Моцарт для больших и маленьких
методическая разработка по музыке на тему

Программа посвящена жизни и творчеству одного из самых любимых западно-европейских композиторов В. А. Моцарту и предназачена для младших школьников. В концерте звучат произведения для клавесина, камерного оркестра, флеты, а также произведение его отца, выдающегося музыкального деятеля 18 века Л. Моцарта. Открывает концерт Пононез В. А. Моцарта, завершает хоровое произведение "Dona nobis pacem".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motsart_dlya_bolshih_i_malenkih.doc252.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа г.о. Электросталь

                                       

Сценарий лекции-концерта

из цикла музыкального абонемента

«Дети – детям»

«Моцарт для больших и маленьких»

Автор и ведущая  –

преподаватель Волненко А. П..

Г.о. Электросталь

2016г.

«МОЦАРТ ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ»

Предисловие

                В 2016 году исполняется 260 лет со дня рождения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, представителя Венской классической школы, автора знаменитых симфоний и концертов, опер и сонат. Поскольку музыка австрийского классика является мировым достоянием, то вся музыкальная общественность отмечает эту знаменательную дату. В музыкальной школе г.о. Электросталь несколько лет существует Музыкальный абонемент «Дети – детям», в котором преподаватели и учащиеся школы проводят концертно-просветительскую деятельность для учащихся общеобразовательных школ города.  Концерт «Моцарт для больших и маленьких» предназначен для учеников начальных классов.

             Цель: Воспитание любви к музыке через приобщение к шедеврам

                        мировой музыкальной классики.

             Задачи:

                   Обучающие :

                           - создать условия для приобретения опыта положительных

                             эмоциональных переживаний от слушания музыки;

                           - повышать уровень исполнительского мастерства учащихся ДМШ.

                   Воспитательные:

                           - воспитать у слушателей творческую и познавательную активность;

                           - воспитать дисциплину и способность внимательного слушания

                             музыки;

                   Развивающие:

                           - расширить кругозор музыкального мышления:

                           - пробудить интерес к музыке Моцарта, и в целом к музыке

                             классической.

                                                      ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ

Концертный зал ДМШ.

Слушатели:  учащиеся 

 разных школ г. о. Электросталь

 рассаживаются в зале.

На сцене камерный оркестр ДМШ.

Дирижер – преподаватель школы

Л. Ф. Яковлева. На рояле  портрет

В. А. Моцарта.

            Ведущая:  Добрый день дорогие друзья! Мы продолжаем встречу с прекрасной музыкой. Будем внимательно слушать музыку, которая радует всех без исключения: и больших, и маленьких. Наша встреча так и называется: «Моцарт для больших и маленьких».

              Шел 1756 год. Стояла холодная зима. Небольшой австрийский городок Зальцбург жил своей обычной жизнью, повседневными заботами. И никто кроме мамы и папы не услышал слабый крик только что родившегося, на редкость маленького младенца. Очень неприметно пришел в мир тот, кто заставит весь мир говорить о себе, чья музыка будет на протяжении многих веков волновать и радовать слушателей всех поколений на всей планете.

           Счастливый отец поднял сына на руки и с надеждой произнес: «Этот совсем другой. Этот будет жить!».

          После крещения в церковной книге запишут:  «Иоганнес Хризостомус  Вольфганус Теофилус Моцарт родился 27 января 1756 года.

           Самыми радостными для Вольфганга были минуты, когда он слышал яркие новые звуки. Только они по-настоящему волновали его. Дождь стучал по окнам, и это приводило его в восторг, мерное тиканье часов завораживало ритмичностью. Жужжание пчел, стрекот кузнечиков, птичье пение -  эту музыку природы маленький Вольфганг слушал с наслаждением. А услышав однажды колокольный звон, он остановился и стал покачиваться в такт, позабыв обо всем на свете.

     «Тебе нравится? – спросил папа, - это музыка».

     С тех пор музыка заполнила все дни Вольфганга.  Известно довольно множество фактов о редкой и ранней музыкальности Моцарта. Вот один из них.

