Музыка и духовно - нравственное воспитание учащихся.
статья по музыке на тему
В статье указаны возможности применения ИКТ на уроках музыки , которые влияют на духовно - нравственное воспитание учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_duhovno.docx | 24.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка и духовно – нравственное воспитание учащихся.
В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. И именно на уроках музыки и искусства этот вопрос находит свой ответ. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”
В контексте требований к результатам обучения нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) определена основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Существует множество видов музыкальной деятельности, которые служат средствами духовно-нравственного развития. Но сегодня мы живем в XXI веке – в эпоху информационных технологий. И формируя духовно-нравственную личность на уроках музыки можно использовать именно их. Безусловно, вокально-хоровая работа и слушание музыки являются основными видами деятельности в контексте урока. Исходя из этого можно сказать, что ИКТ служат как вспомогательное средство развития духовных и нравственных качеств школьников. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Поэтому главная цель музыкального образования в общеобразовательной школе — это формирование духовно-нравственной культуры и гражданской позиции молодого поколения, через духовное освоение как основ русской национальной культуры, так и через расширение знаний культуры народов мира, и пробуждение интереса к православной культуре.
Считаю эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на уроке музыки будет выше, если использовать в своей педагогической стратегии все дидактические возможности ИКТ.
Использование ИКТ на уроках музыки дает мне следующие возможности:
- Использование аудио материалов;
- Использование видеофильмов;
- Использование интернет ресурсов;
- Создание мультимедийных презентаций.
В своей работе добиваюсь следующих результатов: высокий уровень эстетичексого воспиатния обучающихся за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа; развитие коммуникативных способностей; формирование информационной культуры.
С целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания на своих уроках, мной была спроектирована педагогическая деятельность, включающая в себя как традиционные приемы работы, так и элементы музыкально-компьютерных технологий.
В процессе разучивания песен А. Городницкого «Снег» и Ю. Визбора «Милая моя» мы обратились к компьютерной осцилограмме мелодии песен. С помощью зрительного восприятия учащиеся воссоздали мелодическую, ритмическую и динамическую структуру фразы песен. Использование таких программ как Guitar Pro помогают воспроизвести звучание музыкальных произведений в разных исполнениях, например, на клавесине, органе и фортепиано.
В результате проведения подобного типа уроков отмечен возросший уровень интереса, проникновения, понимания музыки подростками.
Важно помнить, что одним из важнейших принципов духовно-нравственного воспитания является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения должна идти как непрерывный процесс и носить не эпизодический, а систематический характер. И поэтому я продолжаю ее и во внеурочной деятельности и во внеклассной работе. Встреча на уроках в параллелях пятых, шестых и седьмых классов с музыкой разных отечественных и зарубежных композиторов дала повод для совместных творческих проектов в форме компьютерной презентации. Выбрать темы работ я предложил детям самостоятельно. Ученики 5 класса выбрали тему «Пушкинская зима в музыке Г. В. Свиридова». Работая над проектом дети разделились на группы, каждая из которых взяла на себя определенные обязанности (поиск информации в различных литературных источниках, поиск информации в сети Internet). Работа была довольно актуальной, т. к. в первом полугодии дети на уроках музыки знакомятся с темой «Связь музыки и литературы». В 5 классе ученики решили обратиться к зарубежной музыке и выбрали тему «Мастер вальса – Ф. Шуберт». В ходе работы дети, разделившись на пары, предлагали свои проекты. Работая в парах дети так же брали на себя определенные обязанности (первый ученик готовил доклад, второй компьютерную презентацию). Защита проекта проходила в форме конкурса, в результате которого была выбрана лучшая работа. Шестиклассники выбрали более обширную тему «Жизнь и творчество С. В. Рахманинова». Тема довольно масштабная, поэтому каждый из учеников выбрал для себя определенный фронт работы: детство и юношество композитора, его семья (биография), ранние произведения композитора, сочинения написанные в годы обучения в консерватории (творческий путь). Изучая в 7 классе тему «В музыкальном театре. Опера» идея создания проекта тоже очень заинтересовала детей. Но в отличии от других классов ученики 7 класса решили взять разные темы, разделившись на пары. В основу проектов легли оперы различных композиторов. В ходе защиты проектов дети имели возможность «побывать» в музыкальном театре слыша и главное видя на экране шедевры мировой оперной классики. Задача заключалась в том, чтобы в процессе выполнения проекта у учащихся развивались не только познавательные интересы, но и общеучебные навыки музыкальной и интеллектуальной деятельности, опыт рефлексии и адекватной оценки выполненного проекта.
С целью обнаружения динамики развития духовно-нравственных ценностей проведена диагностика, в основу которой легла методика «Встреча с музыкой на уроке» доктора педагогических наук, профессора, директора института Художественного образования Л. В. Школяр. Анкета была дополнена вопросами, которые позволили получить дополнительные сведения о волнующих подростков направлениях современной музыкальной жизни. Получив результаты, я выяснил, что такая деятельность вызывает у подростков большой интерес и увлеченность. Но нужно заметить, что развитие чувственной и эмоциональной сферы не поддается математическим измерениям и подсчетам. Никакая анкета и диагностика не дает реальной картины развития духовно-эстетических ценностей, потому что сам процесс развития – это тайна, результат которой может проявиться через длительный промежуток времени.
Использование ИКТ довольно значимо для воспитания и развития духовных и нравственных качеств личности ребенка, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Информационные компьютерные технологии представляют много интересных возможностей для музыкального образования. Это одно из перспективных направлений духовно-нравственного воспитания. Успешное их применение видится в совершенствовании программного обеспечения, материальной базы, а так же обязательном повышении квалификации педагогических кадров. Ведь именно учитель является проводником между искусством и учениками. А урок музыки без сомнения является одним из основных предметов школьного цикла, развивающих духовно-нравственные ценности детей. И в современном образовании неоценимый вклад ИКТ в воспитание этих ценностей очевиден. Композитор и педагог И. М. Красильников пишет по этому поводу, что компьютерный класс, имеющийся сегодня в любой школе, избегая особых затрат, можно легко превратить в специализированную студию компьютерной музыки. Уроки музыки с применением компьютерных программ, по рейтингу всегда выходят на первое место среди всех остальных предметов школьного цикла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
1. Восприятие классической музыки, как главный фактор духовно-нравственного воспитания.2. Музыкальное искусство в воспитании личности.3. Современные...
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
1) Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2) Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит...
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
Патриотизм - это ощущение ценности, необходимости для жизни каждого человека его включения в большую индивидуальность народа или, с другой стороны - инстинкт самосохранения народной индивидуальности. ...
Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых, на мой взгляд, важных направлений в наше время. Вот почему концепция ФГОС 2 поколения ...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...
Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Дошкольное детство-это важный период духовно - нравственного воспитания детей...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на раскрытие эмоцион...