Рабочая программа по музыке 5 - 8 кл. на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
рабочая программа по музыке (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рабочая программа по музыке для 5–8 классов разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzika_5-8.doc | 339.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования Плавский район
«Сорочинская средняя общеобразовательная школа».
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «__»___________20__ г.
| Утверждаю. Директор школы: ___________/Л.В.Барданова / Приказ № _____ от «__»_________20__ г.
|
Рабочая программа
по музыке
учителя I квалификационной категории
Черновой Любови Викторовны
5 - 8 классы
20__ - 20___ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по музыке для 5–8 классов разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по музыке.
Общая характеристика предмета.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Место предмета в школьном учебном плане.
В школьном учебном плане на изучение музыки отводится 140 часов, по 1 часу в неделю в 5–8 классах.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
В программе выделяется и группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.
Необходимо предусмотреть в программе освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.
В слушательской деятельности это умения:
- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т. д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:
- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
- предложить свой вариант (варианты) исполнительской трактовки одного и того же произведения;
- сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной деятельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. д.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке – в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей; гармонии; полифонии; фактуры; формообразования и т. п.), а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом исполнении, в музыкально-пластической деятельности, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью.
В слушании музыки такой опыт приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, начиная с эпохи Средневековья и до наших дней включительно; при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.
В процессе драматизации музыкальных произведений накопление творческого опыта осуществляется при создании художественного замысла и воплощении эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения детских опер и мюзиклов (фрагментов).
Опыт творческой музыкальной деятельности учащиеся приобретают и при освоении современных информационно-коммуникационных технологий и овладении первоначальными навыками игры на электронных инструментах.
Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование реализуется в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел место на музыкальных занятиях под руководством учителя) и в виде требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования.
В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и в архитектонике учебной программы по музыке для 5–7 классов основной школы выделяются две сквозные учебные темы:
- «Основы музыкальной культуры»,
- «Опыт музыкально-творческой деятельности».
Для 8 класса основной школы также выделяются две сквозные учебные темы:
- «Музыка в формировании духовной культуры личности»,
- «Опыт музыкально-творческой деятельности».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными видами источников информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Основное содержание.
5 класс.
Музыка как вид искусства. ( 2 ч.)
Интонационно – образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Процессуальность музыки как её важнейшая особенность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
Музыкальный материал.
Цикл «Времена года». П.И. Чайковский.
«Песня о России». В. Локтев, на слова О. Высотской.
Вальс из оперы «Война и мир». С. Прокофьев.
«Погоня». Я. Френкель на стихи Р. Рождественского.
Марш Будённого. Д. Покрасс.
Хабанера. М. Равель.
Народное музыкальное творчество. ( 10 ч.)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Песенность, напевность как определяющий феномен русского народного пения, проявляющийся в искусстве распева тонов и импровизации.
Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Особенности различных исполнительских типов художественного общения, сложившихся в практике народного музицирования: «самообщение» («пение для себя»), сказительское общение (для аудитории), игровое общение (детское, обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное общение (при активной реакции публики).
Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Выдающиеся российские музыкальные коллективы.
Музыкальный материал.
Во поле берёза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, поле моё; Не одна- то ли во поле дороженька; Ах ты ноченька; А я по лугу; Со вьюном я хожу и др. русские народные песни.
Фрагменты из оперы – былины «Садко». Н.А. Римский – Корсаков.
«С чего начинается Родина?». С. Баснер, на стихи М. Матусовского.
«Волшебный смычок». Норвежская народная песня.
Народная музыка в исполнении Русского народного академического хора им. Пятницкого. Народная музыка в исполнении Национального академического оркестра народных инструментов России им. Осипова.
Народные истоки русской профессиональной музыки. ( 5 ч.)
Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Выдающиеся российские исполнители. Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной академической музыки.
Музыкальный материал.
Народная музыка в исполнении Русского народного академического хора им. Пятницкого. Народная музыка в исполнении Национального академического оркестра народных инструментов России им. Осипова.
Фрагменты из балета «Петрушка». И. Стравинский.
Прометей. А. Скрябин. В исполнении ГАСО СССР под управлением Е. Светланова. Солист С. Рихтер.
Жаворонок. Пьеса – фантазия. М. А. Балакирев.
Жаворонок. Романс. М. Глинка.
Связь музыки с другими видами искусства. ( 17 ч.)
Музыка и живопись. Образы живописи в музыке. Музыкальный портрет. Картины природы в музыке. Изобразительные возможности музыки. Музыкальная живопись и живописная музыка.
Настроение картины и музыки. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины.
Вечные темы искусства. Иконопись и музыка.Церковные песнопения в храме Сергия Радонежского города Плавска. Колокольные звоны русских храмов и монастырей.
Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.
Музыкальный материал.
Картинки с выставки. Фрагменты из сюиты М. Мусоргский.
Симфония № 1 (Богатырская). А. Бородин.
Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Рассвет на Москве – реке. М. Мусоргский.
Утро. Э. Григ.
«Рондо» Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
Празднества. Лунный свет. К. Дебюсси.
«Вечерний звон». Русская народная песня на слова И. Козлова.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Сеча при Керженце. Н. Римский – Корсаков.
Чиполлино. Фрагменты из балета. А. Хачатурян.
Ave Maria. Ф. Шуберт.
Богородице Дево, радуйся. С. Рахманинов.
Ростовские колокольные звоны.
Всюду музыка живёт. Я. Дубравин. Слова В. Суслова.
Обобщение и систематизация материала. ( 1 ч.)
6 класс.
Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до XIX столетия.
( 1 ч.)
Общее и особенное в русском западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений.
Музыкальный материал.
Времена года. Фортепианный цикл. П. Чайковский.
Кариолан. Увертюра. Л. Бетховен.
Русская музыка от эпохи средневековья до XVIII в. ( 8 ч.)
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья. Знаменитый распев как музыкально – звуковой символ Древней Руси. Отечественная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII- XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях. Кант как жанр профессиональной музыки этого времени. Партесный концерт как основной жанр профессиональной музыки второй половине XVII- XVIII в. Хоровой концерт как основной жанр профессиональной музыки эпохи средневековья.
Музыкальный материал.
