Мультимедийная разработка урока в 5 классе по теме "Тембр и цвет"
презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему
Урок по теме "Тембр и цвет" в теме честверти "Музыка и живопись". Изучаем физические и эстетические цветовые характеристики звука. В центре урока знаменитая "Кукушка" Л.К.Дакена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
multimediynaya_prezentatsiya_uroka.ppt | 1.96 МБ |
muzyka_i_zhivopis.ppt | 890 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор: Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Когалыма. Предмет: музыка. Класс: 5 класс.
Содержание представляемого материала Цели, задачи, характеристика учебного занятия Критерии оценивания заданий Технологическая карта урока Фото с урока Результаты рефлексии Домашнее задание Тема следующего урока Работы учащихся. Результаты обучения Источники информации
Место урока в изучаемой теме Тема: «Музыка и живопись» объединяет 10 уроков: Урок 1. Богатырская тема в музыке. Урок 2. «Рисует» Л. ван Бетховен. «Кориолан». Урок 3. Изобразительность в музыке кино. «Неуловимые» Погоня. Урок 4. Мусоргский М.П. «Ночь на Лысой горе» Урок 5. Музыкальная картина. «Рассвет на Москве-реке». Урок 6. Времена года. А. Вивальди. «Весна». Урок 7 . Тембр и цвет. Л. Дакен. «Кукушка» Урок 8. «Зимнее утро» в музыке. («Детский альбом» П.И.Чайковского. ) Урок 9. Времена года. П.И.Чайковский. «Март. Песня жаворонка» Урок 10.Смотр знаний.
Цель урока: обучающая: дать знания о тембровом многообразии в музыке и цветовых ассоциациях; научить определять композиторский замысел по интонационной основе; развивающая: развитие воображения и творческой фантазии, коммуникативных навыков; воспитывающая: воспитание интереса и уважения к различным видам искусства; любознательности и тяги к постижению нового; объективности в самооценке.
Задачи урока: акцентировать внимание на различных тембровых окрасках музыкальных инструментов; познакомить с различными цветовыми характеристиками; дать знания о новом композиторе, произведении, инструменте (органе); проследить эмоциональный отклик на музыку, интерес к творческой деятельности; закрепить умения анализировать произведение, решать проблемно-поисковую ситуацию; подчеркнуть общность различных видов искусства; продолжить работу над умениями в вокально-хоровом исполнительстве; продолжить работу по объективности в оценке собственной деятельности.
Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: что такое тембр и уметь его охарактеризовать; основные характеристики цветовых ассоциаций; композиторов и исполнителей; соблюдать основные требования к вокально- хоровому исполнительству; уметь: соотносить цветовые характеристики с тембром музыкальных инструментов; вслушиваться в интонационную основу произведения (зерно интонации); по зерну интонации разгадать композиторский замысел произведения; сотрудничать и оппонировать; подвести итог работы (микрообобщение, вывод); грамотно исполнить вокально-хоровое произведение.
Тип учебного занятия: изучение нового материала и первичного закрепления знаний (комбинированный, углубление). Методы: перспективы и ретроспективы объяснительно-иллюстративный частично-поисковый эвристический эмоциональной драматургии обобщения (микрообобщения, вывод).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная: перед учениками ставится общая познавательная задача; групповая: вокально-хоровое исполнительство, самооценка; индивидуальная: решение проблемно-поисковых ситуаций, определение музыкальных инструментов, анализ произведения, цветовые решения, обобщения.
Структура учебного занятия Организационный этап (приветствие, повторение пройденного, проверка домашнего задания); Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (мотивация и целеполагание, актуализация знаний учащихся); Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний (аналитическая работа, творческая работа, микрообобщение, вывод); Этап исполнительской деятельности (дыхательная гимнастика, пение хором); Заключительный этап. Рефлексия. Оценивание деятельности учащихся на уроке. Информация о домашнем задании.
