«Музыка - это счастье?»
план-конспект занятия по музыке (5 класс) по теме

Обогащение  культурного  и  духовного  мира  детей  через 

знакомство  с музыкальным   и   литературным  наследием  

народов  мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_muzykalnogo_kruzhka.docx26.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия:  «Музыка - это счастье?»

(по рассказу К. Паустовского «Старый повар»)

Цель:  обогащение  культурного  и  духовного  мира  детей  через  

знакомство  с музыкальным   и   литературным  наследием  

народов  мира.

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить  учащихся  с  рассказом  К. Паустовского «Старый повар».
  • Помочь  детям  осмыслить  его  содержание.
  • Познакомить  учащихся  с  «Фантазией  Моцарта».
  • Учить  слушать  классическую  музыку,  выражать  свои  эмоции,  чувства,  ощущения  словами,  мимикой,  цветовой  гаммой.
  • Формировать у учащихся умение следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К. Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. А. Моцарта.

Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать  и  развивать  связную  устную  речь  учащихся,  пополнять и  обогащать  словарный  запас  детей.  
  • Расширять   кругозор  учащихся.
  • Способствовать  развитию  у ребят воображения,  фантазии,  инициативы  и  творчества.
  • Развивать  слуховое и зрительное  восприятие.
  • Корригировать  и  развивать  логическое  мышление, долговременную   память.
  • Способствовать  увеличению  объёма внимания.
  • Корригировать  эмоциональное  состояние  воспитанников.  

Воспитывающие:

  • Стимулировать  проявление  лучших  качеств  личности.
  • Воспитывать  любовь  к  искусству.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке.
  • Способствовать  появлению желания  слушать  красивую  музыку.

Тип занятия –    изучение  нового  материала

Оборудование:

-  портреты  П. И. В.А. Моцарта  и  К. Паустовского;

-  раздаточный материал  для  учащихся  (конверты  со        

смайликами,  выражающими  эмоции  и  чувства);

-  магнитная  доска;

-  мультимедийное  оборудование;

-  табличка  с  темой  урока  «Музыка – это  счастье?»;

-  таблички – опорные  слова;

-  презентация  «О  счастье»;

Ход занятия

  1.  Организационный момент

У: Добрый день, мои дорогие любители музыки!

Дети: Здравствуйте!

У: Ну, вот, ребята, мы с вами обменялись приветствиями. А теперь посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и передайте друг другу частичку своего хорошего настроения. (Дети выполняют)

У: Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в нашем классе.

Я желаю вам, чтобы сегодня на этом занятии вы не только приобрели новые знания, но и получили новые впечатления, сделали для себя необыкновенные открытия в области музыки и, конечно же, ушли с хорошем настроением.

  1. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

Звучит музыка (Игорь Крутой «Полёт за счастьем»)

У: Верите ли вы в счастье?

У: А что такое, по-вашему, счастье?

У: Приведите мне, пожалуйста, примеры из своей жизни, когда вы могли бы о себе сказать «Я счастлив». (Дети приводят примеры.)

- А для меня будет счастьем спеть любимую песню или разучить её с вами.  Вы любите песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить первый куплет песни «Дорогой добра».

  1. Сообщение темы, целей, задач занятия и мотивация учебной деятельности

У: Давайте прочитаем все вместе тему нашего сегодняшнего занятия. (читают). Посмотрите, пожалуйста, какой знак стоит в конце этого предложения? (ответы детей)

-А почему, как вы думаете? Наверное, потому что мы должны ответить на этот вопрос.

Сегодня мы с вами будем знакомиться с литературным произведением, слушать музыку, вспоминать факты биографии известного вам композитора, обмениваться  своими  впечатлениями,  узнаем много нового и интересного.

Я хочу вам прочитать слова писателя Константина Паустовского:

… Каждый человек счастье понимает по-своему. У каждого оно своё. Но есть вещи, которые у всех вызывают подъем и ощущение счастья.

- Вы спросите какие?

- Ну,  хотя бы музыка. Или картины…

- Какие слова являются главными в этом отрывке, какие перекликаются с темой нашего занятия? (Счастье, музыка.)

У: Хорошо, я с вами согласна.

Надеюсь, вам знаком писатель Паустовский. У него много произведений о природе, потому что он любил и понимал природу. А ещё его часто называют «музыкальным писателем». А знаете, почему? Потому что в его рассказах часто звучит музыка, вот как в том, который я вам сейчас прочитаю.

IV. Знакомство  с новым материалом

У: Вот краткое изложение рассказа «Старый повар» К. Паустовского.

«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Всё убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала в сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошёл очень молодой, худой, маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! – сказал он. – Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу Ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, - он украл из сервиза графини Тун меленькое золотое блюдо, разбил его и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать это от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а напротив, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» «Я сделаю это. А Чего ещё вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

-Хорошо, - сказал незнакомец, и,  встав, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. – Хорошо, - повторил он. – Слушайте и смотрите». И он заиграл…

    (Звучит запись  произведения В. А. Моцарта «Фантазия»)

… Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав… имя. Имя!»

-Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, - ответил незнакомец…»

V.  Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

У:Понравился ли вам этот рассказ?

Каких героев вы запомнили из этого произведения?

Какую роль сыграла музыка в рассказе? (ответы).

А можно ли её назвать главным героем? (ответы)

Почему?

У: Давайте все закроем глаза и ещё раз послушаем эту музыку.

Давайте попробуем увидеть то, что с помощью музыки увидел старый повар.

          (Ещё раз слушаем  музыку  В. А. Моцарта)

У: Ребята, а какой характер этой музыки?

Д:  радостный, светлый, счастливый, волнительный.

У:Какой цвет, по вашему, соответствует характеру этого музыкального произведения?

Что музыка выражает: состояние человека, картины природы или какое-то действие?

Какие чувства у вас возникли, слушая это произведение?

Д:ощущение радости, покоя, счастья, наводят на размышления и т.д.

У:Как вы считаете, помогла ли музыка старому повару хоть на мгновение ощутить себя счастливым?

А помогает ли музыка всем нам почувствовать себя счастливыми?

Так, хорошо, давайте пока оставим этот вопрос открытым, мы вернёмся к нему чуть позже.

Я хочу напомнить вам о ещё одном герое этого рассказа, о великом Моцарте.

Вы уже не раз слышали его музыку, знакомы с его биографией.

(на экране портрет Моцарта)

а)  выступления детейс краткими  сообщениями о биографии  композитора

У: Ребята, а кто может сказать мне, как называется музыка, которую все мы с вами слушали?

б)  озаглавливание  музыкального  произведения

Вот вам новое задание: слушая это произведение ещё раз, дать ему

название.

(Звучит музыка)

Д:любовь, мелодия, фантазия, пробуждение чувств, размышление, воспоминание, мечта  и  др.

(Учитель сообщает название: «Фантазия» Моцарта)

У:А что означает слово «фантазия»?

Д:человек представляет в мечтах, воображает.

У: Красивая музыка, красивое название…

Не зря великий Моцарт о музыке говорил так: «МУЗЫКА – ЭТО ГОЛОС НАШЕГО СЕРДЦА».

в)  работа  с  раздаточным  материалом

У: А вот ещё одно задание: выберите из смайликов, лежащих в конвертах, то выражение, которое соответствует вашему настроению, вашему эмоциональному состоянию при прослушивании этого музыкального произведения. Помните: не все могут одинаково чувствовать музыку!

(дети выбирают смайлики)

У: Всем нам известно, что музыка оказывает воздействие на состояние человека. Одна музыка может успокаивать, радовать, настраивать на доброжелательный лад, заставляет задуматься, волнует душу. Другая музыка, наоборот, поднимает в нас волну агрессии, жестокости, толкает на необдуманные поступки.

Как вы считаете, музыка Моцарта несет в себе положительный для человека заряд эмоций или она отрицательно влияет на нас? (ответы детей).

Я вам даже скажу больше: по мнению учёных, классическая музыка (Баха, Бетховена, Моцарта) улучшает память, внимание, зрение и даже способствует развитию интеллекта  у детей. Поэтому, всем нам надо по возможности как можно больше слушать классической музыки.

Запомните слова композитора Шостаковича «Знатоками музыки не рождаются, ими становятся»

У: Ну, что, мои дорогие, можно ли сказать, что музыка помогает человеку стать счастливым? (ответы детей)

Мне хочется зачитать слова поэта Виктора Бокова:

«Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан.

Сердце в порыве высоких эмоций

Каждому хочет добра и согласья!»

 г)  работа  с  «картой  пожеланий»

У: Какое желание было у старого повара? (ответы детей)

Одно единственное желание было у старика. А у вас тоже есть возможность загадать ещё одно желание.

Вот посмотрите на эту карту пожеланий «Я очень хочу…».

Учащиеся выполняют задание, делятся впечатлениями.

У: Я тоже хочу загадать желание: мне очень бы хотелось, чтобы в вашей жизни музыке нашлось бы место. Чтобы годы, проведенные в нашей школе оставили свой след в ваших судьбах в виде хороших знаний, добрых дел и замечательных песен.

(Звучит песня «Пой о счастье»)

VI. Итог урока.

У: Прочитайте, пожалуйста, ещё раз тему нашего урока.

Вы согласны, что музыка-счастье?

Можем ли мы убрать вопросительный знак? (убираем)

Кто помог нам увидеть, почувствовать счастье?

(Паустовский, Моцарт)

Понравилось ли вам   наше  занятие?

Как бы оценили вашу работу на  занятии Моцарт и Паустовский? От их имени поставьте себе оценки, которые вы заслужили.

(дети оценивают себя)

У: А от себя могу сказать, что мне очень приятно было работать с вами. А особенно хочется отметить… (фамилии детей)

Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё маленькое счастье.

     (Учитель  дарит  учащимся   презентацию  « Счастье»)

У: Я вам желаю, чтобы по жизни вас сопровождала только хорошая, добрая, красивая музыка.

     Я ВАМ ЖЕЛАЮ СЧАСТЬЯ!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....