" Дети- жертвы Холокоста"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Конспект урока, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44.11 КБ
Office presentation icon kopiya_holokost.ppt2.69 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема раздела:

Тема урока: «Дети – жертвы Холокоста»

Цель: Познакомить уч-ся через музыку с событиями ВОВ - «Холокост».

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Расширение музыкального и общекультурного кругозора.

2. Учить анализировать услышанную музыку.

3. Познакомить уч-ся с темой Холокост как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;

4. Умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических и литературных документов;

Метапредметные:

1. Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

2. Применение знаний для решения поставленных задач.

Личностные:

1. Воспитывать толерантность и гуманность к другим;

2. Развивать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.

3. Научить защищать идеи гуманизма;

4. Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.

Методы: рассказ, диалог, наглядно-слуховой, сравнения.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: Мультимедиа, презентация 1 по теме “Холокост”, фортепиано, ПК, колонки.

Время проведения: 2 урока.

Структура:

1. Орг. момент, распевание

2. Новый материал

3. Слушание «Танго смерти» оркестр Яновского концлагеря (видео)

4. Новый материал

5. Слушание В.Мурадели «Бухенвальдский набат»

6. Пение В.Мурадели «Бухенвальдский набат»

7. Итог.

На доске цитаты:

Шесть миллионов евреев - расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов - и каждый в отдельности. Это - память, противящаяся забвению.

Это - зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это - убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ “КОГО-ТО”, ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ  ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ.

                                                                                Михаил Гефтер, “Эхо Холокоста”

Сначала они пришли за евреями. Я молчал - я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал - я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал - я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь.

                                                                                               Пастор Мартин Нимеллер

Совершенные преступления беспрецедентны из-за ошеломляющего числа жертв. Они беспрецедентны еще и потому, что в них участвовало огромное число людей, которые устроили настоящее состязание в жестокости и бесчеловечности.

                           Судья Роберт X. Джексон, главный           американский     обвинитель на Нюрнбергском процессе

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

                                                                                                                            И. Бауэр

                                              Ход урока.

  1. Орг. Момент,

распевание.

Объявление темы.

У: Здравствуйте ребята

Д.: Здравствуйте.

Распевание «Гамма».

(На экране включается Презентация – слайд №1)

У: Сегодня мы  остановимся на музыке народа, которая в определённый момент, во время В.О.В. имела большое значение. И говорить мы будем о еврейском народе. Существует выражение богоизбранная нация. Кто её избрал и почему?   (Рассказ учителя о появлении еврейской нации).

(Презентация- слайд №2)

По мнению большинства ученых, время этногенеза (формирования) еврейского народа приходится на период между 2—1 тыс. до н. э. Факт существования на данной территории иной цивилизации не оспаривается, тем самым «удревняя» историю евреев. Гораздо большей задачей для многих историков является поиск материальных подтверждений, описанных в истории Храмов.

Начало еврейской истории связано с библейской эпохой. Библейская история еврейского народа охватывает период от появления евреев на арене истории во времена Авраама, как родоначальника еврейского народа.

Основным источником для изучения древнейшей истории еврейского народа служит Ветхий Завет (Танах).

   Согласно Библии, родоначальник еврейского народа Авраам  Как можно судить по археологическим данным, представляемым новейшими раскопками и исследованиями, Халдея находилась уже на значительной высоте культурного развития, так что и Авраам, повинуясь высшему призванию, переселился в Ханаан уже как человек, обладавший всеми важнейшими элементами культурной жизни, и представлял собой влиятельного главу целого племени.               (Презентация – слайд№3)

        В Ханаане был заключён Завет между Богом и Авраамом, договор, которым определялась дальнейшая судьба потомков Авраама.

       Изгнания и преследования евреев привели к рассеянию еврейского народа по всем уголкам мира — от Северной Африки и Османской империи до открытой Колумбом Америки и сопровождались усилением изоляции евреев и их вытеснением на периферию общественной жизни в Европе.

       Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов, которые с Рейхлином во главе взяли под защиту Талмуд, когда фанатики воздвигли костры против еврейских книг.

      Само наименование «Израиль» («богоборец») являет нам: Бог знал, как тяжко ему придется вести этот народ. Господь обещал, что именно в потомках Авраама, Исаака и Иакова благословятся все народы земли. Посему пришлось именно в этом мятежном народе сохранять образец поведения для избранников Божиих.   (Презентация – слайд №4)

2. У: Так уж было заведено, что у каждого народа складывалась  не только своя история, но и своя культура, обычаи, традиции и даже свои музыкальные инструменты. Если в России например зародились такие инструменты, как гусли, балалайка, ложки. То с еврейским  народом был связан инструмент – скрипка.

(Прослушивание муз. фрагмента в исполнении еврейской скрипки)
 
История происхождения скрипки до сих пор до конца не выяснена.        Напоминающие современную скрипку струнные инструменты встречаются в музыкальной культуре самых разных народов. Предшественник современной скрипки — виола — появилась в XV веке в Испании. Скрипка же современного типа была изобретена в Италии в XVI веке — вскоре после переселения туда части испанских евреев.

     «Похоже, скрипка имеет не итальянское, а еврейское происхождение», — считает нью-йоркская скрипачка Моника Хаджетт. В последние десятилетия такая точка зрения получила распространение в музыкальных кругах. Первым идею еврейского происхождения скрипки подал исследователь из Белфаста Роджер Прайор. Он обратил внимание на то, что после изгнания евреев из Испании там не встречается упоминаний о скрипке, однако в это же время инструмент получил широкое распространение в Италии, куда бежала часть испанских евреев.

У: Охарактеризуйте прослушанную мелодию

Д: Уч-ся дают характеристику прослушанного фрагмента.

У: Вы правильно сказали, что скрипка не играла, она пела и пела так печально, будто плакала.

У: Кто из вас знает о таком явлении как Холокост?

Д: Отвечают.

У: Зачитывает цитаты на доске, сопровождающиеся слайдами.

(Слайды №5-11)

  (Слайд №12) Холокост — это всечеловеческая трагедия. Мы не хотим кричать, но мы не имеем права молчать. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство, прикрываясь какими бы то ни было расовыми или национальными соображениями. Ибо, “Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех”. (М. Я. Гефтер). Вот почему именно сейчас, в начале XXI в., когда мир гудит от потрясений - революции, национальные взрывы, религиозная нетерпимость, — мы обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 000 000 людей. Не для того, чтобы культивировать ненависть к убийцам. Из ненависти ничего хорошего не вырастает. Речь не только о разрушительном зле, но и о добре, которое все-таки может и побеждать.

Мы вместе должны научиться понимать историю Холокоста, чудовищную историю уничтожения.

У: - Дайте определение понятию “геноцид”?

- Почему произошла эта трагедия?

- Почему именно евреи?

- Почему так много детей?

Д: Отвечают.

У: Страшным примером жестокости нацизма была страшная картина в Яновском лагере. (Слайд №16)  Вы видите единственную фотографию с изображением этого оркестра.  

(Показ фильма «Танго смерти» Яновский лагерь)

У: Как вы думаете, почему фашисты были беспощадны к детям?

Д: Отвечают.

У: Самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из “нежелательных” или “опасных” групп, рассматривалось как часть “расовой борьбы”, а также как превентивная мера защиты. Таким образом, было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.

      Сегодня я остановлюсь на книге В.Гроссмана «Жизнь и судьба», в которой рассказывается об отношениях к евреям в Гитлеровской Германии и у нас в Советском Союзе.

(Учитель зачитывает отрывок из книги Гл.18)

«…В соседнем доме живет девушка из Польши. Она рассказывает, что там убийства идут постоянно, евреев вырезают всех до единого, и евреи сохранились лишь в нескольких гетто

–в Варшаве, в Лодзи, Радоме. И когда я все это обдумала, для меня стало совершенно ясно, что нас здесь собрали не для того, чтобы сохранить, как зубров в Беловежской пуще, а для убоя. По плану дойдет и до нас очередь через неделю, две. Но, представь, понимая это, я продолжаю лечить

больных и говорю: «Если будете систематически промывать лекарством глаза, то через две-три недели вы здоровеете». Я наблюдаю старика, которому можно будет через полгода- год снять катаракту.

