Научно-исследовательская работа по теме "Вокалотерапия как фактор здоровьесбережения младших школьников"
учебно-методический материал по музыке на тему
Курсовая работа, научно-исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_issledovatelskaya_rabota.odt | 30.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
«Забота о здоровье ребёнка – это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Актуальность проблемы исследования. В наш стремительный век нередки сетования на повседневную суету, частую усталость. Эта атмосфера влияет как на взрослых, так и на детей. Общий жизненный тонус ребенка, а также общий уровень его здоровья во многом определяются уровнем энергозатрат организма и нагрузкой на все его основные системы. А ведь обычный ребенок в школе большую часть времени находится в состоянии постоянного стресса. Он испытывает колоссальную нагрузку на нервную систему и на организм в целом.
По данным минсоцздраразвития, 70 % первоклассников в начале школьного обучения относительно здоровы, при этом почти половина подростков, получающих аттестат зрелости, страдают хроническими заболеваниями. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе часто ухудшается. Однако многих болезней можно избежать, если своевременно начать их профилактику и изменить образ жизни ребенка. А ведь здоровье - это не просто отсутствие болезней, это - состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствуют положения Закона Российской Федерации об образовании, в которых излагаются принципы, определяющие государственную политику нашей страны в области образования. Один из этих принципов утверждает приоритет жизни и здоровья человека, из чего следует, что этот приоритет должен признаваться в любой системе образования.
В образовательном процессе можно поддерживать здоровье детей по нескольким направлениям, это: гигиенически оптимальные условия обучения и организация учебного процесса, физическая активность школьников, психолого-педагогические методы, используемые на уроках и внеурочной деятельности.
Положительные эмоции, которые мы испытываем, слушая приятные мелодии, концентрируют внимание, активизируют работу центральной нервной системы и стимулируют интеллектуальную деятельность. Такую разгрузку организму дают школьникам уроки музыки.
Настоящее волшебное действие оказывает и песня - то есть музыка и положенные на нее слова. Причем, ее целительная сила известна еще с глубокой древности. Медики давно обратили внимание на то, что занятие вокалом, называемое вокалотерапией, оказывает самое благотворное влияние на здоровье.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья учителя и учащихся поднимаются и исследуются в разных аспектах. Проблему здоровьесбережения учащихся в процессе образования исследуют Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова, С.Г. Сериков, З.И. Тюмасева, Е.Н. Щуркова и др.; пути сохранения и укрепления здоровья учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий раскрывают Т.Ф.Орехова, Т.А. Солдатова, З.И. Тюмасева, А.А. Уманская и др.
Исследованиями вокалотерапии в рамках здоровьесбережения занимались многие ученые, психологи, педагоги: В.И. Петрушин, В.А. Сухомлинский, С.В. Шушарджан.
На основе актуальности изучаемой нами проблемы мы сформулировали тему исследования: "Вокалотерапия как здоровьесберегающий фактор в вокальной работе со школьниками».
Цель: выявить и раскрыть здоровьесберегающий фактор в процессе вокальной работы со школьниками, используя вокалотерапию.
Задачи исследования:
- раскрыть на основе изучения психолого-педагогической литературы понятия здоровосбережения и раскрыть направления, виды и историю возникновения музыкотерапии;
- путем изучения методической литературы систематизировать методы вокалотерапии, механизм ее влияния на организм;
- обобщить теоретические и методические аспекты и определить перспективу дальнейшего исследования
Теоретические методы:
- анализ литературы;
- систематизация изученного материала;
- классификация;
- обобщение.
Глава I. Психолого-педагогические основы здоровьесбережения в детском школьном учреждении
1.1. Причины перегрузки современного ребенка
Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала и выступает против духовного и физического принуждения. Несмотря на высокий уровень разработанности гуманистических теорий и конкретных технологий, они еще с трудом находят воплощения в реальной практике. К сожалению, насилие, разрушение здоровья в скрытом, а иногда в открытом виде присуще системе образования. Т.Ф. Орехова, исследуя данную проблему, отмечает: "В самом образовательном процессе или в способе его организации есть факторы, разрушительно влияющие на здоровье школьников".
