урок 6 класс "Могучее царство Шопена"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Этот урок был разработан мною для подготовки к педагогическому совету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 62.5 КБ |
карточка у уроку "Могучее царство Шопена" | 56.5 КБ |
презентация к уроку "Могучее царство Шопена" | 1.13 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 классе по предмету «Музыка» по программе
Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Тема: «Могучее царство Ф. Шопена»
Цель: Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
- Создать условия для целостного представления о жизни и творчестве Фредерика Шопена.
- Развить умение определять музыкальные произведения на слух;
- Владеть первоначальными певческими навыками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
- формировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные
- использовать речь для регуляции своего действия, ставить вопросы.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Развитие музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного исполнения.
Ресурсный материал:
- Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански (2002г), песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);
- Аудиозапись «Русский вальс» А. Пахмутовой;
- Карточки для работы в паре;
- Тексты песен;
- Портрет Ф. Шопена.
Ход урока:
- Организационный момент
(Нацелить внимание обучающихся на урок.)
Учитель:
- Здравствуйте.
- Внимание на экран!
(Просмотр видео: фрагмент Вальса №7 Ф Шопена в испллнении Д.Мацуева).
Учитель:
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк…
Лев Озеров
II. Актуализация.
Учитель:
Его называли «гением фортепиано», он был прекрасным пианистом, и все свои произведения создавал только для любимого инструмента. Он не написал ни одной оперы и ни одной симфонии, но его вальсы, мазурки, полонезы, ноктюрны не оставляют никого равнодушными.
О каком композиторе идёт речь?
Учащиеся:
- Фредерике Шопене (прикрепить портрет на доску)
Учитель:
- Как можно назвать всё, что творил этот великий гений, если он король своего фортепианного творчества?
Учащиеся:
- Царство.
Учитель:
- Синоним слов: мощный, значительный, величественный?
Учащиеся:
- Могучий
Учитель:
- А теперь сформулируем тему:
Учащиеся:
- «Могучее царство Ф. Шопена»
III. Сообщение темы.
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством великолепного польского композитора Фредерика Шопена.
В этом году 22 февраля исполнилось бы 205 лет со дня рождения этого великого гения фортепиано. Вот какие строки написал про композитора поэт Лев Озеров:
Учащиеся:
Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы, Петербурга,
Парижа, Вены, Праги – мой маршрут.
И где б я ни был, как не волновался,
Какой бы жребий не избрал земной –
Царит ли полонез, скользит ли вальс
Ликует ли мазурка – ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка, светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.
IV. Постановка задач
Учитель:
Шопен жил и творил в 19 веке. За свою короткую жизнь, 39 лет, он создал большое количество фортепьянных произведений, которые живут в наших сердцах по сей день. Примером послужил Вальс №7, прозвучавший в начале урока, в исполнении пианиста Дениса Мацуева. И в хореографическом репертуаре Шумиловской школы искусств есть танец «Вальс с веерами» под эту прекрасную мелодию.
А когда человека провожают в последний путь, звучат звуки знаменитого шопеновского Траурного марша из сонаты №2 (IIIч.)
Учитель:
- Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?
Учащиеся:
- Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.
V. Работа по теме.
(просмотр слайдов под музыку Ноктюрна №1)
Учитель:
Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.
Но в 20лет композитору пришлось навсегда покинуть Польшу, после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение. Недолго прожил в Вене, после чего переехать в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг композитор Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.
Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, чахоткой, но причина смерти по предположению была в остановке сердца, композитор переживал из-за разрыва отношений с Жорж Санд.
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора перевезли в Варшаву и поместили в одну из колонн костёла Святого Креста под памятной доской с надписью: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
(музыка прекращает звучать)
Очень часто люди искусства, композиторы, музыканты, поэты, художники были вынуждены покидать свою Родину по разным причинам. Но их творчество, всегда пронизано любовью к Родине, народными мотивами и их собственными переживаниями. Музыка помогала выживать в трудных жизненных ситуациях.
Польский пианист Владислав Шпильман родился в Польше в 1911 году, в семье евреев. Окончил Университет имени Фредерика Шопена. После прихода нацистов к власти работал в Польше на варшавском радио, занимался сочинением симфонической музыки и музыки к фильмам. После того, как в 1939 году Германия оккупировала Польшу (23 сентября Шпильман сыграл свой последний концерт в живую на радио, после чего польское радио перестало работать) семья Шпильманов оказалась в варшавском гетто. Во время погрузки в поезд один из еврейских полицейских (он был знаком со Шпильманами) вытолкнул Владислава из толпы, отделив от семьи. Родителей, сестёр и брата он больше не увидел. Не выдержав, он скоро сбежал из гетто и скитался по знакомым по польскому Радио. Чудом несколько раз избегал смерти, чуть не умер от недоедания.
После окончания войны опять работал на радио. Написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны. Они были изданы под названием «Гибель города». По этой книги был поставлен фильм в 2002 году режиссёра Романа Полански (еврея по происхождении, родившегося в Париже, выросшего в Польше) «Пианист» сыгравший главную роль Эдриен Броуди стал самым молодым обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль. В сего у фильма 3 «Оскара». В 1998 г. вышло переиздание мемуаров – «Пианист: необычайная история о выживании одного человека в Варшаве в 1939-1945 гг.». Издание переведено на 38 языков.
Внимание на экран. Музыка Фредерика Шопена Ноктюрн № 20 Отрывок из фильма «Пианист».
(просмотр отрыва из к/ф «Пианист»)
Учитель:
Что объединяет Ф. Шопена и В. Шпильмана?
Учащиеся:
Любовь к Родине.
Учитель:
Музыка Шопена всегда разная. От лёгкого вальса и торжественного полонеза к задумчивому ноктюрну. Её часто используют в аранжировках и современные исполнители.
ФИЗМИНУТКА
Учитель:
Мелодия - точное повторение Вальса №7.
Учитель:
Недаром Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен». Но его любовь к Родине неизменна. А для нас Родина – это Россия.
VII. Работа над песней
Разучивание песни «Русский вальс»
VI. Рефлексия
Учитель:
(Раздаются карточки для работ в паре)
РАБОТА В ПАРЕ
- Оценки:
САМООЦЕНКА
VII. Итог урока.
Учитель:
- Российская певица и композитор Елена Ваенга написала песню, которую назвала «Шопен» и использовала мелодию Ноктюрна №1 в аранжировке.
- Внимание на экран (просмотр видеоряда. Песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта (2005г);)
Учитель:
- Всем спасибо! До свидания!
Предварительный просмотр:
Могучее царство Ф. Шопена
Могучее царство Ф. Шопена
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жорж Санд
Владислав Шпильман
Польша Радио Франция Вальс Ноктюрн Опера Жорж Санд Симфония Фортепиано Скрипка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Могучее царство Фредерика Шопена"
Представлен план - конспект урока о творчестве польского композитора Ф. Шопена, проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.Какие «веч...
урок "В царстве формул сокращенного умножения"
Урок в 7 класее по теме "Формулы сокращенного умножения"...
Урок музыки "Царство линий"
Интегрированный урок - приглашение....
Методическая разработка конспекта урока в11классе «Царство Вирусы: разнообразие и значение»
Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства "Вирусы", раскрывает строение и происхождение вирусов, особенности размножения вирусов; сообщает об опасно...
урок музыки в 6 классе Великое царство Шопена
конспект урока в 6 классе...
Урок по биологии 5 класс. Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие.
Тема урока: Живые царства. Грибы: строение и многообразие....