Я задаю Юре уроки французского языка, огорчаюсь его неправильному произношению.

А тут же немцы, врываясь в гетто, грабят, часовые, развлекаясь, стреляют из

-за проволоки в детей, и все новые, новые люди подтверждают, что наша судьба может решиться в любой день. Вот так оно происходит –люди продолжают жить. У нас тут даже недавно была свадьба.  Слухи рождаются десятками. То, задыхаясь от радости, сосед сообщает, что наши войска перешли в наступление и немцы бегут. То вдруг рождается слух, что советское правительство и Черчилль предъявили немцам ультиматум, и Гитлер приказал не убивать евреев. То сообщают, что  евреев будут обменивать на немецких военнопленных. Оказывается, нигде нет столько надежд, как в гетто. Мир полон событий, и все события, смысл их, причина, всегда одни –спасение евреев. Какое богатство надежды! А источник этих надежд один – жизненный инстинкт, без всякой логики сопротивляющийся страшной необходимости погибнуть нам всем без следа. И вот смотрю и не верю: неужели все мы –приговоренные, ждущие казни? Парикмахеры, сапожники, портные, врачи, печники –все работают. Открылся даже маленький родильный дом, вернее, подобие такого дома. Сохнет белье, идет стирка, готовится обед, дети ходят с 1 сентября в школу, и матери расспрашивают учителей об отметках ребят. Старик Шпильберг отдал в переплет несколько книг. Аля Шперлинг занимается по утрам физкультурой, а перед сном наворачивает волосы на папильотки, ссорится с отцом, требует себе какие-то два летних отреза.  И я с утра до ночи занята –

хожу к больным, даю уроки, штопаю, стираю, готовлюсь к зиме, подшиваю вату под осеннее пальто. Я слушаю рассказы о карах, обрушившихся на евреев,–знакомую, жену юрисконсульта, избили до потери сознания за покупку утиного яйца для ребенка; мальчику, сыну провизора Сироты, прострелили плечо, когда он пробовал пролезть под проволокой и достать закатившийся мяч. А потом снова слухи, слухи, слухи.  Вот и не слухи. Сегодня немцы угнали восемьдесят молодых мужчин на работы, якобы копать картошку, и некоторые люди радовались – сумеют принести немного картошки для родных. Но я поняла, о какой картошке идет речь.»

(Просмотр фильма «Тихая звёздная ночь»)

У: Какие концлагеря вы знаете?

Д: Ответы

У: Бухенвальд — один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии на воротах которого написан лозунг «Каждому свое». С 1937 по 1945 год в лагере было заключено около 250 тысяч человек. Количество жертв лагеря оценивается примерно в 56 тысяч узников. В 1958 году на территории лагеря был основан мемориальный комплекс «Бухенвальд». Это вдохновило композитора Вано Мурадели и писателя Александра Соболева написать песню «Бухенвальдский набат»

Слушание В.Мурадели «Бухенвальдский набат»

(Показ слайдов с №17-№24. На фоне песни «Бухенвальдский набат»)

У: Какой характер передает музыка?

Д: Траурный, призывный

У: В каком стиле исполняется?

Д: Марш

ВХР: Пение В.Мурадели «Бухенвальдский набат»

Задача

Методы, приемы

Верный ритмический рисунок

Прохлапывание ритма

Дикция

Люди мира на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон

Проговаривание текста без музыки (вне ритма, с ритмом)

Интонационный скачки

Графический показ

Подведение итогов. Финал.

У: Ребята, как вы считает, можно ли считать Холокост, как явление преступления против человечества?

Д: Отвечают.