Благовест. Ростовские звоны.
Свет превечный. Малый знаменный распев.
О преславного чудесе, Земле русская. Хорал.
Песнь всяку духовную. Напев Киево – Печерской лавры.
Концерт № 32. Д. Бортнянский.
Концерт № 3. «Господи, силою твоею» (первая часть). Д. Бортнянский.
Концерт № 32. «Скажи ми, Господи, кончину мою» Д. Бортнянский.
Школьный корабль. Г. Струве, на стихи К. Ибряева.
Как здорово. Музыка и слова О. Митяева.
Прощальный вальс. А. Флярковский, на слова А. Дидурова.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до XIX в. ( 24 ч.)
Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Творчество Палестрины, Жанекена, Лассо. Особенности западноевропейской музыки эпохи барокко. Музыка И. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. И. Гайдн: особенности восприятия мира композитором классиком.
В.А. Моцарт: особенности восприятия мира композитором классиком. Моцарт как создатель жанра классического концерта и блистательный сочинитель симфонической музыки. «Реквием» как образец камерной инструментальной музыки.
Л. Бетховен. Путь от классицизма к новому стилю, романтизму. Симфоническая музыка Бетховена. Сонаты Бетховена как образцы камерной инструментальной музыки.
Особенности восприятия мира композиторами романтиками: Ф.Шопен,
Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт.
Э. Григ. Творчество крупнейшего норвежского композитора.
Связь музыки, литературы и живописи в творчестве композиторов романтиков.
Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия. Ж. Бизе. Дж.Верди. Дж. Россини.
Музыкальный материал.
Во царствии твоём… Греческий распев.
Зима. Из цикла «Времена года». А. Вивальди.
«Цветные сны». А. Рыбников, Н. Олева.
Органная фуга соль – минор. И. Бах.
Месса си минор. Фрагмент И. Бах.
Детская симфония. Фрагменты. И. Гайдн.
Соната ми минор. И. Гайдн.
Маленькая ночная серенада. В. А. Моцарт.
Лакримоза. Кульминация «Реквиема». В.А. Моцарт.
Концерт для фортепиано с оркестром ре минор.
Соната № 8. Л. Бетховен.
Симфония № 5. Часть 1. Л. Бетховен.
Соната № 23. Л.В. Бетховен.
Баллада о солдате. В. Соловьёв – седой, на стихи М. Матусовского.
Ты слышишь, море. А. Зацепин, на стихи М. Пляцковского.
Вальс № 14 ми минор. Ф. Шопен.
Этюд № 12 до минор Ф. Шопен.
Вечерняя звезда. Р. Шуман.
Венгерская рапсодия № 2. Ф. Лист.
Лесной царь. Ф. Шуберт.
Смерть Озе. Утро. Э. Григ.
Хорошо, что есть каникулы. Д. Львов – Компанеец, на слова Б. Богомазова.
Сцена гадания. Из оперы «Кармен». Ж. Бизе.
Песенка герцога. Из оперы «Риголетто». Дж. Верди.
Увертюра. Из оперы «Золушка». Дж. Россини.
Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального
образования. (1 ч.)
Выразительные возможности различного склада письма и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров произведений русской и зарубежной музыки от эпохи средневековья до XIX столетия. ( 1ч.)
7 класс.
Отечественная музыкальная культура XIX века ( 19 ч.)
Формирование русской классической школы. ( 1ч.)
Особенности проявления романтизма в русской музыке. ( 2 ч.)
Характерные свойства русской классической музыкальной
школы. ( 8 ч.)
Драматизм, героика как характерные свойства русской классической школы. Психологизм, картинность, народно – эпическая образность как характерные свойства русской классической школы.
Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ногтюрн и др.) и вокальная музыка (романс; концерт; симфония; опера, балет.
Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всеношная, литургия.
Музыкальный материал.
Зимняя дорога. Соловей. Романсы. А.Алябьев.
Вдоль по улице метелица метёт. На заре ты её не буди. А. Варламов.
Жизнь за царя. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка.
Милый мой хоровод. Русская народная песня.
Маленький принц. М. Таривердиев.
Прощание с Петербургом. Романсовый цикл. М. Глинка.
Прелюдия № 4. А. Скрябин.
Прелюдия № 20. Ф. Шопен.
Первый квартет. П. Чайковский.
Первый концерт для фортепиано с оркестром. П. Чайковский.
Щелкунчик. Фрагменты из балета. П. Чайковский.
Майская ночь. Фрагменты из оперы. Н. Римский – Корсаков.
Звездопад. А. Пахмутова, на стихи Н. Добронравова.
Стилевые особенности русской классической музыкальной
школы. ( 8 ч.)
М. Глинка- основоположник русской музыкальной классики. Роль его творчества в развитии русской оперы.
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы в творчестве М. Мусоргского, А. Бородина.
Творчество Н. Римского – Корсакова- яркая страница русской музыкальной культуры 19 в. Неповторимый и оригинальный стиль творчества П. Чайковского. Многообразие музыкальных жанров в творчестве С. Рахманинова.
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в творчестве композиторов русской классической музыкальной школы.
Музыкальный материал.
Вальс – фантазия. М. Глинка.
Камаринская. Симфоническая увертюра – фантазия. М. Глинка.
Увертюра, заключительный хор «Слава великим богам!» Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Рассвет на Москве – реке. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Симфония № 2. Экспозиция 1-й части. А. Бородин.
Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский – Корсаков.
Сеча при Керженце. Н. Римский – Корсаков.
Осенняя песня. На тройке. Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Школьная страна. Ю. Чичков, на стихи К. Ибряева.
Стилевое многообразие музыки XX столетия. ( 7 ч.)
Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве И. Стравинского.
Богатство музыкальных образов в симфонической и театральной музыке С. Прокофьева.
Драматические, героические, комические, гротесковые образы в творчестве Д. Шостаковича и особенности их драматургического развития в камерной и вокальной музыке.
Творчество Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Р. Щедрина,
А. Шнитке как представитель музыкального авангарда отечественной музыкальной культуры.
Становление национальных школ музыки. Творчество Б. Бритенна, К. Дебюсси, К. Орфа. Творчество М. Равеля, А. Шенберга.
Музыкальный материал.
