рабочая программа по музыке 6-9 классы
рабочая программа по музыке на тему
рабочая программа по музыке 6-9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6-9_klass.docx | 40.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа по музыке
на 2015-2016 учебный год
6-9 классы
Разработчик программы:
учитель музыки,
Поливцева Ольга Юрьевна.
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Использовались нормативные документы:
- Примерные образовательные программы для общеобразовательной школы;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Направленность программы: основная общеобразовательная.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Рабочая программа по музыке 6-9 классы составлено на основе авторской программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Москва, Дрофа, 2009.
Тематическое планирование по музыке рассчитано на 1 час в неделю в 6-9 классах, что составляет 35 учебных часов за учебный год.
Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
6 класс
Содержание рабочей программы:
6 класс – «В чем сила музыки»;
Основными видами практической деятельности на уроке являются:
1. Слушание музыки;
2. Творческие задания;
3. Хоровое пение.
4.Игра на детских музыкальных инструментах.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса:
- умение определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- умение отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом).
Учащиеся должны знать:
- в чём состоит сила музыки;
- главные выразительные средства музыки;
- взаимодействие между музыкой и другими видами искусства;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- отразить своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретённых из учебника для 6 класса;
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- викторина;
- тест;
- хоровое пение;
7 класс
Содержание рабочей программы:
7 класс – «Содержание и форма в музыке».
Основными видами практической деятельности на уроке являются:
1. Слушание музыки;
2. Выполнение проблемно-творческих заданий;
3. Хоровое пение.
4. Дидактические игры.
5. Игра на детских музыкальных инструментах.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
- развитие музыкального образа;
- музыкальные формы;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Учащиеся должны уметь:
-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- тест;
-кроссворд;
- викторина;
8 класс
Содержание рабочей программы:
Основными видами практической деятельности на уроке являются:
1. Слушание музыки;
2. Выполнение проблемно-творческих заданий;
3. Дидактические игры.
4. Музыкально – ритмическая деятельность.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса. Обучение музыкальному искусству в 8 классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания.
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение музыкальному искусству в 8 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
9 класс.
Содержание рабочей программы:
В 9 классе в соответствии с предложенной программой главная тема года – «Музыка как часть духовной культуры». Она раскрывается в трёх основных разделах: «Что такое «музыка сегодня»?», «Человек в музыке», «Новые музыкальные взаимодействия». Содержание углубляется за счёт привлечения широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как «О понятии «современная музыка», «Почему и как меняется музыка», «О неизменном в музыке», «Музыкальная среда», «Какая музыка нам нужна», «Новая» жизнь «старой» музыки», «Современное композиторское творчество», «Виды музыки в современном мире», «Искусство – это твой собственный голос», «Музыка и музицирование», «О любительской музыке», «Авторская песня», «Рок-музыка», «О разности вкусов», «О музыке «лёгкой» и «серьёзной», «Стилевые взаимодействия», «Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище», «Музыка за пределами сцены», «Музыка – целый мир».
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов
Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
- сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
- совершенствовать умения и навыки самообразования
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов - исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки
( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно-симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,
- понимать роль музыки в жизни человека;
- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- тест;
- хоровое пение;
Тематическое планирование уроков музыки в 6 классе.
Автор Т.И. Науменко (35ч).
Дата планир | Дата фактич | № | Тема урока | Страница учебника | ||||||
02.09. | 1 | «Музыка души» | 3 | |||||||
«Тысяча миров музыки» (7ч) | ||||||||||
09.09 | 2 | Наш вечный спутник | 9 | |||||||
16.09 | 3 | Искусство и фантазия | ||||||||
23.09 | 4 | Искусство – память человечества | ||||||||
30.09 | 5 | Какой бывает музыка | 23 | |||||||
07.10 | 6 | Волшебная сила музыки | ||||||||
14.10 | 7 | Музыка объединяет людей | ||||||||
21.10 | 8 | Музыка объединяет людей | ||||||||
28.10 | 9 | Урок-концерт | ||||||||
11.11 | 10 | Единство музыкального произведения (1ч) | 32 | |||||||
Ритм (6ч) | 18.11 | |||||||||
25.11 | 11 | В начале был ритм | 37 | |||||||
02.12 | 12 | О чем рассказывает музыкальный ритм | ||||||||
09.12 | 13 | О чем рассказывает музыкальный ритм | ||||||||
16.12 | 14 | Диалог метра и ритма | ||||||||
23.12 | 15 | От адажио к престо | ||||||||
30.12 | 16 | От адажио к престо | ||||||||
Мелодия(3) | 17 | Мелодия – душа музыки | 59 | |||||||
18 | Мелодией одной звучит печаль и радость | |||||||||
19 | Мелодия угадывает нас самих | |||||||||
Гармония (4) | 20 | Что такое гармония в музыке | 73 | |||||||
21 | Два начала гармонии | |||||||||
22 | Эмоциональный мир гармонии | |||||||||
23 | Красочность музыкальной гармонии | |||||||||
Полифония(2) | 24 | Мир образов полифонической музыки | 93 | |||||||
25 | Философия фуги | |||||||||
Фактура (2) | 26 | Какой бывает музыкальная фактура | 105 | |||||||
27 | Пространство фактуры | |||||||||
Тембры(2) | 28 | Тембры- музыкальные краски | 117 | |||||||
29 | Соло и тутти | |||||||||
Динамика (2ч) | ||||||||||
30 | Громкость и тишина в музыке | 129 | ||||||||
31 | Тонкая палитра оттенков | |||||||||
Чудесная тайна музыки (2ч) | ||||||||||
32 | По законам красоты | 129 | ||||||||
33 | По законам красоты | |||||||||
34 | В чем сила музыки (1ч). Урок-концерт | 153 | ||||||||
35 | Обобщающий урок года. Итоговая творческая работа |
Тематическое планирование уроков музыки в 7 классе.
