Психологический аспект музыкального исполнительства
статья по музыке по теме
В статье раскрываются психологические особенности музыкально-исполнительской деятельности М.И. Глинки, особенности личности музыканта и его творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyadokument_microsoft_word.docx | 26.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Музыкально-исполнительская деятельность – одна из основных в музыкальном искусстве. Когда мы слышим прекрасное исполнение, то испытываем чудесные чувства наслаждения, радости, вдохновения или как говорили древние греки, момент «катарсиса» - внутреннего и духовного очищения и обновления. Исполнитель является связующим звеном между композитором и слушателем. Для исполнителя важно тонкое понимание и ощущение психологии слушателя, верное чувство эстетических запросов и настроений аудитории, точная передача авторского замысла, подчинение аудитории своей воле, пробуждение в слушателе прекрасных эстетических чувств, творческого настроя.
Многие выдающиеся композиторы были одновременно и выдающимися исполнителями. В этих случаях исполнительский дар пронизывает всё творчество, так как совершенно отделить творчество от исполнительства очень сложно.
Михаил Иванович Глинка был известен своим современникам не только как композитор, но и как замечательный певец и пианист. Красоту, выразительность музыки Глинка был способен полноценно для себя воспринимать только через реальное звучание. Отсюда исключительное внимание Глинки к исполнительству. Читая «Записки», легко заметить, как много уделено в них места вопросам исполнения, восприятия исполняемой музыки. С ранних лет он постоянно заботился о выработке исполнительских навыков, накоплению исполнительского опыта. На протяжении всей своей жизни Глинка овладевал тремя сферами исполнительства – игрой на скрипке, игрой на фортепиано и пением.
Инструментом, всерьёз привлекшим внимание Глинки, было фортепиано. После длительного, серьёзного и настойчивого обучения, результат был очень значительным. Фортепиано становится для Глинки любимым инструментом на всю жизнь. Вначале Глинка - пианист тяготел к виртуозности, затем сосредотачивает свое внимание преимущественно на фортепианном аккомпанементе. А. Н. Серов не любивший и не ценивший фортепиано, писал, однако, что «Глинка аккомпанировал мастерски», обладал «мягким, нежным, бархатным туше», что «по необыкновенной отчётливости, в ритме и в звуке, по необыкновенной чистоте аккорда, при самых сложных ходах гармонии, он был пианист замечательный. По словам Серова, Глинка «умел силою своей музыкальности претворять фортепьянный аккомпанемент в аккомпанемент оркестра…». Многие другие современники свидетельствуют о мастерстве Глинки-пианиста. А.П. Керн пишет по поводу игры Глинки: «Такой мягкости и плавности, такой души в звуках, совершенного отсутствия клавишей я ни у кого…не встречала».
Прекрасный импровизаторский талант Глинки-пианиста проявлялся и в свободном варьировании романсового аккомпанемента, и в непринуждённом сочинении танцевальной музыки, и в фантазиях на чужие темы, и в увлекательных «мечтаниях» за фортепиано.
Но с особой силой исполнительское дарование Глинки проявилось в пении. Искусству пения Глинка учился особенно тщательно и особенно упорно. Он достиг в этом искусстве редкого мастерства. Поездка Глинки в молодости в Италию была посвящена по преимуществу выработке совершенной вокальной школы. Он сам прекрасно охарактеризовал эту задачу, тесно и неразрывно соединяя творчество с исполнением, когда писал о вставшей перед ним необходимости овладеть «капризным и трудным искусством управлять голосом и ловко писать для него».
Лучший портрет Глинки-певца дал в своих воспоминаниях А.Н.Серов. О Глинке-певце он пишет едва ли не больше, чем о Глинке-композиторе. Это, конечно, потому, что вокальное творчество Глинки звучало в его исполнении. «Романсы и песни Глинки, по самой музыке – прелесть! Тем не менее надобно заметить, что одни ноты этих романсов и песен – не больше как мёртвая буква. Кто не слыхал романсов Глинки, спетых им самим, тот не знает этих романсов». Когда Серов впервые услышал звуки романса «Не называй её небесной» в исполнении самого Глинки, эта музыка явилась для него «полным очарованием, никогда до того не испытанным и ни с чем не сравнимым». Серов пишет: «Великая тайна великих исполнителей в том, что они исполняемое силою своего таланта освещают изнутри, просветляют, влагают туда целый мир ощущений из своей собственной души, оставаясь, между тем, в высшей степени объективными, и даже чем сильнее эта объективность, тем больше и новизны является каждый раз в осуществлении данной роли, данной музыки».
Гениальный, как творец музыки, Глинка был столько же гениален и в исполнении вокальном. С первых звуков переселить слушателя в ту особенную атмосферу, которая составляет задачу исполняемой музыки, в то особенное настроение духа, которое вызывается поэтическим смыслом пьесы и держать слушателя под магнетическим обаянием от первого звука до последнего - этой магией Глинка владел в высшей степени.