У: Сейчас я каждому предлагаю написать обращение к мировому сообществу с просьбой сделать всё, чтобы фашизм как крайне форма национализма – никогда не повторился в мировой истории.

(Уч-ся  пишут обращения)

(Звучит мелодия еврейской скрипки.

На фоне учитель читает стихотворение М. Джалиля «Варворство». Слайд № 25)

(Учитель читает отрывок из книги В.Гроссмана «Жизнь и судьба». Гл.47.)

Софья Осиповна шла ровным тяжелым шагом, мальчик держался за ее руку. Другой рукой мальчик ощупывал в кармане спичечную коробку, где в грязной ватке лежала темно-коричневая куколка, недавно, в вагоне, вышедшая из кокона. Рядом шагал, бормоча, слесарь Лазарь Янкелевич, его жена Дебора Самуиловна несла на руках ребенка. За спиной Ревекка Бухман бормотала: «Ой, Боже, ой, Боже, ой. Боже...» Пятой в ряду шла библиотекарша Муся Борисовна. Волосы ее были причесаны, воротничок казался белым. Она в дороге несколько раз отдавала пайку хлеба за полкотелка теплой воды. Эта Муся Борисовна ничего никому не жалела, в вагоне ее считали святой, старухи, знавшие толк в людях, целовали ей платье. Впереди ряд состоял из четырех человек –при отборе офицер вызвал из этого ряда сразу двоих –отца и сына Слепых, на вопрос о профессии они выкрикнули: «Zahnarzt!» [зубной врач (нем.)]. И офицер кивнул: Слепых угадали, выиграли жизнь. Трое оставшихся в ряду шли, болтая руками, их руки оказались не нужны; четвертый шел, приподняв воротник пиджака, заложив руки в карманы, независимой походкой, закинув голову. Впереди, может быть, на четыре-пять рядов выделялся огромный старик в зимней красноармейской шапке. В затылок Софье Осиповне шла Муся Винокур, которой в теплушке исполнилось четырнадцать лет.  Смерть!

    Софья Осиповна услышала музыку. Эту музыку она впервые слышала ребенком, слушала студенткой, молодым врачом; эта музыка всегда волновала живым предчувствием будущего.  Музыка обманула ее. У Софьи Осиповны не было будущего, была лишь прожитая жизнь. И чувство своей особой, отдельной, прожитой жизни на миг заслонило перед ней настоящее

–край жизненного обрыва. Самое странное из всех чувств! Оно непередаваемо, им нельзя поделиться с самым близким человеком, женой, матерью, братом, сыном, другом, отцом, оно тайна души, и душа, даже если она страстно этого хочет, не может выдать своей тайны. Человек унесет чувство своей жизни, не разделит его ни с кем.

    Когда заиграла музыка, Давиду захотелось вынуть из кармана коробочку, на мгновение приоткрыть ее, чтобы куколка не простудилась, и показать ей музыкантов. Но, пройдя несколько шагов, он перестал замечать людей на помосте, лишь зарево в небе и музыка остались. Печальная, могучая мелодия, как чашечку, наполнила его душу до самых краев тоской по матери.

        Единственной защитой, надеждой его была мать. Он все время непоколебимо и бессмысленно надеялся на нее. Но, может быть, музыка сделала так: он перестал надеяться на маму. Он любил ее, но она была беспомощной и слабой, как те, что шли сейчас рядом с ним. А музыка, сонная, тихая, казалась ему маленькими волнами, он видел их в бреду, когда у него поднималась температура и он сползал с горячей подушки на теплый и влажный песок.

  Оркестр взвыл, заголосила огромная иссохшая глотка. Темная стена, которая вставала из воды, когда он болел ангиной, теперь нависла над ним, маленький Давид шел к ней своими маленькими ногами. Вокруг была одна лишь музыка, за которую нельзя было спрятаться, за которую нельзя было схватиться, об которую нельзя было разбить себе голову. А куколка,–у ней ни крыльев, ни лапок, ни усиков, ни глаз, она лежит в коробочке, глупая, доверчивая, ждет.

