Моя методическая система
учебно-методический материал по музыке на тему

Кожанова Александра Владимировна

Как нужно работать с вокальным коллективом в общеобразовательной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел III. Методическая система педагогического работника

Тема: Организация вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки и внеурочной деятельности.

Цель:        развитие художественного вкуса, расширение и обогащение  музыкального кругозора учеников, что способствует повышению их общекультурного уровня.

Основополагающие принципы: научность, доступность, систематичность и последовательность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, использование диалога как инструмента обучения, комплексный подход к обучению.

Актуальность темы:

Учителем музыки в МБОУ «СШ № 24»  я работаю с 2013 года, также являюсь педагогом дополнительного образования в МБОУ ДОД ДПЦ «Смоленские дворы» г. Смоленска. Одной из важных задач при обучении музыке считаю научить детей петь. На протяжении многих лет эта проблема остаётся актуальной и привлекает внимание большого круга музыкантов-педагогов, прежде всего потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, и подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии поющих:  развивает слух, дыхательную систему, а последняя тесно связаны с сердечно-сосудистой системой, следовательно, занимаясь в процессе пения своеобразной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.

В общеобразовательной школе хоровое пение рассматривается как действенное средство общей музыкальной культуры, так как является наиболее доступной формой исполнительства.

Основной результат работы школьного хора – это подготовка программ к выступлениям, однако для успешного выступления необходима большая подготовительная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как Д. Огородный, М.И. Белоусенко, Ю.С. Никифорова, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других. Однако методики хорового воспитания вокалистов постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, находит в процессе обучения пению новые аспекты. Поэтому необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, анализировать, применять на практике современной педагогической технологии, использовать в процессе развития вокально-хоровых навыков в конкретном хоровом коллективе.

Задачи обучения хоровому пению:

  1. формирование  творческого сознания, сосредоточенности внимания, развития долговременной памяти, активного воображения, слухового и вибрационного ощущения;
  2. выработка  вокально-хоровых  навыков в тесной связи с развитием музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса учеников;
  3. расширение знаний учащихся об искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокально-хорового искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
  4. воспитание  чувства ответственности за свою работу и работу всего коллектива;
  5. воспитание  музыкального художественного вкуса  детей;
  6. формирование вокальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека.

Гипотеза: развитие вокально-хоровых навыков на уроках осуществляется более эффективно при условии систематического обучения музыке  в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка с учётом возрастных и личностных качеств обучающихся.

В своей работе я использую следующие методы:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- игровые и здоровьесберегающие технологии.

Разные методы вокальной работы с детьми на занятиях используются в комплексе для максимальной реализации потенциала каждого ученика. В качестве ожидаемого результата предполагается формирование творческой личности, которая способна вести созидательную деятельность. Для реализации выдвинутой гипотезы был разработан алгоритм описывающий деятельность педагога и обучающихся на уроках музыки при обучении вокально-хоровым навыкам.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный этап (Знакомство с песней)

1.Знакомство с произведением (автором слов, композитором, временем создания песни)

2. Исполнение песни (эмоциональное, увлеченное, и использование игровых приемов)

3. Беседа о произведении (создание проблемы и мотивации для ее решения)

1. Личностное восприятие пени.

2. Эмоциональное вживание в нее.

3. Высказывание о произведении, активизация словаря. Принятие и уточнение незнакомых слов.

Основной этап (Разучивание песни)

1. Подготовка голосового аппарата (применение артикуляционной гимнастики, распевание)

2. Разучивание песни (текста, мелодической линии, ритмического рисунка, фразировки) применение игровых приемов, облегчающих разучивание мелодии песни

3. Впевание песни. (формировать качественное звучание при исполнении, развивать эмоционально-музыкальное исполнение)

1. Разогревают дыхательные и артикуляционные мышцы, настраивают голосовой аппарат.

2. Осваивают основные приемы выразительного исполнения, прохлопывание ритмического рисунка с текстом песни, пропевание вокализом на слог с плавным движением руки.

3. Выразительно и эмоционально исполняют песню целиком.

Заключительный этап (исполнение песни)

1. Создание необходимого эмоционального настроя.

1. Дети эмоционально раскрываются, сосредотачиваются на исполняемом произведении.

Исследование проводилось на базе вокального кружка МБОУ «СШ № 24» города Смоленска. Анализируя данные о поступивших в вокальный кружок детей, опрос родителей, данные по успеваемости воспитанников, можно проследить позитивную динамику достижений, о чем свидетельствуют данные диаграммы.

Разработанный алгоритм учебной деятельности по реализации вокально-хоровой работы в процессе обучения музыке при системном использовании позволил  также осуществить ряд учебных проектов, которые занимали призовые места в городских и областных мероприятиях.

Эффективность преподавания музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Таким образом, результаты проведенной работы доказывают, что развитие вокально-хоровых навыков осуществляется эффективно при условии систематического обучения  пению и  действительно способствуют раскрытию творческого потенциала детей, создают условия для развития их вокальных данных и формирования творческой личности.

 

Справку составила                                                                           А.В.Кожанова

«Сведения указанные в справке заверяю»

Директор

МБОУ «СШ №24» г.Смоленска                                                               Е.В.Ботулева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая система

Описание собственной методической системы....

Модель методической системы школы

Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....

Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...

Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»

Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...