АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 2016
методическая разработка по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №9 Г.О. САМАРА
«Утверждаю »
Директор МБУ ДО ДШИ №9
г.о. Самара
__________________А.Ф. Мурзина
«__ »_______________2016г.
Программа принята на основании
Решения педагогического совета
Протокол № ___
От «__ »_______________2016г.
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Фортепиано»
Возраст детей - 6-18 лет
Срок обучения - 7 лет
Автор - составитель
Афанасьева Е.В. - педагог
дополнительного образования
Самара - 2016 г.
Паспорт дополнительной образовательной
программы «Фортепиано».
- По степени авторского вклада: авторская.
- По направленности образовательной деятельности: эстетиково-художественная.
- По уровню освоения содержания: базовая.
- По уровню освоения содержания и организации предметной деятельности: предметная.
- По уровню освоения теоретического материала: специализированная.
- По форме организации детских формирований: индивидуальную.
- По возрасту обучения детей: среднего (полного) общего образования.
- По срокам реализации: обучении в течение 7 лет.
- По масштабу: учрежденческая.
- По контингенту обучающихся: общая.
- По степени творческого подхода: репродуктивно-творческая.
- По степени реализации: выполнена полностью.
Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве c искусством и наукой занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценных, созидательных качеств личности.
Может возникнуть вопрос: а нужно ли каждого ребенка обучать игре на инструменте? Да, безусловно. Ведь занятия искусством развивают фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формируют универсальные способности, необходимые в любых сферах деятельности.
Основной мой принцип деятельности как педагога дополнительного образования, – учет индивидуальных интересов и склонностей учащихся, раскрепощение инициативы и творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения (гибкость как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации).
Задача преподавателя — развивать двигательные способности ребенка. С самого первого момента в фортепианную практику ученика вводятся разные типовые движения, дифференциация рук, внимания к артикуляции и исполнения всех пьес и упражнений в живом естественном темпе.
Способом для накопления его пианистических умений может служить «элементарное музицирование» (термин К. Орфа). Последовательное знакомство с «элементами» (мельчайшими единицами) музыкального языка, умение распознать их и использовать для создания музыкальной ткани, активное «элементарное музицирование» играют важнейшую роль в общей организации учебного процесса.
Репертуар — основное средство обучения ученика. Он должен обладать инструктивностью, то есть методической направленностью, полезностью для решения задач обучения, а также отличаться художественной полноценностью, обращаться к образному восприятию ученика, будить его творческую фантазию.
Задача репертуара — создание основы музыкального и пианистического опыта ребенка.
Задания должны быть многофункциональными, то есть должны служить всем аспектам пианистического развития ребенка:
— правильному формированию навыка чтения нотного текста на основе аппликатурного ощущения интервала;
— помогать организации движений: многообразных, целесообразных и выразительных;
— развивать слуховые умения ученика, подкрепляя их освоением элементов музыкальной грамоты на основе анализа и транспонирования;
— развивать творческие способности ученика (подбор аккомпанемента, варьирование фактуры, досочинение и т. д.);
— обращаться к образным представлениям ученика, служить освоению элементов исполнительской выразительности (штрихи, динамика, артикуляция и т. д.).
Небольшое количество произведений подлежит «эстрадной доработке». Это объясняется возрастными особенностями дошкольников: небольшим объемом оперативного внимания и быстрым угасанием интереса к исполняемой пьесе из-за невыработанного критерия качества исполнения, который естественно формируется в процессе обучения.
Музыкальная деятельность детей развивает эмоциональную сферу, активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия музыкой имеют познавательное значение, так как она отражает многие жизненные явления, обогащает представления воспитанников о природе, истории, быте и традициях разных народов.
Музыкальные занятия положительно влияют на общую культуру поведения ребенка. Для успешных занятий учащемуся необходима любовь к порядку, умение организовать свою домашнюю работу, способность проявить терпимость и внимание к партнерам по ансамблю, навыки аккуратного обращения с нотными изданиями, желание делиться с товарищами нотами из личной библиотеки. В процессе обучения формируется культура общения и поведения, коллективизм, то есть создаются условия для совершенствования личностных качеств ребенка.
“Не может быть способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Способность не существует иначе, как в движении, развитии”, - писал известный психолог Б.М.Теплов. И хотя не каждый учащихся может стать профессиональным музыкантом, они могут успешно учиться и стать хорошо подготовленными слушателями музыки или участниками различных видов музыкальной самодеятельности.
Пониманию искусства способствует причастность к нему, хотя бы минимальное умение творить в том или ином его жанре. Мысль эта была высказана ещё Аристотелем, напрямую связывавшим музыкальное образование с исполнением музыки, с обучением пению или игре на музыкальном инструменте. А вот что писал об этом Д.Д.Шостакович: “Большое значение для овладения музыкальным искусством имеет музыкальное любительство. Человек, умеющий играть на каком-либо инструменте, глубже постигает музыку, лучше познаёт мысль композитора”.
В основе данной образовательной программы лежат «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» по специальности «музыкальный инструмент» и «Программа для детских музыкальных школ» Министерства культуры. В связи с тем, что программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей. В первую очередь, эти особенности обусловлены многообразием функций педагогической деятельности в дополнительном образовании (познавательная, воспитательная, художественно-эстетическая, коммуникативная, досуговая) и свободой выбора ребенком второго обязательного предмета (сольфеджио, музыкальная культура, вокальный ансамбль и т.д.).
Цель данной программы – обучение детей игре на фортепиано; формирование
правильного художественного вкуса к музыкальной культуре, потребности общения
с духовными ценностями, умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; развитие музыкально-творческих способностей, образного мышления, слуха (интонационного и гармонического), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.
Задачи программы:
- развивающие:
∙ развитие основ творческих и специальных музыкальных способностей воспитанника;
∙ развитие базовых музыкальных способностей ребенка (память, слух, чувство ритма);
∙ развитие творческого мышления, музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыки;
- обучающие:
∙ обучение основам музыкального исполнительства;
∙ обучение учащихся основам техники исполнения (освоение двигательных навыков, развитие беглости пальцев, овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);
∙ изучение основ теории музыки (формирование понятия звуковысотной и ритмической организации музыки, освоение средств музыкальной выразительности, знакомство с музыкальной терминологией),
- воспитательные:
∙ формирование музыкальной культуры ребенка как части общей культуры личности.
∙ расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о жизни и творчестве композиторов-классиков, изучение лучших произведений современных авторов);
∙ воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
∙ формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством,
∙ воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально-эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащихся.
Условия реализации программы
Период базового обучения – 7 лет. Возраст учащихся: 6 – 18 лет.
Организационные условия
Основная форма обучения – индивидуальные занятия – проводятся 2раза в неделю по одному часу.
Игра ансамбля:
∙ на I этапе обучения – 0,5 часа в неделю на один ансамбль;
∙ на II и III этапах обучения – по 1 часу в неделю на один ансамбль.
Основной период обучения состоит из трех этапов:
I этап – 1 год обучения – начальное обучение, освоение первоначальных навыков.
II этап – 3-4 годы обучения – этап основного обучения.
III этап – 5- 7 год обучения – этап музыкального совершенствования.
Особенности методики
Воспитательная и музыкально-образовательная деятельность – это единый процесс, для осуществления которого применяется система различных форм и методов. Формы этой деятельности можно условно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.
Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с воспитанником. Такая форма занятий сближает преподавателя и ребёнка и дает педагогу возможность опираться в своей работе не только на музыкальные, но и на человеческие качества учащихся.
Наиболее талантливые и опытные учащиеся принимают участие в общих концертах в муз.- хоровой школе , представляют свое учреждение на выездных выступлениях, привлекаются к работе в общеобразовательной школе с ветеранами и инвалидами.
Дополнительные формы работы – коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий. Участвовать в каждом посещении может либо весь коллектив, либо его часть.
Для постоянного духовного развития ребенка требуется непосредственное общение с искусством, обогащающим его эмоциональный мир. У каждого вида искусства своя образность, свой язык. Понимание этого языка развивает эстетическое восприятие воспитанников. Поэтому интересы коллектива не ограничиваются только музыкальной тематикой. Экскурсии проходят в художественных, исторических, мемориальных музеях.
В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы в коллективе проводятся:
∙ конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определенного жанра (вальс, полифония), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;
∙ семейные встречи (музыкальные или музыкально-литературные);
∙ «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок). Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие родители вместе с детьми. Ребята делятся впечатлениями, сведениями из самостоятельно прочитанных книг, получают навыки общения и поведения в неформальной обстановке.
Самообразование – самостоятельные занятия воспитанников, которые производятся, в основном, в индивидуальном порядке и не регламентируются. Это может быть чтение книги о музыке и музыкантах, об искусстве, посещение концерта или спектакля, слушание произведения по радио или на грампластинке.
В выборе наиболее целесообразных методов учебно-воспитательной работы учитываются возрастные особенности воспитанников, степень развития их художественного мышления, эмоциональная отзывчивость, наличие познавательного интереса и задачи, которые стоят перед учащимся на каждом этапе.