Петрушка. Фрагменты из балета. И. Стравинский.
Ария Кутузова. Вальс. Из оперы «Война и мир». С. Прокофьев.
Дерева. Музыка и слова Е. Бачурина.
Нашествие. Из симфонии № 7. Д. Шостакович.
Метель. Г. Свиридов. День Победы. Д. Тухманов, на стихи В. Харитонова.
Сады под дождём. К. Дебюсси.
Кармен – сюита. Р. Щедрин.
Гоголь – сюита. А. Шнитке.
Болеро. М. Равель.
«Лёгкая» и «серьёзная» музыка. ( 7 ч.)
Неоднозначность терминов «лёгкая» и «серьёзная» музыка.
«Лёгкое» и «серьёзное» в танцевальной музыке, песне.
Джаз- дитя двух культур. Творчество Л. Армстронга, Д. Эллингтона, К. Бейси, Л. Утёсова. Спиричуэл, блюз (Э. Фицджералд); симфоджаз (Дж. Гершвин).
Творчество отечественных композиторов – песенников (И. Дунаевский, А. Александров и др.). Авторская песня.
Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки. Мюзикл, рок – опера. Взаимопроникновение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в различных пластах современного музыкального искусства: рок – н – рол, британский бит, фолк – рок, хард – рок, арт – рок, реггей, хевиметалл.
Музыкальный материал.
Нет, я ни о чём не жалею. Эдит Пиаф.
Полька. С. Рахманинов.
Полька- пиццикато. И. Штраус.
Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, на стихи В. Харитонова.
Извозчик. Всё хорошо, прекрасная маркиза. Л. Утёсов.
Концерт для фортепиано с оркестром. Фрагменты. Дж. Гершвин.
Песни И. Дунаевского, А. Александрова.
Песни А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого.
Обратная сторона луны. Р. Уотерс.
Союз друзей. Музыка и слова Б. Окуджавы.
Панорама современной музыкальной жизни страны и мира. ( 1 ч.)
Конкурсы исполнителей, деятельность всемирно известных театров оперы и балета. Победители Международных конкурсов исполнителей имени П. Чайковского.
Обобщение и систематизация изученного материала. ( 1 ч.)
8 класс.
Что значит современность в музыке. ( 4 ч.)
Предназначение музыкального искусства. Настоящая музыка не бывает «старой»: музыка И. Баха, Л. Бетховена. Живая сила традиции.
Музыкальный материал.
Александр Невский. Кантата. С. Прокофьев.
Фуга ре – минор для органа. И. Бах.
Лунная соната. Л. Бетховен.
Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Песня остаётся с человеком. А. Острового.
Специфика музыки, её место в ряду других видов искусства. ( 9 ч.)
Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства.
Мир, человек, природа, история и наша современность- главные темы искусства.
Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств.
Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
Музыкальный материал.
Смерть гладиатора. Из балета «Спартак». А. Хачатурян.
Симфония № 2. Вторая часть, фрагмент. А. Эшпай.
Прелюдия № 12. С. Рахманинов.
Я шагаю по Москве. А. Петров.
Вступление к опере «Садко». Н. Римский – Корсаков.
Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак». А. Хачатурян.
Под музыку Вивальди. В. Берковский, Н. Никитин.
Любовь святая. Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Г. Свиридов.
Я недаром печальной слыву. Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой». С. Слонимский.
Александр Невский. Кантата. С. Прокофьев.
Направленность музыкального искусства. ( 4 ч.)
Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально – образной форме.
Музыкальный материал.
Слава. Хор из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.
Ария князя Игоря. Из оперы «Князь Игорь». А. Бородин.
Песенка о непогоде. М. Дунаевский, на стихи Н. Олева.
Симфония № 41, IV часть. В.А. Моцарт.
Джульетта – девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
Арттерапевтические возможности музыкального искусства. (1ч.)
Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально – интеллектуального развития личности.
Лунная соната Л. Бетховен.
Раскрытие вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений. ( 11 ч.)
Раскрытие вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений:
жизни и смерти ( реквиемы В.А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена);
вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха);
любви и ненависти (в различных трактовках трагедии у Шекспира «Ромео и Джульетта»);
войны и мира (Д. Шостакович, Г. Малер, Д. Кабалевский);
личности и общества (Л.В. Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке);
внутренних противоречий в душе человека (М. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе).
Музыкальный материал.
Так говорил Заратустра. И. Штраус.
Реквием. В.А. Моцарт.
Реквием. Дж. Верди.
Вечер бродит. Музыка и слова А. Якушевой.
Страсти по Матфею (фрагменты). И.С. Бах.
Ромео и Джульетта. Фрагменты из балета. С. Прокофьев.
Народные мстители. Сюита. Д. Кабалевский.
Здравствуй, мир! Л. Квинт, на стихи М. Пушкиной.
Симфония № 9. Л.В. Бетховен.
Спартак. Фрагменты из балета. А. Хачатурян.
Хованщина. Фрагменты из оперы. М. Мусоргский.
Сцена смерти Бориса. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Любовь поэта. Вокальный цикл. Р. Шуман.
«Журавли». Я. Френкель на стихи Р. Гамзатова.
Фрагменты из оперы «Кармен». Ж. Бизе.
Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. ( 4 ч.)
Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада. Соотнесение видения картины мира с национальными представлениями своего народа в музыкальных культурах Запада.
Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока. Соотнесение видения картины мира с национальными представлениями своего народа в музыкальных культурах Востока.
Музыкальный материал.
Чардаш. Из оперы «Хари Янош». З. Кодай.
По следам Руставели. Фрагменты из оратории. О. Тактакишвили.
Надежда. А. Пахмутова, на стихи Н. Добронравова.
Иисус Христос – суперзвезда. Фрагменты из рок – оперы. Э. Уэббер.
Обобщение и систематизация материала по теме «Музыка в формировании духовной культуры личности». ( 2 ч.)
Календарно – тематический план.