Восторженные описания Серовым пения Глинки сосредоточены вокруг основных наблюдений присущих Глинке простоты, сердечности, эмоциональной гибкости и многообразия, слияния правды с красотой, содержания с формой.
Глинка был человеком «нервного темперамента». От малейшего раздражения он становился не в духе. Среди общества, которое ему не нравилось, он, даже не мог музицировать. Но в кругу людей, искренне любящих музыку, «Глинка дышал свободно, свободно весь отдавался искусству, увлекал всех, потому что сам увлекался, и чем дальше, тем больше увлекался, потому что увлекал других».
Но Глинка, как известно, не только исполнял сам, но и учил других исполнению. Особенно велика его роль как учителя пения – и сольного и хорового. Глинка был первым по своему значению практиком и теоретиком русской вокальной школы.
Идеалы музыкального исполнительства в понимании Глинки ясно выражены самой музыкой, вникание в которую вызывает соответственные исполнительские образы.
У М.И. Глинки есть много высказываний, которыми он обычно очень кратко, но метко выражал свои принципиальные воззрения и вкусы в области исполнительства. Глинка утверждал, что «не сила, а верность составляет главное в музыке».
Сочиняя оперную музыку, Глинка всегда тщательно продумывал исполнение. Он постоянно учитывал наличные артистические силы, писал для конкретных исполнителей.
Глинка не отделял содержания в исполнении от формы и считал форму необходимой опорой содержания, понимая, что без соответствующей формы содержание никогда не проявит себя полноценно.
Одним из элементарных требований Глинки к исполнению было требование «опрятности». Он придавал огромное значение чистоте строя, интонации. В официальном письме А. Ф. Львову с просьбой об отставке от должности в Придворной капелле: «великолепный хор придворных певчих…превосходною своею стройностью поражает чувства слушателя в степени для слабонервного человека невыносимой». Это, конечно, отговорка, но отговорка, основанная на действительной впечатлительности Глинки.
Гораздо более высоко, чем критерий «опрятности», стоит у Глинки критерий «отчётливости». Оценочный термин «отчётливо» чрезвычайно любим Глинкой. Сопоставляя многочисленные случаи его применения, видно, что требование «отчётливости» у Глинки это требование формы, ясности, гармонии выразительных средств, продуманности целого и деталей, преодоления всего случайного.
Звонкость в сочетании с нежностью, сила в сочетании с мягкостью - вот характерные требования Глинки. Он пишет о самом себе одобрительно: «у меня образовался…вдруг сильный, звонкий, высокий тенор».
Определённы и строги требования Глинки к качеству исполнительского звучания. Он решительно отвергает форсирование голоса, «мяуканье», пение в нос, возражает против грубости, резкости и крикливости. Но Глинка не принимал и противоположные крайности – кокетство, изысканность и аффектацию, вычурность и манерность. Он благодарит своего учителя Ш. Майера за то, что тот «восставал решительно против изысканного и утончённого выражения в игре». Хотя в некоторых случаях Глинка считал «манерное» исполнение прямо необходимым, тесно связывая исполнительский стиль с творческим. Глинка писал, что его «Молитва» «требует исполнения строгого», тогда как «Вальс- фантазию» «нужно играть манерно».
Высшим показателем воздействия как музыки, так и её исполнения Глинка считал глубокую эмоциональную растроганность, душевную потрясённость слушателя. Преодолев со временем наивный сентиментализм, Глинка до конца своих дней сохранил крайнюю впечатлительность, очень глубокую, тонкую и нежную куль туру чувства, которая сформировала в равной степени и его композиторское и его исполнительское творчество.
Это было сформулировано Глинкой с присущим ему лаконизмом в письме Н.В. Кукольнику: «Я не был никогда Геркулесом в искусстве, писал по чувству…».
Идеал исполнительской эстетики, выраженный как творческой практикой, так и высказываниями Глинки, был очень цельным и содержательным, но и своеобразным. Это идеал высокой реалистической классики, преломленной сквозь исключительно яркую индивидуальность Глинки.
Культура чувства в слиянии с интеллектом и гибкими, но строгими канонами гармонического вкуса – вот основы исполнительской (как и композиторской) эстетики Глинки.
Используемая литература:
1.Серов А.Н. Воспоминания о М.И.Глинке – Л.: Музыка, 1984.
2.Глинка М.И. Записки – М.: Музыка, 1988.
3. Овсянкина Г. П. Музыкальная психология – СПб.: Союз
художников, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП.01 «Хор» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Да...
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Данная программа разра...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ
В данной программе предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.Основн...
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО УП. 03. «КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС», ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО УП. 03. «ФОРТЕПИАНО».
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств ...
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"
Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...