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить ряд причин неблагополучного состояния здоровья у детей в школе, такие как: организация процесса обучения, стресс, связанный с нехваткой времени, интенсивное обучение, компьютеризация, снижение двигательной активности, недостаток уровня знаний о здоровье человека. Раскроем кратко каждую из причин.
Неблагополучие здоровья школьников в России детерминировано множеством факторов, в том числе одна из основных причин - влиянием процесса обучения и его интенсификацией. О негативном влиянии процесса обучения на здоровье ребенка говорили еще педагоги и ученые 19 века. В результате наблюдений врачи отмечали распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественно их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и возрастающим от класса к классу, что такие недуги сочли неизбежным следствием школьного обучения и назвали школьными болезнями (термин Р. Вирхова, 1870). Изучение причин школьных болезней позволил специалистам 20 в. заключить, что они связаны с организацией обучения.
Следующая причина, вытекающая из наблюдений специалистов, (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов), к недостаткам организации обучения следует отнести:
- слабую освещенность классных помещений;
- спертый воздух в них;
- неправильную форму и величину школьных столов
- плохое качество школьных досок;
- некачественные наглядные пособия;
- санэпиднеблагополучие в некоторых регионах;
- переуплотненность школ (30 % из них функционируют в 2-3 смены);
- отсутствие хорошо оборудованных спортзалов;
- низкое качество питьевой воды в образовательных учреждениях;
Все это, несомненно, приводит к ухудшению здоровья учащихся.
Повышенная нагрузка, которую испытывают школьники, - еще одна серьезная причина для педагогов, врачей и для родителей. Ведь интеллектуальные перегрузки приводят к стрессам и могут сказаться на физическом здоровье ребенка.
Следующая причина перегрузки школьников — это стресс ограничения времени. По мнению специалистов в области педагогики, таких как В.И. Петрушин, З.И. Тюмасева за последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в 2 раза. Соответственно, увеличился и объем домашнего задания. В дополнении ко всему дети посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные факультативы и кружки. В итоге, чтобы все успеть, они постоянно должны спешить, у них почти не остается времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учебой, интересам.
Очередная причина – это система организации образовательного процесса и множественность предметов, проводимых большим числом учителей, также негативно влияют на здоровье. До 80 % школьников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. По этой причине ухудшаются показатели их нервно-психического и психологического здоровья.
Высокие нагрузки на детей обнаруживаются при так называемом развивающем обучении, и это еще одна причина. Высокие нагрузки негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышают уровень их утомляемости и невротизации. Поэтому, главным фактором неблагополучия здоровья учащихся следует признать интенсификация обучения.
Далее, одна из причин негативного влияния в обучении заключается в том, что сегодня в учебный процесс активно внедряется компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Несомненно, умение пользование ПК в современном мире необходимо. При работе с видеомонитором утомление возникает раньше и более выражено у детей с нарушениями в состоянии здоровья. Компьютер отрицательно влияет на некоторые системы растущего организма. Например, на нервную систему. Практически все компьютерные игры для детей сильно влияют на психику - искажают восприятие действительности. Кроме этого на просторах интернета детей подстерегают и другие проблемы. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, ищут себе виртуальных друзей, обмениваются фотографиями, часто даже не своими. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок становится замкнутым.
Кроме того, неэффективно реализуемая система физического воспитания в школе приводит к снижению двигательной активности детей и школьников, от этого, нарушение обмена веществ, обретение избыточной массы тела, эндокринных заболеваний и других недугов. Эта причина одна из основных.
Еще одна проблема - психологическое давление на учеников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок, спортивных достижений, успехов в музыкальной школе. Итоги этого неутешительны. Согласно исследованиям физиологов, у 40% учеников начальных классов имеются признаки скрытых или явных неврозов.
Последняя из перечисленных причин, это отсутствие здоровья школьников является недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей, что особенно огорчает педагогов. У последних это проявляется не только в неумении правильно организовать образ жизни детей, сделать его здоровым, но и в незнании психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс без ущерба для здоровья учащихся.
