Статья «Музыка и пение в решении логопедических проблем»
статья по музыке на тему
Использование музыки в качестве коррекционного средства для детей с речевыми нарушениями осуществляются с помощью различных методик, одной из которых является логопедическая ритмика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_penie_v_reshenii_logopedicheskih_problem.docx | 20.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ Гимназия № 24
Уборцева И.Г.
Тезисы
«Музыка и пение в решении логопедических проблем»
- Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребёнка.
- Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребёнка.
- Детский хор – особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искренне и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства. Учебные задачи вокально-хоровых упражнений.
- Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
- Использование музыки в качестве коррекционного средства для детей с речевыми нарушениями осуществляются с помощью различных методик, одной из которых является логопедическая ритмика.
- Решение задач на логоритмических занятиях.
- Элементы логоритмических занятий.
- С помощью особых приемов и «технологий» на уроках музыки и музыкальных занятиях можно воспитывать не только эстетическое чувство и приобщить ребёнка к культуре и искусству, но, и возможно развить голос, чувство ритма, интонацию и выразительность речи, что является специфичным для детей с нарушениями речевого развития.
«Музыка и пение в решении логопедических проблем»
Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Даже в период внутриутробного развития человека музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, и возможно, уже тогда формирует его вкусы и предпочтения. Дети приобщаются к музыкальному искусству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности: слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался мудрый взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности ребенка. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой в условиях, когда общество переживает демографическую катастрофу. В настоящее время возросла доля детей с различными видами патологии. Особую категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся расстройствами речи. Проблемой этих детей, как правило, бывает некоторое отставание в развитии, которое желательно преодолеть к началу их обучения в школе.
Пение – самый доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребёнка. Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, поют охотно, особенно в хоре.
Детский хор – особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, который может искренне и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства. Это живой организм, который постоянно растёт и изменяется.
Главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение кругозора) и непосредственно исполнительства.
Такой подход позволяет развиваться хору и максимально раскрываться музыкальным способностям каждого ребёнка.
Но одни дети обладают прекрасным слухом и замечательно интонируют, у других при регулярных занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога. Выполнение следующих учебных задач в вокально-хоровых упражнениях:
- Настройка голосового аппарата.
- Воспитание хорошего унисона.
- Выработка навыков певческого дыхания.
- Правильное формирование гласных.
- Ровное звучание голоса на всём диапазоне.
- Элементарные навыки многоголосия.
- Активная артикуляция (хорошая дикция, чёткое произношение согласных), которая зависит от активной работы мышц языка, а также губ и мягкого нёба.
Обучение правильному произношению звуков русского языка начинается с артикуляционной гимнастики. Её целью является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции (языка, губ, щёк, нижней челюсти) и подготовка к правильному произнесению звуков.
В норме овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда этот процесс затягивается, и тогда появляется множество проблем у малышей и взрослых. Дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками, боясь быть осмеянными. В школе могут добавиться и речевые ошибки в тетрадях. Чтобы этого не случилось, можно помочь ребёнку укрепить артикуляционные мышцы точно так же, как мы укрепляем мышцы рук, ног и туловища с помощью физических упражнений.
Музыка в коррекционном процессе логопедических трудностей детей занимает особое место. Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения Прежде всего, это объясняется тем, что восприятие и речи, и музыки осуществляется единой анализаторной системой, потому есть предположение о том, что недостатки одной системы восприятия (речевой) можно компенсировать с помощью элементов другой (музыкальной).
Использование музыки в качестве коррекционного средства для детей с речевыми нарушениями осуществляется с помощью различных методик, одной из которых, является логопедическая ритмика.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- увеличение объёма памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций;
- формирование двигательных навыков.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
- артикуляционную гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умение ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки и т.д. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам-представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем
Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем воспитания школьников". В условиях кардинальных изменений в социальн...
Конспект и презентация открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей 1 класса школы-интерната VIII вида.
Конспект и презентация (итогового) открытого урока музыки и пения "Три "кита" в музыке" для детей с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида....
Урок музыки и пения Тема: «Музыка осени».
Конспект урока музыки "Музыка осени"...
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».
«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...
статья "Школа и ребенок: решение первых проблем".
Статья посвящена первым трудностям вхождения детей в школьную среду, в важности выбора педагога, способного помочь ребенку войти в социум комфортно....
Мониторинг качества обученности по учебному предмету "Музыка" (1-4 класс), "Музыка и пение" (5-6 класс) для обучающихся ОВЗ
В учебном материале представлены индивидуальный план обучающегося, куда вносятся: результаты проверки уровня музыкальных способностей обучающихся, теоретических знаний по предмету "Музыка и ...
Статья для учащихся "Пути решения глобальных проблем современности"
Статью можно использовать, как теоретический материал на уроке к теме "Глобализация и её последствия. Глобальные проблемы современности", в качестве ДЗ или для подготовки к экзамену....