Особенности методики работы с одаренными детьми.
Школа обязана выявить и развить творческие задатки детей, обучить игре на музыкальных инструментах и привить им комплекс важнейших практических навыков. Показателями профессиональных данных наряду с музыкальными способностями является хорошая музыкальная память, исполнительские данные, творческое, инициативное отношение к занятиям и к исполняемым произведениям. Свое право на выбор профессии музыканта ученик обязан доказать целеустремленной и настойчивой работой за инструментом, серьезным отношением к музыке (посещение концертов, прослушивание записей, чтение книг о музыке).
Силы, наиболее способных учеников должны быть направлены на изучение большего количества произведений, большую степень завершенности исполнении и частично на освоение более сложных произведений, выходящих за рамки репертуара данного класса. Педагог должен наблюдать за поведением ученика в школе, поддерживать тесный контакт с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, предлагать литературу для чтения и записи для прослушивания.
Учебно-воспитательная работа в специальном классе включает в себя:
- тщательное изучение индивидуальной программы с целью публичного ее исполнения.
- эскизное оформление с другими произведениями композиторов, чьи сочинения находятся в работе.
- прослушивание в записи нескольких произведений композиторов, включенных в программу.
- развитие технических навыков на материале упражнений, этюдов.
- развитие навыков самостоятельной работы над произведением.
- накопление музыкально-слухового багажа, расширение и закрепление теоретических познаний.
- участие в общественной жизни школы.
- участие в концертной деятельности школы на разных уровнях.
- обязательной консультации со специалистами следующей ступени.
Составление индивидуального плана включает в себя раннюю специализацию и профессионализацию обучающихся. Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть разнообразными по содержанию, форме, стилю, фактуре, необходимо постоянно его обновлять.
Учащиеся специального класса проходят и обработку популярных мелодий из кинофильмов, эстрадных композиций и т.д. Причем в старших классах эти обработки ребята делают сами под руководством преподавателя теоретических дисциплин на уроках индивидуальной теории, а преподаватель по специальности помогает довести их до готовности к публичному исполнению. В процессе работы над произведением педагог должен использовать любой повод для сообщения и последующего закрепления разнообразных теоретических и исторических знаний (строение пьесы, ладовая и гармоническая основы, фактура, туше и т.д.).
Учитывая большую учебную нагрузку учащегося в двух школах, разумно одновременно работать над 4-5 произведениями. Последовательность проверки домашних заданий на каждом уроке должна изменяться. Очень важно научить учащихся рационально использовать время, отведенное для домашних заданий, а также соблюдать расписание занятий и установленный учебный режим.
Учащиеся специальной группы получают некоторые творческие навыки (подбор небольших отрывков из популярной музыки, детских песен, мелодий из кинофильмов и телепередач, собственные сочинения различных жанров) на уроках индивидуальной теории.
Одним из важнейших условий в работе с музыкально-одаренными детьми является развитие навыков чтение с листа, крайне необходимое для их дальнейшего профессионального обучения. Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум тесно связанным направлениям: развитие навыков тщательного изучения текста и навыка беглого чтения с листа. В результате этого создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося. Предпосылками осознанного и грамотного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умение охватить мелодические фразы, строение фактуры, заметить и правильно растолковать все имеющиеся в тексте авторские ремарки, понимание значения аппликатуры не только для удобства игры, но и для передачи верной фразировки. Всему этому педагог учит, начиная с простого текста, а потом усложняя задачу. Такая работа должна вестись систематически. Тогда возникает навык быстрой реакции на нотные знаки, охват все более протяженных музыкальных фраз, свободное владение клавиатурой, аппликатурная находчивость.
В средних и старших классах перед учащимися ставятся при игре гамм и упражнений новые задачи, такие, как увеличение темпа, задания по динамике, артикуляция, группировка. Кроме того, одновременное изучение аккордов и гамм способствует закреплению теоретических знаний и выработке аппликатурных навыков. Необходимо добиваться в исполнении этюдов законченности и блеска в подвижном или быстром темпе. Необходимо развивать у ученика сознательное отношение к овладению различной фортепианной техникой, помогающей осуществлять художественный замысел произведения.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.
Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами и выпускных классах.
Выступление на концертах в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.
Исполнение самостоятельно подготовленных произведений, с целью повышения ответственности за эту форму работы целесообразно выносить на классные собрания.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
а) оценки полученные на академических концертах, экзаменах.
б) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения.
в) другие выступления учащегося в течение года.
Прогнозируемые результаты
I этап обучения
По окончании I этапа обучения ребенок будет знать:
∙ регистры, названия октав;
∙ скрипичный и басовый ключи;
∙ запись нот малой, первой, второй октав;
∙ деление нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая длительности);
∙ такт, простые размеры;
∙ знаки увеличения длительности;
∙ штрихи (legato, non legato, staccato);
∙ динамические оттенки;
∙ понятия «темп», «лад».
После завершения I этапа обучения воспитанник будет уметь:
∙ правильно сидеть за инструментом;
∙ находить на клавиатуре клавиши, соответствующие звукам в диапазоне малая – вторая октавы
∙ воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);
∙ читать ноты первой и второй октав в скрипичном ключе;
∙ читать ноты малой октавы в басовом ключе.
После окончания I этапа обучения у ребенка будут воспитаны следующие качества:
∙ эмоциональное восприятие музыки;
∙ интерес к музыкальным занятиям;
∙ стремление передать характер музыкального произведения во время его исполнения;
∙ культура поведения на занятиях.
По завершении I этапа обучения у воспитанника будут развиты:
∙ элементарный звуковысотный слух (различение звуков в разных регистрах, определение направления мелодии);
∙ ладовое чувство (определение на слух ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения);
∙ элементарное чувство ритма.
II этап обучения
По окончании II этапа обучения ребенок будет знать:
∙ запись нот большой и третьей октав;
∙ знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);
∙ синкопы, нечетное деление длительностей (триоли);
∙ мелизмы (форшлаг, мордент);
∙ знаки сокращения нотного письма;
∙ музыкальный синтаксис (мотив, фраза. предложение);
∙ сложные и переменные размеры;
∙ динамические и агогические оттенки.
После завершения II этапа обучения воспитанник будет уметь:
∙ воспроизводить ритмические рисунки, включающие синкопы, триоли, пунктирный ритм, шестнадцатые длительности;
∙ пользоваться разными динамическими градациями;
∙ использовать разные исполнительские штрихи;
∙ выделить основные фактурные функции (мелодия, аккомпанемент);
∙ осмыслить и передать во время исполнения характер музыкального произведения.
После окончания II этапа обучения у ребенка будут воспитаны следующие качества:
∙ потребность в восприятии лучших образцов музыкального искусства;
∙ интерес к учебному процессу и содержанию учебной деятельности;
∙ самостоятельность в организации домашних занятий;
∙ культура поведения и исполнительская культура;
∙ навыки взаимодействия в коллективе.
По завершении II этапа у обучающегося будут развиты:
∙ музыкальные умения (пропеть мелодию, подобрать выученную мелодию в родственной тональности);
∙ ладовое чувство (определение на слух смены лада);
∙ чувство ритма (повторить предложенный ритмический рисунок, воспроизвести записанный ритм);
∙ музыкальная память (исполнение выученных произведений наизусть).
III этап обучения
По окончании III этапа обучения ребенок будет знать:
∙ запись нот всего диапазона инструмента, знака переноса на октаву;
∙ знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль);
∙ мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто);
∙ нечетное деление длительностей (квинтоли, секстоли);
∙ часто употребляемые обозначения темпов на итальянском языке;
∙ основные музыкальные формы (двух- и трехчастная, сонатная, канон, рондо, вариационная).
После завершения III этапа обучения воспитанник будет уметь:
∙ разбирать незнакомый нотный текст;
∙ проявлять самостоятельность в поисках решения доступных художественно-исполнительских задач;
∙ исполнять выученное музыкальное произведение в соответствии с авторским замыслом;
∙ пользоваться справочными изданиями.
По окончании III этапа обучения у ребенка будут воспитаны следующие качества:
∙ устойчивый интерес к слушанию и исполнению музыки;
∙ стремление к применению исполнительских умений и навыков в досуговой и социально значимой деятельности;
∙ техничность, волевые качества;
∙ потребность в самообразовании и способность к объективной оценке своей деятельности.
После завершения III этапа обучения у воспитанников будут развиты:
∙ базовые музыкальные способности (музыкальные умения, слух, память, ладовое чувство, чувство ритма) в степени, соответствующей начальным музыкальным данным ребенка.
Система оценки результатов учебной работы
Система зачетных и отчетных мероприятий
I этап:
∙ I полугодие: контрольное занятие (исполнение 2-х разнохарактерных пьес);
∙ II полугодие: открытое занятие.
II этап:
∙ I полугодие: зачет (исполнение 2-х разнохарактерных пьес);
∙ II полугодие: экзамен (исполнение 2-х разнохарактерных пьес и, по желанию учащегося, игра ансамблем или воспроизведение полифонического произведения).
В течение года – технический зачет (гаммы, этюд).
