Памяти жертвам Холокоста
презентация к уроку по истории по теме
классный час с использованием презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheshkolnoe_meropriyati1.docx | 42.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольное мероприятие «Памяти жертв Холокоста».
Цели:
- формирование эмпатии к жертвам сохранение памяти о них;
- способствовать лучшему пониманию прошлого;
-осознание опасности, которую несёт существование радикальных, экстремистских движений и тоталитарных режимов.
Оборудование: презентация, записи песен известных композиторов, стихи.
Ход мероприятия:
1 Ведущий:
На иврите английскому слову «Холокост» соответствует слово «Шоа», что означает «катастрофа». «Холокост» стал трагедией не только для евреев, но и для всего человечества. Поэтому на нас лежит огромная ответственность хранить память о его жертвах как дань уважения и нравственного предостережения. Мы не должны позволить этой памяти угаснуть, потому что это неизбежно приведёт к повторению прежних ошибок.
Фашисты убили 6 миллионов евреев ( включая 1 500 000 детей). Это была единственная нация, которую они, начиная с прихода Гитлера к власти, стремились уничтожить полностью. Также были убиты и порабощены цыгане, поляки, советские военнопленные, душевно больные люди, свидетели Иеговы, политические диссиденты.
Поминовение жертв холокоста в разных странах происходит в дни, когда отмечают события национальной истории. В 2005 году генеральная Ассамблея ООН объявила 27 января Международным Днём памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 году войска 1 Украинского фронта освободили узников лагеря смерти Освенцим.
(демонстрация слайдов « Виртуальная экскурсия по Освенциму».)
Концентрационный лагерь Освенцим - Биркенау был создан по указу шефа СС Генриха Гиммлера в 1940-м году в шестидесяти километрах юго-западнее Кракова. Немецкие «учёные» сделали открытие: газ « Циклон-Б», созданный как средство борьбы с крысами на кораблях, вырабатывает пары, способные в течение нескольких минут умертвить человека. Это открытие нашло широкое применение в лагере. Тела «подопытных» сжигались в гигантских крематориях. Около 1 300 000 человек, из которых 1000 000 составляли евреи, подвергались пыткам , около 1 100 000 были умерщвлены. Над входом в лагерь висел лозунг: «Арбайт махт фрай» ( «Труд освобождает»).
1 чтец.
Говорят погибшие.
Без точек.
И без запятых.
Почти без слов.
Из концлагерей,
Из «одиночек»,
Из горящих на ветру домов.
Говорят погибшие.
Тетради.
Письма. Завещанья.
Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.
Говорят погибшие.
В грудах пепла раздувают жар
Маутхаузен, Орадур и Дахау,
Бухенвальд, Освенцим, Бабий Яр.
(На экране серия слайдов о Бухенвальде. Звучит песня «Бухенвальдский набад».
2-ой ведущий:
Бухенвальд - немецкий концентрационный лагерь, располагавшийся в Тюрингии. Основан в 1937 году. «Каждому своё»- надпись над входом в лагерь. В феврале 1938 года под руководством Мартина Зоммера в так называемом « бункере» создаётся камера пыток и помещение для расстрелов. Строят крематорий. Проводятся первые медицинские опыты над узниками. В общей сложности через лагерь прошли около четверти миллиона узников из всех европейских стран. Число жертв составило около 56 000 человек. В 88 филиалах Бухенвальда за колючей проволокой содержалось 112 000 человек. Это был самый крупный лагерь смерти .
С августа 1945 года - советский лагерь для нацистских преступников.
(На экране серия слайдов о концентрационном лагере Майданек).
3- ведущий:
Лагерь Майданек также служил местом для уничтожения людей. Там были обустроены газовые камеры, в которых сотрудники СС убили около миллиона евреев из разных европейских стран и несколько тысяч цыган.
2- чтец:
Здесь тишина горька, как состраданье,
Не слышно птиц в янтарной тишине.
Кругом поля - тяжёлое молчанье,
Безумной болью прорастёт во мне.
Но я не верю в эти очертанья,
В траву и небо, в солнце и дома,
Я слышу всё - от вздохов до стенанья,
От этих мук боясь сойти с ума.
И почему так буднично и просто
Живёт народ за стенами тюрьмы,
Не верят пусть в реальность Холокоста,
Но души их навек обожжены.
(На экране серия слайдов о концлагере Дахау.)
- Ведущий:
Дахау - один из первых концлагерей на территории Германии. До начала Второй мировой войны в нём содержались люди, «загрязняющие арийскую расу». Это были противники нацистского режима, а также душевнобольные, наркоманы и др.