5 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количе- ство часов | Дата прове- дения | Приме-чание |
Музыка как вид искусства. | 2 | |||
1. | Интонационно- образная основа музыкального искусства. Слушание: П. И. Чайковский. Цикл «Времена года». Разучивание песни В. Локтева на слова О. Высотской «Песня о России». | 1 | ||
2. | Интонационно- образная основа музыкального искусства. Слушание: П. И. Чайковский. Цикл «Времена года». Особенности цикла, интонации. Исполнение «Песни о России» В. Локтева на слова О. Высотской. | 1 | ||
Народное музыкальное творчество. | 10 | |||
3. | Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Слушание народных песен. Исполнение «Песни о России» В. Локтева. | 1 | ||
4. | Народное творчество как художественная самоценность. р/к Слушание русских народных песен Тульского края. Исполнение «Песни о России» В. Локтева. | 1 | ||
5. | Особенности русской народной музыкальной культуры. Слушание народной музыки. р/к Своеобразие народной музыкальной культуры Тульского края. Исполнение «Песни о России» В. Локтева. | 1 | ||
6. | Основные жанры русской народной музыки: обрядовые песни. Их наиболее распространённые разновидности. Слушание обрядных песен. р/к Разучивание русской народной песни «А я по лугу». | 1 | ||
7. | Основные жанры русской народной музыки. Трудовые песни. Их наиболее распространённые разновидности. Слушание трудовых песен. р/к Исполнение русской народной песни «А я по лугу». | 1 | ||
8. | Основные жанры русской народной музыки. Былины. Их наиболее распространённые разновидности. Слушание былины «Садко», фрагментов из оперы- былины Н.А. Римского - Корсакова. | 1 | ||
9. | Основные жанры русской народной музыки. Лирические песни, частушки. р/к Слушание лирических песен и частушек Тульского края. Исполнение русской народной песни «А я по лугу». | 1 | ||
10. | Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России. Слушание песен народов России. Разучивание песни С. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» | 1 | ||
11. | Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Слушание норвежской народной песни «Волшебный смычок». Исполнение песни С. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» | 1 | ||
12. | Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им. Пятницкого, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова. Слушание народной музыки в их исполнении. Исполнение песни С. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина?» | 1 | ||
Народные истоки русской профессиональной музыки. | 5 | |||
13. | Народные истоки русской профессиональной музыки. Слушание фрагментов из произведений П.И. Чайковского. Исполнение песни С. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается | 1 | ||
14. | Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Слушание: И. Стравинский. Балет «Петрушка». Фрагменты. Исполнение разученных песен. | 1 | ||
15. | Выдающиеся российские исполнители: Ф. Шаляпин, С. Рихтер. Слушание: А. Скрябин «Прометей» в исполнении ГАСО СССР под управлением Е. Светланова. Солист С. Рихтер. Исполнение разученных песен. | 1 | ||
16. | Разучивание романса М.И. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок». Другая жизнь песни. Слушание: М.А. Балакирев. Пьеса – фантазия «Жаворонок». | 1 | ||
17. | р/к Знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной академической музыки. Исполнение романса М.И. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок». Слушание народных песен в исполнении оркестра «Ясная Поляна». | 1 | ||
Связь музыки с другими видами искусства. | 17 | |||
18. | Музыка и живопись. Слушание: М. Мусоргский. Фрагменты из сюиты «Картинки с выставки». Исполнение романса М.И. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок». | 1 | ||
19. | Образы живописи в музыке. Средства музыкальной выразительности. Слушание: А. Бородин. Симфония № 2 (Богатырская). Исполнение романса М.И. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок». | 1 | ||
20. | Музыкальный портрет. Слушание: М. Мусоргский. «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». Разучивание «Песни о маленьком трубаче» С. Никитина. | 1 | ||
21. | Музыкальный портрет. Слушание: М. Мусоргский. «Сиротка», «Баба – Яга» из сюиты «Картинки с выставки». Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С. Никитина. | 1 | ||
22. | Картины природы в музыке. Средства музыкальной выразительности, музыкальный язык. Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке». Э. Григ «Утро». Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С. Никитина. | 1 | ||
23. | Можем ли мы увидеть музыку? Слушание: М. Глинка. «Рондо» Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С. Никитина. | 1 | ||
24. | Интонация как носитель выразительного смысла в музыке. Слушание: С. Прокофьев. Вальс из оперы: «Война и мир». Разучивание песни Я. Френкеля на стихи Р. Рождественского «Погоня». | 1 | ||
25. | Можем ли мы услышать живопись? Интонации изобразительные и выразительные. Слушание: С. Рахманинов. Прелюдия соль мажор для фортепиано. Исполнение песни Я. Френкеля на стихи Р. Рождественского «Погоня». | 1 | ||
26. | Интонации изобразительные и выразительные. Музыкальные краски. Слушание: Д. Покрасс «Марш Будённого». М. Равель «Хабанера». Исполнение песни Я. Френкеля на стихи Р. Рождественского «Погоня». | 1 | ||
27. | Музыкальная живопись и живописная музыка. Слушание: К. Дебюсси «Празднества», «Лунный свет». Разучивание русской народной песни «Вечерний звон» на слова И. Козлова». | 1 | ||
28. | Музыкальная живопись и живописная музыка. Слушание: С. Прокофьев. Фрагменты из кантаты «Александр Невский». Исполнение русской народной песни «Вечерний звон» на слова И. Козлова». | 1 | ||
29. | Настроение картины и музыки. Слушание: С. Рахманинов. Этюд – картина ми – бемоль мажор (сцена на ярмарке). Исполнение русской народной песни «Вечерний звон» на слова И. Козлова». | 1 | ||
30. | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Слушание: Э. Григ. Фрагменты из произведений. Исполнение русской народной песни «Вечерний звон» на слова И. Козлова». | 1 | ||
31. | Вечная тема искусства. Слушание: Ф. Шуберт «Ave Maria», С. Рахманинов «Богородице дево, радуйся. Иконопись и музыка. Разучивание песни Я. Дубравина на слова В. Суслова «Музыка всюду живёт». | 1 | ||
32. | р/к Церковные песнопения в храме Сергия Радонежского города Плавска. Слушание колокольных звонов русских храмов и монастырей. Исполнение песни Я. Дубравина на слова В. Суслова «Музыка всюду живёт». | 1 | ||
33. | Взаимосвязь музыки, литературы, живописи. Слушание: Н. Римский - Корсаков «Сеча при Керженце». Исполнение песни Я. Дубравина на слова В. Суслова «Музыка всюду живёт». | 1 | ||
34. | Взаимосвязь музыки, литературы, живописи. Слушание: К. Хачатурян. Фрагменты из балета «Чиполлино». Исполнение изученных песен. | 1 | ||
Обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе. | 1 | |||
35. | Обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе. | 1 | ||
Итого: | 35 |
Календарно – тематический план.