III этап:
∙ I полугодие: зачет (исполнение не менее 2-х пьес);
∙ II полугодие: экзамен (исполнение 2-х разнохарактерных пьес и игра ансамблем, воспроизведение полифонического сочинения или произведения крупной формы).
В течение года – технический зачет (гаммы и этюд).
Критерии оценки
(в соответствии с программными требованиями по каждому этапу обучения):
∙ уровень сложности музыкального произведения;
∙ эмоциональность и образность исполнения;
∙ развитость технических навыков музыкального исполнительства;
∙ культура исполнения и поведения учащихся во время выступления (внешний вид, собранность, посадка, отношение к слушателям);
∙ постановка музыкально-исполнительского аппарата в соответствии с современными профессиональными требованиями;
∙ соответствие репертуара возрасту воспитанника.
Дополнительные критерии оценки игры в ансамбле:
∙ сложность произведения;
∙ взаимодействие обучающихся в процессе исполнения.
Перевод учащихся на следующий этап обучения проводится по результатам итогового экзамена в соответствии с программными требованиями
В течение учебного года в коллективе проводятся не менее двух концертов.
Результаты контрольного занятия, зачета или экзамена заносятся в индивидуальный план воспитанника.
IV. Учебно-тематический план
Содержание программы
Основное | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. |
содержание урока | (часов) | (часов) | (часов) | (часов) | (часов) | (часов) | (часов) |
1. Работа над постановкой рук | 40,5 | 40,5 | 36 | 27 | 18 | 13,5 | 4,5 |
2. Работа над штрихами | 18 | 18 | 18 | 25,5 | 18 | 18 | 13,5 |
3. Работа над звуком | 9 | 9 | 9 | 13,5 | 18 | 22,5 | 27 |
4. Работа над фразами | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 9 | 18 | 18 | 27 |
Количество часов в год всего | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 |
Практическая | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. |
работа на уроке | (часов) | (часов) | (часов) | (часов) | (часов) | (часов) | (часов) |
1. Технические упражнения | 3,6 | 3,6 | 3,6 | 2,7 | 2,7 | 2,7 | 1,8 |
2. Пьесы | 40,5 | 36 | 30,6 | 2,7 | 27 | 18 | 11,7 |
3. Этюды | 2,7 | 2,7 | 3,6 | 4,5 | 5,4 | 9 | 9 |
4. Полифония | 2,7 | 3,6 | 7,2 | 9 | 9 | 9 | 12,6 |
5. Крупная форма | --- | 1,8 | 3,6 | 5,4 | 7,2 | 9 | 12,6 |
6. Подбор по слуху | 9 | 9 | -8,1 ' | 8,1 | 7,2 | 7,2 | 7,2 |
7. Ансамбль | 9 | 1,8 | 10,8 | 9 | 6,3 | 7,2 | 6,3 |
8. Аккомпанемент | — | — | — | 2,7 | 3,6 | 5,4 | 6,3 |
9. Чтение с листа | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 3,6 | 3,6 | 4,5 | 4,5 |
Количество часов в год всего | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 |
I. Психолого-педагогические особенности каждого этапа
I этап обучения
Девизом этого этапа могут стать слова Аристотеля: “Познание начинается с удивления”. Основная задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно-увлекательной форме.
Как правило, начинают учиться игре на музыкальном инструменте дети 6-7 лет. Ребёнок младшего школьного возраста в своей учебной деятельности опирается на чувственный опыт и знания, полученные в жизни. Его отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведениях. Поэтому, выбирая репертуар, педагог ищет доступные для восприятия произведения с выпуклой образностью, лаконичной и четкой формой, с предельно конкретными выразительными средствами музыкального языка (“На коньках”, “Из бабушкиных воспоминаний” К. Лонгшамп-Друшкевичовой, “Пони “Звездочка” Б.Берлина, “Воробей” А. Руббах).
А первыми “произведениями” в репертуаре ребенка становятся народные детские попевки и песенки, помогающие настроить его слух на осмысленное восприятие мелодической интонации (“Петушок”, “Лошадка”, “Зайка”). В дальнейшем, при разучивании пьес, в которых песенное начало менее ощутимо, для активизации слухового восприятия учащегося используется словесная подтекстовка мелодии, соответствующая ее интонационному и ритмическому характеру.
На начальном этапе обилие стоящих перед ребёнком задач частично отвлекает его от главного – глубокого восприятия музыки и ее осмысленного исполнения. Можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание воспитанника на одних задачах и допуская при этом лишь частичное выполнение других.
В области постановочных навыков приемы работы преподавателя большей частью направлены на активизацию подражательных реакций учащегося, столь характерных для детей этого возраста.
Учитывая желание ребенка скорее исполнить “настоящую музыку”, на занятиях широко используется ансамбль, состоящий из воспитанника и педагога (а в дальнейшем – старшего учащегося). Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма и полифонического слышания.
II этап обучения
Руководством к действию на этом этапе могут стать слова К.С. Станиславского: “Трудное надо сделать привычным, привычное – легким, а легкое – приятным”. Задача педагога – подготовить детей к практической работе над произведением, побудить воспитанника использовать активное внимание и творческую волю на протяжении всего процесса этой работы.
На этом этапе обучения у ребенка появляется способность к опосредствованному познанию музыки, сочетающем образно-эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Арсенал средств педагогического воздействия обогащается элементами анализа выразительных возможностей музыки и ее инструментального воплощения. Постепенно у учащегося появляется оценочное отношение к исполняемому произведению. Прежде всего, преподаватель старается помочь воспитаннику воспринять эмоционально-смысловые и структурные особенности мелодии: ее жанровый колорит, интонационно-ритмический рисунок, членение на элементы музыкального синтаксиса, развитие основной темы, ее рисунок при повторном исполнении. Чем своевременнее учащийся поймет особенности музыкального языка, тем осмысленнее он приступит к освоению отдельных элементов изучаемого сочинения и его интерпретации в целом.
На II этапе обучения важное место занимает формирование пианистического аппарата воспитанника. Сложность работы над техникой заключается в том, что этот процесс является наиболее трудоемким и несколько однообразным по характеру. Нейтрализовать эту негативную сторону обучения можно лишь пробуждением у воспитанника интереса не только к самой музыке, но и к повседневному исполнительскому труду.
Умение самостоятельно работать дома формируется у ребенка с помощью педагога и под его систематическим наблюдением. С этой целью совместно с учащимся составляется план домашних занятий, учитывающий реальное количество времени, которое обучающийся может уделить игре на инструменте, разъясняются способы анализа и выучивания произведения в целом и отдельных его эпизодов, трудных в техническом или художественном отношении. Конечно, в формировании навыков самостоятельной работы желательна помощь родителей. Постоянная обратная связь с семьей учащегося позволяет избежать возможных конфликтных ситуаций. В союзе с родителями воспитанника легче создать ту эстетическую атмосферу, которая благоприятствует и регулярным упражнениям, и постижению музыки.
Проверить степень самостоятельности ребенка можно на занятии, предложив ему выполнить простейшие задания, например, подобрать мелодию и аккомпанемент к ней, определить количество голосов в прелюдии и выразительность каждого из них и т.п. Для некоторых, особенно невнимательных детей, бывает небесполезно проводить часть занятий под девизом: “так я работаю дома”.
Интересы воспитанников часто не исчерпываются произведениями, входящими в традиционный детский репертуар. Они хотят дополнить его популярными детскими песнями, знакомой музыкой из кинофильмов и мультфильмов, полюбившимися песнями советских композиторов прошлых лет. Это стремление должно поощряться преподавателем, так как включение в репертуар учащегося этих произведений позволяет активнее работать над развитием слуха ребенка (подбор мелодий), найти практическое применение его теоретическим знаниям (нотная запись подобранных мелодий), развивать творческие способности (подбор подголосков, аккомпанемента). В тоже время знание популярных песен позволяет учащемуся проявить себя в качестве исполнителя не только в кругу воспитанников музыкального коллектива, но и за его пределами (школьные мероприятия, домашнее музицирование), а также сохранить взаимопонимание и теплые отношения в семье.
III этап обучения
Девиз этого этапа: “...знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов” (Гельвеций).
Работе с учащимися 5-7 годов обучения, часто приходящихся на переходный возраст воспитанников, необходимо уделить самое пристальное внимание. В этот период необходимо особенно чутко отнестись к запросам подростка, всемерно способствовать развитию его интересов в области искусства. Педагогу важно организовать работу с обучающимся таким образом, чтобы он в полном объеме овладел знаниями и навыками, которые дали бы ему возможность после окончания учебы не порвать с музыкой, расширять свой музыкальный кругозор; помочь подростку в приобретении хорошей музыкально-теоретической базы.
Необходимо повысить требования в отношении качества домашней работы и степени самостоятельности ее выполнения, способствуя формированию у воспитанника принципов объективной оценки своей деятельности и способов ее коррекции.
Относительная сложность репертуара и повышение общего уровня развития учащихся вызывает изменение методов педагогической работы. Возникает необходимость в получении воспитанником дополнительной информации по целому ряду проблем, связанных и с самим произведением, и с его исполнением. Важное место занимает и формирование у подростка потребности в самообразовании.
