Устное народное музыкальное творчество на уроках музыки
статья по музыке
В данной статье представлены принципы музыкально-педагогической концепции с обновлением содержания преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе. Ключевым направлением в обновлении содержания является введение фольклора на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_muzykalnoe_tvorchestvo_na_urokah_muzyki_2.doc | 59.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОАУ «Григорьевская средняя общеобразовательная школа»
Соль-Илецкий городской округ Оренбургская область
УСТНОЕ НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
НА УРОКАХ МУЗЫКИ
(статья)
Сарычева Елена Викторовна,
учитель музыки
высшей квалификационной
категории
В данной статье представлены принципы музыкально-педагогической концепции с обновлением содержания преподавания уроков музыки в общеобразовательной школе. Ключевым направлением в обновлении содержания является введение фольклора на уроках музыки.
Устное народное музыкальное творчество на уроках музыки
Прошло время, когда дело воспитания и образования в обществе совершалось естественно и бесшумно. Жизнь вынесла на поверхность такое волнение, перед которым груды методик оказались пылью. И наступило время возврата к началам педагогики – время педагогического философствования.
Работая учителем музыки с 1991 года, я сразу же столкнулась с рядом проблем:
- размытостью нравственных ориентиров в обществе и воспитанием их в школе, в том числе на уроках музыки;
- многие музыкальные произведения, связанные с советским периодом (например, о революции) не звучат в наше время;
- песни, которые дети пели с удовольствием, из-за одной-двух фраз стали не актуальными (например, “пионеры всей страны делу Ленина верны”).
В результате возникают так называемые “пробелы” в программе. Для решения вышеуказанных проблем музыкального образования учащихся необходимо переосмыслить содержание преподавания уроков музыки.
Новый этап развития музыкального воспитания в России связан с появлением в 70-е годы музыкально-педагогической концепции Д. Кабалевского, которая выдвинула в качестве цели школьного предмета “Музыка” формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части “их общей духовной культуры”.
Но противоречия современной жизни выдвигают новые требования к образованию, в том числе и музыкальному. Конечно, раньше было проще, потому что в единственной программе по музыке все было четко распределено по четвертям, темам, урокам. Зато теперь учитель имеет возможность сам строить свою работу, исходя из ориентиров, заданных программами, может двигаться разными путями, работать с новым музыкальным материалом, раскрывая при этом новые грани музыкальных произведений и предложенных тем.
Разумеется, в настоящее время существуют разнообразные новые программы с яркими красочными учебниками и индивидуальными тетрадями на печатной основе для детского творчества, но в силу определенных причин (дорогих учебников, отсутствия фонотеки и т.д.) учителю приходится задумываться над содержанием музыкального образования в общеобразовательной школе. Таким образом, обновление содержания преподавания уроков музыки остается одной из важнейших проблем музыкального воспитания учащихся.
Работая над обновлением содержания преподавания уроков музыки, принципы моей музыкально-педагогической концепции остались те же:
- связь с жизнью;
- тематическое построение;
- целостность урока;
- сходства и различия;
- интерес и увлеченность.
Переосмысливая систему формирования музыкальной культуры школьников, я рассматриваю музыкальное развитие ребенка как духовное личностное его становление, как гармонизацию его отношений с природой, людьми, искусством, самим собой. Главное в обучении – метод: постижение музыки через интонацию, постижение музыки музыкой, музыки другими искусствами, жизнью природы и человека. Метод - есть создаваемая педагогом ситуация, максимально отражающая законы искусства и психики ребенка. Методы на уроке музыки вытекают из звучащей музыки и эмоционального состояния ученика. Это:
- проблемная ситуация;
- метод ретроспективы (“забег” вперед и “возвращение” к пройденному);
- музыкальное обобщение;
- музыкальная драматургия;
- размышления о музыке.
Каждый из методов может реализоваться через “палитру” приемов: интонирование поэтического текста разных стилей, интонирование музыки цветом, линией, движением и т.д.
Музыкальная культура как процесс не завершается в школе. На уроках закладывается лишь ее фундамент: интерес к жизни через увлеченность музыкой как первая ступень проявления потребности; эстетический вкус как качественная характеристика музыкальной культуры, творческое художественно-образное мышление как инструмент самовыражения ребенка в разнообразных видах музицирования, способность эстетического созерцания как установление своего отношения к миру.
Поэтому обновление содержания уроков музыки не меняет основных положений моей музыкально-педагогической концепции, принципов методов обучения. Напротив, на новом музыкальном материале происходит:
- обогащение музыкально-слухового опыта учащихся в целом;
- полифония видов деятельности на уроке (исполнение, слушание, игра на музыкальных инструментах, творчество учащихся, музыкально-ритмические движения);
- целенаправленное накопление интонационного опыта и др.
Обновление содержания школьного предмета “Музыка” я провожу в следующих направлениях:
- введение в уроки музыкального фольклора.
- развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий и игр.
- обновление песенного материала.
Так как по нашему мнению очень важно собирать растерянную мудрость веков (идеи народной педагогики) и обратить ее к осмыслению ключевых проблем современной жизни, то первое направление является ключевым в обновлении содержания преподавания уроков музыки, поэтому я расскажу более подробно о введении фольклора на уроках музыки.
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культуры была уже выработана народная педагогика – система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной.
Для введения народного музыкального творчества на уроках музыки учителю необходимо знать основные признаки, свойства, позволяющие приблизиться к пониманию сущности фольклора.
