреева В. В.
- Музыкальные и шумовые инструменты.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Планируемые результаты:
Ученик научится:
-эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности,
- ценить отечественные народные музыкальные традиции,
- общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов,
- в качестве аккомпанемента исполнять музыкальные произведения на музыкальных инструментах.
Ученик получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
Содержание урока:
- Вход детей в класс под русскую народную музыку «Светит месяц».
Вводно-мотивационный момент. Исполнение музыкальной попевки-приветствия.
- Введение в тему урока.
- знакомство с русскими народными инструментами, показ инструментов, ознакомление с их звучанием.
- Работа с карточками: определение на слух названия инструментов по их звучанию.
- Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева».
- Слушание русской народной плясовой песни «Светит месяц» в обработке В.В.Андреева, работа над эмоциональными терминами.
- Практическая работа:
- вокально-хоровая работа над русской народной песней « Светит месяц»
- музыкально – ритмическая зарядка
- игра на народных инструментах.
- Рефлексия. Обобщение полученных знаний: что я знал по данной теме, что узнал нового, что хочу ещё узнать.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание: нарисовать музыкальный инструмент русского народного оркестра.
Ход урока:
- Вход детей в класс под рус. нар. музыку «Светит месяц».
Вводно-мотивационный момент. Исполнение музыкальной попевки – приветствия.
( на доске нарисован кроссворд,
также прикреплены карточки с названием инструментов)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Крупа Наталья Викторовна. Я – учитель музыки в школе № 3 п. Магдагачи. Сегодня урок музыки я проведу в вашем классе.
Я очень рада видеть вас! И приглашаю вас в путешествие по удивительному миру музыки! Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы будете мне замечательными помощниками!
Музыкальное приветствие:
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте! ( усаживаю детей за парты)
Учитель: Как уже было сказано, сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?
- Введение в тему урока.
- знакомство с русскими народными инструментами, показ инструментов, ознакомление с их звучанием,
- работа с карточками: определение на слух названия инструментов по их звучанию.
Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким бы он был?
А вообще нужна музыка людям?
А в каком возрасте нужна музыка?
Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? ( В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства)
Музыка - одно из древнейших искусств.
А что рождает музыку? ( музыкальный инструмент).
Мы уже на пути к раскрытию темы урока, и, чтобы полностью её определить, я прошу вас разгадать кроссворд.
Загадки любите?
Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки, а -_________ будет их открывать. Отгадки – это инструменты.
( я показываю на инструменты рукой)
- Громкий. Чистый, озорной!
Радость он несёт с собой!
И на празднике он будет!
Славно подыграет БУБЕН!
2. Три струны, играет звонко.
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? БАЛАЛАЙКА
3.Этот славный инструмент
Отгадаете в момент!
Звук у неё громкий, чёткий!
А зовут её ТРЕЩОТКА!
Очень весело поёт, |
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Поют струны до утра! То, ребята, ДОМРА!
6.У него рубашка в складку
Любит он плясать в присядку.
Весельчак и буян
Голосистый мой… ( БАЯН)
7. Заиграет инструмент – слышат все в один момент!
То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!
8. Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Инструмент тот - не безделка,
В музыке тоже бывают… (ТАРЕЛКИ)
Какое слово получилось по вертикали? (народные)
А что было отгадками? (инструменты)
Итак, ребята, озвучьте тему урока.
Тема урока - « Путешествие в страну русских народных инструментов»
( СЛАЙД «Путешествие в музыкальные инструменты»)
Сегодня на уроке вы ближе познакомитесь с народным инструментами, будете раскрывать тайны их звучания, познакомитесь с понятием «Оркестр народных инструментов», узнаете, когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов, а также поупражняетесь в игре на музыкальных инструментах
Поэтому попрошу вас быть внимательными слушателями, зрителями и участниками!
С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.
А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своём они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.
- Одним из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке являются гусли.
(карточка с названием на доску)
Показ инструмента (Слайд «ГУСЛИ»)
Что из себя представляет инструмент? - доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.
Ходили по Руси музыканты – сказители и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях.
( Слайд «Сказители»)
Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок).
Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна.
( слайд «Боян»)
В древности оркестров не было. Ходили по городам и сёлам весёлые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали весёлые представления.
Кто знает, как называли таких артистов? – правильно, скоморохи.
