Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждена
приказом директора МОУСОШ№16
г.Балашова
от 01.09.2014 №168
Рабочая программа
по музыке
для 5 класса
учителя: Афанасьевой Елены Юрьевны
Согласовано
протокол заседания
педагогического совета
МОУСОШ№ 16 г.Балашова
От 29.08.2014
№1
Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.
Программа включает четыре раздела:
• «Пояснительная записка», где представлены общая характеристика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном; описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
• «Содержание учебного предмета, курса», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
• «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
• «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», где дается характеристика необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания предмета «Музыка» в современной школе.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
- Закон РФ «ОБ образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты основного общего образования;
- Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Музыка 5 – 7 классы;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Программа по музыке «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2011 г.;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего предметной линии учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники: Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
Рабочие тетради: Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2013.
Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Методическая литература: Уроки музыки: 5-6 классы: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2007.
Алексеева Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Учебный план по музыке для 5 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | ||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии | ||||
I. | Тема №1. «Музыка и литература» | 16 ч. | 2 ч. Обобщающие уроки | |||
II. | Тема №2. «Музыка и изобразительное искусство» | 19 ч. | 2 ч. Обобщающие уроки | |||
Итого | 35 ч. | 4 ч. |
Учебно-тематический план по музыке для 5 класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля | |||
I полугодие четверть«Музыка и литература» | 16 час. | |||||
1. | Что роднит музыку с литературой | 1 ч. | ||||
2-4. | Вокальная музыка | 3 ч. | ||||
5-6. | Фольклор в музыке русских композиторов | 2 ч. | ||||
7. | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 ч. | ||||
8-9. | Вторая жизнь песни | 2 ч. | Фронтальный опрос по теме. Оценивание певческих умений учащихся | |||
10. | Всю жизнь мою несу родину в душе… | 1 ч. | ||||
11. | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 ч. | ||||
12. | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 ч. | ||||
13. | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 ч. | ||||
14. | Музыка в театре, в кино, на телевидении. | 1 ч. | ||||
15. | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 ч. | ||||
16. | Мир композитора. | 1 ч. | Фронтальный опрос по теме. Оценивание певческих умений учащихся | |||
II полугодие «Музыка и изобразительное искусство» | 19 час. | |||||
1. | Что роднит музыку с изобразительным искусством | 1 ч. | ||||
2. | Небесное и земное в звуках и красках | 1 ч. | ||||
3-4. | Звать через прошлое к настоящему | 2 ч. | ||||
5-6. | Музыкальная живопись и живописная музыка | 2 ч. | ||||
7. | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | 1 ч. | ||||
8. | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 ч. | ||||
9. | Волшебная палочка дирижера. | 1 ч. | ||||
10-11. | Образы борьбы и победы в искусстве | 2 ч. | Фронтальный опрос по теме. Оценивание певческих умений учащихся | |||
12. | Застывшая музыка | 1 ч. | ||||
13. | Полифония в музыке и живописи | 1 ч. | ||||
14. | Музыка на мольберте | 1 ч. | ||||
15. | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 ч. | ||||
16. | О подвигах, о доблести, о славе… | 1 ч. | ||||
17. | В каждой мимолетности вижу я миры… | 1 ч. | ||||
18-19. | Мир композитора. С веком наравне | 2 ч. | Защита группового проекта. Музыкальная викторина | |||
За учебный год: | 35 ч. | |||||
Содержание программы 5 класса предмета «музыка»
Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.
В 5 классе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств- литературы(прозы и поэзии), изобразительного искусства. Театра. Кино.
1.Раздел 1. Музыка и литература(16ч)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
2. Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство(19ч)
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Архитектура- застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:
- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.