Оборудование, учебно-методические материалы: компьютеризованное рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран, музыкальный центр); музыкальный инструмент - рояль; портреты композиторов. мультимедийная презентация к уроку; музыкальные записи; наглядность на стенде; словари .
Ключевые и частные компетенции: знания о взаимосвязи искусств - музыки и живописи. знания о композиторах (М.П.Мусоргский, Л.К.Дакен); исполнителях (А.Векслер, К.Волостнов); музыкальных инструментах (орган, скрипка); терминологии (тембр, динамика, темп, ассоциации).
Действия учителя: определяет цели, задачи урока; разрабатывает структуру урока, его содержание, методы обучения; подбирает средства обучения; планирует работу учащихся; разрабатывает презентацию к уроку; подводит урок к кульминации; организует физкультминутку; руководит вокально-хоровым исполнением; аккомпанирует.
Задания для учащихся: работают с понятиями: тембр, цветовые ассоциации, зерно интонации; заносят в словарь данные о новом композиторе; анализируют музыкальное произведение; решают проблемную ситуацию; продумывают микрообобщение и вывод; читают вслух стихотворение из презентации; выполняют физические упражнения (физкультминутка); разучивают новую песню.
Критерии оценивания заданий Вид деятельности Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Эмоциональный отклик на музыку Активное участие, желание выразить свои эмоции, наличие фантазии Участие менее активное, ответы в опоре на уже высказанное мнение Вялые ответы, пассивная реакция на музыку Аналитическая и творческая деятельность Желание ответить, смелые предположения и высказывания, оппонирование Хорошая активность в работе, но присутствует неумение отстаивать свое мнение, оппонировать Ответы односложные, неуверенные, отсутствие собственных предположений Умение сделать микрообобщение, вывод Инициативность, четкая формулировка Ответ сформулирован односложно, неполно Ответ расплывчатый, рассеянный, после наводящего вопроса Вокально-хоровое исполнительство Правильная посадка, дыхание, артикуляция, четкая дикция, чистый унисон Правильная посадка, дыхание, артикуляция, четкая дикция, но воспроизведение мелодии с ошибками Формальное исполнение, путаница в тексте песни и/или неслаженность в звучании
Технологическая карта урока I этап (5 минут) Этапы работы Задачи Деятельность учителя Деятельность учеников Формы организации деятельности и планируемые результаты Организационный момент Музыкальное приветствие (1 минута), Определение музыки на вход (повторение прошлого урока) ( 1 минута). Визуальный анализ домашнего задания и самооценка (3 минуты). Подготовить учащихся к учебной деятельности, создать условия для эффективной работы на уроке. Приветствует учеников (музыкальное приветствие). Организует повторение, обсуждение и самооценку домашнего задания. Формирует положительный настрой. Подготавливает к восприятию новой темы. Приветствуют учителя (музыкальное приветствие). Организуют рабочее пространство. Определяют музыку на вход, участвуют в обсуждении и оценке домашнего задания. Внимательно слушают учителя. Фронтальная деятельность. Концентрация внимания учащихся, активность в работе с первых минут.
II этап (10 минут) Этапы работы Задачи Деятельность учителя Деятельность учеников Формы организации деятельности и планируемые результаты Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (мотивация и целеполагание, актуализация знаний учащихся). (10 минут) Определение цели урока. Осуществление плавного мотивированного перехода к новому материалу. Решение проблемной ситуации. Организует повторение основны х поняти й. Подводит учащихся к формулированию темы урока. Открывает мультимедийную презентацию, ( слайд 1-3 ) знакомит с новым композитором ( слайд 4 ). Настраивает на первое прослушивание произведения. ( слайд 5-6 ) Организует опрос мнений. Повторяют пройденное ранее . Записывают в словарь имя нового композитора. Прослушивают новое произведение. Определяют изобразительность в музыке, музыкальный инструмент, название произведения по зерну интонации (решают проблемную ситуацию). Фронтальная и индивидуальная. Сформирована готовность к восприятию нового и начата плодотворная работе.