        Однажды вечер ребенка не обнаружили  в доме. Все домашние не на шутку перепугались. Входить в музыкальную комнату одному Вольфгангу не разрешалось.  И вот из музыкальной комнаты доносится один слабый звук, потом более уверенный, третий был гармоничным. Все домашние тихонько подошли к двери и приоткрыли ее. Маленький Вольфганг, еле дотягиваясь до клавиатуры, отыскивал гармоничные созвучия. Он морщился, когда нажимал две клавиши рядом, это созвучие ему не нравилось. Но вот пальчики скользили дальше, через клавишу, это – терция. И это

                          наполнило его радостью. Клавиши стали его добрыми друзьями.

            И на следующий день начались музыкальные занятия с папой. А было ему 3 года. А в 4 года этот малыш сочинил концерт для клавесина. И счастливый отец еще раз убедился, что Бог послал ему чудо.

            Его называли «Чудо-ребенком 18 века», когда он с легкостью и мастерством импровизировал, подражая известным музыкантам. Его называли «Чудо-ребенком», когда он виртуозно играл на закрытой платком клавиатуре. Его называли «Чудо-ребенком», когда он вместе со старшей сестрой концертировал по Европе и ему во всех городах рукоплескали герцоги и вельможи, графы и императоры.  А кое-кто даже сомневался, может ли ребенок в 6-7 лет так мастерски владеть инструментом и сочинять художественно полноценные музыкальные произведения.

           И он действительно был чудо-ребенком, потому, что музыка витала вокруг него. Она выстраивалась в стройную процессию, и он не понимал, почему другие люди не относятся к ней так, как он, великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

   На сцене камерный оркестр ДМШ

   исполняет Полонез В. А. Моцарта.

   Руководитель – Л.Ф. Яковлева.

          Ведущая: Концерт открыл камерный оркестр ДМШ под управлением Ларисы Феофиловны Яковлевой.  Прозвучал известный и любимый бальный танец Полонез. Это величественный, торжественный танец-шествие польского происхождения. Сейчас вы услышите еще один бальный танец – менуэт. Этот плавный, галантный, изящный французский танец. Его  называли танцем королей или королем танцев.

Звучит Менуэт  В. А. Моцарта.

Исполняет камерный оркестр.

           Ведущая:  Как я уже говорила Моцарт начал сочинять музыку с 4-х лет. И ему было все равно, что сочинять, лишь бы сочинять музыку. У него в голове раздавались новые грациозные мелодии, которые надо было записать, чтобы они не улетучились.  И он был по-настоящему счастлив, когда писал музыку. А музыку он писал практически во всех жанрах. 19 опер, около 50 симфоний, множество камерных произведений для различных инструментов, фортепианные сонаты, вокально-хоровые произведения на различные тексты от простых незатейливых песенок до сочинений глубокого духовного содержания.

              Сейчас прозвучит  немецкий танец  с изящной, грациозной мелодией и характерными для Моцарта украшениями. Исполняет Елизавета Ильичева.

Звучит Немецкий танец В. А.Моцарта

          Исполняет Е. Ильичева.     

                  Ведущая: Как известно Моцарт владел несколькими музыкальными инструментами: клавесином, органом, скрипкой. Его отец был превосходным скрипачом. Он обучал не только своего сына, но и других учеников игре на этом инструменте. А играть на скрипке или клавесине в семейном кругу было обычным делом в то время. В Европе и России 18, 19 веков было широко развито домашнее музицирование. Вот для таких домашних концертов многие композиторы, в том числе и Моцарт, писали музыку. Сейчас вы услышите два скрипичных дуэта. Дуэт – это произведение для двух инструментов или голосов. В дуэте одинаково равноправно звучат оба голоса, оба инструмента. Можно сказать, это беседа двух скрипок. Голос каждого значим, самостоятелен, имеет развитую, яркую, красивую мелодическую линию. Перекликаясь, они  как бы дополняют друг друга, создавая гармоничное звучание.

               Два скрипичных дуэта  исполняют Виктория Суханова и Екатерина Авсеева.

Звучат два скрипичных дуэта В. А. Моцарта

Исполняют В. Суханова и Е. Евсеева.    

