Открытый урок русского языка. «Разряды имен прилагательных по значению »
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «ГИМНАЗИЯ»
Выполнил:
Смирнова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
Моршанск
2017
Технологическая карта урока
Автор: Смирнова С.А.
Предмет: русский язык.
Тема урока: «Разряды имен прилагательных по значению»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: дать понятие разрядов имен прилагательных по значению.
Планируемые результаты обучения:
- личностные: осознание ценности
- знаний о разрядах имен прилагательных;
-умения правильного употребления прилагательных разных разрядов в речи;
ценностное отношение
- к родному языку, гордость за него;
-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- предметные:
-знание понятия «разряд имен прилагательных», цели использования прилагательных разных разрядов в тексте, отличий прилагательных разных разрядов друг от друга; функции прилагательных разных разрядов в речи;
-умение отличать в контексте качественные и относительные, качественные и притяжательные прилагательные;
-применение новых знаний в жизненных ситуациях.
- метапредметные:
- регулятивные универсальные учебные действия:
- умение выявлять проблему;
- умение определять границу «знания-незнания»;
- умение определять цель урока, формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение выбирать действия по достижению цели;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
- познавательные:
- расширить понятийную базу о прилагательных;
- с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли прилагательных разных разрядов;
- коммуникативные:
-умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;
-умение работать в малой группе;
-умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Техника и технологии: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор; развивающее обучение.
Ресурс: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2016г; мультимедиа проектор, мультимедиа презентация «Разряды имен прилагательных по значению» (приложение 1).
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
1.Оргмомент | Формирование самооценки готовности к уроку. | Организует ситуацию для оценки. Приветственное слово учителя: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Готовы ли вы начать урок? Проверьте и оцените свою готовность. | Оценивают свою готовность, настрой на работу. | Готовность к работе на уроке. Самооценка готовности к уроку. |
2.Актуализация знаний | Формирование и развитие ценностного отношения к умению воспринимать задание. Определение границ «знания» и «незнания». | 1. Степени сравнения имён прилагательных.
Проверьте друг друга.
2. Найдите «четвёртое лишнее» слово в каждой группе. Почему эти слова «лишние»? Высокий, молодой, черный, добрый, мамин. Деревянный, злой, зимний, домашний. Лисий, отцов, глиняный, собачья (Эти прилагательные называют разные признаки предметов по значению) - Какое значение имеют эти прилагательные? (Рост, возраст, цвет, внутренние качества характера; материал, время, место; принадлежность). | Ученики работают в тетрадях, записывают в тетради. Работают в парах, выполняют взаимопроверку. 1 ученик на доске составляет схему «Степени сравнения имен прилагательных». Проверка правильности записанной на доске схемы. Проверка правильности ответов у доски. Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют взаимопроверку, предъявляют результат. Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Находят лишние слова, определяют значение прилагательных. | Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения работы. Оценивание выполнения работы. Осознание необходимости получения новых знаний. Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
3.Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности | Формирование и развитие ценностного отношения к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения. Формирование представления о результате деятельности. | Создаёт ситуацию переопределения практической задачи в познавательную. Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. - Какие свойства прилагательных позволяют разделить их на три группы? (Значение прилагательного.) - Сформулируйте тему урока. (Разряды имен прилагательных по значению) - Запишите тему урока в тетрадь. - Сформулируйте вопросы по теме урока, запишите в тетрадь.
| Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания. Самостоятельно формулируют проблему, цель и тему для изучения и предполагают свои действия. Тема урока «Разряды имен прилагательных по значению». Записывают в тетрадях тему урока. Определяют цели урока, записывают вопросы в тетрадях. | Самостоятельное определение темы и цели урока (что нового узнают, чему научатся). |
4. Первичное усвоение новых знаний | Формирование и развитие ценностного отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. | Работа с текстом учебника. - Прочитайте параграф 58, ответьте на записанные в тетрадях вопросы. | Читают теоретический материал в учебнике, дают ответы на вопросы по новой теме. Определяют разряды прилагательных. | Познавательные УУД: формирование умения работать с информацией; развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников; выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение). Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути их преодоления.
|
4. Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью | Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места: Раз - присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой – встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения
| Ценностное отношение к здоровому образу жизни |
5.Первичная проверка понимания | Формирование умения выбирать способ действия. | Организует ситуацию решения учебной задачи, поиска теоретического основания. Организует деятельность учащихся по работе с параграфом учебника. - Чем качественные прилагательные отличаются от прилагательных других разрядов? - Создайте алгоритм действия по определению разряда прилагательного. На что мы должны обратить внимание, определяя разряд? Может признак предмета проявляться в большей или меньшей степени? | В парах работают с параграфом учебника, Осуществляют взаимопроверку. Рассказывают о работе. Составляют алгоритм действий при определении разряда. | Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
6. Первичное закрепление | Формирование и развитие ценностного отношения к умению применять знания о разрядах прилагательного Формирование навыка определять разряды имен прилагательных. | 1. Попробуйте определить, прилагательные каких разрядов записаны нами в этих трех группах. 2. Самостоятельная работа. Репей. Средь широких и диких степей Сладко спал наш весенний репей, Спал и видел прекрасные сны, Как он вцепится в чьи-то штаны, В волчий хвост или заячью грудь И отважно оправится в путь. - Запишите стихотворение, определите разряды прилагательных. - Какое изобразительное средство языка легло в основу этого стихотворения? (Олицетворение) - Разберите по составу слово привязчивый, выполните словообразовательный разбор этого слова. | Определяют разряд прилагательных. Осуществляют взаимопроверку. | Производят соответствие между прилагательными и их разрядами. Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Организация самостоятельной домашней работы обучающихся. | Организует работу по записи домашнего задания: 1) §58. 2) Упр. 340. | Записывают задание в дневнике. | Оценка своих возможностей в достижении цели. |
8. Рефлексия деятельности | Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Организует дискуссию, диалог, позволяющий обучающимися осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу - Ребята, какова тема урока? Какую цель мы ставили перед собой? На какие вопросы хотели получить ответ? Чтобы знанья были впрок, Кратко повторим урок! Закончите начатые предложения: - Имена прилагательные по значению и грамматической форме делятся на три разряда_________________. - Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете ____________. - Приведите примеры качественных, относительных, притяжательных прилагательных. | Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии). Анализируют и осмысливают свои достижения. Отвечают на вопросы Продолжают начатые предложения, записывают примеры прилагательных разных разрядов. | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности. Умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"
Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...
Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"
Урок представлен как изучение употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технологическая карта...
Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "Разряды наречий по значению"
Разряды наречий по значению Тип урока: урок изучения нового материала Цель:формирование знаний учащихся о разрядах наречий по значению.Обучающая задача:познакомить с разрядами наречий по значению...
открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»
План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку 6 класс...
Открытый урок русского языка. Фразеологизмы. Их признаки и значения.
Открытый урок русского языка. Фразеологизмы. Их признаки и значения....