Бифункциональность – неразрывное единство практической и духовной функций фольклорного произведения. В 1 классе при изучении темы “Колыбельная песня” я рассказываю учащимся о функциях песни: она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок засыпает, песня прекращается – в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая функция колыбельной. Желаемое достигнуто: малыш заснул – с ласковой интонацией, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной песни. Все взаимосвязано в произведении: красоту нельзя отделить от пользы, пользу от красоты.
Полиэлементность. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяют как основные: словесный, музыкальный, танцевальный и мимический. Полиэлементность проявляется, например, на уроках, посвященных теме “Гори, гори ясно, чтобы не погасло”. При изучении хоровода-игры “Бояре” происходит движение “ряд на ряд”. В этой игре взаимодействуют все основные художественно-образные элементы: словесный и музыкальный проявляются в музыкально-поэтическом жанре песни, исполняемом одновременно с хореографическим движением (танцевальный элемент).
Коллективность. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей. Спрашивать, кто сочинил народную песню, все равно, что спрашивать, кто сочинил язык, на котором мы говорим. На уроках музыки в начальной школе коллективность народного музыкального творчества обусловлена в исполнении фольклорных произведений. Ведь некоторые компоненты их форм, например, припев, предполагают обязательное включение в исполнение всех участников действия (“Во поле береза стояла”- р.н.п., “Солдатушки, бравы ребятушки”- р.н.п.).
Бесписьменность. Фольклор, в том числе музыкальный, творчество устное. Он живет в памяти людей и передается “из уст в уста”. С “устностью” связаны многообразные приемы повтора. Так при разучивании песни “А мы просо сеяли” регулярное повторение в составном припеве стихов песни усиливает их значимость в игровом или обрядовом действе:
“А мы просо сеяли, сеяли. Ой, дид-ладо! Сеяли, сеяли!
А мы просо пололи, пололи. Ой, дид-ладо! Пололи, пололи!”
Вариативность. Варьирование есть один из стимулов постоянного движения, “дыхания” фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение всегда как бы вариант самого себя. Фольклорный текст оказывается “незаконченным”, “открытым” для каждого следующего исполнителя. Например, в хороводной игре “Бояре” дети движутся везде “ряд на ряд”, а шаг может быть разным. В одних местах это обычный шаг с акцентом на последнем слоге каждой строки, в других – шаг с притопом на последних двух слогах, в третьих – это переменный шаг. Важно донести до сознания детей мысль, что в фольклорном произведении сосуществуют создание-исполнение и исполнение-создание.
Традиционность. Многообразие творческих проявлений в музыкальном фольклоре только внешне кажется стихийным. На протяжении длительного времени складывались объективные идеалы творчества. В каждой этнической традиции музыкального фольклора выработались ладоинтонационные и ритмоинтонационные стереотипы. Откуда берутся в песнях “ветры буйные”, “чисто полюшко”, “желты пески”, “люди добрые”?.. Из традиционной образной речи, сказок, заговоров, плачей и т.д., которые слышит человек всю жизнь от окружающих людей.
Разумеется, единых “рецептов” того, как вводить музыкальный фольклор, не может быть дано. Важно, чтобы учитель всегда помнил о специфических его свойствах, искал ответы на возникающие вопросы в самом музыкальном фольклоре, в жизни общности людей, породнившей его.
Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.
Для освоения очень многих жанров без ущерба для них, достаточны условия урока. К таким жанрам относятся, например, потешки, прибаутки, колыбельные и т.д. При обращении к жанрам, связанным с активным движением, условия пространственной и временной ограниченности урока в классе вступают в противоречие с ними. Для проведения народных праздников и гуляний лучшей формой работы будет внеклассная деятельность, не столь жестко регламентированная временем и обязательным выполнением насыщенной программы урока.
Во внеклассной работе по фольклорному воспитанию большое внимание уделяется проведению праздников, концертов, спектаклей. Они приносят радость, развлечение, с одной стороны, тем, кто приходит на них как зрители, с другой – не меньшую радость и удовольствие тем, кто является “артистами”.
Годы обучения в школе совпадают с тем возрастом, когда дети расстаются со своим детским фольклором, но, входя в большую жизнь, в современном обществе не получают, как правило, от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. Школа может взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия во всей его полноте, включая и традиционное музыкальное народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств "Народное музыкальное творчество"
Структура программы:1.Пояснительная записка. 2.Учебно-тематическое планирование. 3 Содержаниепрограммы. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 5. Формы и методы контроля . 6. Методическо...
Творческий совместный проект "Народное музыкальное творчество" Руководители - преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ г. Нарьян-Мар» Ладыкина Ю. В. и музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР - детский сад № 1» Князева О. К.
Социально-значимый проект «Народное музыкальное творчество». Основная цель проекта - организация лекторской группы с целью приобщения детей среднего и старшего дошкольного возраста к лучшим образцам р...
Народное музыкальное творчество: свадебные песни.
Данная презентация познакомит учащихся с народным музыкальным творчеством на примере свадебных песен. Обучающиеся узнают как проходил обряд, какие песни исполнялись. Проанализируют свадебные песни, ко...
Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» для 2 курса отдела «Теория музыки»
Контрольные вопросы по курсу «Народное музыкальное творчество» составлены для студентов 2 курса отдела «Теория музыки»...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Устное народно е творчество. Малые жанры фольклора. Загадки"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе...
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА УРОКАХ МУЗЫКИ
методический материал...
Самоанализ открытого урока по предмету «Народное музыкальное творчество» «Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную».
В процессе занятия учащиеся среди большого разнообразия народных кукол находят общие черты, а также различия, по названиям кукол догадываются об их назначении. Играя в куклы, дети непроизвольно учатся...