Конспект урока в 7 класса "Народные движения"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Данный урок разработан с применением самостоятельной работы учащихся. Для мотивации использованы фрагменты стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4._narodnye_dvizheniya.docx | 27.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Народные движения
Проверка домашнего задания
I. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.
1) Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном. (Филарет)
2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович)
3) Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север.(Патриарх Никон)
4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни.(Протопоп Аввакум)
II. Какие событие произошли в эти годы?
1) 1619 г. – митрополит Филарет Церковным Собором избран патриархом Московским и всея Руси.
2) 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова
3) 1649 год – принятие Соборного уложения.
4) 1651 год – Никон становится патриархом
5) 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором
6) 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном
III. Объясните понятия:
1) Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала
2) Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.
3) Протопоп – обиходное название старшего православного священника (протоиерея).
4) Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя
5) Соборное Уложение – общерусский свод законов.
6) Старообрядцы – противники церковной реформы
1. Организационный момент
Безвластие всегда приводит к бунту.
Благо в России всегда есть кому бунтовать.
Русский бунт страшен!
В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют «бунташным». И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название, какие бунты происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.
Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову. (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске).
2. Изучение нового материала
Задание. Давайте выясним, в чем причины народных выступлений? Откройте учебник на с. 61, прочитайте 1-й абзац и назовите причины народных выступлений.
- закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей
- усиление налогового гнета, ведение почти непрерывных войн (что сказалось на благополучии населения) - усиление приказной волокиты - попытка ограничения казачьей вольности - церковный раскол и расправы со старообрядцами
События XVII века объединили в стремлении к борьбе против государственной политики разные сословия и социальные группы. В выступлениях приняли участия не только представители крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.
Задание. Сейчас вы получаете задание: используя учебник выяснить причины, ход и итоги выступлений 17 века. Результаты работы занести в сравнительную таблицу «Народные движения в 17 веке».
1-й ряд – изучает события Соляного бунта стр. 62
2- й ряд – события Медного бунта стр. 62
3-й ряд – выступление старообрядцев - Соловецкое восстание стр. 67.
Вопросы для сравнения | Дата события | Очаг восстания | Причина восстания | Участники | Результаты |
Соляной бунт | 1648 | Москва | Попытка правительства пополнить казну за счет введения пошлины на соль | Москвичи | Плещеев убит, отправлен в отставку Морозов |
Медный бунт | 1662 | Москва | Взыскание долгов, чеканка монет не из серебра, а из меди | Москвичи, армия | Расправы над участниками, отмена медных денег |
Соловецкое восстание | 1668-1676 | Соловки | Преследование старообрядцев | Монахи | Расправа с восставшими |
– Что общего между причинами Соляного бунта 1648 года и Медного бунта 1662 года? (очагом восстаний явилась Москва, причинами стало недовольство населения внутренней политикой правительства, подавление восстаний).
– В чем особенности выступления старообрядцев? (по характеру это было религиозное выступление, восставшие боролись за старую веру)
- Назовите главные причины поражений в этих выступлениях? (1.Восставшие не имели четких целей 2. Верили в «доброго» царя 3. Имели плохое вооружение 4. Разнородный состав участников, каждый шел за своей правдой).
Вершиной «бунташного» века стало восстание Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Обсуждение причин восстания:
- рост повинностей, налогов, оброков крестьян
- рост налогов и чрезвычайных сборов посадского люда
- ухудшение положения населения
- неурожай
- эпидемии
- проблема беглых на Дону
Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа:
1 этап – 1667 – 1669 гг. – «поход за зипунами». Вот как, об этом писал народ в «Сказаниях о народных восстаниях»:
Разглядеть не успели стрельцы,
Как на струги неслыханно быстро
Налетели в челнах удальцы.
С диким гиканьем, с посвистом страшным
Осаждала суда голытьба.
Царским слугам в бою рукопашном
Приготовила гибель судьба.
В 1667 г. казаки во главе с С.Т.Разиным отправились в поход на Волгу. Блокировав реку, восставшие захватывали торговые суда русских и персидских купцов. Казаки захватили Яицкий городок. Затем одержав победу над персидским флотом, получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагалицком городке. Именно этот поход сделал Разина очень популярной фигурой среди народа. После благополучного возвращения на Дон, он был в 1670 г. избран атаманом и начал собирать войско для похода на Русь.
Такие грабительские походы казаков за богатой добычей назывались «походами за зипунами». Слово «зипун» в казачьей среде обозначалась как добыча.
2-й этап. 1670- 1671 гг.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан…
Восстание С.Т.Разина охватило большую часть Российской территории. 19 июля войско повстанцев подошло к Астрахани.
Да, Степан пошел не приступом,
А вокруг повел, в обход,
По садам, по виноградникам
Рать повел он в те места,
Где открыла ходы ратникам
Городская беднота.
