Открытый урок по предмету "Слушание музыки" 1 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Сливкова Галина Борисовна

Первоклассники на уроках слушают музыку и делают небольшие зарисовки по музыкально - выразительным средствам. Для этого я составляю презентацию по темам: лад, темп, регистр, ритм, штрихи. Дети пока не умеют писать и плохо читают, но названия под картинками  - Например:"Солнышко" или "Туча" я записываю -   ЛАД, чтобы дети запоминали названия музыкально - выразительных средств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_muz._vyr.sr_._1_klass_2015.docx31.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО  Луховицкая ДШИ

Открытый урок по предмету «Слушание музыки»

1 класс для педагогов РМО 28.10.2015

 

 Тема: Музыкально - выразительные средства.

 

Преподаватель Сливкова Галина Борисовна

2015 г.

     Цель урока: Усвоение основных понятий музыкально – выразительных средств: лад, штрихи, темп, ритм.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Овладение необходимым объемом знаний по теме урока.
  2. Умение пользоваться полученными знаниями в системе музыкальных предметов (спец. инструмент, сольфеджио, хор).
  3. Понимать выразительность отдельных компонентов музыкального языка.
  4. Определять  музыкально – выразительные средства в прослушанной музыке.

Развивающие:

  1. Формирование творческой активности, развитие творческого потенциала личности учащихся.
  2. Развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления.
  3. Развитие основных психических свойств личности: памяти, внимания, мышления, воображения.
  4. Грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, пользуясь при этом пройденной музыкальной терминологией.
  5. Развить слуховое внимание и музыкальную память.

Воспитательные:

  1. Формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей.
  2. Развитие художественного вкуса и общей культуры личности.
  3. Формирование слушательских навыков, навыков анализа музыкальных произведений (соответственно возрасту).
  4. Выработать потребность общения с музыкой.

План урока.

  1. Повторение понятия Лад. Лад в музыке: мажор и минор. Повторяем тип музыки: вокальная, инструментальная, хоровая.
  2. Штрихи в музыке.
  3. Повторение понятия темп. Темп в музыке.
  4. Понятие ритма.  Ритм в природе, в жизни человека, во времени, в музыке, живописи.

         

Ход урока.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Музыкально – выразительные средства». Давайте повторим, что такое лад. Лад в музыке бывает: мажор и минор. Давайте повторим.

Дети: Лад. Мажор, минор.

Педагог: Давайте запишем слово ЛАД. А кто не умеет пока писать, нарисуем: мажор – это солнышко, минор – это тучка. Что такое лад? Это мир, согласие. А в музыке – слаженность музыкальных  звуков. Я вам сыграю звуки, это лад?

( звучат аккорды мажорного лада).

Дети: Да, это лад.

Педагог: А сейчас? ( звучат различные звуки, вне лада)

Дети: Нет, это не лад.

Педагог: Давайте споём попевку на мажорный лад «Какой  светлый день». А теперь – на минорный лад «Ночка тёмная». (Дети поют)

Педагог: Послушайте поговорки про лад: «Сядем рядком, поговорим ладком»; « Где лад, там и клад»; « Где мир и лад, там Божья благодать». А теперь мы будем слушать музыку  и определять  лад. Если будет звучать мажорный лад – рисуем солнышко, а если минорный – тучку.

  • Звучит детская песня «Что нам осень принесёт?» муз. З Левиной. Дети рисуют солнышко.
  • Звучит песня «Весёлый ветер». Дети рисуют солнышко.
  • Звучит детская песня «Скворушка прощается». Дети рисуют тучку.
  • Звучит «Сурок» муз. Л.В. Бетховен. Дети рисуют тучку.

  Педагог: А теперь давайте проверим: мы нарисовали два солнышка, две тучки.

Педагог: Далее мы дальше будем говорить о штрихах. Давайте повторим. Какие бывают штрихи?

Дети: Легато, стаккато, нон легато.

Педагог: Посмотрите картинку: дождик нарисован – как будем рисовать стаккато, а тучка – легато. (Звучит  «Дождик» муз. Косенко).

Педагог: Вспомните сказку про дождик и тучку: Жила – была маленькая тучка, которая любила поливать землю, деревья,  цветы. Давайте её нарисуем. А рядом жила большая, ленивая тучка, которая не любила поливать землю. Давайте её нарисуем. Итак, получилась такая картина: маленькая тучка и дождик – музыка звучит стаккато, большая тучка – легато, маленькая тучка и дождик – снова стаккато.

Педагог: А теперь послушаем «Пасмурный вечер» муз.Слонимского и определим штрихи: легато или  стаккато. (Звучит музыка)

Дети: Легато. Плавно.

Педагог: А теперь послушаем: «Попрыгунья»  муз. Свиридова и определим штрихи. (Звучит музыка)

Дети: Стаккато.

Педагог: Это музыка была инструментальная, а сейчас послушаем песню «Дождик» муз. М.Парцхаладзе  и покажем пальчиками стаккато – капельки, а пение – легато, плавно. (Звучит музыка)

Педагог: Следующее музыкально – выразительное средство – темп. Давайте посмотрим на слайд и запишем в альбом: Темп. Что такое темп?

