«Музыка - это счастье?»
план-конспект занятия по музыке (5 класс) по теме
Обогащение культурного и духовного мира детей через
знакомство с музыкальным и литературным наследием
народов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_muzykalnogo_kruzhka.docx | 26.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Музыка - это счастье?»
(по рассказу К. Паустовского «Старый повар»)
Цель: обогащение культурного и духовного мира детей через
знакомство с музыкальным и литературным наследием
народов мира.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить учащихся с рассказом К. Паустовского «Старый повар».
- Помочь детям осмыслить его содержание.
- Познакомить учащихся с «Фантазией Моцарта».
- Учить слушать классическую музыку, выражать свои эмоции, чувства, ощущения словами, мимикой, цветовой гаммой.
- Формировать у учащихся умение следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К. Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. А. Моцарта.
Коррекционно-развивающие:
- Корригировать и развивать связную устную речь учащихся, пополнять и обогащать словарный запас детей.
- Расширять кругозор учащихся.
- Способствовать развитию у ребят воображения, фантазии, инициативы и творчества.
- Развивать слуховое и зрительное восприятие.
- Корригировать и развивать логическое мышление, долговременную память.
- Способствовать увеличению объёма внимания.
- Корригировать эмоциональное состояние воспитанников.
Воспитывающие:
- Стимулировать проявление лучших качеств личности.
- Воспитывать любовь к искусству.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке.
- Способствовать появлению желания слушать красивую музыку.
Тип занятия – изучение нового материала
Оборудование:
- портреты П. И. В.А. Моцарта и К. Паустовского;
- раздаточный материал для учащихся (конверты со
смайликами, выражающими эмоции и чувства);
- магнитная доска;
- мультимедийное оборудование;
- табличка с темой урока «Музыка – это счастье?»;
- таблички – опорные слова;
- презентация «О счастье»;
Ход занятия
- Организационный момент
У: Добрый день, мои дорогие любители музыки!
Дети: Здравствуйте!
У: Ну, вот, ребята, мы с вами обменялись приветствиями. А теперь посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и передайте друг другу частичку своего хорошего настроения. (Дети выполняют)
У: Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в нашем классе.
Я желаю вам, чтобы сегодня на этом занятии вы не только приобрели новые знания, но и получили новые впечатления, сделали для себя необыкновенные открытия в области музыки и, конечно же, ушли с хорошем настроением.
- Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
Звучит музыка (Игорь Крутой «Полёт за счастьем»)
У: Верите ли вы в счастье?
У: А что такое, по-вашему, счастье?
У: Приведите мне, пожалуйста, примеры из своей жизни, когда вы могли бы о себе сказать «Я счастлив». (Дети приводят примеры.)
- А для меня будет счастьем спеть любимую песню или разучить её с вами. Вы любите песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить первый куплет песни «Дорогой добра».
- Сообщение темы, целей, задач занятия и мотивация учебной деятельности
У: Давайте прочитаем все вместе тему нашего сегодняшнего занятия. (читают). Посмотрите, пожалуйста, какой знак стоит в конце этого предложения? (ответы детей)
-А почему, как вы думаете? Наверное, потому что мы должны ответить на этот вопрос.
Сегодня мы с вами будем знакомиться с литературным произведением, слушать музыку, вспоминать факты биографии известного вам композитора, обмениваться своими впечатлениями, узнаем много нового и интересного.
Я хочу вам прочитать слова писателя Константина Паустовского:
… Каждый человек счастье понимает по-своему. У каждого оно своё. Но есть вещи, которые у всех вызывают подъем и ощущение счастья.
- Вы спросите какие?
- Ну, хотя бы музыка. Или картины…
- Какие слова являются главными в этом отрывке, какие перекликаются с темой нашего занятия? (Счастье, музыка.)
У: Хорошо, я с вами согласна.
Надеюсь, вам знаком писатель Паустовский. У него много произведений о природе, потому что он любил и понимал природу. А ещё его часто называют «музыкальным писателем». А знаете, почему? Потому что в его рассказах часто звучит музыка, вот как в том, который я вам сейчас прочитаю.
IV. Знакомство с новым материалом
У: Вот краткое изложение рассказа «Старый повар» К. Паустовского.
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Всё убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала в сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошёл очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! – сказал он. – Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу Ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, - он украл из сервиза графини Тун меленькое золотое блюдо, разбил его и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать это от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а напротив, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» «Я сделаю это. А Чего ещё вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».
-Хорошо, - сказал незнакомец, и, встав, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, - повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл…
(Звучит запись произведения В. А. Моцарта «Фантазия»)
… Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав… имя. Имя!»
-Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец…»
V. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
У:Понравился ли вам этот рассказ?
Каких героев вы запомнили из этого произведения?