Весной 1670 г., разинское войско легко овладело Астраханью, без боя сдался Царицын, вскоре пали Саратов, Самара, Саранск. Пенза также оказались в руках повстанцев. По всему пути Разин рассылал «прелестные письма» (т..е. призывные), в которых подчеркивал, что идет «постоять за великого государя», будет истреблять чиновников – «приказных» и бояр-изменников, обещал народу волю вольную, житье сладкое, безбедное.
И туда к Степану тянется
Отовсюду беглый люд,
Кто прийдет, тот и останется
В эти сотни всех берут.
К началу осени 1670 года силы восставших превышали 20 000 человек.
– Почему восставшие легко одерживали победы?
Ой, Симбирск, стена высокая,
Двадцать восемь дней под стенами
Со своими неизменными
Силачами атаманами,
С войском, с пушками, с таранами
Разин город осаждал,
Но Симбирска царь не сдал.
В сентябре 1670 г., Разин подошел к Симбирску. Месяц продолжалась осада города. Однако Симбирск не был взят восставшими, так как подоспели правительственные войска из Казани. В решающем сражении разинцы потерпели поражение. Атаман с горсткой сподвижников прорвался на Дон, где укрылся в Черном Яре и вновь стал набирать силы. Но зажиточные казаки, опасаясь расправы, выдали Разина властям. Летом 1671 г. плененного атамана в оковах привезли в Москву, где его пытали. А 6 июня публично четвертовали на Красной площади.
Также смертной казни были подвержены тысячи восставших. Однако память о нем долго сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывали легенды.
- В чем причины поражения восстания С.Т. Разина
- стихийность, низкая организованность
- отсутствие четких целей у восставших
- разнородный социальный состав
- разрозненность действий крестьян
3. Закрепление изученного материала
- Вспомните и назовите, что обозначает выражения: «поход за зипунами» (поход за военной добычей), «прелестные письма» (призывные письма Разина)
- Какие события происходили в данных годах?
1648 г - (Соляной бунт)
1662 г – (Медный бунт)
1670 – 1671 гг. – (Восстание С.Т. Разина)
- Какое из данных событий было наиболее масштабным? Почему? (Восстание С.Т. Разина, т. к. оно носило массовый характер, имело своего предводителя)
- Чем закончились данные события? (Восстания были подавлены)
- Почему XVII век называют «бунташным»? (XVII век вошел в историю, как «бунташный». Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько мощных выступления. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета).
4. Домашнее задание
- параграф пересказ
Проверка домашнего задания
I. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.
1) Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном.
2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке.
3) Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север.
4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни.
II. Какие событие произошли в эти годы?
1) 1619 г. 2) 1645 г. 3) 1649 г. 4) 1651 г. 5) 1654 г. 6) 1666 г.
III. Объясните понятия:
1) Крепостничество 2) Раскол 3) Протопоп
4) Самодержавие 5) Соборное Уложение 6) Старообрядцы
Проверка домашнего задания
I. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.
1) Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном.
2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке.
3) Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север.
4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни.
II. Какие событие произошли в эти годы?
1) 1619 г. 2) 1645 г. 3) 1649 г. 4) 1651 г. 5) 1654 г. 6) 1666 г.
III. Объясните понятия:
1) Крепостничество 2) Раскол 3) Протопоп
4) Самодержавие 5) Соборное Уложение 6) Старообрядцы
Проверка домашнего задания
I. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.
1) Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном.
2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке.
3) Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север.
4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни.
II. Какие событие произошли в эти годы?
1) 1619 г. 2) 1645 г. 3) 1649 г. 4) 1651 г. 5) 1654 г. 6) 1666 г.
III. Объясните понятия:
1) Крепостничество 2) Раскол 3) Протопоп
4) Самодержавие 5) Соборное Уложение 6) Старообрядцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"
План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...
План конспект урока Тема: Социальные движения второй половины XVII в.
Социальные движения второй половины XVII в....
Конспект урока по географии "Движение воздуха".
Сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить с видами ветров; Развивать мышление, умение быстро отвечать на вопросы, работать с учебником; Воспитывать интерес к окружающей природе...
конспект урока по теме "Движение вод" в 6 классе
урок интересен тем, что применяются структурно- логические схемы.что позволяет ребенку логически рассуждать и мыслить. На протяжении всего урока используется ЭОР и сопровождается музыкой....
конспект урока "Задачи на движение"
Конспект урока с использованием презентации по теме "Задачи на движение"...
Конспект урока "Задачи на движение"
План-конспект урока с применением технологии УДЕ П.М.Эрдниева. Использован метод обратной задачи. Параллельное рассмотрение взаимно-обратных задач учит анализировать, сравнивать. "Без обратной задачи ...