Ш этап (10 минут) Этапы работы Задачи Деятельность учителя Деятельность учеников Формы организации деятельности и планируемые результаты Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний (аналитическая работа, творческая работа, микрообобщение, вывод). (10 минут) Познакомить с цветовыми ассоциациями. Провести параллели от тембра музыкальных инструментов к цветовым характеристикам и, непосредственно, к цвету. Сделать микрообобщение и вывод по уроку. Продолжает показ презентации. Организует опрос мнений учащихся (аналитическую и творческую работу, микрообобщение). ( слайды 7-9 ) Настраивает на второе прослушивание. Проводит анализ, сравнение. ( слайды 10 , 7 , 8 ) Подводит урок к кульминации и выводу. ( слайды 11,12 ) Анализируют прозвучавшее произведение. Осуществляют творческую работу по цветовым ассоциациям Л.Н.Мироновой. Проводят сравнительный анализ по двум прослушиваниям. Делают микрообобщение и вывод. Фронтальная и индивидуальная работа. Заинтересованность учащихся, увлеченность творчеством. Активность в высказываниях.
IV этап (15 минут) Этапы работы Задачи Деятельность учителя Деятельность учеников Формы организации деятельности и планируемые результаты Этап исполнительской деятельности . Физкультминутка («Елочка», 1,5 минуты), дыхательная гимнастика (1,5 минуты), пение хором (7 минут); Проведение физкультминутки. Плавный переход к вокально-хоровой деятельности. Выполнение дыхательной гимнастики. Разучивание новой песни. Организует физкультминутку и дыхательную гимнастику. Разучивает польскую народную песню «Кукушка» 1 куплет Выполняют упражнения. Разучивают новую песню по фразам, соблюдая требования к посадке, правилам пения и грамотного исполнительства. Фронтальная и групповая (девочки, мальчики); Правильное дыхание и артикуляция четкая дикция, звуковедение. Унисон.
V заключительный этап (5 минут) Этапы работы Задачи Деятельность учителя Деятельность учеников Формы организации деятельности и планируемые результаты Заключительный этап. (5 минут) Рефлексия (1,5 минуты). Оценивание деятельности учащихся на уроке (1,5 минуты). Информация о домашнем задании (1,5 минуты). Объявление темы следующего урока (0,5 минут). Анализ успешности достижения цели и задач урока (рефлексия). Поддержание активности в определении самооценки. Объяснение и запись домашнего задания. Выход из класса под музыку ( то же произведение в исполнении С.В.Рахманинова, фортепиано). Проводит рефлексию, оценивает деятельность учеников по критериям оценивания по всем этапам урока с учетом самооценки учеников. Информирует о домашнем задании. Оглашает тему следующего урока. Обращает внимание на заключительный слайд презентации (с музыкой на выход из класса). ( слайд 13 ) Высказывают мнения об уроке, проводят самооценку всех видов деятельности (поэтапно), сравнивают с оценкой учителя. Выводится общая оценка. Записывают в дневник домашнее задание. Выслушивают тему следующего урока. Фронтальная и индивидуальная. Активность в подведении итогов урока (рефлексии) и самооценке.
Результаты рефлексии Вопросы учащимся Ответы учащихся Что нового вы узнали сегодня на уроке? Тембр музыкального инструмента можно выразить в цвете. Познакомились с цветовыми ассоциациями. С каким композитором и музыкальным инструментом познакомились? Познакомились с французским композитором Луи Клодом Дакеном, музыкальным инструментом органом, органистом Волостновым и скрипачом Векслером. Были ли затруднения? Какие? Не сразу смогли разгадать название произведения. Что понравилось? Звук органа. Музыкальное произведение. Новая песня, вокализ в песне.