6 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количе- ство часов | Дата прове- дения | Примеча- ние |
Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до XIX столетия. | 1 | |||
1. | Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений. Слушание фрагментов из произведений П. Чайковского и Л. Бетховена («Времена года» и увертюра «Кариола»). | 1 | ||
Средневековая духовная музыка. | 6 | |||
2. | Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья. Слушание: колокольные звоны «Благовест», «Красный звон». Разучивание песни Г. Струве на слова К. Ибряева «Школьный корабль». | 1 | ||
3. | Знаменный распев как музыкально – звуковой символ Древней Руси. Слушание: «Свет превечный». Малый знаменный распев. Исполнение песни Г. Струве «Школьный корабль». | 1 | ||
4. | Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Слушание: «О преславного чудесе», «Земле русская». Исполнение песни Г. Струве «Школьный корабль». | 1 | ||
5. | Отечественная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Слушание: «Песнь всяку духовную». Напев Киево – Печерской лавры. Исполнение песни Г. Струве «Школьный корабль». | 1 | ||
6. | Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Слушание: «Во царствии твоём…» Греческий распев. Разучивание песни М. Дунаевского «Цветные сны». | 1 | ||
Западноевропейская профессиональная музыка эпохи Возрождения и Барокко. | 2 | |||
7. | Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Творчество Палестрины, Жанекена, Лассо. Исполнение песни М. Дунаевского «Цветные сны». | 1 | ||
8. | Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Слушание: А. Вивальди «Времена года». Исполнение песни М. Дунаевского «Цветные сны». | 1 | ||
Творчество Баха. | 2 | |||
9. | Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Слушание: Бах. Органная фуга соль минор. Исполнение песни М. Дунаевского «Цветные сны». | 1 | ||
10 | Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Слушание: Бах. Месса си минор (фрагмент). Прелюдия № 8 ми минор. Разучивание песни О. Митяева «Как здорово…» | 1 | ||
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII и XVIII в. | 5 | |||
11. | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII и XVIII в. Исполнение песни О. Митяева «Как здорово…» Слушание: Д. Бортнянский. Концерт № 32 (фрагмент). | 1 | ||
12. | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII и XVIII в. Слушание: Д. Бортнянский. Первая часть концерта № 3 «Господи, силою твоею». Исполнение песни О. Митяева «Как здорово…» | 1 | ||
13. | Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях. Кант как жанр профессиональной музыки этого времени. Исполнение песни О. Митяева «Как здорово…» | 1 | ||
14. | Партесный концерт как основной жанр профессиональной музыки этого времени. Слушание: Д. Бортнянский. Фрагменты из произведений. Исполнение песни О. Митяева «Как здорово…» | 1 | ||
15. | Хоровой концерт как основной жанр профессиональной музыки эпохи средневековья. Слушание: Д. Бортнянский. Концерт № 32 «Скажи ми, Господи, кончину мою». Разучивание песни А. Флярковского на слова А. Дидурова «Прощальный вальс». | 1 | ||
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. | 15 | |||
16. | Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Слушание: А. Вивальди «Зима». В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада». Исполнение песни А. Флярковского на слова А. Дидурова «Прощальный вальс». | 1 | ||
17. | И. Гайдн. Особенности восприятия мира композитором классиком. Слушание: соната ми минор. Исполнение песни А. Флярковского на слова А. Дидурова «Прощальный вальс». | 1 | ||
18. | И. Гайдн. Особенности восприятия мира композитором классиком. Классический симфонизм Гайдна. Слушание: «Детская симфония». Исполнение песни А. Флярковского на слова А. Дидурова «Прощальный вальс». | 1 | ||
19. | В.А. Моцарт. Особенности восприятия мира композитором – классиком. Слушание фрагментов из произведений Моцарта. Разучивание песни В. Соловьёва – Седого на стихи Матусовского «Баллада о солдате». | 1 | ||
20. | Моцарт как создатель жанра классического концерта и блистательный сочинитель симфонической музыки. Слушание: концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Исполнение песни В. Соловьёва – Седого на стихи Матусовского «Баллада о солдате». | 1 | ||
21. | «Реквием» Моцарта как образец камерной инструментальной музыки. Слушание: лирическая кульминация «Реквиема»- «Лакримоза». Исполнение песни В. Соловьёва – Седого на стихи Матусовского «Баллада о солдате». | 1 | ||
22. | Л. Бетховен. Путь от классицизма к новому стилю романтизму. Слушание: Бетховен. Соната № 8. Исполнение песни В. Соловьёва – Седого на стихи Матусовского «Баллада о солдате». | 1 | ||
23. | Симфоническая музыка Бетховена. Сила героической интонации. Слушание: 5- я симфония. I часть. Исполнение песни В. Соловьёва – Седого на стихи Матусовского «Баллада о солдате». | 1 | ||
24. | Сонаты Бетховена как образцы камерной инструментальной музыки. Слушание: «Аппассионата» (соната № 23). Разучивание песни А. Зацепина на стихи М. Пляцковского «Ты слышишь, море?». | 1 | ||
25. | Ф. Шопен. Особенности восприятия мира композитором романтиком. Слушание: Шопен. Вальс № 14 ми минор. Этюд № 12 до минор. Исполнение песни А. Зацепина на стихи М. Пляцковского «Ты слышишь, море?». | 1 | ||
26. | Р. Шуман. Особенности восприятия мира композитором романтиком. Слушание: Шуман. «Вечерняя звезда». Исполнение песни А. Зацепина на стихи М. Пляцковского «Ты слышишь, море?». | 1 | ||
27. | Ф. Лист. Особенности восприятия мира композитором романтиком. Слушание: Лист. Венгерская рапсодия № 2. Исполнение песни А. Зацепина на стихи М. Пляцковского «Ты слышишь, море?». | 1 | ||
28. | Ф. Шуберт. Особенности восприятия мира композитором романтиком. Интерес и внимание к фольклору. Слушание: песенный цикл «Прекрасная мельничиха», «Лесной царь». Разучивание песни Д. Львова – Компанейца на слова Б. Богомазова «Хорошо, что есть каникулы». | 1 | ||
29. | Э. Григ. Творчество крупнейшего норвежского композитора. Воспроизведение исторического прошлого в музыке к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Слушание: Григ. «Смерть Озе», «Утро». Исполнение песни Д. Львова – Компанейца на слова Б. Богомазова «Хорошо, что есть каникулы». | 1 | ||
30. | Связь музыки, литературы и живописи в творчестве композиторов романтиков. Слушание фрагментов из произведений Брамса, Вагнера, Берлиоза. Исполнение песни Д. Львова – Компанейца на слова Б. Богомазова «Хорошо, что есть каникулы». | 1 | ||
Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия. | 3 | |||
31. | Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия. Ж, Бизе. Слушание: фрагменты из оперы «Кармен» («Хабанера», «Сцена гадания»). Исполнение песни Д. Львова – Компанейца на слова Б. Богомазова «Хорошо, что есть каникулы». | 1 | ||
32. | Особенности драматургического развития в операх Дж. Верди. Слушание: «Песенка Герцога», «Финал» из оперы «Риголетто». Разучивание песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова на слова В. Харитонова. | 1 | ||
33. | Особенности драматургического развития в операх Дж. Россини. Слушание: «Золушка»- Увертюра. Секстет. Исполнение песни | 1 | ||
Центры отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования. | 1 | |||
34. | Центры отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования. Исполнение песен, изученных в 6 классе. | 1 | ||
Выразительные возможности различного склада письма и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. | 1 | |||
35. | Выразительные возможности различного склада письма и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Слушание фрагментов из произведений русской и зарубежной музыки от эпохи средневековья до XIX столетия. | 1 | ||
Итого: | 35 |
Календарно- тематический план.
7 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количе- ство часов | Дата провед- ния | Приме-чание |
Отечественная музыкальная культура XIX века. | 19 | |||
1 | Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Разучивание песни М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц». Слушание: А.Н. Верстовский «Черная шаль», «Три песни скальда». | 1 | ||
2 | Особенности проявления романтизма в русской музыке. Исполнение песни «Маленький принц». Слушание: А. Алябьев. Романсы «Зимняя дорога», «Соловей». Творчество А.С. Даргомыжского. | 1 | ||
3 | Особенности появления романтизма в русской музыке. Исполнение песни «Маленький принц». Слушание: А.Е. Варламов «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди» | 1 | ||
4 | Драматизм, героика как характерные свойства русской классической школы. Исполнение песни «Маленький принц». Слушание: М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя». | 1 | ||
5 | Психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Разучивание песни «Милый мой хоровод». Слушание: М.И. Глинка романсовый цикл «Прощание с Петербургом». | 1 | ||
6 | Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс). Исполнение русской народной песни «Милый мой хоровод». Слушание: А. Скрябин «Прелюдия № 4», Ф. Шопен «Прелюдия № 20», П.И. Чайковский «Первый квартет». | 1 | ||
7 | Развитие жанра светской музыки. Концерт. Исполнение песни «Милый мой хоровод». Слушание: П.И. Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром». | 1 | ||
8 | Развитие жанров светской музыки. Симфония. Исполнение песни «Милый мой хоровод». Слушание: П.И. Чайковский «Пятая симфония». | 1 | ||
9 | Развитие жанров светской музыки. Балет. Исполнение песни «Милый мой хоровод». Слушание: П.И. Чайковский балет «Щелкунчик». | 1 | ||
10 | Развитие жанра светской музыки. Опера. Разучивание песни А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Звездопад». Слушание: Н.А. Римский-Корсаков опера «Майская ночь». Фрагменты. | 1 | ||
11 | Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная литургия. Исполнение песни «Звездопад». Слушание: С. Рахманинов «Придите, поклонимся» (из Всенощного Бдения). | 1 | ||
12 | М.И. Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Слушание: М.И. Глинка. «Вальс - фантазия». Симфоническая увертюра – фантазия «Камаринская». Исполнение песни «Звездопад». | 1 | ||
13 | Роль творчества М.И. Глинки в развитии русской оперы. Слушание: увертюра, заключительный хор «Слава великим богам!» из оперы «Руслан и Людмила». Исполнение песни «Звездопад». | 1 | ||
14 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы в творчестве М.П. Мусорского. Слушание: «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». «Рассвет на Москве реке» из оперы «Хованщина». Исполнение изученных песен. | 1 | ||
15 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы в творчестве А.П. Бородина. Богатырский размах и эпическое влечение, яркая красочность и удивительная простота произведений А.П. Бородина. Слушание: А.П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»). Экспозиция первой части. Разучивание песни Ю. Чичкова на стихи К. Ибряева «Школьная страна». | 1 | ||
16 | Творчество Н.А. Римского-Корсакова – яркая страница русской музыкальной культуры XIX века. Слушание: «Полет Шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». «Сеча при Керженце». Исполнение песни «Школьная страна». | 1 | ||
17 | Неповторимый и оригинальный стиль творчества П.И. Чайковского. Слушание: фортепианный цикл «Времена года». «Осенняя песня», «На тройке». Фрагменты первый части. Симфония № 6 («Патетическая»). Исполнение песни «Школьная страна». | 1 | ||
18 | Многообразие музыкальных жанров в творчестве С.В. Рахманинова. Слушание фрагментов из произведений Рахманинова. Исполнение песни «Школьная страна». | 1 | ||
19 | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в творчестве композиторов русской классической музыкальной школы. Слушание: фрагментов из произведений Глинки, Бородина, Скрябина. Разучивание песни Е. Бачурина «Дерева». | 1 | ||
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. | 7 | |||
20 | Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве И.Ф. Стравинского. Новаторство композитора. Слушание: фрагменты из балета «Петрушка». Исполнение песни «Дерева». | 1 | ||
21 | Богатство музыкальных образов в симфонической и театральной музыке С.С. Прокофьева. Слушание: «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир». Исполнение песни «Дерева». | 1 | ||
22 | Драматические, героические, комические, гротесковые образы в творчестве Д.Д. Шостаковича и особенности их драматургического развития в камерной и вокальной музыке. Слушание: фрагменты из произведения Д. Шостаковича. Исполнение песни «Дерева». | 1 | ||
23 | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Творчество Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, Р.К. Щедрина. Слушание фрагментов из произведений данных композиторов. Разучивание песни Д. Тухманова на слова В. Харитонова «День Победы». | 1 | ||
24 | А.Г. Шнитке как представитель музыкального авангарда отечественной музыкальной культуры. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Исполнение песни «День Победы». | 1 | ||
