«Здоровье на кончиках пальцев»
статья по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Здоровье на кончиках пальцев»
Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому игра на фортепиано, где задействованы все десять пальцев, благотворно влияет на укрепление и оздоровление организма ребёнка. Именно музыка способна избавить от различных недугов. Музицирование даёт возможность диагностики здоровья, глубоко скрытых процессов, происходящих в детском организме на ранних этапах развития.
На практике мне приходилось часто сталкиваться с детьми, нуждающимися в оздоровлении через игру на фортепиано. Наиболее часто встречающиеся функциональные расстройства это:
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- заболевания глазных мышц;
- расстройства нервной системы;
- задержка психического развития;
- гиперактивность.
У меня в классе учится девочка с диагнозом «задержка психического развития». С самого начала я наблюдала целый комплекс нарушений в дополнение к её диагнозу:
- разбалансировка мышечных движений;
- разлад совмещении зрительно-слуховой, мыслительной и двигательной регуляции;
- нервная возбудимость и неадекватность поведения.
Девочка не знала букв и цифр, ноты не запоминала, длительности не понимала. Пальцы и кисти рук были постоянно в напряжённом, судорожном состоянии. Практический весь первый год обучения я на уроке, а мама дома, играли её пальцами, терпеливо объясняя как пальчики должны «захотеть ласково коснуться клавиши».
Обучение продвигалось очень медленно и, безусловно, самое главное, на что мы опирались - это огромное желание самого ребёнка научиться «играть» на фортепиано. Большим плюсом было и то, что девочка обладала природной музыкальностью. Она с удовольствием слушала музыку, чисто интонировала. Вот на этом я и построила индивидуальный маршрут её обучения.
На каждом занятии мы играли в «Угадайку». Это любимая игра всех моих маленьких учеников: ребенок приходит на концерт, програмка «потерялась». Я называю две или три пьесы и при исполнении меняю их местами. Ученику нужно самому определить что за произведения прозвучали и в каком порядке. Названия к пьесам я придумываю сама, чтобы легче было отгадать. Мелодии должны быть обязательно яркими, выразительными и разнохарактерными. Например: «Медвежонок», «Дождик», «Танец короля».
Проблемы с памятью приходилось преодолевать в процессе разучивания произведений. К каждой пьесе, будь то этюд, соната или менуэт, я придумывала слова и мы вместе играли и пели. Потом дома девочка рисовала наиболее понравившиеся «сказки, песенки, и истории».
На каждом уроке обязательно, как зарядка, проводились упражнения на снятия «зажимов» - это упражнения на раскрепощение, всевозможные «пальчиковые игры».
Несколько слов о репертуаре.
Каждый маленький музыкант предпочитает играть то, или иное произведение. Это говорит об определенном складе характера, особой восприимчивости к музыке близкой и понятной по возрасту. Темп, характер, содержание выбранной пьесы, как правило, созвучен темпераменту ребенка и не считаться с этим педагог не имеет права, ибо душа у каждого человека уникальна.
На второй год обучения девочка избавилась от психологических проблем. Поведение стало адекватным. У возбудимого и не спокойного ребёнка появилась сосредоточенность и внимание благодаря соприкосновению с музыкой. Правда, внезапные «выпадения» из памяти элементарных знаний всё ещё случались.
Неоценимую помощь в моей работе, безусловно оказала приёмная мама девочки.
На протяжении трёх лет её участие ощущалось в каждом «такте» и каждом «вздохе».
Она фотографировала мои руки (что бы знать, как заниматься с ребёнком дома), записывала на диктофон этюды и пьесы. И, что самое главное. Верила каждому моему слову.
У мамы нет музыкального образования, но она выступала в этом году на концерте со своей дочкой, они играли в ансамбле. Обе очень старались, а я с радостью помогала.
Примеров того, как музыка лечит - множество, но главное заключается в том, что музыка должна быть доступна детскому восприятию, близка и понятна, вот тогда соприкосновение с ней может принести ощутимую пользу. Не зря великий врачеватель древности Авиценна называл музыку «нелекарственным» способом лечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь на кончиках пальцев.
Давно известно , что пальчиковые игры, развитие мелкой моторики ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Родителям следует не забывать о простых играх и заданиях, оказывающих влияние ...
Речь на кончиках пальцев.
Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Поэтому вашему вниманию представлены игры, которые направлены на работу детских пальчиков....
Речь на кончиках пальцев
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательн...
«Мир на кончиках пальцев»
Лепка – это основное, главное занятие, которое помогает развить речь ребенка, знакомит его с цветами, формами, развивает воображение, тренирует пальчики. Пластилин используется в работе с детьми в кач...
Программа "Здоровье на кончиках пальцев"
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речево...
Программа "Здоровье на кончиках пальцев" подпрограмма "Исцеление кончиками пальцев"
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пред...
Мастер-класс «Здоровье детей – на кончиках пальцев» или «Кукла-закрутка»
Цель: Знакомство педагогов с возможностями развития мелкой моторики рук учащихся на занятиях по изготовлению русской народной куклы-закрутки.Задачи. 1. Научить мастерить тряпичную кукл...