Открытый урок русского языка. «Разряды имен прилагательных по значению »
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Смирнова Светлана Александровна

Конспект, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока63.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ГИМНАЗИЯ»

Выполнил:

Смирнова Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы 

Моршанск

2017

Технологическая карта урока

Автор: Смирнова С.А.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Цель урока:  дать понятие разрядов имен прилагательных по значению.

Планируемые результаты обучения:

  • личностные: осознание ценности

- знаний о разрядах имен прилагательных;

-умения  правильного употребления прилагательных разных разрядов в речи;

ценностное отношение

- к родному языку, гордость за него;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

  • предметные:

-знание понятия «разряд имен прилагательных», цели использования прилагательных разных разрядов в тексте, отличий прилагательных разных разрядов  друг от друга; функции прилагательных разных разрядов в речи;

-умение отличать в контексте качественные и относительные, качественные и притяжательные  прилагательные;

-применение новых знаний в жизненных ситуациях.

  • метапредметные:
  • регулятивные  универсальные учебные действия:

- умение выявлять проблему;

- умение определять границу «знания-незнания»;

- умение определять цель урока, формулировать  учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение выбирать действия по достижению цели;

- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

  • познавательные:

- расширить понятийную базу о прилагательных;

- с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли прилагательных разных разрядов;

  • коммуникативные:

-умение слушать собеседника и вести диалог;    высказывать свою точку зрения;

-умение работать в малой группе;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Техника и технологии: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор; развивающее обучение.

Ресурс: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2016г; мультимедиа проектор, мультимедиа презентация  «Разряды имен прилагательных по значению» (приложение 1).

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

1.Оргмомент

Формирование самооценки готовности  к уроку.

Организует ситуацию  для оценки.

Приветственное слово учителя:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Готовы ли вы начать урок? Проверьте и оцените свою готовность.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Готовность к работе на уроке.

Самооценка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний

Формирование и развитие  ценностного отношения  к умению воспринимать задание.

Определение границ  «знания» и «незнания».

1. Степени сравнения имён прилагательных.

  1. Подготовьтесь отвечать о степенях сравнения имен прилагательного, 1 вар. – сравнительная степень сравнения, 2 вар. – превосходная степень сравнения (в тетрадях составьте схему ответа, запишите примеры прилагательных, выделите суффиксы.)

Проверьте друг друга.

  1.  На доске составьте схему «Степени сравнения имен прилагательных»).

  1. Расскажите о сравнительной степени сравнения имени прилагательного, превосходной степени сравнения имени прилагательного, используя составленную на доске схему, ответы подтвердите примерами.

2. Найдите «четвёртое лишнее»  слово в каждой группе.                Почему эти слова «лишние»?

Высокий,  молодой, черный, добрый, мамин.

Деревянный, злой, зимний,  домашний.

Лисий, отцов, глиняный, собачья

(Эти прилагательные называют разные признаки предметов по значению)

 - Какое значение имеют эти прилагательные? (Рост, возраст, цвет,  внутренние качества характера; материал, время, место; принадлежность).

Ученики работают в тетрадях,

записывают в тетради.

Работают в парах, выполняют взаимопроверку.

1 ученик на доске составляет схему «Степени сравнения имен прилагательных».

Проверка правильности записанной на доске схемы.

Проверка правильности ответов у доски.

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют,  выполняют взаимопроверку, предъявляют результат.

Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

Находят лишние слова, определяют значение прилагательных.

Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения работы.

Оценивание выполнения работы.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Регулятивные (поиск и выделение информации).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

3.Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

Формирование и развитие  ценностного отношения   к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

Формирование представления о результате деятельности.

Создаёт ситуацию переопределения практической задачи в познавательную.

Организует ситуацию формулирования проблемы,  цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.

- Какие свойства прилагательных позволяют разделить их на три группы?                                       (Значение прилагательного.)

- Сформулируйте тему урока. (Разряды имен прилагательных по значению) 

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Сформулируйте вопросы по теме  урока, запишите в тетрадь.

  1. Сколько разрядов прилагательных есть в русском языке?
  2. Как называются разряды прилагательных?
  3. По каким признакам прилагательные относятся к разным разрядам?

 Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

Самостоятельно формулируют проблему, цель и тему для изучения  и предполагают свои действия.

Тема урока «Разряды имен прилагательных по значению».

Записывают в тетрадях тему урока.

Определяют цели урока, записывают вопросы в тетрадях.

Самостоятельное определение темы и цели урока (что нового узнают, чему научатся).

4. Первичное усвоение новых знаний

Формирование и развитие ценностного  отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Работа с текстом учебника.

 - Прочитайте параграф 58, ответьте на записанные в тетрадях вопросы.

Читают теоретический материал в учебнике, дают ответы на вопросы по новой теме.

Определяют разряды прилагательных.

Познавательные УУД:

 формирование умения работать с информацией;

развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников;

выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение).

Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.

 

4. Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения

 

Ценностное отношение к здоровому образу жизни

5.Первичная проверка понимания

Формирование умения выбирать способ действия.

Организует ситуацию решения учебной задачи,  поиска  теоретического основания.

Организует деятельность учащихся по работе с параграфом  учебника.

- Чем качественные прилагательные отличаются от прилагательных других разрядов?

- Создайте  алгоритм действия по определению разряда прилагательного.  На что мы должны обратить внимание, определяя разряд? Может признак предмета проявляться в большей или меньшей степени?

В парах работают с параграфом  учебника,

Осуществляют взаимопроверку.

Рассказывают о работе.

Составляют алгоритм действий при определении разряда.

Познавательные (общеучебные действия)

Регулятивные (контроль)

6. Первичное закрепление

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению применять знания о разрядах прилагательного

Формирование навыка  определять разряды имен прилагательных.

1. Попробуйте определить, прилагательные каких разрядов записаны нами в этих трех группах.

2.   Самостоятельная работа.      

Репей.

Средь широких и диких степей

Сладко спал  наш весенний репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в чьи-то штаны,

В волчий хвост или заячью грудь

И отважно оправится в путь.

- Запишите стихотворение, определите разряды прилагательных.

- Какое изобразительное средство языка легло в основу этого стихотворения? (Олицетворение)

- Разберите по составу  слово привязчивый, выполните словообразовательный разбор этого слова.

Определяют разряд прилагательных.

Осуществляют взаимопроверку.

Производят соответствие между прилагательными и их разрядами.

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Организация самостоятельной домашней работы обучающихся.

Организует работу по записи домашнего задания:

1) §58.

2) Упр. 340.

Записывают задание в дневнике.

Оценка своих возможностей в достижении цели.

8.  Рефлексия деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организует дискуссию, диалог, позволяющий  обучающимися  осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу

- Ребята, какова тема урока? Какую цель мы ставили перед собой? На какие  вопросы  хотели получить ответ?

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

Закончите начатые предложения:

- Имена прилагательные по значению и грамматической форме делятся на три разряда_________________.

 - Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который  может быть в этом предмете ____________.

- Приведите примеры качественных, относительных, притяжательных прилагательных.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают свои достижения.

Отвечают на вопросы

Продолжают начатые предложения, записывают примеры прилагательных разных разрядов.

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности.

Умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...

Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "Разряды наречий по значению"

Разряды наречий по значению Тип урока: урок изучения нового материала Цель:формирование знаний учащихся о разрядах наречий по значению.Обучающая задача:познакомить с разрядами наречий по значению...

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...

Открытый урок русского языка. Фразеологизмы. Их признаки и значения.

Открытый урок русского языка. Фразеологизмы. Их признаки и значения....