Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».
статья по биологии на тему

Говорова Елена Владимировна

В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент.  Формирование и развитие личности обучающегося осуществляется на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)  и составляет цель и основной результат образования, а учебная деятельность соответствует возрасту и индивидуальным особенностям. Основной результат обучения –  развитие личности ребенка в учебной деятельности,  направленной на «открытие нового знания». Задача педагога в этом случае - создание и организация условий, побуждающих ученический коллектив и каждого обучающегося к действию.  А.Дистервег по этому поводу писал: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, а ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorova_statya_.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного  УМК по биологии «Навигатор».

Говорова Е.В.,

г. Волгоград, МОУ СОШ №86

« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент.  Формирование и развитие личности обучающегося осуществляется на основе усвоения универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)  и составляет цель и основной результат образования, а учебная деятельность соответствует возрасту и индивидуальным особенностям. Основной результат обучения –  развитие личности ребенка в учебной деятельности,  направленной на «открытие нового знания». Задача педагога в этом случае - создание и организация условий, побуждающих ученический коллектив и каждого обучающегося к действию.  А.Дистервег по этому поводу писал: «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, а ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»

Системно- деятельностный подход, как фундамент ФГОС   предполагает:

1.Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

2.Выполнение действий для приобретения недостающих знаний: « даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» ( Г.А. Цукерман)

3.Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний,  освоение общего для многих случаев способа действия.

4.Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу работы над усвоением и совершенствованием знаний.

5.Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов осуществляют школьные педагоги, а помочь в решении задач, выдвинутых новыми Стандартами,  должны грамотно выстроенные учебники, учебно-методические пособия, дидактические материалы. Отвечает требованиям ФГОС инновационный интерактивный учебно-методический комплект по биологии «Навигатор» авторов В.И.Сивоглазова и др., выпущенный издательством «Дрофа». УМК «Навигатор» включает учебник-навигатор, мультимедийное приложение к учебнику-навигатору, тетрадь для лабораторных работ и тетрадь для проверки качества знаний.

Многие издательства учебной литературы издают учебно - методические комплекты, где наряду с учебниками, методическими пособиями, рабочими тетрадями выпускаются и мультимедийные электронные приложения. Диски в основном дублируют материал учебника, предлагая аудио- и видеоинформацию осуществляют личностно- ориентированный подход, контролируют знания через выполнение тестовых работ. Урок становится ярче, насыщен наглядностью,  но лучше использовать эти мультимедийные пособия школьникам при подготовке домашнего задания и самоконтроля качества усвоения материала. Учителю же на уроке целесообразно применять учебно-методический комплект «Навигатор» авторов В.И.Сивоглазова и др.

Учебник- навигатор наряду с основным содержанием темы дает ориентиры в виде гиперссылок на другие части комплекта. Термины, например, выделяются цветами:  синий - обязательные для изучения понятия, зеленый - дополнительный материал, который следует найти на диске. Возле каждого слова или словосочетания находится значок с изображением диска и номера. Соответствующий понятию из учебника информационный объект на диске можно найти по слову (словосочетанию) или номеру. Здесь есть условные обозначения для перехода к  диску, чтобы просмотреть слайд- шоу, видео или анимационный фрагмент, выполнить лабораторную или практическую работу, интерактивное задание и тест на «Проверку знаний и закрепление материала».  Значимыми являются ссылки на интернет- ресурсы, дополнительный материал, которые расширяют, углубляют, детализируют знания учащихся в данной области, рассказывают о новых открытиях… Рубрики «Вспомните», «Подумайте», «Выполните задания» подвигают обучающихся к деятельностному мыслительному процессу: анализу, синтезу, обобщению, сравнению, структурированию материала, решению логических задач.

В мультимедийном сопровождении учебника большое количество рисунков, схем, таблиц, анимаций, фотографий, видеофрагментов, виртуальных лабораторных работ, тестов, интерактивных заданий. Здесь соблюдается «золотое правило» сформулированное Яном Амосовичем Коменским в "Великой дидактике" наглядного обучения, а именно: "видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, ... если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами..."

Использование интерактивного учебно-методического комплекта позволяет каждому ученику работать  в своем темпе, по индивидуальному маршруту в соответствие со знаниями и потребностями,  добывая, применяя и контролируя знания. Еще Л.Н.Толстой говорил, что «знание только тогда знание, когда  оно приобретено усилиями своей мысли, а не только одной памятью».

Тетрадь для проверки качества знаний содержит разные по форме тестовые задания, направленные на активизацию и закрепление умений и навыков учащихся по биологии, а также тестовые задания, составленные в формате ГИА и ЕГЭ. Важно и то, что школьник может осуществить самоконтроль качества усвоения знаний.

С  помощью учебно-методического комплекта «Навигатор»  учитель может конструировать уроки «открытия нового знания», уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности и уроки развивающего контроля, а также комплект можно использовать при организации дистанционного обучения и элективных курсов. Объем и глубина подачи материала позволяет использовать данное пособие на уроках в профильных классах.

Литература:

  1. Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. / Г.А. Атанов. — Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. — 160с.
  2. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. 2001, №2
  3.  Назарова И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС [Текст] / И. П. Назарова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 127-129.
  4. Реализация требований ФГОС в учебниках биологии издательства  «ДРОФА» http://www.drofa.ru/files/pub/1September_sonin_08-2012.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ...

Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "

quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....