Дети: Темп – это скорость движения.

Педагог: Темпы бывают: быстрые,  медленные и умеренные. Когда мы будем слушать музыку и определять темп, то записывать будем только первые буквы: Б – быстро, М – медленно, У – умеренно.

Педагог: Звучит «Попутная песня» муз.Глинки. Конечно,  это быстрая музыка, а какой тип музыки, когда поёт один человек?

Дети: Вокальная музыка.

Педагог: Посмотрите на слайд. Повторяем виды маршей – солдатский, детский, спортивный, игрушечный и везде в марше какой темп?

Дети: Умеренный.

Педагог: Я сыграю вам марш С.Прокофьева, похлопайте ровные доли – шаги, и запомним, что в марше умеренный темп.

Педагог: Я играла на инструменте, какая это музыка?

Дети: Инструментальная.

Педагог: Смотрим на слайд и слушаем музыку «Слон». Музыка французского  композитора К. Сен – Санса цикл «Карнавал животных». Какой темп?

Дети: Медленный.

Педагог: Слушаем музыку «Черепахи». Какой темп?

Дети: Медленный.

Педагог: Записываем букву и слушаем музыку «Куры и петухи».  Какой темп?

Дети: Быстрый.

Педагог: А штрихи какие?

Дети: Стаккато.

Педагог: По типу эта музыка какая? Звучат инструменты симфонического оркестра.

Дети: Инструментальная.

Педагог: Смотрим на слайд, слушаем музыку «Антилопы». Какой темп?

Дети: Быстрый.

Педагог: Хорошо. Смотрим следующий слайд и слушаем музыку «Кенгуру». В этой музыке два темпа: быстрый и медленный. Записываем.

Педагог: Смотрим на следующий слайд и слушаем «Королевский марш львов».  Какой  темп?

Дети: Умеренный.

Педагог: Последняя пьеса в цикле «Финал – Маскарад».  Слушаем и записываем букву. Какой темп?

Дети: Быстрый.

Педагог: Следующее музыкально – выразительное средство – ритм. Посмотрите на слайд, запишите правильно слово Ритм. Слово Ритм – означает «чередование». Посмотрим на слайд. Ритм существует в природе : времена года, которые чередуются. Итальянский композитор А.Вивальди написал цикл «Времена года» для камерного струнного оркестра. Послушаем «Осень». Какая это музыка? (Звучит музыка)

Дети: Инструментальная.

Педагог: Да, по характеру это яркая, выразительная музыка. Посмотрите на слайд – явления природы. В природе  чередуются: дождь, снег, бывает радуга, тучи, солнце. Дальше, ритм в жизни человека: сон, утром просыпаемся, днём учимся и работаем, вечером возвращаемся домой, ночью спим. И так каждый день. Далее,  ритм во времени. Это: секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы,  года. Происходит постоянно чередование. Далее, ритм в музыке. Посмотрите на слайд и похлопаем ритм. Ритм состоит из разных длительностей. Давайте повторим стих.

Дети: Если нота белая  - это нота целая.  Разделим ноту целую на половинки белые, палочкой отметим, чтоб с той не спутать этих. В каждой ноте половинке по две чёрных четвертинке. В каждой четвертушке по две восьмушке: палочки и точки,  на палочках крючочки.

Педагог: Молодцы, ребята! Хлопаем ритм по слайду. Давайте посмотрим детские ударные инструменты – металлофон и ксилофон. А теперь я раздам детские шумовые ударные инструменты: бубенцы, маракасы, бубны, коробочки. Прохлопаем ритм по слайду.

Педагог: Хорошо, а теперь будем хлопать ритмический аккомпанемент. Я сыграю Марш, а вы аккомпанируете на своих инструментах.

Молодцы! Домашнее задание. Посмотрите на слайд. Надо записать ритм русской народной песни «Во поле берёза стояла» и нарисовать берёзку.

Педагог: На следующем уроке мы продолжим работу с ритмом. Посмотрите на слайд. Ритм бывает и в живописи. Как красиво чередуется узор, это растительный орнамент. И конечно мы будем говорить об ударных инструментах. Ударные инструменты разные и входят в разные оркестры: симфонический, народный, духовой.

Педагог: Домашнее задание вам понятно? Урок закончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дом и семья в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (Открытый урок в 5-м классе для участия в фестивале «Ура, урок!»

Цель урока: показать, как автор передал чувства, переживания, нравственное превосходство Герасима, невольно потерявшего свой дом, близкого человека Татьяну и  преданного друга Муму.Задачи урока: ...

Открытый урок по математике 6 класс ВиленкинН.Я.Тема урока :"Делители и кратные" Первый урок из трех по программе.

Повторение материала по теме:"Действия над десятичными дробями".Первичный контроль качества знаний и качества  обученности по  остаточным знаниям за курс 5 класса. Материал урока содержит за...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»

Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...

Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)

Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...