II. Учебно-тематический план
Содержание программы
Тема 1: «Основы музыкальной грамоты»
Теория: диапазон, регистры, названия нот и октав, нотоносец, ключи. Знаки альтерации, деление звуков и пауз, знаки увеличения длительностей, метр, такт, размер, затакт, штрихи (легато, нон легато, стаккато). Музыкальный синтаксис (мотив, фраза, предложение), нюансы, кульминация, темп. Итальянские обозначения основных темпов, знаки сокращения нотного письма, музыкальная форма (простая двух - и трехчастная, канон, сонатина, вариации, рондо), фактура (мелодия, аккомпанемент, гомофония, полифония).
Практика: упражнения, написанные на карточках; задания-загадки; работа с нотным материалом.
Тема 2: «Работа над репертуаром»
Теория: разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, динамический план и другие авторские указания).
Практика: посадка за инструментом, постановка рук, приемы звукоизвлечения, навыки ориентировки на клавиатуре и в нотном тексте, воспроизведение звучания различных длительностей, умение ориентироваться в простых размерах, навыки владения основными штрихами, различными динамическими градациями, умение выдержать единый темп.
Тема 3: «Ансамбль»
Теория: ансамбль, составы ансамблей, фактура, фактурные функции.
Практика: развитие навыков анализа нотного текста, становление чувства ритма, формирование умения начать игру с любого места произведения и умения слышать партнера, развитие навыков полифонического слышания.
Тема 4: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: формула строения мажорной и минорной гаммы; аппликатура гамм, арпеджио, аккордов; понятие тональности, значение термина «этюд».
Практика: этюды, гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах; понятие о гармонических функциях, тональности до 2 знаков при ключе.
Практика: чтение с листа народных попевок и одноголосных мелодий, транспонирование их в разные октавы. Отработка ритмических рисунков на одном звуке и в пятипальцевых упражнениях, подбор подходящего баса из предложенных, досочинение заданной музыкальной темы, варьирование мелодии. «Редактирование» штрихов, нюансов, самостоятельное (с небольшой помощью преподавателя) нахождение рациональной аппликатуры.
Тема 6: «Зачетные мероприятия и выступления»
Теория: беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, о его эмоциональном настрое, психологической подготовке к выступлению.
Практика: участие в ежегодных коллективных концертах для родителей и плановых концертах в муз -хоровой школе. Сдача зачетов в 1 полугодии и экзаменов во 2 полугодии.
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к экскурсии (выявление знаний учащегося, сообщение воспитаннику необходимых сведений для полноценного восприятия новых знаний). Выявление известных ребенку сведений по выбранной для мероприятия теме, помощь в подготовке.
Практика: проведение мероприятий или экскурсий по плану, обсуждение увиденного.
III. Содержание программы
Тема 1: «Музыкальная грамота»
Теория: ноты контроктавы, большой, третьей и четвертой октав, знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль), различные виды синкоп, нечетное деление длительностей, сложные и переменные размеры. Структура музыкальных построений (период, каденция), фактурные функции, полифония подголосочная, контрастная, имитационная. Музыкальные жанры и формы (сложная двух- и трехчастная форма, соната, различные виды вариаций); педализация, педаль прямая и запаздывающая.
Тема 2: «Работа над репертуаром»
Теория: анализ нотного текста, формы произведения; штрихи как средство создания художественного образа. Беседа о жанре, стилевых особенностях данного жанра и творчества композитора.
Практика: отработка сложных ритмических фигур, развитие пальцевой техники при использовании мелких длительностей и разнообразной фактуры. Осознание средств художественной выразительности, при помощи которых создан конкретный художественный образ; овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Тема 3: «Ансамбль»
Теория: расширение знаний о фактурных функциях.
Практика: закрепление навыков, полученных на 1 этапе обучения, исполнение более сложных в фактурном отношении ансамблей, развернутых аккомпанементов.
Тема 4: «Учебно-тренировочный материал»
Теория: строение минорной гаммы; 3 вида минора; аппликатура в гаммах от черных клавиш; диезные мажорные тональности до 3-х ключевых знаков, минорные до 2-х ключевых знаков; бемольные мажорные тональности до 2-х ключевых знаков.
Практика: гаммы в прямом и расходящемся движении, арпеджио, аккорды; этюды с использованием разных видов техники.
Тема 5: «Чтение с листа»
Теория: буквенное обозначение звукоряда; основные ладовые функции, строение и обращение аккордов, логика гармонического развития, понятие о секвенции.
Практика: развитие навыков «графического» восприятия нотного текста, расширение звуковысотного диапазона разбираемых пьес, игра секвенций на предложенный мотив. Чтение с листа авторских произведений, подбор на слух мелодий с последующей нотной записью, подбор аккомпанемента.
Тема 6: « Зачетные мероприятия и выступления»
Практика: развитие навыков сценического поведения. Участие в ежегодных концертах для родителей, плановых концертах в муз.-хоровой школе и конкурсах. Зачеты в 1 полугодии и экзамены во 2 полугодии.
Тема 7: «Экскурсии. Досуговые и развивающие мероприятия»
Теория: подготовка к экскурсии или мероприятию (сообщение необходимых предварительных сведений по теме экскурсии, беседа о правилах поведения в общественном транспорте и учреждениях культуры, помощь в подборе материала по теме мероприятия, координация деятельности детей).
Практика: проведение мероприятий и экскурсии, обсуждение увиденного.
Методические рекомендации
В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте.
На каждом занятии необходимо найти нужную тональность в общении с ребёнком, понять его настроение, ведь от совместной заинтересованности в творческом поиске будет зависеть отношение воспитанника не только к процессу обучения игре на инструменте, но и к музыкальной деятельности в целом. Для успешного сотрудничества важно и создание позитивной установки. Как известно, секрет успеха кроется в убеждении, что цель достижима.
Освоение музыкальной теории и развитие исполнительских навыков происходит в процессе работы над музыкальными произведениями. Выбирая для учащегося произведения, соответствующие его способностям, задачам данного этапа (художественным и техническим), в то же время необходимо исходить из яркости художественных образов и доступности музыкального содержания пьесы данному учащемуся в данный период его музыкального развития. Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности учащегося и его эстетического вкуса, так называемого “чувства стиля”. Художественные задачи, стоящие перед ребёнком на каждом этапе обучения, не должны превышать его возможностей и в то же время должны постоянно вести его вперед, способствовать его художественному росту.
Выбор произведения, предварительная подготовка к его изучению, ознакомление воспитанника с произведением, “прочтение” произведения, изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения, подбор вспомогательного технического материала, творческое исполнительское воплощение, публичное выступление, и, наконец, последующее обсуждение – таковы основные ступени изучения художественного произведения.
Особенностью данной программы является поступление в первый класс МХШ учеников старших классов средних школ, поэтому, исходя из интересов этих детей, детский репертуар должен отличаться от репертуара для начинающих. Для этого можно использовать переложения, упрощения известных популярных произведений или самим сочинять упражнения и несложные пьесы.
Для этого можно использовать основные дидактические принципы развивающего обучения: увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала; ускорение темпов прохождения учебно-педагогического материала; увеличение меры теоретической емкости знаний; развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся:
1. Увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала осуществляется через расширение репертуарных рамок за счет обращения к возможно большему количеству музыкальных произведений, большему кругу художественно-стилевых явлений, освоение многого. Уже с первого класса необходимо включать к традиционному перечню произведений современную музыку, в том числе легкие джазовые произведения, популярные пьесы и песни для домашнего музицирования, что будет способствовать успешности социальной реализации ребенка в коллективе сверстников и в семье. Увеличению объема репертуара и ускорению темпов его прохождения служат такие формы работы, как чтение с листа и эскизное разучивание музыкальных произведений. Интенсивное развивающее воздействие их состоит в том, что они:
-обеспечивают приток богатой и разнохарактерной информации и служат пополнению багажа знаний учащихся, «раздвижению» их профессиональных горизонтов;
- способствуют качественному улучшению самих процессов музыкального мышления, вследствие особого эмоционального подъема при знакомстве с новой музыкой;
- формируют способность к симультанному восприятию, создают основу для работы интуиции, требуя максимального внимания не к отработке деталей, а к целостному охвату и воплощению звукового образа;
- стимулируют развитие личностных интересов, используя принцип свободного, не регламентированного задачами учебного процесса выбора;
- обогащают и разнообразят пианистические навыки, расширяя возможности исполнительского общения с разными стилями и соответствующей им техникой исполнения;
- способствуют пианистическому росту, поощряя попытки преодоления опережающих исполнительских трудностей.
2. Ускорение темпов прохождения учебного материала связано с отказом от непомерно длительных сроков работы над музыкальными произведениями, установкой на овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени. В работе над репертуаром необходимо добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного выступления, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления.
3. Увеличение меры теоретической емкости занятий осуществляется через отказ от их «узко цеховой» трактовки; использование в ходе урока возможно более широкого диапазона сведений музыкально-теоретического и музыкально-исторического характера и как следствие его общая интеллектуализация; обогащение сознания играющего на музыкальном инструменте развернутыми системами представлений и понятий, связанных с конкретным материалом, представленным в исполнительском репертуаре.