             Ведущая: Мы заговорили об отце Вольфганга - его имя Леопольд Моцарт. Он был скрипачом, композитором и  известным музыкантом  своего времени, очень культурным и образованным человеком. Леопольд Моцарт прекрасно владел несколькими инструментами: скрипкой, клавесином, органом, написал книгу «Школа скрипичной игры», имел множество учеников. Главное достоинство Леопольда Моцарта – его педагогический талант. Он взял на себя обучение сына   музыке, знакомил его с лучшими музыкальными образцами того времени, водил на концерт и в оперу, следил за его образованием. И маленький Вольфганг с удовольствием занимался с папой. Помимо музыкальных  занятий он с увлечением изучал другие науки: географию, историю, рисование. Особенно нравилась ему арифметика, и он с удовольствием писал цифры, где только можно было: на столе, стульях, стенах комнат. Более тщательно Моцарт изучал иностранные языки, в том числе итальянский, так необходимый для оперного композитора.

        Тем, что Вольфганг Моцарт стал Моцартом, то есть великим композитором, он обязан своему отцу – Леопольду Моцарту, музыка которого продолжает нашу программу. Менуэт Леопольда Моцарта исполняет Артем Паршин.

Звучит Менуэт Л. Моцарта.

Исполняет  А. Паршин.

Далее  звучит пьеса Волынка Л. Моцарта

Исполняет Р. Волкодав.

          Ведущая: А мы возвращаемся к музыке его сына.

В 14 лет Вольфганг стал почетным членом Болонской Филармонической академии, этого наиболее высокочтимого музыкального учреждения в Италии. Экзаменом было сочинение сложного многоголосного полифонического произведения. С этим заданием молодой, но уже опытный композитор справился безупречно.

             К тому времени он был автором нескольких опер, а также других сочинений, исполненных в Италии. И вся страна рукоплескала 14-тилетнему академику за его напевные, выразительные мелодии, отличный вкус, безупречность формы.

          Продолжает концерт музыка для флейты. Моцарт. Мюзетт. Исполняет Виктория Хотина. Концертмейстер Марина Владимировна Дудникова.

Звучит Мюзетт В. А. Моцарта.

Исполняет В. Хотина.

Концертмейстер М. В. Дудникова.

             Ведущая:     Любимым жанром Моцарта на протяжении всей жизни оставалась опера. Он написал 19 опер. Премьера последней из них – «Волшебной флейты» состоялась незадолго до кончины ее автора. Ему так и не удалось посмотреть свою последнюю оперу, такую яркую, волшебную, очень светлую. Опера основана на фантастическом сюжете, где борются две силы:  Добро и Зло, где есть любовь, которая все претерпевает и побеждает. А волшебная флейта – это инструмент, звуки которого обладают чудодейственной способностью ограждать от зла и обращать ненависть в преданную любовь.

         Сейчас вы услышите одну из прекрасных мелодий Моцарта – арию Папагено из этой оперы. Исполняет дуэт флейт Ирины Саркисян и Дарьи Кошеренковой.

Звучит ария Папагено из оперы

«Волшебная флейта».

Исполняют И. Саркисян

и Д. Кошеренкова.

  Выход хора.

             Ведущая: «Dona nobis pacem!»  в переводе «Дай нам мир!» - традиционный латинский гимн, который исполняется каноном, основная мелодия которого поочередно повторяется в каждом из 3-х голосов.  На сцене старший хор  музыкальной школы. Хормейстер  Ирина Анатольевна Шорникова, концертмейстер Ирина Александровна Лапшина.

Звучит хор  «Dona nobis pacem!» В. А. Моцарта.

Исполняет старший хор школы.

Хормейстер И. А. Шорникова.

Концертмейстер И. А. Лапшина.

          Ведущая:  В этом году Вольфгангу Амадею Моцарту исполнилось 260 лет со дня рождения.

         Петр Ильич Чайковский о Моцарте: «Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту. Он дал толчок моим силам. Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете. Никто, как он, не заставлял меня трепетать и плакать  от восторга. В Моцарте я люблю все!»

          Борис Асафьев: «Моцарт  - символ самой музыки. Кажется, он ее творение».

Антон Григорьевич Рубинштейн: «Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе – МОЦАРТ!»

Поделитесь и вы своими впечатлениями от музыки Моцарта.

