Открытый урок по предмету "Слушание музыки" 1 класс
план-конспект урока по музыке на тему
Первоклассники на уроках слушают музыку и делают небольшие зарисовки по музыкально - выразительным средствам. Для этого я составляю презентацию по темам: лад, темп, регистр, ритм, штрихи. Дети пока не умеют писать и плохо читают, но названия под картинками - Например:"Солнышко" или "Туча" я записываю - ЛАД, чтобы дети запоминали названия музыкально - выразительных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_muz._vyr.sr_._1_klass_2015.docx | 31.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО Луховицкая ДШИ
Открытый урок по предмету «Слушание музыки»
1 класс для педагогов РМО 28.10.2015
Тема: Музыкально - выразительные средства.
Преподаватель Сливкова Галина Борисовна
2015 г.
Цель урока: Усвоение основных понятий музыкально – выразительных средств: лад, штрихи, темп, ритм.
Задачи урока:
Образовательные:
- Овладение необходимым объемом знаний по теме урока.
- Умение пользоваться полученными знаниями в системе музыкальных предметов (спец. инструмент, сольфеджио, хор).
- Понимать выразительность отдельных компонентов музыкального языка.
- Определять музыкально – выразительные средства в прослушанной музыке.
Развивающие:
- Формирование творческой активности, развитие творческого потенциала личности учащихся.
- Развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления.
- Развитие основных психических свойств личности: памяти, внимания, мышления, воображения.
- Грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, пользуясь при этом пройденной музыкальной терминологией.
- Развить слуховое внимание и музыкальную память.
Воспитательные:
- Формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей.
- Развитие художественного вкуса и общей культуры личности.
- Формирование слушательских навыков, навыков анализа музыкальных произведений (соответственно возрасту).
- Выработать потребность общения с музыкой.
План урока.
- Повторение понятия Лад. Лад в музыке: мажор и минор. Повторяем тип музыки: вокальная, инструментальная, хоровая.
- Штрихи в музыке.
- Повторение понятия темп. Темп в музыке.
- Понятие ритма. Ритм в природе, в жизни человека, во времени, в музыке, живописи.
Ход урока.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Музыкально – выразительные средства». Давайте повторим, что такое лад. Лад в музыке бывает: мажор и минор. Давайте повторим.
Дети: Лад. Мажор, минор.
Педагог: Давайте запишем слово ЛАД. А кто не умеет пока писать, нарисуем: мажор – это солнышко, минор – это тучка. Что такое лад? Это мир, согласие. А в музыке – слаженность музыкальных звуков. Я вам сыграю звуки, это лад?
( звучат аккорды мажорного лада).
Дети: Да, это лад.
Педагог: А сейчас? ( звучат различные звуки, вне лада)
Дети: Нет, это не лад.
Педагог: Давайте споём попевку на мажорный лад «Какой светлый день». А теперь – на минорный лад «Ночка тёмная». (Дети поют)
Педагог: Послушайте поговорки про лад: «Сядем рядком, поговорим ладком»; « Где лад, там и клад»; « Где мир и лад, там Божья благодать». А теперь мы будем слушать музыку и определять лад. Если будет звучать мажорный лад – рисуем солнышко, а если минорный – тучку.
- Звучит детская песня «Что нам осень принесёт?» муз. З Левиной. Дети рисуют солнышко.
- Звучит песня «Весёлый ветер». Дети рисуют солнышко.
- Звучит детская песня «Скворушка прощается». Дети рисуют тучку.
- Звучит «Сурок» муз. Л.В. Бетховен. Дети рисуют тучку.
Педагог: А теперь давайте проверим: мы нарисовали два солнышка, две тучки.
Педагог: Далее мы дальше будем говорить о штрихах. Давайте повторим. Какие бывают штрихи?
Дети: Легато, стаккато, нон легато.
Педагог: Посмотрите картинку: дождик нарисован – как будем рисовать стаккато, а тучка – легато. (Звучит «Дождик» муз. Косенко).
Педагог: Вспомните сказку про дождик и тучку: Жила – была маленькая тучка, которая любила поливать землю, деревья, цветы. Давайте её нарисуем. А рядом жила большая, ленивая тучка, которая не любила поливать землю. Давайте её нарисуем. Итак, получилась такая картина: маленькая тучка и дождик – музыка звучит стаккато, большая тучка – легато, маленькая тучка и дождик – снова стаккато.
Педагог: А теперь послушаем «Пасмурный вечер» муз.Слонимского и определим штрихи: легато или стаккато. (Звучит музыка)
Дети: Легато. Плавно.
Педагог: А теперь послушаем: «Попрыгунья» муз. Свиридова и определим штрихи. (Звучит музыка)
Дети: Стаккато.