25 | Становление национальных школ музыки. Творчество Б. Бриттена, К. Дебюсси, К. Орфа. Исполнение песни «День Победы». Слушание фрагментов из произведений Дебюсси. Музеи музыкальной культуры. | 1 | ||
26 | Становление национальных школ музыки. Творчество М. Равеля, А. Шенберга. Исполнение песни «День Победы». Слушание: М. Равель «Болеро». | 1 | ||
«Легкая» и «серьезная» музыка. | 7 | |||
27 | Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. «Легкое» и «серьезное» в танцевальной музыке, песне. Слушание: Эдит Пиаф «Нет, я ни о чем не жалею», С. Рахманинов «Полька», И. Штраус «Полька – пиццекато». Разучивание песни В. Егорова «Облака». | 1 | ||
28 | Джаз – дитя двух культур. Творчество Л. Армстронга, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесова. Слушание произведений в их исполнении. Исполнение песни «Облака». | 1 | ||
29 | Джаз – дитя двух культур. Спиричуэл, блюз (Э. Фицджеральд). Симфоджаз (Дж. Гершвин). Слушание Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром (фрагмент). Исполнение песни «Облака». | 1 | ||
30 | Творчество отечественных композиторов – песенников. И.О. Дунаевский, А.В. Александров. Слушание песен данных композиторов. Исполнение песни «Облака» | 1 | ||
31 | Авторская песня. Слушание песен А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Разучивание песни Б. Окуджавы «Союз друзей». | 1 | ||
32 | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Мюзикл, рок – опера. Слушание: Р. Отерс «Обратная сторона Луны» («Пинк Флойд»). Исполнение песни «Союз друзей». | 1 | ||
33 | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки в различных пластах современного музыкального искусства: рок-н-ролл, британский бит, фанк-рок, хард-рок, арт-рок, реггей, хеви-металл. Слушание произведений. Исполнение песни «Союз друзей». | 1 | ||
Панорама современной музыкальной жизни страны и мира. | 1 | |||
34 | Панорама современной музыкальной жизни страны и мира: конкурсы исполнителей, деятельность всемирно известных театров оперы и балета. Исполнение песни «Союз друзей». Слушание музыкальных произведений в исполнении победителей Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского. | 1 | ||
Обобщение и систематизация материала по теме «Отечественное и зарубежное искусство ХХ века». | 1 | |||
35 | Обобщение материала по теме «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство ХХ века». Слушание и исполнение произведений, изученных в 7 классе. | 1 | ||
Итого | 35 |
Календарно- тематический план.
8 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Количе- ство часов | Дата проведе- ния | Примеча- ние |
Что значит современность в музыке. | 4 | |||
1 | Что значит современность в музыке. Слушание: С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Предназначение музыкального искусства | 1 | ||
2 | Настоящая музыка не бывает «старой». Разучивание песни А. Пахмутовой на слова С. Острового «Песня остается с человеком». Слушание: Бах. Фуга ре-минор для органа. | 1 | ||
3 | Современна ли музыка И.С. Баха, Л. Бетховена. Слушание: Бах. Фрагменты токтаты. Бетховен «Лунная соната». Исполнение: «Песня остается с человеком». | 1 | ||
4 | Живая сила традиции. Слушание: М. Мусорский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Исполнение песни А. Пахмутовой «Песня остается с человеком». | 1 | ||
Специфика музыки, ее место в ряду других видов искусства. | 9 | |||
5 | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Исполнение песни А. Пахмутовой «Песня остается с человеком». Слушание: А. Хачатурян. «Смерть гладиатора» из балета «Спартак». | 1 | ||
6 | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Разучивание песни А. Петрова на слова Г. Шпаликова «Я шагаю по Москве». Слушание: А Эшпай. Симфония №2 (вторая часть, фрагмент). | 1 | ||
7 | Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Исполнение песни А. Петрова «Я шагаю по Москве». Слушание С. Рахманинов. Прелюдия №12. | 1 | ||
8 | Мир, человек, природа – главные темы искусства. Исполнение песни А. Петрова «Я шагаю по Москве». Слушание: Н. Римский- Корсаков. Вступление к опере «Садко». | 1 | ||
9 | События истории и наша современность – главные темы искусства. Исполнение песни А. Петрова «Я шагаю по Москве». Слушание: А. Хачатурян. Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак». | 1 | ||
10 | Родство художественных образов разных искусств. Разучивание песни В. Берковского и С. Никитина «Под музыку Вивальди». Слушание: Г. Свиридов «Любовь святая». Из цикла «Три хора из музыки» к трагедии А.К Толстого «Царь Федор Иоанович». Фрагмент. | 1 | ||
11 | Взаимодополнение выразительных средств разных искусств. Исполнение песни «Под музыку Вивальди». Слушание: С. Слонимский «Я недаром печальной слыву». Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой». | 1 | ||
12 | Место и возможности музыки в синтетических видах искусств. Музыка в театре. Исполнение песни: «Под музыку Вивальди». Слушание: музыка В. Фоменко в пьесе «Изобретательная влюбленная». | 1 | ||
13 | Место и возможности музыки в синтетических видах искусства. Музыка кино. Исполнение песни «Под музыку Вивальди». Слушание: С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». | 1 | ||
Направленность музыкального искусства. | 4 | |||
14 | Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства. Слушание: А. Бородин. Хор «Славься» из оперы «Князь Игорь». | 1 | ||
15 | Направленность музыкального искусства на духовное совершенствование личности: пробуждение душевной отзывчивости. Разучивание: «Песенка о непогоде» М. Дунаевского на стихи Н. Олева. Слушание: А Бородин. Ария князя Игоря. Из оперы «Князь Игорь». | 1 | ||
16 | Направленность музыкального искусства на духовное совершенствование личности: формирование эстетического отношения к музыке и жизни. Исполнение «Песенки о непогоде». Слушание: В.А. Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер» (четвертая часть). | 1 | ||
17 | Направленность музыкального искусства на духовное совершенствование личности: показание мира в уникальной музыкально-образной форме. Исполнение «Песенки о непогоде». Слушание: С. Прокофьев. «Джульетта – девочка» из балета «Ромео и Джульетта». | 1 | ||
Арттерапевтические возможности .музыкального искусства | 1 | |||
18 | Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально – интеллектуального развития личности. Слушание: Бетховен «Лунная соната». Моцарт. Фантазия. | 1 | ||
