урок музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижёра"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Асташкина Марина Юрьевна

Данный материал полностью соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебная палочка дирижера»

Цель: Формирование представлений о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре

Задачи:

  1. направленные на достижения личностных результатов:
  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;
  • развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • воспитание любви к музыкальной культуре.
  1. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
  1. направленные на достижения предметных результатов обучения:
  • осознание  роли дирижёра при исполнении симфонической музыки;
  • знание выразительных возможностей различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Планируемый результат: сформировать представления о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре

Основные понятия: симфонический оркестр, дирижер, группы инструментов, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

Ресурсы:

- основные: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

- дополнительные: рабочая тетрадь, презентация, видео-фрагменты

Тип: открытие новых знаний

Вид  урока: урок-размышление

Музыкальный материал:  видеофрагмент из увертюры к опере М.Глинки «Руслан и Людмила»; видеофрагмент увертюры к опере А. П. Бородин «Князь Игорь»;  Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент;  увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт,  фрагмент; Р. Ватер «Полёт Валькирий»,  фрагмент;  Игорь Стравинский балет «Весна Священная»; фрагмент В. Моцарта  «Секстет деревенских музыкантов».; песня А. Ермолова «Гимн музыке»

План урока

Этапы        

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Время

Активизация внимания

Оркестр гремит, оркестр могуч,

Но без тебя он глух и робок,

Как лист, озябший на ветру,

Так без тебя оркестр неловок.

Евгения Кириченко

Учитель:  Как вы думаете, ребята, без кого оркестр «глух и робок»?

Учитель: С кем сравнивает дирижера автор?

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

2

Постановка проблемы.

Актуализация знаний

  •   Звучит видеофрагмент из Звучит видеофрагмент из увертюры к опере А. П. Бородин «Князь Игорь»
  • Звучит видеофрагмент оперы М.И.Глинка «Руслан и Людмила»

Вопрос: Ребята, в чём вы видите сходство и различие этих двух фрагментов?

Дети слушают музыку и отвечают на вопросы учителя

И формулируют проблемный вопрос  «Каким  свойствами обладает волшебная палочка в руках дирижера?»

5

Введение в тему урока

Д Учитель: Как в думаете, какова же роль дирижёра в оркестре?

Предложите тему нашего урока.

Дети формулируют тему урока, размышляя,

 высказывая свое мнение «Волшебная палочка дирижера»

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы

 и отвечать на них.

3

3.«Открытие» обучающимися нового знания.

Вопрос:

«Легко ли быть дирижером?»

В подтверждение перечисленных качеств учитель цитирует главного дирижёра московского государственного академического симфонического оркестра Павла Леонидовича Когана: «Их и не перечислишь… Но прежде всего это: хороший музыкальный слух;  память; коммуникабельность; жизненная активность; громадная сила воли…»

Дети называют качества, какими должен обладать дирижер.

Познавательные:

Учатся размышлять

высказывать свое мнение

2

Работа с учебником : страница 121 с портретом известных дирижёров и музыкантов. Что вы можете о них рассказать?

Дети, рассматривая фотографии, знакомятся с известными дирижерами мира

Познавательные

Учатся выделять информацию со страниц учебника

3

Учитель дает задание желающим сделать сообщение об одном из дирижеров.

Динамическая пауза

А теперь, ребята, предлагаю вам каждому побывать в роли дирижера.

Звучит фрагмент В. Моцарта  «Секстет деревенских музыкантов».

пластическое интонирование

Формирование исполнительских навыков

2

Учитель предлагает прослушать музыкальные произведения, в которых узнать солирующие инструменты.

  • Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент.
  • Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт, фрагмент
  • Р. Ватер «Полёт Валькирий», фрагмент
  • Игорь Стравинский балет «Весна Священная»

Дети размышляют и предполагают, что они смогут услышать

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, овладение логическими действиями сравнения

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

6

Вокально-хоровая работа

Учитель: Ребята,  давайте выделим «ключевые слова» нашего урока .

Учитель: как вы думаете, что объединяет эти понятия?

Учитель: давайте исполним «Гимн музыке».

Дети исполняют песню.

Коллективно-исполнительская деятельность

2

Рефлексия

Составление синквейна, созвучного теме урока.

Учитель: Оркестр, когда

Всех инструментов голоса сольются.

И тогда услышим, как шумят леса

И как журчит вода,

И как дрова трещат в огне

И как пурга яриться,

И как мечтает о весне продрогшая синица.

Я желаю вам побывать на выступлении настоящего оркестра

Дети составляют синквейн, согласно правилам.

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценка.

6



Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебная палочка дирижера»

Цель: Формирование представлений о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре

Задачи:

1.        направленные на достижения личностных результатов:

•        формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте;

•        развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

•        развитие вокально-хоровых навыков;

•        воспитание любви к музыкальной культуре.

2.        направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

•        освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

•        овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

3.        направленные на достижения предметных результатов обучения:

•        осознание  роли дирижёра при исполнении симфонической музыки;

•        знание выразительных возможностей различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр;

•        умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Планируемый результат: сформировать представления о симфоническом оркестре, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре

Основные понятия: симфонический оркестр, дирижер, группы инструментов, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.

Ресурсы:

- основные: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

- дополнительные: рабочая тетрадь, презентация, видео-фрагменты

Тип: открытие новых знаний

Вид  урока: урок-размышление

Музыкальный материал:  видеофрагмент из увертюры к опере М.Глинки «Руслан и Людмила»; видеофрагмент увертюры к опере А. П. Бородин «Князь Игорь»;  Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент;  увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт,  фрагмент; Р. Ватер «Полёт Валькирий»,  фрагмент;  Игорь Стравинский балет «Весна Священная»; фрагмент В. Моцарта  «Секстет деревенских музыкантов».; песня А. Ермолова «Гимн музыке» .

