Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx66.1 КБ
Файл k_balalayka.docx13.18 КБ
Файл k.gusli_domra.docx12.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 Введение

В виду отсутствия выстроенной государственной политики в сфере культуры и незаинтересованности коммерческих СМИ в пропаганде духовных ценностей в современной России остро встала проблема снижения интереса общества к культуре, и, в особенности, к одному из её базовых компонентов – народному музыкальному творчеству.

А ведь традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. В настоящее время даже дети, обучающиеся в музыкальных школах, зачастую не имеют представления о народных инструментах, их познания ограничиваются лишь краткими сведениями о том инструменте, на котором они обучаются.

А знания об истории создания народных инструментов очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению.

Входя в мир народной музыки, ребенок начинает чувствовать, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры, становится духовным наследником его традиций.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена народная культура, когда понято и осмысленно прошлое. Тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является духовное нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным истокам, традициям, обрядам, устному и песенному народному творчеству.

В связи с этим на уроках музыки я большое внимание уделяю теме изучения русского народного творчества.

Конспект урока музыки в 5 классе по теме

«Русские народные музыкальные инструменты»

Тип урока: углубление и расширение знаний.

Форма урока: традиционный с элементами игры.

Структура урока:

  • Организационный этап: создает психологический настрой учащихся.
  • Проверка знаний учащихся:  (кроссворд, задания)  помогает выявить уровень знаний учащихся по данной теме, активизировать их творческую и мыслительную деятельность.
  • Изучение нового материала: знакомство с новыми инструментами, с В.В. Андреевым, создателем первого народного оркестра.
  • Практический этап: раскрывает ритмические способности учащихся, умение исполнять музыкальное произведение в ансамбле на инструментах, уровень способностей, творческого мышления и мастерства.

Цель урока: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народных инструментах, показ  самобытности и места русских народных инструментов в жизни русского человека..

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов. Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов, показать  роль оркестра народных инструментов в сохранении народного творчества.

2. Учить  детей различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

3. Обучать детей навыкам исполнения музыки, используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотку, бубен, бубенцы, треугольники)

Развивающие

Развивать у детей:

   - тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство,

   - осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя,

 - логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально,

 - интерес к слушанию музыки, музыкальное восприятие,  вокально-хоровые и ритмические навыки, внимание, память, творческие способности.

    Воспитательные

1.  Формировать у детей интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать в учащихся любовь и уважение к традициям и истории своей страны.                             

 3. Вырабатывать в сознании учащихся нравственные качества, чувство патриотизма.

4. Вовлекать учащихся в  совместное творчество.

Педагогическая технология: ИКТ   (урок сопровождает презентация, выполненная в формате Power Point)

Оборудование, необходимое для проведения урока:

 - музыкальные инструменты – фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, балалайка-бас, домра, гармонь, бубен, бубенцы, дудочка, трещотка, ложки,

 - карточки с надписями инструментов,

 - компьютер, экран, слайды с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар: 

 - фрагменты записей звучания русских народных инструментов,

 - фрагменты записей звучания русских народных наигрышей и мелодий. 

Наглядно-дидактические пособия.

  1. Иллюстрации с изображениями русских народных инструментов.
  2. Портрет Андреева В. В.
  3. Музыкальные и шумовые инструменты.

Методы: словесные, наглядные, практические.

 

Планируемые результаты:

 Ученик научится:

-эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности,

- ценить отечественные народные музыкальные традиции,

- общаться и взаимодействовать в процессе  коллективного воплощения различных художественных образов,

- в качестве аккомпанемента исполнять музыкальные произведения на музыкальных инструментах.

 

Ученик получит возможность научиться:

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

Содержание урока:

  1. Вход детей в класс под русскую  народную музыку «Светит месяц».

Вводно-мотивационный момент. Исполнение музыкальной  попевки-приветствия.

  1. Введение в тему урока.

 - знакомство с русскими народными инструментами, показ  инструментов, ознакомление с их звучанием.

       -  Работа с карточками: определение на слух названия  инструментов по их звучанию.

  1. Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева».

  1. Слушание русской народной плясовой песни «Светит месяц» в обработке В.В.Андреева, работа над эмоциональными терминами.