Раскрытие вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений. | 11 | |||
19 | Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений. Разучивание песни А. Якушевой «Вечер бродит». Слушание: И. Штраус «Так говорил Заратустра». | 1 | ||
20 | Своеобразие раскрытия вечной проблемы жизни и смерти. Слушание: реквиемы Моцарта, Верди, Бриттена. Исполнение песни «Вечер бродит». | 1 | ||
21 | Своеобразие раскрытия проблемы вечности духа и кратковременности земной жизни в творчестве И.С. Баха. Исполнение песни «Вечер бродит». Слушание: Бах «Страсти по Матфею». Фрагменты. | 1 | ||
22 | Своеобразие раскрытия проблемы любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»). Исполнение песни «Вечер бродит». Слушание: С. Прокофьев. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». | 1 | ||
23 | Своеобразие раскрытия вечной проблемы войны и мира в творчестве Д. Шостаковича, Г. Малера. Разучивание песни «Здравствуй, мир» Л. Квинт на стихи М. Пушкиной. Слушание: Д. Шостакович. Фрагменты из симфонии № 7. | 1 | ||
24 | Своеобразие раскрытия вечной проблемы войны и мира в творчестве Д. Кабалевского. Исполнение песни «Здравствуй, мир» Л. Квинт на стихи М. Пушкиной. Слушание: Д. Кабалевский. Сюита «Народные мстители». | 1 | ||
25 | Своеобразие раскрытия проблемы личности и общества в творчестве Бетховена. Исполнение песни «Здравствуй, мир». Слушание: Бетховен. Девятая симфония. | 1 | ||
26 | Своеобразие раскрытия проблемы личности и общества в творчестве А. Хачатуряна, А.Г. Шнитке. Исполнение песни «Здравствуй, мир». Слушание: А. Хачатурян. Балет «Спартак» (фрагменты). | 1 | ||
27 | Своеобразие раскрытия проблемы внутренних противоречий в душе человека в творчестве М. Мусорского. Исполнение песен. Слушание: М, Мусорский. Опера «Хованщина». «Песня Марфы». Опера «Борис Годунов». Сцена смерти Бориса | 1 | ||
28 | Своеобразие раскрытия проблемы внутренних противоречий в душе человека в творчестве Р. Шумана. Разучивание песни Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова «Журавли». Слушание: Р Шуман «Любовь поэта». Вокальный цикл. | 1 | ||
29 | Своеобразие раскрытия проблемы внутренних противоречий в душе человека в творчестве Ж. Бизе. Исполнение песни «Журавли». Слушание: Ж. Бизе. Опера «Кармен». Хабанера. Сцена гадания. Кармен – сюита | 1 | ||
Особенности видения картин мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. | 4 | |||
30 | Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада. Исполнение песни «Журавли». Слушание: З. Кодай. Опера «Хари Янош», «Чардаш». | 1 | ||
31 | Соотношения видения картины мира с национальными представлениями своего народа в музыкальных культурах Запада. Исполнение песни «Журавли». Слушание: О. Тактакишвили. Оратория «По следам Руставели». Фрагменты. | 1 | ||
32 | Особенности видения красоты мира в национальных музыкальных культурах Востока. Разучивание песни А. Пахмутовой на стихи Н Добронравова «Надежда». Слушание фрагментов из оратории «По следам Руставели» О. Тактакишвили. | 1 | ||
33 | Соотнесение видения картины мира с национальными представлениями своего народа в музыкальных культурах Востока. Исполнение песни «Надежда». Слушание: фрагменты из рок – оперы Э. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». | 1 | ||
Обобщение и систематизация материала. | 2 | |||
34 | Систематизация материала по теме «Музыка в формировании духовной культуры личности». Исполнение разученных песен. Слушание и анализ любимых музыкальных произведений. | 1 | ||
35 | Обобщающее повторение по теме «Музыка в формировании духовной культуры личности». Исполнение разученных песен. Слушание любимых музыкальных произведений. | 1 | ||
Итого | 35 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать:
∙ специфику музыки как вида искусства;
∙ возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
∙ основные жанры народной и профессиональной музыки;
∙ многообразие музыкальных образов и способов их развития;
∙ основные формы музыки;
∙ характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
∙ виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
∙ имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь:
∙ эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
∙ узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
∙ выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
∙ исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
∙ сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
∙ сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
∙ различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
∙ устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
∙ слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
∙ размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
∙ музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Учебно – методическое обеспечение
Для обучающихся:
1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка, 5 класс. – М.: Просвещение, 2013;
2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка, 6 класс. – М.: Просвещение,
2013;
3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка, 7 класс. – М.: Просвещение,
2013;
4. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Искусство 8 - 9 классы. –
М.: Просвещение, 2013.
Для учителя:
1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки, 5 - 6 классы. – М.: Просвещение, 2012;
2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки, 7 класс. – М.: Просвещение, 2012;
3.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс.
4.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс.
5.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс.
6.Искусство. Фонохрестоматия музыкального и литературного материала. 8 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 · Программа разработана на основе Федерального компонента госуд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного ст...
Соотнесение требований к выпускникам, представленные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по английскому языку базового и профильного уровней с элементами содержания и требо
Соотнесение требований к выпускникам, представленные в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного и среднего (общего) полного образования по английскому языку базового...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы курса английского языка к УМК Английский в фокусе (Альпаков В.). 6 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы курса английского языка к УМК Английский в фокусе (Альпаков В.)...