Уметь:
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | УУД | Домашнее задание | |
тема I полугодия: “Музыка и литература” 1 четверть | |||||||
1 | Что роднит музыку с литературой. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение в процессе слушания музыки | Перечислить Общие жанры музыки и живописи | |||
2 | Вокальная музыка. Комбинированный урок | Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня.
| Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую Познавательные: ориентация в способах решения задачи Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности (Работа в паре, группе) | Найти музыкальные термины в рассказе В.Белова на стр. 10 учебника | |||
3 | Песня русская в березах, песня русская в хлебах Урок обобщения и систематизации знаний | Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни). Народная песня, ее жанры и особенности. Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма Русские народные песни:
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе) | Исполнение р.н.п. | |||
4 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно Комбинированный урок | Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. (Работа в паре, в группе) | Музыкальная характеристика романсов А.Варламова, А.Рубинштейна | |||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. Урок обобщения и систематизации знаний | Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.
| Регулятивные: формулировать учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Жанры русского фольклора | |||
6 | Что за прелесть эти сказки Урок обобщения и систематизации знаний. | Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.
| Регулятивные: формулировать учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Сочинить музыкальную сказку | |||
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. Урок закрепления нового материала. | Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные : использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Перечислить музыкальные и литературные жанры | |||
8 | Вторая жизнь песни. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные : использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью. | Дополнить словарь музыкальными терминами | |||
9 | Всю жизнь мою несу родину в душе… | Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
| Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе)Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации | Средства музыкальной Выразительности | |||
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.
| Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентация в разнообразии решения способов задачи Коммуникативные: проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач | Средства музыкальной Выразительности | |||
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. комбинированный урок. | Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения | Найти высказывания поэтов о музыке и музыкантах | |||
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве былинного героя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения | Объяснить термины оперного искусства | |||
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.
Н. Римский-Корсаков. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать собственные затруднения | ||||
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения | Найти в интернете историю балета | |||
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения | Составить литературный сценарий к музыкальному фильму | |||
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | Выявить особенности исполнения мюзикла | |||
17 | Мир композитора. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Знакомство с творчеством региональных композиторов. Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. "Музыкальный шаман Ямала". Семен Николаевич Няруй - первый ненецкий композитор, заслуженный работник культуры России. Творчество современных композиторов Ямала. | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | Подобрать стихи к музыкальным произведениям | |||
тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” 3 четверть | |||||||
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: ориентация в разнообразных способах решения Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. (Работа в паре, группе) | Перечислить общность жанров музыки и изобразительного искусства | |||
19 | Небесное и земное в звуках и красках. Комбинированныйурок. | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе). | Найти в интернете историю древней русской архитектуры | |||
20 | Звать через прошлое к настоящему. Урок закрепления нового материала. | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст) Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе). | Выразительные и изобразительные средства | |||
21 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
| ||||||
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Урок обобщения и систематизации знаний. | Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Нарисовать рисунки к музыкальным произведениям | |||
23 | Общее и особенное в русском и западно – | Дополнить словарь | |||||
Фореллен – квинтет. Дыхание Русской песенности Урок обобщения и систематизации знаний. | европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | музыкальными терминами | ||||
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Комбинированный урок | Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Средства передачи колокольности в музыке и изобразительном искусстве | |||
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Урок обобщения и систематизации знаний. | Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Краски живописи и музыке | |||
26 | Волшебная палочка дирижера. Комбинированный урок. | Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Перечислить известных дирижеров мира | |||
27 | Образы борьбы и победы в искусстве. Комбинированный урок. | Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательны: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: инсценирование и драматизация | Нарисовать рисунки по теме | |||
4 четверть | |||||||
28 | Застывшая музыка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | История органа | |||
29 | Полифония в музыке и живописи. Урок обобщения и систематизации знаний. | Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: подготовка устных рассказов в паре об услышанном | Фуга | |||
30 | Музыка на мольберте. Комбинированный урок | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
| Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: использовать общие приемы решения задачи Коммуникативные: подготовка устных рассказов в группе об услышанном | Нарисовать рисунок по теме | |||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Словесное описание симфонической поэмы «Море» Чюрлёниса | |||
32 | О подвигах, о доблести и славе... Комбинированный урок. | Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:
| Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе). | Выучить тексты песен о войне | |||
33 | В каждой мимолетности вижу я миры… Комбинированный урок. | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
- «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе). | Нарисовать рисунки по теме | |||
34 | Мир композитора. С веком наравне. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе). | Перечислить известных композиторов, художников | |||
35 | Заключительный урок – обобщение. Урок обобщения и систематизации знаний. | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя Познавательные: формулировать учебную задачу Коммуникативные: уметь участвовать в хоровом пении (Работа в группе). |
- музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение театров и т.д.;концертов,
- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.