Автор Т.И. Науменко (35ч).
Раздел | Дата План. | Дата фактич | № | Тема урока | Страница учебника |
01.09. | 1 | «Магическая единственность» музыкального произведения | |||
08.09 | 2 | Музыку трудно объяснить словами | |||
15.09 | 3 | Что такое музыкальное содержание | |||
22.09 | 4 | Что такое музыкальное содержание | |||
Каким бывает музыкальное содержание (5ч) | |||||
29.09 | 5 | Музыка, которую необходимо объяснить словами | |||
06.10 | 6 | Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского | |||
13.10 | 7 | Восточная партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» | |||
20.10 | 8 | Когда музыка не нуждается в словах | |||
27.10 | 9 | Урок-концерт |
Музыкальный образ (3) | 10.11 | 10 | Лирические образы | ||
17.11 | 11 | Драматические образы | |||
24.11 | 12 | Эпические образы в музыке | |||
О чем рассказывает музыкальный жанр (4) | 01.12 | 13 | Память жанра | ||
08.12 | 14 | Такие разные песни, танцы, марши | |||
15.12 | 15 | Такие разные песни, танцы, марши | |||
22.12 | 16 | Такие разные песни, танцы, марши | |||
Что такое музыкальная форма (3) | 17 | Сюжеты и герои музыкальной формы | |||
18 | Художественная форма- это ставшее зримым содержание | ||||
19 | От целого к деталям | ||||
Музыкальная композиция(8) | 20 | Какой бывает музыкальная композиция | |||
21 | Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах | ||||
22 | Напевы (двухчастная форма) | ||||
23 | Трехчастность в музыкальных произведениях | ||||
24 | Многомерность образа в форме рондо | ||||
25 | Многомерность образа в форме рондо | ||||
26 | Образ ВОВ | ||||
27 | Урок-концерт | ||||
Музыкальная драматургия (7ч) | |||||
28 | Музыка в развитии | ||||
29 | Музыкальный порыв | ||||
30 | Движение образов и персонажей в оперной драматургии | ||||
31 | Диалог искусств | ||||
32 | Диалог искусств | ||||
33 | Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | ||||
34 | Обобщение, повторение. Урок-концерт | ||||
35 | Здравствуй,лето! Итоговая творческая работа |
Тематическое планирование уроков музыки в 8 классе.
Автор Т.И. Науменко (35ч).
Раздел | Дата План. | Дата фактич | № | Тема урока | Страница учебника | |
Традиции в музыке (3) | 1 | Музыка старая и новая | ||||
2 | Настоящая музыка не бывает старой | |||||
3 | Живая сила традиции | |||||
Вечные темы в музыке(6) | 4 | Искусство начинается с мифа | ||||
5 | Мир сказочной мифологии опера «Снегурочка» | |||||
6 | Языческая Русь в Весне Священной | |||||
7 | Природа в музыке как вечная тема | |||||
8 | Благословляю, Вас, леса… | |||||
9 | Заключительный урок | |||||
Мир человеческих чувств(10) | 10 | Образы радости в музыке | ||||
11 | Мелодией одной звучит печаль и радость | |||||
12 | Слезы людские, о слезы людские | |||||
13 | Бессмертные звуки лунной сонаты | |||||
14 | Тема любви в музыке Чайковского | |||||
15 | В крови горит огонь желанья | |||||
16 | Трагедия любви в музыке | |||||
17 | Л.В.Бетховен. увертюра Эгмонт | |||||
18 | Мотивы, пути и дороги в русском искусстве | |||||
19 | Мир духовной музыки | |||||
В поисках истины и красоты(4) | 20 | Колокольный звон на Руси | ||||
21 | Рождественская звезда | |||||
22 | От рождества до крещения | |||||
23 | Светлый праздник | |||||
Современный стиль музыки (11часов) | 24 | Как мы понимаем современность | ||||
25 | Вечные сюжеты | |||||
26 | Философские образы XX века: «Турангалила- симфония» О. Мессиана. | |||||
27 | Джазовая и эстрадная музыка. | |||||
28 | Джазовая и эстрадная музыка. | |||||
29 | Лирические страницы советской музыки | |||||
30 | Диалог времен в музыке А.Шнитке | |||||
31 | «Любовь никогда не перестанет» | |||||
32 | «Музыка всегда остается» | |||||
33 | «Музыка всегда остается» | |||||
34 | «Музыка всегда остается» | |||||
35 | Обобщающий урок года.Итоговая творческая работа. |
Тематическое планирование уроков музыки в 9 классе.