Педагог: Это музыка была инструментальная, а сейчас послушаем песню «Дождик» муз. М.Парцхаладзе и покажем пальчиками стаккато – капельки, а пение – легато, плавно. (Звучит музыка)
Педагог: Следующее музыкально – выразительное средство – темп. Давайте посмотрим на слайд и запишем в альбом: Темп. Что такое темп?
Дети: Темп – это скорость движения.
Педагог: Темпы бывают: быстрые, медленные и умеренные. Когда мы будем слушать музыку и определять темп, то записывать будем только первые буквы: Б – быстро, М – медленно, У – умеренно.
Педагог: Звучит «Попутная песня» муз.Глинки. Конечно, это быстрая музыка, а какой тип музыки, когда поёт один человек?
Дети: Вокальная музыка.
Педагог: Посмотрите на слайд. Повторяем виды маршей – солдатский, детский, спортивный, игрушечный и везде в марше какой темп?
Дети: Умеренный.
Педагог: Я сыграю вам марш С.Прокофьева, похлопайте ровные доли – шаги, и запомним, что в марше умеренный темп.
Педагог: Я играла на инструменте, какая это музыка?
Дети: Инструментальная.
Педагог: Смотрим на слайд и слушаем музыку «Слон». Музыка французского композитора К. Сен – Санса цикл «Карнавал животных». Какой темп?
Дети: Медленный.
Педагог: Слушаем музыку «Черепахи». Какой темп?
Дети: Медленный.
Педагог: Записываем букву и слушаем музыку «Куры и петухи». Какой темп?
Дети: Быстрый.
Педагог: А штрихи какие?
Дети: Стаккато.
Педагог: По типу эта музыка какая? Звучат инструменты симфонического оркестра.
Дети: Инструментальная.
Педагог: Смотрим на слайд, слушаем музыку «Антилопы». Какой темп?
Дети: Быстрый.
Педагог: Хорошо. Смотрим следующий слайд и слушаем музыку «Кенгуру». В этой музыке два темпа: быстрый и медленный. Записываем.
Педагог: Смотрим на следующий слайд и слушаем «Королевский марш львов». Какой темп?
Дети: Умеренный.
Педагог: Последняя пьеса в цикле «Финал – Маскарад». Слушаем и записываем букву. Какой темп?
Дети: Быстрый.
Педагог: Следующее музыкально – выразительное средство – ритм. Посмотрите на слайд, запишите правильно слово Ритм. Слово Ритм – означает «чередование». Посмотрим на слайд. Ритм существует в природе : времена года, которые чередуются. Итальянский композитор А.Вивальди написал цикл «Времена года» для камерного струнного оркестра. Послушаем «Осень». Какая это музыка? (Звучит музыка)
Дети: Инструментальная.
Педагог: Да, по характеру это яркая, выразительная музыка. Посмотрите на слайд – явления природы. В природе чередуются: дождь, снег, бывает радуга, тучи, солнце. Дальше, ритм в жизни человека: сон, утром просыпаемся, днём учимся и работаем, вечером возвращаемся домой, ночью спим. И так каждый день. Далее, ритм во времени. Это: секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, года. Происходит постоянно чередование. Далее, ритм в музыке. Посмотрите на слайд и похлопаем ритм. Ритм состоит из разных длительностей. Давайте повторим стих.
Дети: Если нота белая - это нота целая. Разделим ноту целую на половинки белые, палочкой отметим, чтоб с той не спутать этих. В каждой ноте половинке по две чёрных четвертинке. В каждой четвертушке по две восьмушке: палочки и точки, на палочках крючочки.
Педагог: Молодцы, ребята! Хлопаем ритм по слайду. Давайте посмотрим детские ударные инструменты – металлофон и ксилофон. А теперь я раздам детские шумовые ударные инструменты: бубенцы, маракасы, бубны, коробочки. Прохлопаем ритм по слайду.
Педагог: Хорошо, а теперь будем хлопать ритмический аккомпанемент. Я сыграю Марш, а вы аккомпанируете на своих инструментах.
Молодцы! Домашнее задание. Посмотрите на слайд. Надо записать ритм русской народной песни «Во поле берёза стояла» и нарисовать берёзку.
Педагог: На следующем уроке мы продолжим работу с ритмом. Посмотрите на слайд. Ритм бывает и в живописи. Как красиво чередуется узор, это растительный орнамент. И конечно мы будем говорить об ударных инструментах. Ударные инструменты разные и входят в разные оркестры: симфонический, народный, духовой.
Педагог: Домашнее задание вам понятно? Урок закончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»
Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и преданного друга Муму.Задачи урока: ...
Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.
Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества обученности по остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)
Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...