( слайд «Скоморохи»)
Скоморох настроит домру,
Скоморох достанет дудку,
И людей честных и добрых
Рассмешит весёлой шуткой!
- Играли скоморохи на разных инструментах. Одним из них была домра. Домра ( карточку на доску) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент – основа народного оркестра.
( Слайд «ДОМРА»).
Играли скоморохи на домре косточкой или перышком.
Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого- нибудь. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И просто чудом в далёких деревнях сохранился этот инструмент и дошёл до нас.
(Слушание « Домра звучит»)
- Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа.
Всем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
Выйдет Ваня за плетень,
Заиграет «Трень-ди-брень!»
( карточку на доску)
(Слайд «БАЛАЛАЙКА»)
(показ инструмента)
Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки.
В 1887 г. Василий Васильевич Андреев ( Слайд «АНДРЕЕВ») организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется «Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева»
(Слушание « Балалайка звучит»)
- Это – тоже балалайка, но обладающая низким, басистым звуком. И называется она - Балалайка-бас. ( карточку на доску)
Слайд «БАЛАЛАЙКА-БАС »)
(Звучание балалайки-баса)
( очень тяжёлый инструмент, требует мужской силы)
- Ребята, о этом инструменте вы уже сегодня разгадали загадку!
Это – БУБЕН! Бубен просто встряхивают ( карточку на доску)
( Слайд «БУБЕН»)
( приглашаю ребёнка поиграть на бубне)
Охарактеризуйте звук инструмента.
Игра «Ритмическое эхо»
- За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки!
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких (ЛОЖКАХ) ( карточку на доску)
ЛОЖКИ возникли раньше всех.
( Слайд «Ложки»)
-Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается чёткий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.
( показываю игру на ложках,
приглашаю ребёнка поиграть на ложках)
Охарактеризуйте звук инструмента.
Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.
(Слайд «ЛОЖКАРИ»)
Игра «Ритмическое эхо»
- Трещотка. ( карточку на доску)
Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит её за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. ( приглашаю ребёнка поиграть на трещотке)
Охарактеризуйте звук инструмента.
Рожок, дудочка
( приглашаю ребёнка поиграть на дудочке )
Охарактеризуйте звук инструмента.
- музыкально – ритмическая зарядка
- Гармонь ( карточку на доску)
Изобретена была в Германии. В Россию вначале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах.
( Слайд «Гармонь»)
В каждой области делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях.
( Показ инструментов)
(Слушание « Звучание гармони»)
Ребята, балалайка и гармонь являются символом России.
Недаром говорят: «Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!»
( Слайд «Балалайка и гармонь»)
- Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.
( карточку на доску)
( Показ инструмента)
Звук извлекается при помощи раздувания мехов.
(Слушание « Звучание баяна»)
( слушание баяна и балалайки – баса)
- Он по виду брат баяну, где веселье - там и он.
Я подсказывать не стану, всем знаком АККОРДЕОН!
( карточку на доску)
( Показ инструмента)
(Слушание « Звучание аккордеона»)
4.Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева»
Русский народный оркестр — коллектив инструменталистов, ансамбль народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
( под карточками с названиями инструментов наклеиваю плакат «Оркестр народных инструментов)
( слайд – фото оркестра)
Знакомство с понятием «Дирижёр»
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это … ДИРИЖЕР
- Что делает дирижер? --- …
Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником В. В. Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».
( Слайд «АНДРЕЕВ»)
Позже оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение и существуют практически повсеместно. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных произведений.
Ребята, очень радостно, что у нас в п. Магдагачи тоже есть свой оркестр русских народных инструментов. Это ансамбль преподавателей музыкальной школы. Фото сейчас показано на слайде.
( Слайд )
( приглашаю детей записываться в музыкальную школу)
5.Слушание звучания оркестра народных инструментов.
- работа над эмоциональными терминами.
5.Практическая работа:
- Работа над дыханием, мимические упражнения, работа над дикцией.
- Цветочек».
- Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все « сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.
- «Шмель».
- Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Р
- «Одуванчик».