 

  1. Практическая работа:

- вокально-хоровая работа над русской  народной песней « Светит месяц»

- музыкально – ритмическая зарядка

  - игра на народных инструментах.

  1. Рефлексия. Обобщение полученных знаний: что я знал по данной теме, что узнал нового, что хочу ещё узнать.

  1. Выставление оценок.

  1.  Домашнее задание: нарисовать музыкальный инструмент русского народного оркестра.

Ход урока:

  1. Вход детей в класс под рус. нар. музыку «Светит месяц».

Вводно-мотивационный момент. Исполнение музыкальной попевки – приветствия.

( на доске нарисован кроссворд,

также прикреплены карточки с названием инструментов)

 - Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Крупа Наталья Викторовна. Я – учитель музыки в школе № 3 п. Магдагачи. Сегодня урок музыки я проведу в вашем классе.

Я очень рада видеть вас! И приглашаю вас в  путешествие по удивительному миру музыки! Я думаю, что  на сегодняшнем уроке вы будете мне замечательными помощниками!

Музыкальное приветствие:

 Учитель: Здравствуйте,  ребята!

 Дети: Здравствуйте!  ( усаживаю детей за парты)

 

Учитель: Как уже было сказано, сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

  1. Введение в тему урока.

 - знакомство с русскими народными инструментами, показ  инструментов, ознакомление с их звучанием,

       -  работа с карточками: определение на слух названия  инструментов по их звучанию.

Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким бы он был?

А вообще нужна музыка людям?

А в каком возрасте нужна музыка?

Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста?  ( В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства)

 Музыка - одно из древнейших искусств.

А что рождает музыку?  ( музыкальный инструмент).

 

Мы уже на пути к раскрытию  темы урока,  и, чтобы полностью её определить, я прошу вас разгадать кроссворд.

Загадки любите?

 

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки, а -_________     будет их открывать. Отгадки – это инструменты.  


( я показываю  на инструменты рукой)

  1. Громкий. Чистый, озорной!

Радость он несёт с собой!

И на празднике он будет!

Славно подыграет    БУБЕН!

2. Три струны, играет звонко.
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?       БАЛАЛАЙКА

3.Этот славный инструмент

Отгадаете в момент!

Звук у неё громкий, чёткий!

А зовут её    ТРЕЩОТКА!

Очень весело поёт,
Если дуете в неё.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?.. (ДУДОЧКА)


  1. А всего-то три струны ей для музыки нужны. 
    Поют струны до утра! То, ребята,  
    ДОМРА!

6.У него рубашка в складку

 Любит он плясать в присядку.

 Весельчак и буян

 Голосистый мой… ( БАЯН)

7. Заиграет инструмент – слышат все в один момент!

То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!

8. Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Инструмент тот -  не безделка,
В музыке тоже бывают… (ТАРЕЛКИ) 

 

 

Какое слово получилось по вертикали? (народные)

 А что было отгадками? (инструменты)

        

          Итак, ребята,  озвучьте тему урока.

 Тема урока   - « Путешествие в страну русских народных инструментов»    

( СЛАЙД «Путешествие в музыкальные инструменты»)

         Сегодня на уроке вы ближе познакомитесь с народным инструментами, будете раскрывать тайны их звучания, познакомитесь с понятием «Оркестр народных инструментов»,  узнаете,  когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов, а также поупражняетесь  в игре на музыкальных инструментах

Поэтому попрошу вас быть внимательными слушателями, зрителями и участниками!

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.

А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?  Правильно, потому что в большинстве своём они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые  люди.

  1. Одним из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке являются  гусли.

(карточка с названием на доску)

Показ  инструмента  (Слайд  «ГУСЛИ»)

   

Что из себя представляет инструмент? - доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

Ходили по Руси музыканты – сказители и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях.

                                    ( Слайд «Сказители»)

Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок).

Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна.

( слайд «Боян»)

В древности  оркестров не было. Ходили по городам и сёлам весёлые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах,  устраивали весёлые представления.

Кто знает, как называли таких артистов? – правильно, скоморохи.

( слайд «Скоморохи»)

        Скоморох настроит домру,

        Скоморох достанет дудку,

        И людей честных и добрых

        Рассмешит весёлой шуткой!

  1. Играли скоморохи на разных инструментах. Одним из них была домра. Домра  ( карточку на доску) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент – основа народного оркестра.