Говоря о здоровьесберегающем образовании в учебном процессе, Т.Ф. Орехова отмечает взаимообусловленность здоровья учителей и детей. По ее мнению:
-учитель - один из ведущих факторов здоровьесберегающего образовательного пространства;
- здоровье учащихся находится в пропорциональной зависимости от здоровья учителя;
- личность и жизнь учителя - модель и образец пути здоровья, а следовательно нравственности и мудрости для учащихся.
Таким образом, причин перегрузки школьников выявлено достаточно для того, чтобы обратить внимание на эту проблему.
Направления здоровьесбережения
Проблема сохранения жизни и здоровья детей является важнейшей стратегической задачей сохранения здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения.
Создание условий для укрепления и сохранения здоровья детей является главной задачей, стоящей перед педагогами любого образовательного обучения. Эта задача может быть успешно решена только в условиях здоровьесбережения детей.
Здоровьесбережение представлено в модели педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состояние их здоровья и индивидуальные психофизиологичекие особенности, а также используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения учащимися государственного образовательного стандарта.
Значительная количество школьников большую часть времени проводит в образовательных учреждениях, и режим их жизни в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах профилактики заболеваний и охраны здоровья детей в самих образовательных учреждениях.
К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.
В литературе приводятся данные о влиянии факторов, определяющих уровень общественного здоровья, которые распределяются следующим образом:
1. - наследственность - определяет здоровье на 20 %;
2. - условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%;
3. - деятельность системы здравоохранения - на 10%;
4.- образ жизни человека - на 50%.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является образ его жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.
В соответствие с концепцией модернизации российского образования до 2010 года проводился эксперимент по организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях. Одними из основных направлений этого эксперимента, затрагивающего все ступени общего образования, являются разработка и введение современных здоровьесберегающих технологий и апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих здоровьесбережению, новому качеству образования и воспитательному потенциалу учебной деятельности. В качестве обязательных аспектов здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений выделяются:
- проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий 1-11 классов;
- формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни;
- педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся;
- повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся;
- профилактика как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению;
- создание специализированного компьютерного банка данных по формам, структуре и эффективности здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе.
Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательное пространство школы и представляет собой сложный технологический процесс, имеющий цели, задачи и организационные этапы.
Здоровьесберегающая деятельность внедряется в общеобразовательное пространство по трем основным направлениям: педагогическое, медико-валеологическое и психологическое. Все направления взаимосвязаны и имеют свое содержание, последовательно реализуемое на определенном этапе деятельности.
Основой здоровьесбережения в педагогическом направлении является: организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям школьников; просветительно-воспитательную работу, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся; профилактику и динамические наблюдения за состоянием здоровья и организацию рационального питания; физкультурно-оздоровительную работу по рацональной организации двигательной активности учащихся, включающую динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу.
Медицинское (физиолого- валеологическое) направление должно обеспечивать гигиенические условия образовательного процесса; широкую просветительскую работу среди учащихся, родителей и педагогов; системную реабилитационную работу по отношению ко всем участникам общеобразовательного процесса, раннюю диагностику и профилактику заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста.
Психологическое направление включает в себя создание специальной психологической службы, которая осуществляет психологическое консультирование и сопровождение учащихся школы, проводит развивающую работу со всеми школьниками в различных формах, психологическую поддержку учебно-воспитательного процесса, оказывает целостную помощь детям группы риска, содействуют гуманизации психологического микроклимата образовательного процесса.
Формами здоровьесберегающей деятельности в школе могут быть диспансеризация, профилактические прививки, дни здоровья, школьные спортивные праздники, беседы о здоровье с учащимися и с родителями, витаминизация, выпуск санбюллетеней и др. В оздоровительную инфраструктуру школы следует включить медицинский кабинет, зубоврачебный кабинет, спортзал, школьный стадион, тренажерный комплекс, кабинет музыки.
Здоровье, являюсь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей.
Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании своего здоровья, в использовании эффективных средств оздоровления, организация рационального режима труда и активного отдыха. Под условиями мы понимаем обстоятельства, от которых зависит успешность управления здоровьесберегающим образованием.