Теоретическое «насыщение» занятий связано:
- с непосредственным обогащением слухового опыта учащихся и стимулированием их музыкальных интересов;
- с расширением кругозора обучающихся посредством установления ассоциативных связей с другими видами искусства и различными жизненными явлениями;
- с углублением историко-теоретической информации и использованием анализа и обобщения как способов работы, ведущих к пониманию музыки и ее адекватному воплощению.
С первого года обучения важно развивать у учащихся умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.
4. Воспитание активности и самостоятельности учащихся охватывает все формы и методы обучения. Основная цель его состоит в постепенном и последовательном «самоустранении» педагога, замене прямого, непосредственного руководства опосредованным и косвенным.
В процессе обучения важную роль играет ансамблевое музицирование. Это может быть ансамбль, состоящий из педагога и воспитанника, учащихся одного или разных уровней подготовленности.
Ансамбль дает возможность расширить музыкальный кругозор, сформировать звуковую культуру исполнения, воспитать слуховой самоконтроль учащихся, развить и закрепить навыки чтения нот с листа. При обучении навыкам игры в ансамбле, прежде всего надо обратить внимание на формирование умения слушать себя и слышать партнера, способность следить за текстом не только своей партии, но и партий других участников ансамбля. Формирование этих навыков не только способствует процессу обучения, но и воспитанию коллективизма, неотделимого от понятий творческой дисциплины и равной ответственности. Не случайно неорганизованные воспитанники часто меняют свое отношение к занятиям, становятся ответственнее и дисциплинированнее под воздействием товарищей, а не только педагога.
Детям необходим исполнительский опыт. Итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе является концерт.
Присутствие публики повышает ответственность воспитанников за исполнение. Если выступление было успешным, у учащихся появляется желание работать настойчивее, совершенствовать техническое мастерство, активно выступать с концертами. Педагогу концерт позволяет быстрее, чем работа в классе, выявить не только технические, но и организационные, воспитательные недоработки.
В своей педагогической практике преподаватель использует два вида концертов: закрытый и открытый.
Закрытый концерт – это прослушивание с последующим обсуждением, на котором присутствуют только педагог и воспитанники. Эта форма работы является переходной от кабинетно-индивидуальных занятий к открытым выступлениям. Во время обсуждения ребята учатся грамотно формулировать свои впечатления, пользоваться специальной терминологией, высказывать замечания в корректной форме, не обижая товарища.
Открытый концерт – это выступление учащегося на публике. Проходит он в зале, в праздничной, доброжелательной атмосфере. Здесь возникают неформальные контакты, налаживается важнейшая в воспитательном процессе связь преподавателя с семьей воспитанника.
Психологические исследования последних лет показали, что главный фактор, способствующий высокой эффективности воспитания и обучения – положительные переживания. Мы любим делать то, что у нас хорошо получается. На пути к знаниям, творческой и познавательной деятельности слабоуспевающих и мнительных учащихся возникает своего рода баррикада. Процесс мышления прерывается, начинает действовать закон психического самосохранения: ребенок пытается угадать, какой ответ хочет получить от него педагог. Поэтому так важно побудить каждого воспитанника к активной деятельности, помочь учащемуся перевести его знания по изучаемой теме на язык устойчивых понятий и умений. Например, ребенок на слух подбирает песню «Петушок». На следующем занятии он может подзабыть мелодию или сыграть ее неправильно. Таким способом мы приближаемся к осознанию необходимости нотной записи (если ребенок сыграл песню без ошибок, мы просто убеждаемся, что записанную мелодию учить гораздо проще).
После объяснения преподавателем понятия «нотоносец» и правил записи звуков разной высоты в партиях правой и левой руки, а также после анализа нескольких мелодий воспитанник сам записывает в тетрадь выученного им «Петушка» (пока без обозначения длительностей нот). После изучения длительностей, размеров, пауз, деления мелодии на такты воспитанник видоизменяет свою запись, уяснив при этом необходимость и значение всех элементов нотной записи.
Проверку теоретических знаний целесообразно проводить в занимательной для детей форме, внося в нее элементы творчества. Например, предложить учащимся разгадать ребусы с использованием нот, ритмические кроссворды; придумать «таблицы нюансов», «стихи со штрихами» – ребенок сам выбирает подходящие, по его мнению, к содержанию стихотворения штрихи, а затем выразительно его читает.
Умение самостоятельно разобрать нотный текст проверяется методом чтения с листа в игре «Угадай мелодию» (для этого используется облегченное изложение хорошо знакомых детям песен – «Про кузнечика», «Песенка крокодила Гены» т.п.).
Развитие у ребенка образного и эмоционального восприятия – еще одна важная задача. К сожалению, мышление детей, которые уже посещают общеобразовательную школу, часто сковывает страх неправильного ответа. Вопросы «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Какой вариант тебе кажется лучше?» приводят школьников в замешательство. Поэтому на занятиях нужно не поучать, а говорить с воспитанником на равных, вместе искать ответы, удачные варианты, всячески поддерживая ребенка в его творческих поисках.
Всякое искусство содержательно. Основа музыкального содержания – выражение человеческих настроений, чувств. Даже отдельное звукоподражание, например мяуканье котенка, в музыке всегда эмоционально окрашено: оно может быть жалобным или веселым, беззаботным, игривым. Мелодия может выражать не только различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь каждое настроение обладает целой гаммой оттенков. Веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, и шутливой, беззаботной, и нежной, танцевальной, а грустная – и нежно-задумчивой, мечтательной, и скорбной, и героической.
Различение воспитанником этих нюансов является чрезвычайно важным для понимания им сущности музыкального искусства. Часто встречающееся в практике деление музыки только на веселую и грустную примитивизирует, обедняет ее восприятие. Поэтому обогащение словарного запаса учащегося, развитие его мышления, способности анализировать – важная задача для преподавателя. Опыт показывает, что у необученных детей нет привычки думать развернутыми фразами, отсутствует стремление анализировать свое восприятие. А с помощью простых мыслей, деления мира на черное и белое, «да» и «нет», «нравится» – «не нравится» невозможно постичь всей глубины человеческой культуры.
Примерный перечень музыкальных произведений,
используемых на каждом этапе обучения
1-ый класс
I этап обучения
Индивидуальное исполнение.
- Гаммы: до и соль мажор в 2 октавы, в расходящемся движении двумя руками.
- Беркович И. Этюд
- Берлин П. «Марширующие поросята».
- Гнесина Е. Этюд.
- Градески Э. Задиристые буги
- Гречанинов А. «В разлуке».
- Кабалевский Д. «Ёжик».
- Кореневская И. «Дождик».
- Крутицкий М. «Зима».
- Курочкин В. Вальс.
- Литкова И. Вариации на бел. нар. песню «Славка и Гришка».
- Моцарт В. Менуэт.
- Николаев А. Этюд.
- Рубах А. «Воробей».
- Укр. нар. песня «На горе, горе».
- Шитте Л. Этюд
- Шмитц М. «Прыжки через лужи».
Пьесы.
- «Василёк»
- «Котик»
- «Веселые гуси»
- Кергинер «Мальчик»
- Иорданский «Чибис»
- Украинская народная песня
- Польская народная песня
- «Осень»
- Красев «Журавель»
- Гнесина «Этюд»
- Арман «Пьеса»
- Петцель «Прелюдия»
- Майкапар «Пастушок»
- Бурре «Кригер»
- Штейбельт «Адажио»
- Руббах «Воробей»
- Гнесина «Этюд»
- Черни «Этюд»
- Русская народная песня «Прибаутка»
- «Дин-дон»
- «Как под горкой»
- «Петушок»
- «Василек»
- Украинская народная песня «На горе»
- Украинская народная песня «Веселые гуси»
- Волков «Песенка»
- Любарский «Курочка»
- Гайдн «Анданте»
- Гедике «Песня»
- Кореневская «Песенка»
- Лекуппе «Этюд»
- Лешгорн «Этюд»
Ансамбли:
- Кабалевский Д. «Наш край».
- Польская нар. песня «Шуточная».
- Филиппенко А. «На мостике».
- Шеринг Дж. «Колыбельная».
II этап обучения
1 уровень:
Индивидуальное исполнение.
- Гаммы: до, соль, ре мажор; ля, ми минор в прямом и расходящемся движении двумя руками на 2 октавы. Ля, фа мажор, си минор – в прямом движении. Аккорды из 3 звуков. Арпеджио по 4 звука каждой рукой отдельно.
- Бетховен Л. Сонатина «Соль мажор».
- Беркович И. Вариации на тему рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде».
- Гедике А. Этюд «Соль мажор».
- Гендель Г. Сарабанда.
- Градески Э. «Мороженое».
- Гурлит К. Этюд «До мажор».
- Косенко В. Скерцино.
- Лессер В. «Выходной день».
- Лешгорн А. Этюд «До мажор», соч. 65 №8.
- Майкапар С. «Мотылек».
- Моцарт В. Аллегро.
- Перселл Г. Ария «Ре минор».