Во время войны Дахау приобрёл зловещую известность как один из самых ужасных концлагерей, в которых проводились разного рода медицинские эксперименты над заключёнными. Более 500 операций над здоровыми заключёнными было произведено студентами-медиками СС. Узники умирали как на операционном столе, так и после всякого рода осложнений. С трупов заключённых снимали кожу. Особенно востребованной была кожа с груди и спины. Её подвергали химической обработке и высушивали на солнце. Эту кожу резали на куски определённой величины и использовали для изготовления сёдел, брюк для верховой езды, перчаток, домашних туфель и дамских сумок. Все человеческие волосы, срезанные в концентрационных лагерях, тоже находили применение: из них делали промышленный войлок и пряли нити. Расчёсанные женские волосы использовали в качестве материала для изготовления носков для экипажей подводных лодок и войлочных чулок для железнодорожников. Часто лагеря получали запросы на скелеты и черепа заключённых.
За время существования лагеря Дахау его узниками стали более 200 000 человек со всей Европы. Погибло более 43 000 заключённых.
3-ий чтец:
Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей,
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду…
Кто попал в лапы дьявола, к немцам
Побывал, прямо скажем, в аду.
Вся земля содрогалась от горя, не щадило зверей и детей!
Пасть чудовищная - крематорий
Что ни день пожирала людей.
И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не забыть.
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно об этом забыть?!
- Ведущий:
Символом Холокоста в Советском Союзе стал Бабий Яр.
Есть в Киеве такое место – Бабий Яр. Когда-то о нём знали только киевляне. Сегодня знает весь мир.
На рассвете 29 сентября 1941 года киевские евреи с разных концов города медленно двигались в сторону еврейского кладбища. О разном думали обречённые: о переселении в провинциальные районы, другие - о трудовой мобилизации, кто-то догадывался, что это путь к смерти .Шествие продолжалось три дня и три ночи. Выйти из людского потока было нельзя, немцы проверяли документы. Заканчивался путь у оврагов перед крутыми склонами. Это Бабий Яр.
( на экране слайды)
Под открытым небом, как в канцелярии, стоят письменные столы . От толпы отделяли 30-40 человек и вели «регистрироваться». У людей отбирали документы, ценные вещи, срывали с пальцев кольца. Затем заставляли раздеваться догола. Одежду собирали и аккуратно складывали. Палачи с собаками гнали обречённых на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Многие, подходя к месту казни, теряли рассудок. Сталкивали в Яр с обрыва маленьких детей.
- Чтец:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых…
Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать – земля.
Своими видел я глазами
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг.
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижавшись к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу ,против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-
И хочет вырваться из рук её ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой!
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни и одна любовь!
(Звучит песня А. Розембаума «А может не было войны?»)
- Чтец:
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно,
Мне сегодня столько лет
Как самому еврейскому народу.
Памятники поставлены. Молчанье долгих лет прервано. Можно принести цветы, не боясь, что получишь за это 15 суток ареста. С каждым годом всё многолюднее митинги памяти. Всё больше людей приходят к Бабьему Яру с цветами, свечами и детскими игрушками. Приезжают делегации со всего мира. Телевидение и пресса освещают правду о трагедии .
(Звучит песня «Саласпилс», под стук метронома демонстрируются слайды).
3-Ведущий:
Саласпилс ( «Куртенгоф») – лагерь на территории оккупированной нацистами Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. Находился в 18 км. от Риги, просуществовал с октября 1941 года до конца лета 1944. Печальную известность этот лагерь получил из-за содержания здесь детей. Страшный час наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.
Из рассказа очевидца: « В Саласпилсе происходила неслыханная в истории человечества трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, сюда вызывали матерей с детьми, и самодовольные, отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, силой выхватывали из рук матерей детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем детей».
Дети, начиная с грудного возраста, лишённые даже примитивного ухода, содержались в отдельном бараке. Они использовались в качестве экспериментального материала для бесчеловечных опытов «немецкой медицины».
2-чтец:
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины…
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.
Эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса, вызывали беспрерывную смертность детей.
Чтец. (Читается рассказ Ивана Рассказова).
Было промозглое осеннее холодное утро, когда в бараке скрипнула дверь, и на пороге возник здоровый бугай-эсэсовец. В руках у него был небольшой комок тряпок, в котором находилась маленькая на вид не больше трех лет девочка.
<Вот живучая тварь, -сказал он по-немецки, -все после первой сдачи крови окочуриваются, а эта еще в барак обратно у доктора Майзнера попросилась>.
И он с брезгливостью бросил ребенка прямо на земляной пол.
У малышки не было сил не только плакать, но даже пошевелится.
Прошло немного времени и ребенок начал приходить в себя. Рядом с ним лежали совершенно обессиленные дети постарше, которым было по семь и больше лет.