( Слайд «ДОМРА»).

Играли скоморохи на домре косточкой или перышком.

Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость   или изобразить кого- нибудь. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили.  Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И просто чудом в далёких деревнях сохранился этот инструмент и дошёл до нас.

(Слушание « Домра звучит»)

  1. Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом  какого – либо народа.

 

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней         спроси!

Выйдет Ваня за плетень,

Заиграет «Трень-ди-брень!»

( карточку на доску)

(Слайд  «БАЛАЛАЙКА»)

(показ инструмента)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки.

В 1887 г. Василий Васильевич Андреев ( Слайд «АНДРЕЕВ») организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется «Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева»

(Слушание  «  Балалайка звучит»)

  1. Это – тоже балалайка, но обладающая низким, басистым звуком. И называется она - Балалайка-бас. ( карточку на доску)

Слайд  «БАЛАЛАЙКА-БАС »)

(Звучание балалайки-баса)

( очень тяжёлый инструмент, требует мужской силы)

  1. Ребята, о этом инструменте вы уже сегодня разгадали загадку!

Это – БУБЕН! Бубен просто встряхивают ( карточку на доску)

( Слайд «БУБЕН»)

( приглашаю ребёнка поиграть на бубне)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Игра «Ритмическое эхо»

  1. За обедом суп едят,
    К вечеру «заговорят»
    Деревянные девчонки,
    Музыкальные сестрёнки!
    Поиграй и ты немножко
    На красивых ярких   (ЛОЖКАХ) ( карточку на доску)

ЛОЖКИ возникли раньше всех.  

( Слайд «Ложки»)

-Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается чёткий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.

( показываю игру на ложках,

приглашаю ребёнка поиграть на ложках)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.

(Слайд «ЛОЖКАРИ»)

Игра «Ритмическое эхо»

  1.  Трещотка.                    ( карточку на доску)

         Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит её за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. ( приглашаю ребёнка поиграть на трещотке)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Рожок, дудочка

( приглашаю ребёнка поиграть на дудочке )

Охарактеризуйте звук инструмента.

- музыкально – ритмическая зарядка

  1. Гармонь                ( карточку на доску)

Изобретена была в Германии. В Россию вначале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах.

( Слайд «Гармонь»)

В каждой области  делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и  др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях.  

( Показ инструментов)

(Слушание  « Звучание гармони»)

Ребята,  балалайка и гармонь являются символом России.

 Недаром говорят:  «Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!»

( Слайд «Балалайка и гармонь»)

  1. Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.

 ( карточку на доску)

( Показ инструмента)

Звук извлекается при помощи раздувания мехов.

(Слушание  « Звучание баяна»)

( слушание баяна и балалайки – баса)

  1.  Он по виду брат баяну, где веселье - там и он. 
    Я подсказывать не стану, всем знаком  АККОРДЕОН!

( карточку на доску)

( Показ инструмента)

(Слушание  « Звучание аккордеона»)

 

4.Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева»

Русский народный оркестр  — коллектив инструменталистов, ансамбль народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гуслибаяныжалейки и другие русские народные инструменты.

( под карточками с названиями инструментов наклеиваю плакат «Оркестр народных инструментов)

   

                                ( слайд – фото оркестра)

  Знакомство с понятием «Дирижёр»

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …  ДИРИЖЕР

- Что делает дирижер? --- …

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником В. В. Андреевым  как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».

( Слайд «АНДРЕЕВ»)

Позже оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение и существуют практически повсеместно. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных произведений.

Ребята, очень радостно, что у нас в п. Магдагачи тоже есть свой оркестр русских народных инструментов. Это ансамбль преподавателей музыкальной школы. Фото сейчас показано на слайде.

( Слайд )

( приглашаю детей записываться в музыкальную школу)

5.Слушание звучания оркестра народных инструментов.

- работа над эмоциональными терминами. 

5.Практическая работа:

 - Работа над дыханием,  мимические упражнения, работа  над дикцией.

  1. Цветочек».

- Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все « сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.

  1. «Шмель».

- Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Р

  1. «Одуванчик».

 

«Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз,

два 

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх — вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубыкусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаютсяи не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут,то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут,то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать — стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

 

 Тары – бары

Растабары!