Раз еврей – все!  Он икал, задыхался. Если б он мог, он бы сам себя задушил. Музыка смолкла. Его маленькие ноги и десятки других маленьких ног торопились, бежали. У него не было мыслей, он не мог ни кричать, ни плакать. Пальцы, мокрые от пота, сжимали в кармане коробочку, но он не помнил уже и о куколке. Одни лишь маленькие ноги шли, шли, спешили, бежали. Если б охвативший его ужас длился еще несколько минут, он упал бы с разорвавшимся сердцем.

    Когда музыка прекратилась, Софья Осиповна вытерла слезы и сердито произнесла:–Так, сказал бедняк! Потом она взглянула на лицо мальчика, оно было так ужасно, что даже здесь выделялось своим особым выражением.

–Что ты? Что с тобой? – вскрикнула Софья Осиповна и резко дернула его за руку.

     Мальчик из-за образовавшегося в поворачивавших рядах просвета увидел постройки с распахнутыми дверьми и, не зная почему, вынул из кармана коробочку с куколкой, не простившись с ней, швырнул ее в сторону. Пусть живет!– Капитальные люди немцы,–точно стража могла услышать и оценить его льстивость, сказал шедший впереди.

   Софья Осиповна, злобно крикнув, споткнулась, упала. Сразу несколько рук схватили ее, помогли подняться. А шедшие сзади напирали, и Давид, оглядываясь, боясь, что его собьют с ног, мельком увидел, как стражники оттаскивают в сторону мужчину.

     В миг, когда Софья Осиповна пыталась броситься на стражника, она забыла о мальчике. Теперь она снова держала его за руку. Давид увидел, какими ясными, злыми и прекрасными могут быть глаза человека, на долю секунды почуявшего свободу. А в это время первые ряды уже вступили на асфальтированную площадку перед входом в баню, по-новому зазвучали

шаги людей, идущих в просторно распахнутые двери. Когда было всё закончено, над маленьким Давидом, над его мамой, над всеми, кто лежал бездыханно, летела белая, чистая как души этих людей – бабочка.

У: Что такое холокост?  (Слайд № 26)

Д: Преследование и массовое уничтожение евреев, цыган, инвалидов

У: Что означает геноцид? (Слайд № 27)

Д: Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам

У: В наше время встречаются подобные явления (Слайд № 28, 29)

Д: Ответ

У: Мы не должны забывать о таких событиях, не должны повторять ошибок истории. Будьте терпимы к недостаткам других и уважайте окружающих.

(Слайд № 30-31)

Спасибо за урок. До свидания.

Список литературы

  1. http://www.holocf.ru/
  2. http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm
  3. http://jhistory.nfurman.com/lessons10.htm
  4. http://www.urokiistorii.ru/learning/method/2009/15/sait-o-kholokoste
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
  6. http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/311/2
  7. http://www.holocaust-education.net/explore.asp?langid=3&submenu=200
  8. http://www.urokiistorii.ru/history/people/3352
  9. http://holocaustmusic.ort.org/ru/places/camps/eastern-europe/kaiserwald/
  10. Энциклопедия основных понятий – Катастрофа, Холокост
  11. http://www.yadvashem.org/yv/ru/holocaust/encyclopedia/index.asp
  12. Дети в гетто- http://ghetto.galim.org.il/rus/
  13. " Три куклы"- полное учебное пособие 
  14. http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/lesson_plans/three_dolls.asp
  15. Портал образования - русский сайт Яд-Вашема - планы уроков и ресурсы.
  16. http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/index.asp.
  17. "Семейный  альбом" -  Шоа и война в жизни еврейских семей - рассказы, фотографии и планы уроков
  18. http://www.yadvashem.org/yv/ru/education/learning_environments/families/index.asp.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.

В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА

Пояснительная записка и классный час посвященный Дню  памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...

Памяти жертвам Холокоста

классный час с использованием презентации...

Внеклассное мероприятие "Дети - жертвы Холокоста"

Мероприятие проводилось с учащимися 8-9 классов....

«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...