Ход урока.

1.Активизация внимания и мотивация.

Оркестр гремит, оркестр могуч,

Но без тебя он глух и робок,

Как лист, озябший на ветру,

Так без тебя оркестр неловок.

Евгения Кириченко

Учитель:  Как вы думаете, ребята, без кого оркестр «глух и робок»?

Учитель: С кем сравнивает дирижера автор?

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

  • Звучит видеофрагмент из увертюры к опере А. П. Бородин «Князь Игорь»
  • Звучит видеофрагмент оперы М.И.Глинка «Руслан и Людмила»

Вопрос: Ребята, в чём вы видите сходство и различие этих двух фрагментов?

Дети называют черты сходства и различия.

Учитель: Совершенно верно.

Учитель: Как в думаете, какова же роль дирижёра в оркестре?

Дети. Управление оркестром.

Учитель: Верно, язык дирижёрской палочки  известен всем музыкантам мира. Ребята, а где ещё вы встречались с палочкой по мановению, которой случались всевозможные чудеса?

Дети: В сказках: у фей, волшебников, звездочётов.

Учитель: Молодцы. А ведь один взмах дирижёрской палочки может вызвать гром барабанов и звуки труб; пение скрипок и трели флейты. Можно сказать, что она

исполняет желания дирижёра и оркестра?

Дети: Да.

Учитель: Значит, ребята, как ещё мы можем назвать дирижёрскую палочку?

Дети: Волшебная.

Учитель: Правильно. Предложите тему нашего урока.

Дети: «Волшебная палочка дирижёра».

3. «Открытие» обучающимися нового знания.

Учитель: А как вы думаете, легко ли быть дирижёром?

Дети: называют качества, какими должен обладать дирижёр.

Учитель: Молодцы! А я хочу дополнить ваши ответы словами нашего современника главного дирижёра московского государственного академического симфонического оркестра Павла Леонидовича Когана:

 «Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».

       В мире много выдающихся дирижёров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижёрского искусства.

  • Откройте страницу учебника 121 и посмотрите на портреты известных дирижёров и музыкантов. Что вы можете о них рассказать?

Дети: делятся впечатлениями.

Учитель: Ребята, подумайте, как зависит динамика музыки от жестов дирижера?

Дети:  чем выше дирижёры поднимают руки, тем музыка звучит громче, ниже – тише.  

Учитель: Я попрошу желающих сделать к следующему уроку небольшое сообщение об одном из известных дирижёров.

4. Динамическая пауза.

А теперь, ребята, предлагаю вам каждому побывать в роли дирижера.

Звучит фрагмент В. Моцарта  «Секстет деревенских музыкантов».

(пластическое интонирование)

Учитель: А теперь попробуйте, ребята, узнать солирующие, т.е. главные группы музыкальных инструментов в произведениях.

(Учащиеся слушают и анализируют музыку.  Звучит Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент)

Слайд 2 потрет Баха

Учитель: Ребята, какие инструменты вы услышали?

Дети: скрипки

Учитель: Верно. Скрипка – самый важный инструмент оркестра. Самый совершенный инструмент из всех струнных.

Слайд 3 струнные инструменты

(Звучит Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Вольфганг Амадей Моцарт, фрагмент)

Слайд 4 портрет Моцарта

Учитель: Ребята, какие инструменты в данном фрагменте солировали?

Дети: главную мелодию исполняли скрипки. Но хорошо была слышна партия деревянных  духовых.

Слайд 5 деревянные духовые инструменты.

(Звучит Р. Ватер «Полёт Валькирий», фрагмент)

Слайд 6 портрет Вагнера

Учитель: Какие музыкальные инструменты звучали ярче всех?

Дети: Медные духовые.

Слайд 7 медные духовые инструменты.

(Звучит  )

Слайд 8 портрет Стравинского.

Дети: Солируют ударные инструменты и медные духовые.

Слайд 9 ударные инструменты.

Учитель: Молодцы! Вы услышали в разных музыкальных произведениях солируют разные группы инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Так кому же в процессе исполнения посылает таинственные знаки дирижёр?

Дети: Разным группам инструментов.

4. Вокально-хоровая работа

Учитель:«Ребята,  давайте выделим «ключевые слова» нашего урока .

Дети: дирижер, симфонический оркестр, группы музыкальных инструментов оркестра.

Учитель: как вы думаете, что объединяет эти понятия?

Дети: Музыка

Учитель: давайте исполним «Гимн музыке»

6. Рефлексия

Синквейн.

Напомню правила составления синквейна.

Учитель: Оркестр, когда

Всех инструментов голоса сольются.

И тогда услышим, как шумят леса

И как журчит вода,

И как дрова трещат в огне

И как пурга яриться,

И как мечтает о весне продрогшая синица.

Я желаю вам побывать на выступлении настоящего оркестра.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижёра"

Данная учебно-методическая разработка урока содержит подробный конспект урока и презентацию....

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Урок музыки в 5 классе по теме «Волшебная палочка дирижера»

Урок музыки для учащихся пятых классов. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: симфонически йоркестр, интсрументы симфонического оркестра, дирижёр....

Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....

Волшебная палочка дирижёра

Волшебная палочка дирижёра...

Урок - презентация. Волшебная палочка дирижёра.

laquo;Дирижёр»Твой взмах  руки, как  взмах  крыла.Своею палочкой волшебнойТы - чудодейство  волшебстваИ сказки доброй, добрый гений.   «Щелкунчик«...