- Чайковский П. «Старинная французская песенка».
- Черни К. Этюд «Ре мажор», соч. 599 №63.
Ансамбли:
1. Глинка М. «Жаворонок».
2. Мусоргский М. Гопак из оп. «Сорочинская ярмарка».
3. Роджерс Р. «Голубая луна».
2 уровень:
Индивидуальное исполнение.
- Гаммы: ре, ля, ми, фа, си бемоль мажор; ми, си, ре, соль, до минор в разных направлениях на 4 октавы. Аккорды по 3 звука, арпеджио по 4 звука двумя руками.
- Бах И.С. Менуэт из «Французской сюиты».
- Беренс Г. Этюд «До мажор», соч. 88 №7.
- Гедике А. Миниатюра.
- Григ Э. Вальс.
- Дворжак М. Джазовый этюд №1.
- Лемуан А. Этюд «Фа мажор», соч. 37 №20.
- Моцарт В.А. Сонатина «До мажор».
- Пахульский Г. «Мечты».
- Питерсон О. «Волна за волной».
- Циполи Д. Фугетта «Фа мажор».
- Черни К. Этюд «Соль мажор», соч. 849 №11.
- Чимароза Д. Соната «Соль мажор».
- Шмитц М. «Регтайм».
- Шостакович Д. Гавот.
- Шуман Р. «Смелый наездник».
Ансамбли:
- Прокофьев С. Вальс из балета «Золушка».
- Шмитц М. «Оранжевые буги».
- Штраус И. «На прекрасном голубом Дунае» (вальс).
2-ой класс
Полифонические произведения:
- Тюрк «Ариозо»
- Моцарт «Колыбельная»
- Гендель «Менуэт»
- Гайдн «Тема из симфонии»
- Моцарт мелодия из оперы «Свадьба Фигаро»
Крупная форма:
- Бенда «Сонатина»
- Кулау «Прелюдия»
- Кабалевский «Песенка с вариациями»
- Беркович «Сонатина» 1-ая часть
- Беркович «Вариации»
- Кабалевский «Легкие вариации»
- Гедике «Маленькое рондо»
Пьесы:
- Кирхнер «Листок из альбома»
- Беркович «Волчок»
- Коровицын «Кот Василий»
- Бетховен «Немецкий танец»
- Барток «Пьеса»
- Бетховен «Сурок»
- Жербин «Украинский танец»
- Мордасов «Маленький вальс»
- Барсукова «Танец»
- Шеталова «Колыбельная»
- Сарауэр «Воробьи»
- Шаум «Пьеса»
- Гедике «Гроза»
- Фогель «В цирке»
- Градески «Веселые буги»
Этюды:
- Лешгорн «Этюд Cdur»
- Шитте «Этюд Ydur»
- Кутева «Этюд»
- Лекуппе «Этюд»
- Барсукова «Этюд»
- Дворжак «Этюд»
3-ий класс
Полифонические произведения:
- Пёрселл «Сарабанда»
- Кригер «Менуэт»
- Гайдн «Менуэт»
- Бах «Прелюдия»
Крупная форма:
- Моцарт «Соната Gdur» 1-ая часть
- Кулау «Сонатина Ddur» 1-ая часть
- Чимароза «Сонатина Cdur»
Пьесы:
- Парфёнов «Шествие котят»
- Бетховен «Сурок»
- Парцхаладзе «Прелюдия»
- Сигмейстер «Солнечный день»
- Шитте «Танец гномов»
- Парфёнов «Сельская кадриль»
Этюды:
- Беренс «Этюд»
- Ляховицкая «Этюд»
- Черни «Этюд Ddur»
- Черни «Этюд gmoll»
- Лешгорн «Этюд»
4-ый класс
Полифонические произведения:
- Бах «Маленькая прелюдия»
- Моцарт «Менуэт»
- Бах «Прелюдия d-moll
- Кригер «Менуэт»
- Гендель «Чакона»
- Телеман «Пьеса»
- Бах «Куранта»
- Гайдн «Менуэт»
- Бах «Прелюдия h-moll»
- Шуберт «Экосез»
- Пёрселл «Менуэт»
- Бах «Аллеманда»
- Гендель «Чакона»
- Бах «Инвенция d-moll»
Крупная форма:
- Доницетти «Музыкальная пьеса»
- Моцарт «Соната C-dur» 3-я часть
- Жилинский «Сонатина А-dur»
- Беркович «Сонатина»
- Бетховен «Сонатина D-dur» 2-ая часть
- Тюрк «Маленькое рондо»
- Хэйли «Рондо»
- Бетховен «Соната d-moll» 1-ая часть
- Гайди «Соната F-dur» 2-ая часть
- Бетховен «Вариации на швейцарскую тему»
- Моцарт «Соната С-dur III ч.»
- Моцарт «Соната G-dur»
- Чимарозе «Сонатина a-moll»
Пьесы:
- Ходош «Вечерняя сказка»
- Крылатов «Крылатые качели»
- Доницетти «музыкальная тема»
- Головлёнков «Радужные острова»
- Кабалевский «Токкатина»
- Волков «Полька»
- Парфёнов «Гавот»
- Коровицын «2 клоуна»
- Джоплин «Регтайм»
- Волков «Урок балета»
- Коровицын «Мама»
- Жердин «Полька»
- Глинка «Вальс»
- Бетховен «Колыбельная»
- Весняк «Сказочка»
- Калиниченко «Заблудившийся пудель»
- Купревич «Осенний эскиз»
- Дашкевич «Шерлок Холмс»
- Фибих «Поэма»
- Ибер «Маленький белый ослик»
- Коровицын «Поэтическое настроение»
- Гречанинов «Осенная песенка»
- Шевердин «Вальс»
- Пахульский «Пьеса»
- Григ «Листок из альбома»
- Черчиль «Белоснежка»
Этюды:
- Черни «Этюд»
- Шитте «Этюд»
- Лекуппе «Этюд»
- Шитте «Этюд»
- Ляховицкая «Этюд»
- Лешгорн «Этюд»
- Лешгорн «Этюд Cis-moll»
- Черни «Этюд G-dur»
- Мошковский «Этюд»
- Геллер «Этюд»
- Беренс «Этюд»
5-ый класс
Полифонические произведения:
- Кребс «Менуэт»
- Пёрселл «Менуэт»
- Бах «Прелюдия d-moll»
- Ванхаль «Аллегретто»
- Косенко «Пионерсекая песня»
- Пёрселл «Сарабанда»
Крупная форма:
- Мелартини «Сонатина»
- Гуммель «Рондо»
- Кулау «Сонатина C-dur»
- Чимароза «Сонатина a-moll»
Пьесы:
- Гречанинов «Вальс»
- Чимароза «Прелюдия»
- Шитте «Сумерки»
- Гедике «Пьеса»
- Эшпай «Вальс»
- Часковский вальс из балета «Спящая красавица»
- Гедике «Пьеса»
- Майкапар «Прелюдия»
- Парцхаладзе «Вальс»
- Зив «По кочкам»
Этюд:
- Черни «Этюд»
- Лекуппе «Этюд»
- Лешгорн «Этюд»
- Лешгорн «Этюд g-moll»
- Беллер «Этюд»
- Гурлитт «Этюд»
6-ой класс
Полифонические произведения:
- Пёрселл «Сарабанда»
- Гайди «Менуэт»
- Бетховен «Лунная соната»
- Фишер «Прелюдия и фуга a-moll»
- Моцарт «Маленькая прелюдия a-moll»
Крупная форма:
- Бетховен «Соната D-dur» 1-ая часть
- Жилинский «Сонатина A-dur»
- Мелартини «Сонатина»
- Бетховен «Соната C-dur»
- Гайди «Сонатина g-moll»
Пьесы:
- Калиниченко «Сексты и сентимы»
- Марченко «Забавный щенок»
- Парфёнов «Мелодия»
- Гедике «Пьеса»
- Нагорная «Босса»
- Ворткевич «Прелюдия»
- Дашкевич «Шерлок Холмс»
- Гедике «Колыбельная»
- Кюи «Романс»
- Таривердиев «Песня о далекой Родине»
- Весняк «Прелюдия»
- Весняк «Эксцентрическое скерцо»
- Майкапар «Пьеса»
- Гед ике «Тарантелла»
- Глинка «Чувство»
Этюды:
- Лемуан «Этюд»
- Лешгорн «Этюд»
III этап обучения
7-ой класс
- Гаммы мажорные и минорные в диезных тональностях до 7 знаков и в бемольных тональностях до 6 знаков, аккорды, арпеджио.
Ансамбли:
- Бах И.С. Шутка из сюиты «Си минор».
- Джоплин С. «Артист эстрады» (регтайм).
- Шуберт Ф. Серенада.
Полифонические произведения:
- Гайди «Менуэт»
- Александров Ан. Русская народная мелодия.
- Бах И.С. «Бурре».
Крупная форма:
- Беркович «Вариации»
- Вебер К.М. Сонатина «До мажор».
- Клементи М. Сонатина «Си-бемоль мажор», 2 часть.
