Когда долг становится подвигом.
презентация к уроку по музыке на тему

Пантелеева Вероника Юрьевна

Презентация к проекту "Когда долг становится подвигом".

Проект основан на изучении произведений русских композиторов :М. И. Глинка "Иван Сусанин", А.П. Бородин "Князь Игорь",  С. С. Прокофьев "А. Невский".

Презентация может  служить материалом для обобщающего урока по музыке, а так же использоваться на уроках " Окружающего мира", ОРКиСЭ  и на внеклассном мероприятии, связанном с духовно-нравственным воспитанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_dolg_stanovitsya_podvigom.pptx545.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда долг становится подвигом… Проблемно-реферативная работа На примере произведений русских композиторов Выполнили учащиеся 5-В класса Черединов Иван, Золотых Михаил. Руководители Чашкина Л. М., Пантелеева В. Ю.

Слайд 2

Н.Г.Чернышевский говорил: Патриот — это человек, служащий родине, а Родина — это прежде всего народ. Любовь к Родине присуща душе каждого человека. С детских лет мы познаем свое Отечество, открываем для себя мир родного края, его культуру и историю. Взрослея, мы узнаем о людях, совершивших героические поступки во имя своего народа и своей Родины. Нас заинтересовал вопрос: почему те или иные исторические личности становятся персонажами произведений?

Слайд 3

Гипотеза: Мы предположили, что человек, защищая родную землю, выполняет патриотический долг. И только сквозь призму времени, в глазах потомков, его поступок становится ПОДВИГОМ.

Слайд 4

Цель проекта: Выяснить: какие поступки и по какой причине мы называем подвигом? Выяснить отношение персонажа к своему поступку. Выяснить цель композитора при создании произведения, его отношение к главному герою.

Слайд 5

Для того, чтобы реализовать проект нам потребовалось провести опрос. В анкетировании принимали участие учащиеся 3-4 классов . Вопроса для анкетирования и полученные результаты вы видите на экране.

Слайд 6

На вопрос: «Можно ли поставить знак равенства между понятиями «долг защитника» и «подвиг»?» ответы распределились таким образом:

Слайд 7

Кто из исторических персонажей, по-вашему мнению, совершил подвиг и был выбран композиторами в качестве главного героя произведения?

Слайд 8

Мы задали учащимся вопрос: «Какова была цель композиторов , по вашему мнению, при создании музыкальных произведений?»

Слайд 9

В начале работы с помощью различных источников мы определили значение понятий «долг» и «подвиг». С этих точек зрения мы стали рассматривать отобранные музыкальные произведения. Долг — это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу. В долге сосредотачиваются те нравственные требования, которые общество предъявляет к личности. Подвиг -это героический, самоотверженный поступок, смертельный риск во имя великой цели, сознательная готовность к самопожертвованию во имя благородного дела. -

Слайд 10

История создания оперы «Иван Сусанин» представляется несколько противоречивой. Выбранная тема не была чуждой композитору: сцена с темой о подвиге Сусанина и осталась для композитора на всю жизнь наиболее любимой. Михаил Иванович Глинка главным героем оперы видел русский народ, а И. Сусанин- один из ярких представителей.( Такой поступок совершил бы каждый, считающий себя патриотом). В «первоначальном плане» Глинки Сусанин обозначен как «характер важный».

Слайд 11

В «первоначальном плане» Глинки Сусанин обозначен как «характер важный» . Так сразу же утверждается связь героя с народом. Эта связь подтверждается композитором единством музыкального материала. Отвечая на поставленный вопрос («Какова цель его поступка?») приходим к следующим выводам: Бесспорно, Иван Сусанин пожертвовал жизнью ради спасения царской семьи и уничтожения польского войска, выполнив свой долг.

Слайд 12

Сергей Сергеевич Прокофьев первоначально создавал музыку к кинофильму Сергея Эйзенштейна. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор. Все музыкальные фрагменты были продиктованы сюжетом фильма. Но при создании отдельного произведения встал вопрос о выборе жанра.

Слайд 13

Кант – хвалебная песнь. Кантата – крупное музыкальное произведение героического или лирико-эпического содержания. Таким образом выбор жанра произведения не случаен . В разных частях кантаты красной нитью проходит «величальная песнь» русскому народу…Композитор использовал для этого и особенности былинного, эпического склада мелодии. Что касается Александра Невского, то в кантате нет ни одной его реплики. Упоминание о его сражениях, битвах, героических поступках ведется от лица народа.