«Влево вправо | (протыкаем языком щеку слева), (теперь щеку справа), |
Раз, два | (опять слева) (опять справа). |
Вверх вниз | (протыкаем языком верхнюю губу), (нижнюю), |
Вверх — вниз Язычок, не ленись! | (еще по разу верхнюю и нижнюю губу). |
Губы, просыпайтесь! Ротик, открывайся | (вибрируем губами) (очень широко открываем рот)! |
Язычок, покажись, и зубов не страшись | (кусаем кончик своего языка), (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)! |
А зубы-то, а зубыкусают даже губы | (кусаем нижнюю губу). |
Кусаются, кусаютсяи не унимаются. | (кусаем верхнюю губу) |
А губы то хохочут,то сильно обижаются | (в улыбке открываем верхние зубы), (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение). |
То весело хохочут,то снова обижаются | (в улыбке открыть верхние зубы), (выворачиваем нижнюю губу). |
Зубам надоело кусать — стали язык жевать | (жуем язык боковыми зубами). |
Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный! | |
Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь | (проводим языком между верхней губой и зубами). |
Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь! | (проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся) |
Тары – бары
Растабары!
У Варвары
Куры стары!
2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;
- Распевание
- Держим один звук (М__М_М_М_)
- Исполняем три соседних звука сверху вниз (ТР_ТР_ТР, Ю_Ю_Ю_)
- Исполняем 5 соседних звуков (ТР_ТР_ТР, ЛЁ_ЛЁ_ЛЁ, ЛЮ_ЛЮ_ЛЮ, РО-ДИ-НА_МО_Я)
- Исполняем звуки мажорного трезвучия в нижнем движении. (Ю_Ю_Ю_, Я_И_ДУ, РО_ДИ_НА)
Хочешь ты красиво петь?
Тогда старайся головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись
Широко всем улыбнись!
- вокально-хоровая работа над рус. нар. песней « Во поле берёза стояла»
А сейчас давайте создадим свой оркестр!
- игра на народных инструментах.
- Рефлексия. Обобщение полученных знаний.: что я знал по данной теме, что узнал нового, что хочу ещё узнать.
Викторина.
Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. У одной группы лист прочерчен и пронумерованы, у другой – чистый лист с указанием чисел и карточки с изображением инструментов. На мой вопрос прошу вас дать ответ:
- первая группа - в виде записи названия инструмента согласно нумерации,
- вторая группа - в виде наклеенного изображения инструмента.
1.- Какой инструмент является самым древним? ( гусли)
2.- Какой инструмент является ведущим в оркестре народных инструментов? ( домра)
3.- О каком инструменте говорят «Трень-ди-брень»? ( балалайка)
4. - Как называется балалайка с низким басистым звуком? ( балалайка – бас)
5.- Как называется инструмент, который я держу в руке? ( бубен)
6.- Укажите инструмент, издающий сухой, трескучий звук. ( трещотка)
7.- О каком инструменте говорят: «Утром кашу едят! К вечеру заговорят?» ( ложки)
8.- Запоёт, лишь только тронь, голосистая ( гармонь)
9. Близкий родственник гармони, не драчун, не буян, развесёлый ( баян)
10. Этот инструмент похож и на пианино, и на баян. ( аккордеон)
( сверка результатов викторины – листы крепятся на доску)
Рефлексия: Ребята, я хочу узнать, понравился вам наш урок или нет, с каким настроением вы уходите домой.
Для этого заранее заготовлены два изображения на доске:
И по количеству учащихся раздаются карточки с изображением скрипичного ключа. Если учащимся урок понравился, то крепят скрипичный ключ на изображение мажора, если нет, то скрипичный ключ крепят на минор. По количеству скрипичных ключей на каждом изображении минора и мажора можно судить о качестве урока.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание: нарисовать музыкальный инструмент русского народного оркестра
Предварительный просмотр:
БАЛАЛАЙКА
ТРЕЩОТКА
ДУДОЧКА,
РОЖОК
ГАРМОНЬ
В.В.Андреев
БАЛАЛАЙКА-БАС
АККОРДЕОН
Предварительный просмотр:
ГУСЛИ
ДОМРА
БУБЕН
ЛОЖКИ
БАЯН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ИЗО 5 класс "Народные праздничные гулянья"
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни. Так в конце зимы , в период с конца февр...
План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.
Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии и дальнейшее раз...
План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"
Цели и задачи: познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, ...
Конспект урокарусского языка "Эссе"
Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...
Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.
Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов....
Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"
На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....
Конспект урока в 7 класса "Народные движения"
Данный урок разработан с применением самостоятельной работы учащихся. Для мотивации использованы фрагменты стихотворений....