Здоровьесберегающая педагогика – это направление педагогической деятельности, разрабатывающее специфические закономерности, принципы, подходы, содержание, формы и методы- педагогических воздействий, способствующих оптимизации процессов обучения и воспитание детей и подростков с целью сохранения и укрепления здоровья.
Здоровьесберегающие условия учебно-воспитательного процесса должны основываться на государственных образовательных стандартах, которые предполагают создание программно- методического и материально- технического обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно-наглядных пособий и наглядного оборудования) в соответствии с содержанием, организацией образовательного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему.
Для снятия умственного напряжения и переутомления, а также повышение эффективности учебного труда в школах необходимо вводить деятельность по оптимизации учебной и психологической нагрузки, которая предполагает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
-проведение здоровьесберегающей экспертизы учебных программ, авторских технологий, методик;
- введение инноваций в учебный процесс на основе экспертизы специалистов;
- введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении;
- индивидуализацию и дифференциацию обучения, работа по индивидуальным программам в старших классах.
В заключение следует подчеркнуть важность направлений здоровьесбережений
Список литературы
- Аспелунд, Д. Развитие певца и его голоса [текст]: Государственное музыкальное издательство. Москва-Ленинград. 1952 г. 200 с.
- Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков. – М, 1977
- Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология –М,1999
- Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [текст]: Учебное пособие для музыкальных вузов. –М.: Издательство МУЗЫКА, 1968. – 678с.
- Доклад, о состоянии здоровья детей в Российской Федерации: по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года –М., 2003
- Егоров, А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы [текст]: учебно-методическая литература для исполнителей на духовных и народных инструментах. «Государственное музыкальное издательство. Москва 1962.» -167с.
- Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению [текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 95с.: ил.
- Морозов, В.П. Тайны вокальной речи [текст]. Издательство «наука» Ленинградское отделение: Ленинград 1967г. 205с.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология [текст]: учебное пособие для студентов и преподавателей. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 384с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в семье –М.,2005 г.
- Суязова, Г.А. Мир вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации [текст]: учитель, 2008. -138с.
- Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности [текст]: теория и практика: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. -368с.
- Шацкой, В.Н. Детский голос. Экспериментальные исследования[текст]. Под редакцией действительного члена АПН СССР. Издательство «ПЕДАГОГИКА» -М.: 1970. -226с.
- Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе [текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. –Ростов Н./Д: Феникс, 2008. –380 [1] с.: ил, - (высшее образование)
- Научно-диагностический центр клинической психиатрии. Клиника вегетативных расстройств [электронный ресурс]: http:// www.psychopro.ru/index.php?sextion_id=2&id=421
- Здоровье ребенка в школе [электронный ресурс]: www.sympaty.net/
- Сайт о здоровье [электронный ресурс]: www.aif.ru
- Персональный сайт учителя музыки МБОУ «СОШ №2», г. Мегион, М.М. Байгутлиной-Байчуриной [электронный ресурс]: http://cosmotorolog
- Публикации/ Альфа/ Лэнд [электронный ресурс]: www.go2alfaland.ru
- Успехи современного естествознания [электронный ресурс]: www.rae.ru
- Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области [электронный ресурс]: www.rospotrebnadzor.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.
Статья о значении игра на уроках английского языка в начальной школе....
Презентация по теме "Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.
Презентация поможет сделать выступление по данной теме ярче и интереснее....
Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)
Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...
Арт-терапевтические упражнения в структуре музыки как средство здоровьесбережения младших школьников
Арт - терапевтические игры - упражнения на уроках музыки (по программе Баклановой)...
Физминутки и игры на уроках английского языка как элемент здоровьесбережения младших школьников
Физминутки и игры на уроках английского языка как элемент здоровьесбережения младших школьников...
Научно-исследовательский проект по русскому языку "Особенности формирования речевой культуры школьника"
Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. Происходящие в нашем обществе переме...
Школьный портфель как фактор здоровья младших школьников
Школьный портфель как фактор здоровья младших школьниковКазанцева Л.А.11 класс, МБОУ «СОШ №1 им. Созонова Ю. Г.» г. Ханты-МансийскНаучный руководитель: Скурихина Е.М., МБОУ «СОШ №1 и...