Некоторые зрители, дети

И преподаватели высказывали свои

чувства, мысли и переживания

от прослушанной музыки.

В заключении зрители горячими

аплодисментами поблагодарили

всех участников концерта.

                                               

     

                                         ЛИТЕРАТУРА

  1. Вейс. Д. Возвышенное и земное. Роман о жизни Моцарта и его времени.

                Книга 1. М., «ТЕРРА»-«TERRA», 1997.

  1. Ковалева Е. В. Музыкально-интеллектуальные викторины для детей 11-14

                Лет. М., Владос, 2014.

  1. Уайт. М. Вольфганг Амадей Моцарт. М., 1998.

ОТЗЫВ

на концерт музыкального абонемента «Дети – детям»

по теме «Моцарт для больших и маленьких»,

проведенного в образовательной организации

МАУДО «ДМШ» г. о. Электросталь» преподавателем

музыкально-теоретического отдела Волненко Аллой Павловной.

             19 ноября 2015 года на базе МАУДО «ДМШ» преподавателем теоретического отдела Волненко Аллой Павловной был проведен концерт из цикла музыкального абонемента «Дети - детям». Участники концерта: учащиеся, концертмейстеры, преподаватели ДМШ. Слушатели концерта: учителя и учащиеся начальных классов разных школ города.

            Тема: «Моцарт для больших и маленьких»

             Цель: Воспитание любви к музыке через приобщение к шедеврам

                        мировой музыкальной классики.

             Задачи:

                   Обучающие :

                           - создать условия для приобретения опыта положительных

                             эмоциональных переживаний от слушания музыки;

                             - повышать уровень исполнительского мастерства учащихся ДМШ.

                   Воспитательные:

                            - воспитать у слушателей творческую и познавательную активность;

                          - воспитать дисциплину и способность внимательного слушания

                            музыки;

                   Развивающие:

                           - расширить кругозор музыкального мышления:

                           - пробудить интерес к музыке Моцарта, и в целом к музыке

                             классической.

                Несколько лет подряд музыкальная школа г. о. Электросталь проводит  концерты цикла музыкального абонемента «Дети – детям» для учащихся школ города. В этом 2016 году состоялся юбилей великого немецкого композитора Вольфганга Амадея Моцарта, которому исполнилось 260 лет со дня рождения. Не отметить эту знаменательную дату преподаватели и учащиеся школы не могли.  В концерте принимали участие ученики, концертмейстеры и преподаватели музыкальной школы. Звучали произведения Моцарта для фортепиано, флейты, струнных инструментов, а также хоровые произведения. С большой ответственностью к исполнению музыки великого Моцарта подошли все участники концерта, который прошел на высоком эмоциональном уровне.

        Значительную долю в создании этой атмосферы внесла ведущая концерта – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Волненко Алла Павловна. Она очень грамотно, выразительно и доходчиво рассказывала слушателям о детских годах гениального «чудо-ребенка», его устремлениях, творческом наследии, эмоционально настраивала на слушание того или иного произведения, делая акценты на удивительной, безупречно красивой и совершенной музыке Моцарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большой гений маленького Моцарта

Материал  для  родителей...

«Большое творчество - маленькими руками» Развитие творческих способностей, через декоративно-прикладное и театральное искусство.

Методический материал из опыта работы В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность являе...

"Большие радости "Маленькой школы"

Доклад и презентация по теме: "Большие радости "Маленькой школы"...

Презентация "Большие секреты маленьких левшей"

Презентацию можно использовать в выступлениях на родительских собраниях и на методических объединениях начальных классов....

Презентация "Большие секреты маленьких левшей"

В связи с увеличением количества леворуких детей при поступлении в первый класс мною был разработан учебно-развивающий проект "Большие секреты маленьких левшей". Участники проекта: учителя н...

Про больших и маленьких

Урок окружающего мира, 1 класс УМК ПНШ...

Проектная работа по природоведению "Большой мир маленьких клеток"

Урок - проект по природоведению, посвященный изучению строения растительной клетки. Учащиеся учатся готовить препарат кожицы чешуи лука, рассматривают под микроскопом приготовленный самостоятельно пре...