Пьесы:
- Гарваренц «Пьеса»
- Шмитц «Скерцо»
- Гречанинов А. Прелюдия «Си-бемоль минор».
- Григ Э. Вальс «Ми минор».
- Кабалевский Д. «Новелла».
- Сигмейстер Э. «Охота».
- Шмитц М. «Буги бой».
Этюды:
- Мошковский «Этюд»
- Беренс Г. Этюд «Ре минор», соч. 88 №17.
- Бертини А. Этюд «Соль мажор», соч. 29 №13.
- Геллер С. Этюд «Соль минор», соч. 45 №18.
- Черни К. Этюд «Ре мажор», соч. 636 №23.
Примерный перечень музыкальных произведений,
используемых для обучения старшеклассников средних школ, учащихся в начальных классах МХШ.
Программа для поступающих в первые классы МХШ старшеклассников средних школ должна быть использована с учетом особенностей учебных планов и степени одаренности учащихся. Каждый преподаватель, создавая рабочую программу и составляя учебные планы, должен использовать предложенные материалы достаточно гибко, с дифференциацией требований для различных групп учащихся.
I год обучения
1. Приди к нам, май. Немецкая народная песня
2. В. А. Моцарт . Мелодия. Из оперы «Свадьба Фигаро»
3. Ф. Шуберт. Полный страстного желания вальс
4. К. Гурлит . Этюд
5. И. С. Бах. Мое верующее сердце, ликуй!
6. К. Гурлит. Этюд
7. М. Фогель. В веселом хороводе
8. И. Гайдн. Тема из симфонии
Ш. Ганон Упражение
9. С. Майкапар. Этюд
10. Л. Гедике. Этюд
11. П. Чайковский. Старинная французская песенка
12. П. Чайковский. Танец маленьких лебедей
13. Я. Бетховен. Сурок
14. И. Штраус. Анна-полька
15. Э. Сигмейстер. Умирающий калифорниец
16. Н. Ган. Раздумье
17'. А. Лешгорн. Этюд
18. С. Майкапар Маленькая сказка
19. Л. Бенда. Сонатина
20. А. Гедике. Песня веретена
21. А. Гедике Скерцо
Ш. Ганон Упражение
22. А. Гедике. Гроза
23. Л. Гедике. Миниатюра
24. Л. Гедике. Этюд
25. Р. Шуман. Смелый наездник
26. П. Чайковский. Итальянская песенка
27. Я. Малат. Этюд
28. Э. Мак-Доуэлл. Шиповник
29. Г. Беренес. Этюд
30. Р. Шуман. Веселый крестьянин, возвращающийся с работы
Ш. Ганон Упражение
31. С. Майкапар. Листок из альбома
32. Э. Григ. Танец эльфов
33. П. Чайковский. Неаполитанская песенка
34. КС. Бах. Полонез
35. И.С. Бах. Менуэт
36. Г. Пахульский. Мечты
III. Ганон Упражнение
37. Ц. Кюи. Испанские марионетки
38. С. Майкапар. Педальные прелюдии
39. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2
40. К.М. Вебер. Сонатина
41. Л. Бетховен. К Элизе
II год обучения
Ансамбли:
1. Л. Прима. Пой, пой, пой
2. Р. Роджерс. Голубая луна
3. М. Шмитц. Принцесса танцует вальс
4. М. Шмитц. Танцуем буги
5. Дж. Шеринг. Колыбельная
6. Э. Ромберг. Тихо, как при восходе солнца
7. М. Шмитц. Веселый разговор
8. М. Шмитц. Много пятерок в портфеле
9. М. Шмитц. Оранжевые буги
Пьесы:
10. М. Шмитц. Солнечный день
11. М. Шмитц. Сладкая конфета
12. М. Шмитц. Марш гномиков
13. Л. Ивенс. Начинаем чувствовать
14. О. Питерсон. Зимний блюз
15. И. Гурник. Веселые ладошки
16. Л. Ивенс. Трезвучие — тебе должно понравиться
17. М. Шмитц. Прыжки через лужи
18. Э. Градески. Задиристые буги
19. Я. Гурник. Этюд
20. М. Шмитц. Пляска ковбоев
21. М. Шмитц. Посмотри, какая луна
22. В. Лессер. Выходной день
23. М. Шмитц. Скачки по прерии
24. Э. Градески. Счастливые буги
25. М. Шмитц. Караван
26. М. Шмитц. Моя любовь, где ты?
27. Л. Ивенс. Тетушка Тисси
28. М. Дворжак. Этюд
29. М. Шмитц. У Ниагарского водопада
30. М. Дворжак. Этюд
31. М. Шмитц. Микки-Маус
32. Э. Градески. По дороге домой из школы
33. Э. Градески. Мороженое
34. Э. Градески. Маленький поезд
35. М Шмитц. Буги бой
36. М. Шмитц. Тип-топ-буги
Песни:
1. Дом под крышей голубой. Музыка М. Славкина, слова В. Орлова
2. Нелепый случай. Музыка М. Славкина, слова О. Голяховского
3. Девочка — весна. Музыка М. Славкина, слова Г. Ходырева
4. Небо всюду. Музыка М. Славкина, слова М. Карема
5. Кому зимой жарко. Музыка М. Славкина, слова В. Лунина
6. Без друзей никак нельзя. Музыка М. Славкина, словаВ.Суслова
7. Маленький кузнечик. Музыка С. Щукина, слова С. Козлова
8. Про Мишку. Музыка С. Симонова, слова С. Черного
9. Новый год. Музыка Т. Смирновой, слова А. Гриневской
10. Джеймс. Музыка С. Никитина
11. 33 коровы. Музыка М. Дунаевского, слова Н. Олева
12. Робин-красношейка. Музыка Н. Ефремова, слова С. Маршака
13. Летняя песенка. Музыка В. Семенова, слова Г. Лебедевой
14. Сон. Музыка С. Никитина, слова Ю. Мориц
15. Первое путешествие. Музыка В. Семенова, слова В. Орлова
16. Сонная песенка. Музыка Р. Паулса, слова О. Петерсон
17. Лесная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева
18. Девочка и пластелин. Музыка С. Никитина, слова Н. Матвеевой
19. Greensleeves
20. When the saints go marchin'in
21. Blow the man down
22. Kum ba yan
III год обучения
1 . Г. Гендель. ЧАКОНА (из Сюиты ре минор)
2 . И. С. Бах, ПРЕЛЮДИЯ
3. И. С. Бах, ПРЕЛЮДИЯ
4. А. Вивальди СИЦИЛИАНА
5. И.С. Бах. ПРЕСТО
6. И. Гайдн. СОНАТА-ПАРТИТА
7. Л. Шитте. СОНАТИНА РЕ МАЖОР
8. В. А. Моцарт. СОНАТА СОЛЬ МАЖОРО ч.1)
9. В. А Моцарт. ТУРЕЦКОЕ РОНДО (из Сонаты ля мажор)
10. Р. Шумам. ОТЗВУКИ ТЕАТРА
11. Р. Шумам. ДЕД- МОРОЗ
13. Р. Шуман. МАЛЕНЬКИЙ РОМАНС
13. Ф. Шопен. МАЗУРКА
14. Э. Григ. ЛИСТОК ИЗ АЛЬБОМА
15. А. Лядов. ПРЕЛЮДИЯ
16. А. Гречанинов. ЖАЛОБА
17. А. Гречанинов. ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
18. Д. Шостакович. ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ
19. Э. Мак-Доуэлл. ТАРАНТЕЛЛА
18. Э. Мак-Доуэлл. КОЛИБРИ
21. К. Дебюсси. МАЛЕНЬКИЙ НЕГРИТЕНОК
22. Ф. Монти. ЧАРДАШ
23. Г. Беренс. ЭТЮД
24. М. Фрей.ЭПОД
25. М. Фрей.ЭТЮД
26. М. Геллер. ЗТЮД
27. К Гурлитт. ЭТЮД
28. К. Гурлитт. ЭТЮД
29. С. Прокуфьев. ВАЛЬС (из Балета "Золушка")
30. И. Брамс ВЕНГЕРСКИЙ ТАНЕЦ №5
31. И. Брамс. ВЕНГЕРСКИЙ ТАНЕЦ №2
IV год обучения
1. Г. Ф. Гендель. ПАССАКАЛЬЯ
2. И. С. Бах. ПРЕЛЮДИЯ
3. И. С. Бах. АЛЛЕМАКДА (из французской Сюиты №2)
4. И. С Бах КУРАНТА (из французской Сюиты № 2)
5. И. С Бах. САРАБАНДА (из французской Сюиты №2)
6. И. Гайдн. СОНАТА Fdur (Iч.)
7. Л. В. Бетховен. СОНАТА (IIIч.)
8. В. А.Моцарт. СОНАТА В dur (IIIч.)
9. В. А. Моцарт. ФАНТАЗИЯ D тоИ.
10. И.Беркович ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ
11. П. Чайковский. АПРЕЛЬ. ПОДСНЕЖНИК
12. М. Мошковский. ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ
13. Н. Лысенко. Эллегия
14. Э. Григ. КОБОЛЬД
15. ф. Шопен. МАЗУРКА.