У Варвары

 Куры стары!

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

 

 - Распевание

  1. Держим один звук  (М__М_М_М_)
  2. Исполняем три соседних звука сверху вниз (ТР_ТР_ТР,  Ю_Ю_Ю_)
  3. Исполняем 5 соседних звуков (ТР_ТР_ТР, ЛЁ_ЛЁ_ЛЁ, ЛЮ_ЛЮ_ЛЮ, РО-ДИ-НА_МО_Я)
  4. Исполняем звуки мажорного трезвучия  в нижнем движении. (Ю_Ю_Ю_, Я_И_ДУ, РО_ДИ_НА)

Хочешь ты красиво петь?

Тогда старайся головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

Широко всем  улыбнись!

- вокально-хоровая работа над рус. нар. песней « Во поле берёза стояла»

А сейчас давайте создадим свой оркестр!

  - игра на народных инструментах.

  1. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.: что я знал по данной теме, что узнал нового, что хочу ещё узнать.

Викторина.

Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. У одной группы лист прочерчен и пронумерованы, у другой – чистый лист с указанием чисел и карточки с изображением инструментов. На мой вопрос прошу вас дать ответ:

 - первая группа - в виде записи названия инструмента согласно нумерации,

 - вторая группа -  в виде наклеенного изображения инструмента.

 1.- Какой инструмент является самым древним?   ( гусли)

 2.- Какой инструмент является ведущим в оркестре народных инструментов?  ( домра)

 3.- О каком инструменте говорят «Трень-ди-брень»?   ( балалайка)

4. - Как называется балалайка с низким басистым звуком?  ( балалайка – бас)

 5.- Как называется инструмент, который я держу в руке?    ( бубен)

 6.- Укажите инструмент, издающий сухой, трескучий звук.     ( трещотка)

 7.- О каком инструменте говорят: «Утром кашу едят! К вечеру заговорят?»    ( ложки)

 8.- Запоёт, лишь только тронь, голосистая    ( гармонь)

9.  Близкий родственник гармони, не драчун, не буян, развесёлый   ( баян)

10. Этот инструмент похож и на пианино, и на баян.   ( аккордеон)

 ( сверка результатов викторины – листы крепятся на доску)

Рефлексия: Ребята, я хочу узнать, понравился вам наш урок или нет, с каким настроением вы уходите домой.

Для этого заранее заготовлены два изображения на доске:

http://festival.1september.ru/articles/314212/image2.gif

И по количеству учащихся раздаются карточки с изображением скрипичного ключа. Если учащимся урок понравился, то крепят скрипичный ключ на изображение мажора, если нет, то скрипичный ключ крепят на минор. По количеству скрипичных ключей на каждом изображении минора и мажора можно судить о качестве урока.

  1. Выставление оценок.

  1.  Домашнее задание: нарисовать музыкальный инструмент русского народного оркестра

 



Предварительный просмотр:

БАЛАЛАЙКА

ТРЕЩОТКА

ДУДОЧКА,
РОЖОК

ГАРМОНЬ

  В.В.Андреев

БАЛАЛАЙКА-БАС

АККОРДЕОН



Предварительный просмотр:

ГУСЛИ

ДОМРА

БУБЕН

ЛОЖКИ

БАЯН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО 5 класс "Народные праздничные гулянья"

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в праздничные дни.  Так в конце зимы , в период с конца февр...

План-конспект урока в 5 классе. Древние образы в народных игрушках. Щепные птицы.

Урок- знакомство с древнейшим ремеслом на земле русской. Изготовление игрушек и оберегов из самого доступного материала - дерева. Развитие творческой фантазии  и дальнейшее раз...

План-конспект урока в 9 классе по теме "Традиционная экономика. Народные промыслы на российской ярмарке"

Цели и задачи: познакомить с географией народных промыслов Подмосковья;вспомнить историю создания и развития промыслов и ремесел на Руси;раскрыть характер основных видов народных изделий Подмосковья, ...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Конспект урока в 4 классе по теме - Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов.

Музыкальные  инструменты России. Оркестр народных инструментов....

Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"

На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....

Конспект урока в 7 класса "Народные движения"

Данный урок разработан с применением самостоятельной работы учащихся. Для мотивации использованы фрагменты стихотворений....