Какую роль сыграла музыка в рассказе? (ответы).
А можно ли её назвать главным героем? (ответы)
Почему?
У: Давайте все закроем глаза и ещё раз послушаем эту музыку.
Давайте попробуем увидеть то, что с помощью музыки увидел старый повар.
(Ещё раз слушаем музыку В. А. Моцарта)
У: Ребята, а какой характер этой музыки?
Д: радостный, светлый, счастливый, волнительный.
У:Какой цвет, по вашему, соответствует характеру этого музыкального произведения?
Что музыка выражает: состояние человека, картины природы или какое-то действие?
Какие чувства у вас возникли, слушая это произведение?
Д:ощущение радости, покоя, счастья, наводят на размышления и т.д.
У:Как вы считаете, помогла ли музыка старому повару хоть на мгновение ощутить себя счастливым?
А помогает ли музыка всем нам почувствовать себя счастливыми?
Так, хорошо, давайте пока оставим этот вопрос открытым, мы вернёмся к нему чуть позже.
Я хочу напомнить вам о ещё одном герое этого рассказа, о великом Моцарте.
Вы уже не раз слышали его музыку, знакомы с его биографией.
(на экране портрет Моцарта)
а) выступления детейс краткими сообщениями о биографии композитора
У: Ребята, а кто может сказать мне, как называется музыка, которую все мы с вами слушали?
б) озаглавливание музыкального произведения
Вот вам новое задание: слушая это произведение ещё раз, дать ему
название.
(Звучит музыка)
Д:любовь, мелодия, фантазия, пробуждение чувств, размышление, воспоминание, мечта и др.
(Учитель сообщает название: «Фантазия» Моцарта)
У:А что означает слово «фантазия»?
Д:человек представляет в мечтах, воображает.
У: Красивая музыка, красивое название…
Не зря великий Моцарт о музыке говорил так: «МУЗЫКА – ЭТО ГОЛОС НАШЕГО СЕРДЦА».
в) работа с раздаточным материалом
У: А вот ещё одно задание: выберите из смайликов, лежащих в конвертах, то выражение, которое соответствует вашему настроению, вашему эмоциональному состоянию при прослушивании этого музыкального произведения. Помните: не все могут одинаково чувствовать музыку!
(дети выбирают смайлики)
У: Всем нам известно, что музыка оказывает воздействие на состояние человека. Одна музыка может успокаивать, радовать, настраивать на доброжелательный лад, заставляет задуматься, волнует душу. Другая музыка, наоборот, поднимает в нас волну агрессии, жестокости, толкает на необдуманные поступки.
Как вы считаете, музыка Моцарта несет в себе положительный для человека заряд эмоций или она отрицательно влияет на нас? (ответы детей).
Я вам даже скажу больше: по мнению учёных, классическая музыка (Баха, Бетховена, Моцарта) улучшает память, внимание, зрение и даже способствует развитию интеллекта у детей. Поэтому, всем нам надо по возможности как можно больше слушать классической музыки.
Запомните слова композитора Шостаковича «Знатоками музыки не рождаются, ими становятся»
У: Ну, что, мои дорогие, можно ли сказать, что музыка помогает человеку стать счастливым? (ответы детей)
Мне хочется зачитать слова поэта Виктора Бокова:
«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья!»
г) работа с «картой пожеланий»
У: Какое желание было у старого повара? (ответы детей)
Одно единственное желание было у старика. А у вас тоже есть возможность загадать ещё одно желание.
Вот посмотрите на эту карту пожеланий «Я очень хочу…».
Учащиеся выполняют задание, делятся впечатлениями.
У: Я тоже хочу загадать желание: мне очень бы хотелось, чтобы в вашей жизни музыке нашлось бы место. Чтобы годы, проведенные в нашей школе оставили свой след в ваших судьбах в виде хороших знаний, добрых дел и замечательных песен.
(Звучит песня «Пой о счастье»)
VI. Итог урока.
У: Прочитайте, пожалуйста, ещё раз тему нашего урока.
Вы согласны, что музыка-счастье?
Можем ли мы убрать вопросительный знак? (убираем)
Кто помог нам увидеть, почувствовать счастье?
(Паустовский, Моцарт)
Понравилось ли вам наше занятие?
Как бы оценили вашу работу на занятии Моцарт и Паустовский? От их имени поставьте себе оценки, которые вы заслужили.
(дети оценивают себя)
У: А от себя могу сказать, что мне очень приятно было работать с вами. А особенно хочется отметить… (фамилии детей)
Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё маленькое счастье.
(Учитель дарит учащимся презентацию « Счастье»)
У: Я вам желаю, чтобы по жизни вас сопровождала только хорошая, добрая, красивая музыка.
Я ВАМ ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....