16. З. Фибих. ПОЭМА
17. С. Прокофьев. МИМОЛЕТНОСТЬ № 10
18. Р. Щедрин ЮМОРЕСКА
19. К. Дебюсси КУКОЛЬНЫЙ КЭКУОК
20. К. Черни, ЭТЮД
21. К. Черни. ЭТЮД
22. М. Мошковский. ЭТЮД
23. СХЕМА ГАММ И АРПЕДЖИО
V год обучения
1. М. Шмитц. FOR LINDA KING
2. М. Шмитц. FREE AND ЕASY
3. М. Шмитц.. LAGO NQNORE-BOOGIE
4. М. Шмитц. ПОЮЩИЕ СЕПТАККОРДЫ
5. М. Шмитц. MEMORY-BLUES
6. М. Шмитц. MEMORY RAG
7. М. Дворжак, РОЗОВОЕ ОБЛАЧКО
8, М. Дворжак. WEEKEND RAG
9. Дж. Ширинт. TO BE OR NOT TO BOP
10. О. Питерсон. Волна за волной
11. О. Питерсон. HOLIDAY то THE SEASIDE
12. И. Якушенко. ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
13. И. Якушенко. ДЕРЕВЕНСКМЕ МУЗЫКАНТЫ
14. Н. Заморенко ПЕЧАЛЬНЫЙ КЛОУН
15. В.Эрню. ПОЙДЕМ ЗАСИНЕЙ ПТИЦЕЙ
16. Б. Томас. Только РОЗЫ
17. П. Дезмонд. ПОПРОБУЕМ НА ПЯТЬ
18. В. Юменс, ЧАЙ ВДВОЕМ
19. А. Жобим. ДЕЗАФИНАДО
20. М. Дворжак., ЗТЮД 1
21. М. Дворжак., ЗТЮД 2
22. М. Дворжак, ЗТЮД 3
Ансамбли:
1. С Джоплин. АРТИСТ ЭСТРАДЫ
2. М. Шмнга. ЗАВОДНЫЕ БУГИ
3. М. Шмитц. МЕДЛЕННЫЙ ФОКСТРОТ
4. М. Шмитц. ЛАБИРИНТ
5. М. Шмитц. НОЧНАЯ ФИАЛКА
Песни:
1. MOTHER, HOW ARE YOU TODAY?
2. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка С. Симонова, слова С Черного
3. ЗЕЛЕНАЯ КАРЕТА. Музыка А. Суханова, слова О. ДРИЗ
4. ГРЕЧИХА. Музыка А. Максимова, снова М. Пушинкой
5. ВЕСЕННЕЕ ТАНГО. Музыка и Стихи В. Миляева.
6. НА ДАЛЕКОЙ АМАЗОНКЕ. Музыка С. Никитина. слова В. Берковского
7. Замыкая круг.Музыка К.Кельми, слова М. Пушкиной
8. ВЕЧЕРНИЙ ДОЖДЬ. Музыка М. Славкина, Слова Л. Кибницкого
9. ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ. Слова Б. Гребенщикова
10. ALL THE LANDS THAT I LOVE
11. TOP OF THE WORLD
12. PASS IT ON
13. ЦВЕТНЫЕ СНЫ. Музыка M. Дунаевского, слова Н. Олева
14. COTTLESTON PLE. Музыка Н. Франсер-Симсон, слова А. Мили
15. МОЕ СОЛНЫШКО. Музыка Э. Ди Капуа
16. ПРИШЛА КО МНЕ ЛЮБОВЬ. Музыка Дж. Гершвина, слова А. Гершвина
17. ОСТРЫЙ РИТМ. Музыка Дж. Гершвина, слова А. Гершвина
18. ЧАТТАНУГА ЧУ-ЧУ. Музыка Г. Уоррена
VI год обучения
1. И. С. Бах. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА D moll
2. И. С. Бах. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА С moll
3. И. С. Бах. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА As dur
4. И. С. Бах. ОРГАННАЯ ХОРАЛЬНАЯ ПРЕЛЮДИЯ
5. Ф. Шопен. ВАЛЬС ор. 69 № 1
6. Ф. Шопен. НОКТЮРН ор. 9 №2
7. Ф. Шопен. ПРЕЛЮДИЯ ор. 28 №15
8. Ф. Шопен. ПРЕЛЮДИЯ ор. 28 № 18
9. Ф. Шопен. ПРЕЛЮДИЯ ор. 28 №22
10. Ф. Шопен. ПОЛОНЕЗ ор. 40 № 1
11. Р. Шуман. АРАБЕСКА ор. 18
12. Э. Григ. СВАДЕБНЫЙ ДЕНЬ В ТРОЛЬДХАУГЕНЕ ор. 65 №6
13. Э. Григ. ТАНЕЦ ИЗ ЙОЛЬСТЕРА ор. 17 № 5
14. Э. Григ. ШЕСТВИЕ ГНОМОВ ор. 54 №3
15. В. Калинников. ЭЛЕГИЯ
16. Р. Глиэр. ПРЕЛЮДИЯ ор. 43 № 1
17. К. Лешгорн. ЭТЮД ор.66 №21
18. М. Мошковский. ЭТЮД ор. 72 №2
VII год обучения
В. А. МОЦАРТ. Соната С mol
B. А. МОЦАРТ. Соната F dur
Ф. ШУБЕРТ. Соната ор. 1201
Ф. ШУБЕРТ. Экспромт ор. 90 № 2
М. МЕНДЕЛЬСОН. Прелюдия ор. 104 №2
М. МЕНДЕЛЬСОН. Рондо-каприччиозо ор. 14
Ф. ЛИСТ. Утешение I
Ф. ЛИСТ. Грезы любви (ноктюрн № 3)
И. ШТРАУС. Пиццикато-полька
К. ДЕБЮССИ. Арабески
К. ДЕБЮССИ. Лунный свет
А. СКРЯБИН. Прелюдия ор. 11 № 10
А. СКРЯБИН. Этюд ор. 8 № 5
C. РАХМАНИНОВ. Прелюдия ор. 23 № 3
Р. ЩЕДРИН. В подражание Альбенису.
Материально-технические условия
Требования к кабинету.
Для занятий нужен кабинет площадью 15-20 кв. м. с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.
Мебель.
В кабинете необходимы:
∙ стол преподавателя – 1;
∙ стулья – не менее 5;
∙ стол для обучающихся– 1;
∙ книжные шкафы – 2.
Оборудование и оснащение
∙ фортепиано;
∙ подставки на стул и под ноги разных размеров для детей различного возраста;
∙ магнитофон и проигрыватель для прослушивания музыкальных записей;
∙ грампластинки, видео- и аудиозаписи;
∙ нотная литература;
∙ книги по музыке, справочные издания.
Организационно- административные условия
∙ систематическая настройка фортепиано;
∙ доступ в зал (для репетиций и проведения концертов, конкурсов и других массовый мероприятий);
∙ возможность организации просмотра видеозаписей;
∙ технические условия для ксерокопирования необходимых нот и дидактических материалов.
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 3-е изд. – М., 1978.
2. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1953.
3. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. – Минск, 1999.
4. Методические записки по вопросам музыкального образования. Сост. А.Лагутин. – М., 1991.
5. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – Киев, 1979.
6. Мухина В. Возрастная психология. – М., 1998.
7. Станкин М. Психология общения. – М., 1996.
8. Теплов Б. Избранные труды. – М., 1985.
9. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. – М., 1968.
10. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
1. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? – М., 1987.
2. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1988.
3. Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной культуре от «А» до «Я». – М., 2000.
4. Гуревич Е. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М., 1994.
5. Добрынина Е. Любителям музыки посвящается. – М., 1980.
6. Домрина Е. Беседы о музыке. – Л., 1982.
7. Илешин Б. И голубые небеса. – М., 1981.
8. Крунтяева Т., Молокова Н., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных терминов. – Л., 1982.
9. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1986.
10. Орлова Е. Очерки о русских композиторах XIX - начала XX века. – М., 1982.
11. Третьякова Л. Страницы советской музыки. – М., 1980.
12. Финкельштейн Э. Музыка от «А» до «Я». – СПб., 1997.
13. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1980.
14. Юдина Е. Мой первый учебник по музыке и творчеству. – М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного твочества "Мастерская чудес"
Настоящая программа предполагает трехгодичное обучение учащихся с I-VIII классы. Один год обучения – это изучение одного вида декоративно-прикладного искусства. Первый год посвящен бумагопластик...
Авторская образовательная программа "Специальное фортепиано" для детских школ искусств, центров детского творчества
Дана программа является результатом многолетней работы по специальности «Специальное фортепиано», попыткой скорректировать и дополнить типовую программу в соответствии с новыми требованиями, которые д...
Авторская образовательная программа "Общее фортепиано"для школ искусств и центров детского творчества
Программа «Общее фортепиано» разработана на основе типовых программ по предмету «класс общего фортепиано» в соответствии с Законом РФ « Об образовании». Предлагаетс...
Авторская образовательная программа «Аккомпанемент» для детских школ искусств,центров детского творчества
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз...
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"
Авторская образовательная программа "От природы к творчеству" дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...