Слайд 14

При создании оперы «Князь Игорь» Бородин изучил много материалов, он побывал в местах, где происходили события и не оставил без внимания «Слово о полку Игореве». В ходе работы А. П. Бородина над источниками возникали изменения в либретто «Князя Игоря» Если сравнить «Слово о полку Игореве» и либретто видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле.

Слайд 15

Выводы: Наша гипотеза нашла подтверждение: Что же дает нам право назвать поступки подвигом?- Мнение потомков сквозь призму времени, их отношение к личностям спустя несколько веков, и память, увековеченная в произведениях искусства.

Слайд 16

Результаты опроса учащихся подтвердились. Каждый из композиторов стремился увековечить память о народных героях, создать образ патриота, защитника родной земли. Все композиторы обращали внимание на то, что независимо от положения, будь то крестьянин или князь, персонаж является частью своего народа, един с ним. Каждого из композиторов увлек сюжет, на который он создал свое произведение. Из всех проанализированных произведений , в опере «Князь Игорь» мы наиболее полно можем проследить и отношение композитора к герою, и взгляд князя на совершаемые им поступки. Мы считаем, что в этом произведение больше показан патриотический долг.

Слайд 17

В заключении нашего выступления хотелось бы отметить, что темы любви к Родине , заботе о своей земле, долге перед Отечеством, да и просто история страны поднимались многими композиторами. И мы хотим продолжить работу в данном направлении. Возможно, создав интегрированный проект с одним из предметов( литература, ИЗО, история, ОРКиСЭ ).

Слайд 18

Информационные ресурсы: 1.«25 оперных произведений». - М., 1983. 2.«100 опер» изд. «Музыка», Ленинград 1968 г 3.Балашша И.,Гал Д. Ш. « Путеводитель по операм» Книга 3: «Русская и Советская опера».- Москва, «Советский спорт»1993 г. 4.Материалы к уроку Прозоровой Е. А. на сайте http :// sol - sosh . ru / obychenie / metod - kopilka /53- nachalnye - klassy /312 zashhitniki - otechestva . html 5.«Князь Игорь» А. П. Бородина: Путеводитель по опере. – 3-е изд., доп. – Москва: «Музыка», 1980. – 80 с, нот. – (Путеводитель по операм и балетам). 6.М. И. Глинка. «Записки». М. 1988г. 7.Коршиков.В. «Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только». — М., ЯТЬ, 2007. — 246с. 8.Статья М. Друскина на сайте http://belcanto.ru/susanin.html 9.Статья Цодокова Е. на сайте http://belcanto.ru/igor.html 10.Статья Б. Ярустовского на сайте http :// operaibalet . ru / ivan - susanin 11.Цитата Пикуля В. На сайте http://www.gcbs.ru/lib/ped/stichi_rodina/vyskasyv_ros.htm 12.Цитата Чернышевского Н. Г. на сайте http :// www . wisdoms . ru /135. html .) 13. http://classic-music.ru/igor.html ) 14. http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/460-borodin-knjaz-igor.html 15. http://libretto-oper.ru/borodin/knyaz-igor 16. http :// makashenec . livejournal . com /434950. html 17. http://operaguide.ru/opera/65-prince-igor.html 18. http :// psihotesti . ru / gloss / tag / dolg / 19. http :// roerich . kz / shurnal / texts / Borodin _ knyazigor . htm 20. https :// wikipedia . org / 21. http :// violakey . narod . ru / Music / PrinceIgor . html

Слайд 19

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Если я когда-нибудь стану папой или мамой, то..."

Классный час для 8-9 кл. проводится на башкирском языке....

Когда трагедия становится судьбой

Презентация посвящена трагической странице в истории калмыцкого народа: тотальной депортации калмыков в Сибирь в декабре 1943 года....

Когда слова становятся крылатыми».

Интересное внеклассное мероприятие...

урок-память "Когда трагедия становится судьбой"

Урок-память посвящен депортации калмыцкого народа, изображения в произведениях калмыцких писателей и поэтов....

Когда тыл становится фронтом

Цели: 1.  Показать значение тыла в ходе Сталинградской битвы и в исходе Великой Отечественной войны. 2. Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа....

Классный час «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».

Цели: формировать патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за свою родную землю.Предварительная работа: заранее раздать слова ведущим, снять видео воспоминаний тружеников тыла (Лаптевой М....