Автор Т.И. Науменко (35ч).
№ | Раздел программы Тема урока | Дата планир. | Дата фактич. | Основные понятия Термины Словарная работа | Произведения искусства, музыкальный материал |
1 | Что такое «музыка сегодня»? | Слушательская аудитория, джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, рэп, музыкальная сфера, направления, стили, жанры | Примеры современной музыки разных направлений. | ||
2 | О понятии «современная музыка» | Современная музыка, музыка классическая, молодёжные направления | Г.Канчели «Симфония № 6. I часть» (фрагмент), Г.Климт «Музыка» | ||
3 | Почему меняется музыка? | Смысл, ностальгия, традиция, неустойчивая гармония | Е.Куманьков «У Сивцева Вражка», «Петровские ворота», «Последние дни. Гнездниковский переулок», В Семёнов «Шарманщик», Г Свиридов «По-осеннему кычет сова…» из поэмы «Отчалившая Русь» для голоса и фортепиано на стихи С.Есенина | ||
4 | Как меняется музыка | Музыка старинная и современная, переживания, академическая музыка, дух эпохи, эволюция, духовная атмосфера | Б.Чайковский «Концерт для фортепиано с оркестром. I часть» (фрагмент), М.Тиме-Блок «Городской пейзаж с луной» | ||
5 | О неизменном в музыке | Содержание, композиция, особенности формы, человеческие мысли и чувства, художественное воздействие, подлинное эстетическое переживание | К.Богаевский «Радуга», И.Шишкин «Нижний Новгород. Печерский монастырь», В.Маковский «Варят варенье», Б.Чайковский «Концерт для кларнета и камерного оркестра. I часть» (фрагмент) | ||
6 | Сказочные истории Эдварда Грига | Песенность, танцевальность, маршевость, мелодия, динамика, изменения, пьеса | Отрывки из произведений Э.-Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», Х.-К.Андерсена «Снежная королева», А.Грина «Алые паруса», Г.Ибсена «Пер Гюнт», Э.Григ «В пещере горного короля» | ||
7 | Сольвейг | Мажор, минор | Э.Григ «Песня Сольвейг» | ||
8 | Утро | Пробуждение, музыкальный образ | Э.Григ «Утро» | ||
9 | Музыкальные образы в пещере Горного короля | Ритмический рисунок, темп, динамика, регистр, надежда, вера, любовь | Э.Григ «Пер Гюнт» | ||
10 | Э.Григ «Пер Гюнт» | Викторина, мировая классика | Все пройденные произведения Э.Грига | ||
11 | Волшебная книга | Вступление, завязка, развитие, развязка | Х.К.Андерсен «Дикие лебеди», | ||
12 | Всё растёт, всё изменяется | Интонация, музыкальные инструменты: маракас, бубен, барабан, тарелка, треугольник, дудочка, труба, оркестр | Оркестровая музыка | ||
13 | Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали | Скороговорка, дыхание, интонация | Попевки-скороговорки «Наш Полкан», «Ходит перепел» | ||
14 | Музыка живая | Дыхание, музыкальные фразы, движение | Музыкальные фразы – жизненные выражения | ||
15 | «Звуки человеческой речи делаются музыкой» | Воплощение, профессионал, музыкант, цикл | М.П.Мусоргский «Кот Матрос» | ||
16 | «Звуки человеческой речи делаются музыкой» | Опера, фрагмент, потешки, Борис Годунов | Детские песенки-потешки, фрагмент из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского, эскиз с | ||
17 | Где родился, там и сгодился (Р.К.) | Роспись, колыбелька, сундучок, прялка | Русские народные мелодии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой
рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....
Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики
1.Рабочая прграмма "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...