Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».
статья по биологии на тему
В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент. Формирование и развитие личности обучающегося осуществляется на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и составляет цель и основной результат образования, а учебная деятельность соответствует возрасту и индивидуальным особенностям. Основной результат обучения – развитие личности ребенка в учебной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Задача педагога в этом случае - создание и организация условий, побуждающих ученический коллектив и каждого обучающегося к действию. А.Дистервег по этому поводу писал: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, а ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorova_statya_.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».
Говорова Е.В.,
г. Волгоград, МОУ СОШ №86
« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент. Формирование и развитие личности обучающегося осуществляется на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и составляет цель и основной результат образования, а учебная деятельность соответствует возрасту и индивидуальным особенностям. Основной результат обучения – развитие личности ребенка в учебной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Задача педагога в этом случае - создание и организация условий, побуждающих ученический коллектив и каждого обучающегося к действию. А.Дистервег по этому поводу писал: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, а ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»
Системно- деятельностный подход, как фундамент ФГОС предполагает:
1.Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
2.Выполнение действий для приобретения недостающих знаний: « даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» ( Г.А. Цукерман)
3.Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний, освоение общего для многих случаев способа действия.
4.Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу работы над усвоением и совершенствованием знаний.
5.Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов осуществляют школьные педагоги, а помочь в решении задач, выдвинутых новыми Стандартами, должны грамотно выстроенные учебники, учебно-методические пособия, дидактические материалы. Отвечает требованиям ФГОС инновационный интерактивный учебно-методический комплект по биологии «Навигатор» авторов В.И.Сивоглазова и др., выпущенный издательством «Дрофа». УМК «Навигатор» включает учебник-навигатор, мультимедийное приложение к учебнику-навигатору, тетрадь для лабораторных работ и тетрадь для проверки качества знаний.
Многие издательства учебной литературы издают учебно - методические комплекты, где наряду с учебниками, методическими пособиями, рабочими тетрадями выпускаются и мультимедийные электронные приложения. Диски в основном дублируют материал учебника, предлагая аудио- и видеоинформацию осуществляют личностно- ориентированный подход, контролируют знания через выполнение тестовых работ. Урок становится ярче, насыщен наглядностью, но лучше использовать эти мультимедийные пособия школьникам при подготовке домашнего задания и самоконтроля качества усвоения материала. Учителю же на уроке целесообразно применять учебно-методический комплект «Навигатор» авторов В.И.Сивоглазова и др.
Учебник- навигатор наряду с основным содержанием темы дает ориентиры в виде гиперссылок на другие части комплекта. Термины, например, выделяются цветами: синий - обязательные для изучения понятия, зеленый - дополнительный материал, который следует найти на диске. Возле каждого слова или словосочетания находится значок с изображением диска и номера. Соответствующий понятию из учебника информационный объект на диске можно найти по слову (словосочетанию) или номеру. Здесь есть условные обозначения для перехода к диску, чтобы просмотреть слайд- шоу, видео или анимационный фрагмент, выполнить лабораторную или практическую работу, интерактивное задание и тест на «Проверку знаний и закрепление материала». Значимыми являются ссылки на интернет- ресурсы, дополнительный материал, которые расширяют, углубляют, детализируют знания учащихся в данной области, рассказывают о новых открытиях… Рубрики «Вспомните», «Подумайте», «Выполните задания» подвигают обучающихся к деятельностному мыслительному процессу: анализу, синтезу, обобщению, сравнению, структурированию материала, решению логических задач.
В мультимедийном сопровождении учебника большое количество рисунков, схем, таблиц, анимаций, фотографий, видеофрагментов, виртуальных лабораторных работ, тестов, интерактивных заданий. Здесь соблюдается «золотое правило» сформулированное Яном Амосовичем Коменским в "Великой дидактике" наглядного обучения, а именно: "видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, ... если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами..."
Использование интерактивного учебно-методического комплекта позволяет каждому ученику работать в своем темпе, по индивидуальному маршруту в соответствие со знаниями и потребностями, добывая, применяя и контролируя знания. Еще Л.Н.Толстой говорил, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не только одной памятью».
Тетрадь для проверки качества знаний содержит разные по форме тестовые задания, направленные на активизацию и закрепление умений и навыков учащихся по биологии, а также тестовые задания, составленные в формате ГИА и ЕГЭ. Важно и то, что школьник может осуществить самоконтроль качества усвоения знаний.
С помощью учебно-методического комплекта «Навигатор» учитель может конструировать уроки «открытия нового знания», уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности и уроки развивающего контроля, а также комплект можно использовать при организации дистанционного обучения и элективных курсов. Объем и глубина подачи материала позволяет использовать данное пособие на уроках в профильных классах.
Литература:
- Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. / Г.А. Атанов. — Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. — 160с.
- Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. 2001, №2
- Назарова И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС [Текст] / И. П. Назарова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 127-129.
- Реализация требований ФГОС в учебниках биологии издательства «ДРОФА» http://www.drofa.ru/files/pub/1September_sonin_08-2012.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии.Методическая разработка урока по теме "Лишайники"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Лишайники"...
Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании биологии. Методическая разработка урока биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка урока биологии 7 класса по теме "Водоросли"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
Технология проблемного обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Обобщение опыта работы в рамках конкурса "Учитель года 2014"...
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...
Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "
quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....