У них уже по несколько раз брали кровь с небольшими перерывами, многие после этого уже не возвращались в барак смерти. Их тельца, иногда ещё` живыми выбрасывали в яму, мимо которой недавно её пронес эсэсовец, и в которую девочка должна была попасть. И только живучий организм ребёнка, понравившийся доктору Майзнеру, спас ее от неминуемой гибели. В этом бараке смерти, среди изможденных детей был и её старший восьмилетний брат, у которого уже трижды брали кровь и от этого мальчик, уже не мог ходить.
-Брат, братик, -позвала его девочка, почти не слышно еле шевеля запекшими от жажды губами.
-Я не умерла, слышишь, братик, -опять позвала она его.
-Да, сестренка, слышу, -мальчик, потихоньку собравшись с последними силами, подполз к ней и попытался передвинуть сестру ближе к нарам, которая уже тоже немного оправилась и стала ему помогать.
Так совместными усилиями, они оказались рядом, на деревянных сколоченных из досок нарах, что было намного лучше, чем лежать на сырой земле.
-Что, моя маленькая, больно было, когда у тебя брали кровь? -спросил брат у сестренки?
-Совсем не больно, -ответила малышка, -только я чуть не уснула, и в голове у меня стало темно, а потом я вспомнила нашу Маму и проснулась!
Они ещё некоторое время лежали, обнявшись, вместе, согревая друг друга своими обескровленными телами. А над ними летала невидимая душа их матери, которой уже не было на этом свете. Но она пыталась, как могла, защитить своих кровиночек. Но, что могла сделать безмолвная душа матери? Только отчаянно биться, в беззвучном крике над ещё живыми телами своих детей.
(Иван Рассказов).
Вот как шло систематическое истребление узников:
- Нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами
- Голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти. Наряду с этим, немало жизней унесли инфекционные заболевания;
- Отравление больных детей и взрослых мышьяком
- Впрыскивание различных веществ (в основном — детям)
- Проведение операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей)
- Частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти (только детей)
- Применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы
- Пытки
- Смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их на узников
- Тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопровождаемый избиениями;
- Тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови (каждый раз до состояния обморока;
- Казнь через повешение;
- Смерть в душегубках — специальных газовых камерах, установленных в автомашинах
- Закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключением судебно-медицинских экспертов от 12 декабря 1944 года)
- Убийство путём раздробления голов прикладами — способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов».
Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
Перед самым приходом советских войск немцы, в спешке заметая следы преступлений, «хоронили» умерших.
Чтец:
В лагере узниками была сложена песня:
«Мертвецов по утрам таскали
В тот холодный без двери сарай.
Как обойму в порядок складали,
Для отправки готовили в рай.
Грабарям там работы хватало,
В день два раза, а часто и три,
С мертвецами повозку возили,
Туда, где рылись глубокие рвы».
По свидетельским показаниям, в лагере погибло более 100 000 человек.
Оценку как количества погибших в этом лагере, так и состава заключённых затрудняет то, что при эвакуации был уничтожен его административный архив.
Сейчас на месте, где находился лагерь, расположен мемориальный комплекс. « За этими воротами стонет земля» - эту надпись на входе, увидев один раз, уже не забудешь.
Такого нигде и никогда нельзя больше допустить. А для этого главное – не быть равнодушным. Об этом говорил немецкий пастор Мартин Нимеллер, освобождённый в 1945 году из лагеря Дахау:
«Когда нацисты пришли за коммунистами, я оставался безмолвным. Я не был коммунистом.
Когда они сжигали социал – демократов, я промолчал. Я не был социал – демократом.
Когда они пришли за членами профсоюзов, я не стал протестовать. Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями, я не возмутился. Я не был евреем.
Когда они пришли за мной, не осталось никого, кто бы выступил против…»
Чтец:
Всё же узники – сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил – поклон до земли!
С каждым днём остаётся всё меньше
Бывших узников концлагерей,
И мужчин седовласых , и женщин,
Будьте к ним, ради Бога, добрей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА
Пояснительная записка и классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...
Классный час «День памяти жертв Холокоста»
Классный час «День памяти жертв Холокоста»...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помнить и никогда не забывать!"
Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста Цели: 1. ознакомление учащихся с основ...
27 января - Международный день памяти жертв Холокоста
Цели: Целью проведения мероприятия является формирование у детей представления о хронологии развития Холокоста; о том, какие нации стали его жертвами....
VII Городская научно-практическая конференция учащихся и преподавателей общеобразовательных учреждений г. Симферополя «Холокост…Вечная память», посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста. Тема конференции «Праведники народов мира. Люди с чис
Статья о муниципальной конференции, посвященной Дню памяти жертв Холокоста...
Отчёт о проведении мероприятий, в рамках «Недели памяти», посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста в МБОУ Купинской школе – интернате №1
В целях понимания обучающимися трагического события Второй мировой войны, вошедшего в историю под названием Холокост, в период с 24 по 27 января 2022 года обучающиеся начальных классов нашей школ...
«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»
laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...