Домашнее задание 1. Найти в Интернете «Кукушку» Л.-К. Дакена и прослушать ее в исполнении разных инструментов (гусли, арфа, флейта). 2.Изобразить кукушку в тембровой окраске фортепиано, флейты, гуслей.
Тема следующего урока: «Зимнее утро» в музыке.
Результаты обучения (УУД) повышается интерес к предмету; появляется возможность для активизации творческого потенциала и самовыражения учащихся; обогащается словарный запас школьников; пополняется эрудиция; развивается воображение, самостоятельность, коммуникативность; появляется интерес к исполнительству; приумножается жизненный опыт.
С предыдущего урока После данного урока Лучшие работы учеников
Источники информации Дубровская С. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. Москва, 2006. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с. Магия цвета. Харьков, 1996. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Методическое пособие 5-6 классы, Москва, 2005 г. http://classic.chubrik.ru/Daquin/ http://ru.wikipedia.org/ http://www.youtube.com/ http://classic-online.ru/ru/production/
Урок окончен!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тембр - окраска звука, его характеристика
«Зерно» интонации - мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
Луи Клод Дакен 1694-1772 французский композитор, органист, клавесинист.
Константин Волостнов
Орган
Цветовые ассоциации (по Л.Н.Мироновой) Физические ассоциации : весовые температурные фактурные акустические пространственные легкие, тяжелые, невесомые, грузные… теплые, холодные… мягкие, жесткие, гладкие, колючие… тихие, громкие, глухие, звонкие… глубокие, поверхностные
Цветовые ассоциации (по Л.Н.Мироновой) Эстетические: позитивные негативные нейтральные веселые, лирические, бодрые, приятные… грустные, вялые, скучные, трагические… спокойные, безразличные, уравновешенные
Микрообобщение : тембровую окраску звука можно выразить в цвете.
Алекс Векслер
Лев Друскин Задумайся, какой у звука цвет? И есть ли цвет без звука? Разве солнце Не кажется нам огненным органом? А зелень трав, поющая от взгляда? А шорох ветра, синий изнутри? А звон зари? А чистый голос снега? А разве я, поэт, не проверяю Любое слово, образ, сочетанье На звук и цвет?
Вывод: искусство всегда раскрывает перед нами жизнь во всем ее многообразии.
До свидания!
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. Магия цвета. Харьков 1996. http://files.regentjob.ru/ http://classic.chubrik.ru/Daquin Источники информации
Кузнецова Светлана Васильевна, учитель музыки, I квалификационная категория, г. Когалым, ХМАО-Югра, Тюменской области Презентацию подготовила
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная разработка урока по физике "Плотность вещества". 7 класс
Урок интереснейший, дифференцированный, продуманный и яркий!!! Очень нравится ученикам!!!!...
Мультимедийная разработка урока по русскому языку в 9 классе
Данная разработка урока отвечает всем последним требованиям ИКТ. Это обобщающий урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение". К этому уроку разработана и презентация , ко...
Мультимедийная разработка урока английского языка в 9 классе по теме "Было бы здорово поработать летом!"
Урок рассчитан на обучающихся 9 класса высоких и средних учебных возможностей. Цели урока я определила исходя из аспектов иноязычного образования, сформулированные Пассовым Е.И. в св...
Мультимедийная разработка урока в 6 классе по теме "Достопримечательности Лондона"
Цель: научить обучающихся высказываться по теме: «Достопримечательности Лондона»Задачи урока:Воспитательные:• формировать у учащихся уважение и интерес к культуре страны изучаемого языка;• формир...
Мультимедийная разработка урока. физика 8 класс Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Цели и задачи, решаемые с помощью представленной работы:1. Наглядно сформулировать цели и задачи урока. 2. Повторить пройденный материал, необходимый для изучения н...
Мультимедийная разработка урока географии в 6 классе
Мультимедийная разработкаурока географии в 6 классе...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...