Рабочая программа по музыке 5-8 класс
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы и на основе программы, разработанной авторами (Л.В.Школяр, В.О.Усачева) ( УМК «Школа 2100»);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_5_8_kl_2016_2017_2.zip | 220.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Музыка»
Рабочая программа по музыке составлена на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений и программы Евтушенко И.В. (сборник «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Пояснительная записка.
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности и тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением, географией.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве);
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок» и т. п.);
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве.
Широкая познавательная панорама позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) её этапные уровни (подсистемы). Четыре подсистемы, соответствующие годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:
5 класс – «Музыка и другие виды искусства»;
6 класс – «В чём сила музыки»;
7 класс – «Содержание и форма в музыке»;
8 класс – «Традиция и современность в музыке».
Каждая из вышеназванных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции.
Содержание тем учебного курса.
Тема года «Музыка и другие виды искусства»
№ п/п | Наименование разделов (Совпадают с четвертью) | Содержание разделов | Всего часов | Из них |
Контрольные и диагностические материалы | ||||
I. | «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» | Искусство в нашей жизни. Что я знаю о песне? Как сложили песню? Песни без слов. Другая жизнь песни. Жанр кантаты. Опера. Балет. Превращение песен в симфонические мелодии. | 9 ч. | |
II. | «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? » | Музыка- главный герой сказки Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? Музыка – главный герой басни. Чудо музыки в повестях К.Г.Паустовского «Я отдал молодёжи жизнь, работу, талант» Э.Григ Музыка в жизни героев А.П.Гайдара Музыка в кинофильмах | 7 ч. | |
III. | «Можем ли мы увидеть музыку?» | Можем ли мы увидеть музыку Музыка передаёт движения Богатырские образы в искусстве Героические образы в искусстве Музыкальный портрет Картины природы в музыке Можем ли мы увидеть музыку? (Обобщение) | 10 ч. | 1 ч. Обобщающий урок |
IV. | «Можем ли мы услышать живопись?» | Можем ли мы услышать живопись? Музыкальные краски Музыкальная живопись и живописная музыка Настроение картины и музыки Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины Вечная тема в искусстве Взаимосвязь музыки, литературы, живописи (Обобщение) | 8 ч. | 1 ч. Обобщающий урок |
Итого: | 34 ч. | 2 ч. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»
№ п/п | Название темы урока | Кол-во часов | Музыкальный материал (оборудование) | Дата проведения по плану/фактич. | Примечание | |||
1-я четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» (9 ч.) | ||||||||
1. | Искусство в нашей жизни. | 1 | Песня «Большой хоровод» | |||||
2. | Что я знаю о песне? | 1 | Пластинка №4, 6 П. И. Чайковский (папка); песня «Во поле…» | |||||
3. | Как сложили песню? | 1 | Пластинка №4, 6 П. И. Чайковский (папка); попевка «блины» | |||||
4. | Песни без слов. | 1 | П.И.Чайковский «Грустная песенка»; «Вальс цветов» кассета классич. музыки | |||||
5. | Другая жизнь песни | 1 | М.И.Глинка (папка) «Жаворонок» романс | |||||
6. | Жанр кантаты | 1 | «Поет зима аукает…» мелодия 2-й части кантаты | |||||
7. | Опера | 1 | Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы из оперы «Садко» | |||||
8. | Балет | 1 | Фрагменты балета | |||||
9. | Превращение песен в симфонические мелодии | 1 | Симфонич. Картина «Сеча при Керженце» Н.А.Римский-Корсаков(папка); плакат симфон. оркестра | |||||
2-я четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» (7 ч.) | ||||||||
10(1) | Музыка- главный герой сказки | 1 | Сказочные произведения | |||||
11(2) | Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? | 1 | Песни разных народов мира (норвежская, грузинская и т.д.) на пластинке | |||||
12(3) | Музыка- главный герой басни | 1 | А.П.Бородин квартет №2 | |||||
13(4) | Чудо музыки в повестях К.Паустовского | 1 | В.А.Моцарт (папка) фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер» | |||||
14(5) | «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э.Григ) | 1 | Э.Григ мелодия из 1-й ч. Концерта с оркестром | |||||
15(6) | Музыка в жизни героев А.П.Гайдара | 1 | М.Глинка «Жаворонок» А.Варлаамов, А.Рубинштейн «Горные вершины» | |||||
16(7) | Музыка в кинофильмах | 1 | Е.Крылатов «Колокола»; Г.Свиридов «Тройка» из к/ф «Метель» | |||||
3-я четверть «Можем ли мы увидеть музыку?» (10 ч.) | ||||||||
17(1) | Можем ли мы увидеть музыку | 1 | Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» | |||||
18(2) | Музыка передает движения | 1 | Е.Крылатов «Крылатые качели»; песня о тачанке | |||||
19(3) | Богатырские образы в искусстве | 1 | А.П.Бородин «Богатырская симфония», фрагмент «спящая княжна» | |||||
20(4) | Героические образы в искусстве | 1 | С.С.Прокофьев(папка); кантата «Александр Невский»;хор «Вставайте, люди русские» | |||||
21-24 (5-8) | Музыкальный портрет | 4 | М.П.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»;С.С.Прокофьев Ария Кутузова из оперы «Война и мир»; М.И.Глинка Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»; (папки по композиторам) | |||||
25(9) | Картины природы в музыке | 1 | Е.Матусовский «С чего начинается Родина?» С.С.Прокофьев вальс из оперы «Война и мир». | |||||
26(10) | Можем ли мы увидеть музыку? | 1 | М.И.Глинка Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» | |||||
4-я четверть «Можем ли мы услышать живопись?» (8 ч.) | ||||||||
27(1) | Можем ли мы услышать живопись? | 1 | С.В.Рахманинов Прелюдии | |||||
28(2) | Музыкальные краски | 1 | Я.Френкель «Погоня» | |||||
29-30 (3-4) | Музыкальная живопись и живописная музыка | 2 | К.Дебюсси « Праздненства»; «Лунный свет»; | |||||
31(5) | Настроение картины и музыки | 1 | «Вечерний звон» р.н.п. | |||||
32(6) | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины | 1 | И.Стравинский фрагмент балета «Петрушка» | |||||
33 (7) | Вечная тема в искусстве | 1 | Ф.Шуберт «Аве, Мария» С.Рахманинов «Богородице, Дева, радуйся» | |||||
34(8) | Взаимосвязь музыки, литературы, живописи (Обобщение) | 1 | По выбору учителя | |||||
Планируемые результаты освоения предмета заключается:
- в умении находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных а также некоторых музыкальных рисунков;
- в умении определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- в знании новых имен композиторов — К. Дебюсси и М. Равеля,
- в художественных особенностей музыкального импрессионизма; произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а сареllа в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...