Перечень учебно-методического обеспечения
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего предметной линии учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованных МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники: Музыка: 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.: ил.
Рабочие тетради: Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 2-е издание. – М., «Просвещение», 2013.
Дидактический материал: ФОНОХРЕСТОМАТИЯ музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс». Диск MP3. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Методическая литература: Уроки музыки: 5-6 классы: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.– М.: Просвещение, 2007.
Алексеева Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2004г
- фонохрестоматия для 5 класса (6 кассет)
- Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
- учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2006г.
- «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2006 г.
Ресурсное обеспечение предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
Список научно-методической литературы.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Приложение к рабочей программе
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Одна из современных образовательных технологий – технология здоровьесбережения. Термин "здоровьесбережение" получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках.
Огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет искусство, в частности – музыка. Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формируя у него здоровую психику. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках музыки 1-7 класс
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
1. Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции;
2. Массирует гортань, щитовидную железу;
3. Влияет на работу сердца;
4. Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека;
5. Пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.
Хоровое пение не только укрепляет здоровье, но и оказывает эстетическое и нравственное воздействие на коллектив исполнителей, помогaет (как сказал К.Д.Ушинский) «…слить много сердец в одно сильное чувственное сердце».
А.И.Попов основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну закономерность: обладатели сильного голоса имеют, как правило, крепкое здоровье. Если голос «ослаб, потускнел» необходимо укреплять тренировать голосовые мышцы. А.И.Попов определил, что, если мышечная координация оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Необходим тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение aртикуляции и дикции, устранение монотонности, повизгивания и гнусавости. Разработанные им упражнения благоприятно воздействуют и на весь организм в целом.
На уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует, да и некогда. Когда ребёнок поёт свободно и легко голос развивается свободно и легко, голос естественно рaзвивается и укрепляется. Дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека. Дыхательную недостаточность, которой страдают 80 человек из100,можно даже считать « профессиональной » болезнью школьников. Но с этой проблемой можно справиться, если вовремя обратить внимание на ребёнка и на его дыхание. Есть много упражнений, которые можно выполнять на уроках музыки. Некоторые из них:
1. Покусывaть кончик языка (4-8 раз)
2. «Жевать» язык (слева и справа) (4-8 раз)
3. «Воздушный шарик». Резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или "отпустить" мышцы живота. При вдохе живот естественно"выталкивается" вперед, как шарик.
4. «Собачке жарко». Часто подышать носом с высунутым языком.
5. «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
6. Произносить согласные звуки (последовательно глухие, звонкие), а также растягивая гласные звуки.
звук “а – а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
звук “о – о” оздоровляет среднюю часть груди;
звук “о – и – о – и” массирует сердце;
звук “а – у – э – и” помогает всему организму в целом.
7. Вопросы-ответы (гласные звуки) и многие другие упражнения
8. Игры-кричалки (текст + движение)
9. Скороговорки
Реализация здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создание здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями;
- тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.
Результаты музыкально-оздоровительной работы
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.
Литература:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002 г.
3. Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. – М.: Музыка, 1985
4. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. С-Петербург, Питер, 2003
5. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
6. Гришина Лариса Аркадьевна, преподаватель методики ОГОУ СПО УМПК N 2, председатель ПЦК «Психолого-педагогический цикл дисциплин»
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .
8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, – 2000
9. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002 г.
10. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...