ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
методическая разработка по музыке ( класс) на тему
РАЗВИТЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ РЕЧЕВЫХ ИГР И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_voobrazheniya_detey_s_pomoshchyu_igra_i_etyudov.docx | 37.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие воображения детей с помощью речевых игр и театральных этюдов
В нашей работе мы часто встречаемся с очень стеснительными детьми или гиперактивными. Очень трудно бывает привлечь их внимание к какому-либо действу, раскрепостить, сплотить.
И в этом нам может помочь игра. Игры позволяют создать радостную атмосферу, вызвать интерес к определенным действиям.
Игры помогают психологической адаптации в коллективе. Когда действуют вместе, даже самый несмелый ребенок включается в общий процесс превращений.
Игры могут быть разные. Мы хотим предложить вам театрализованные этюды и стихи для обыгрывания.
Стихотворные игры являются маленькими театрализованными этюдами, которые воздействуют на сферу чувств: развивают умение радоваться, печалиться, будят сочувствие.
Перевоплощаясь, дети получают возможность отрабатывать модели поведения: они смелее выступают от лица какого-либо персонажа, чем от своего собственного лица. Стихотворные игры готовят детей к будущим инсценировкам, театральным играм и постановкам.
На дорожке носом к носу
Повстречался кот Барбосу.
От испуга весь дрожа.
Превратился кот в ежа.
В результате этой встречи
До сих пор Барбоса лечим. (А. Тараскин)
«Котенок»
Котенок возится с клубком,
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет в бок,
Никак не может догадаться,
что здесь не мышка, а клубок. (А. Барто)
«Кабачок»
Подставив солнышку бочок
Лежит на грядке кабачок.
Листок в сторонку отодвинув,
Он солнцу говорит: «Погрей,
Погрей, пожалуйста, мне спину,
Я подрасти хочу скорей».
Вмиг солнце принялось за дело,
И спину кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался, он пыхтел,
Но повернуться не сумел. (И. Беленов)
Уронила белка шишку.
Шишка стукнула зайчишку.
Тот пустился наутек,
Чуть не сбил медведя с ног...
Под корнями старой ели
Размышлял медведь полдня:
Что-то зайцы осмелели...
нападают на меня". ( В. Шульжик)
«Дракон»
В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» сказал
И, улыбаясь, заказал:
Для этой головы, пожалуйста, халвы.
Для этой пасти - прочие сласти.
Для этой головки – перловки.
Для этой глотки – селёдки.
Для этой рожи – то же.
Для этого личика – два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку, семь салфеток, ножик и вилку.
(В. Берестов)
«Охотник»
Я до шуток не охотник,
Что скажу — скажу всерьез.
Шел по улице охотник,
На базар добычу нес.
Рядом весело бежали
Псы его, которых звали:
Караул, Пожар, Дружок,
Чемодан и Пирожок,
Рыже-огненный Кидай
И огромный Угадай.
Вдруг из рыночных ворот
К ним навстречу вышел кот.
Угадай взмахнул хвостом
И помчался за котом.
И за ним Пожар, Дружок
Чемодан и Пирожок.
Наш охотник осерчал,
Во все горло закричал:
— Караул! Дружок! Пожар! —
Всполошился весь базар.
А охотник не молчит,
Он себе одно кричит:
— Ой, Пожар! Ко мне, сюда! —
Люди поняли — беда!
Поднялась такая давка,
Что сломали два прилавка.
Где уж тут собак найти,
Дай бог ноги унести!
Опечалился охотник:
— Я теперь плохой работник.
Мне ни белки не подбить,
Ни лисицы не добыть.
Час прошел,
Другой прошел,
Он в милицию пришел:
— У меня, друзья, пропажа.
То ли случай, то ли кража.
У меня пропал Дружок,
Чемодан и Пирожок.
Старший выслушал его,
Но не понял ничего.
— Не мелите что попало.
Повторите: что пропало?
— Чемодан, Дружок, Кидай.
— А еще что?
— Угадай!
Капитан, нахмурив брови,
Рассердился, закричал:
— Я училище в Тамбове
Не для этого кончал,
Чтоб загадочки гадать,
Чемоданчики кидать!
Не умею и не стану,
Не за тем поставлен здесь.
Но вернемся к чемодану...
У него приметы есть?
— Шерсть густая,
Хвост крючком.
Ходит он чуть-чуть бочком.
Любит макароны с мясом,
Обожает колбасу,
Лает дискантом и басом
И натаскан на лису.
— Чемодан?
— Да, Чемодан. —
Поразился капитан.
— Что касается Дружка,
Он чуть больше Пирожка.
Подает знакомым лапу,
На соседей не рычит.
Тут дежурный рухнул на пол,
А потом как закричит:
— Я запутался в дружках,
чемоданах, пирожках!
Вы зачем сюда пришли?
Или вы с ума сошли?!
— А еще пропал Пожар
Тот, который убежал!
— Отвяжитесь, гражданин.
Позвоните ноль-один!
Ох, боюсь я, как бы, часом,
Сам я не залаял басом!
Наш охотник загрустил,
Очи долу опустил.
Грустный после разговора
Он выходит на крыльцо.
Перед ним собачья свора:
Все любимцы налицо.
Чемодан залаял басом,
Лапу протянул Дружок,
Заскакали с переплясом
Угадай и Пирожок.
Я до шуток не охотник
И рассказ закончу так:
— Если ты, дружок, охотник.
Думай, как назвать собак! (Эдуард Успенский)
«Черепаха» (французский стишок)
Я – черепаха,
Поэтому ясно,
Что я и умна,
И собою прекрасна.
А то, что, как ласточка,
Я не крылата,
Так в этом не я,
А судьба виновата.
Но быть недовольной
Своею судьбою
Не значит ведь быть
Недовольной собою.
«Заячья любовь» (Н. Ламм)
Заяц гордо шел по лесy,
Вел зайчихy, как принцессy.
До верхyшек серых yшек
Заяц был в нее влюблен,
Но собраться и признаться
Все не мог решиться он.
Правда, заяц понимал,
Что в пyти молчать неловко.
Просто он слова искал.
А когда нашел - сказал:
- Ты такая...
Ты такая...
Ты такая...
Как морковка.
«В театре»
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
Игры - путешествия объединяют всех детей, развивают фантазию, творческое воображение.
Поход в лес, где можно найти поляну: музыкальную, таинственную, сказочную, весёлую, грустную, спортивную, сладкую и т.д.
Путешествие на «ковре-самолёте», «воздушном шаре», «машине времени» по сказкам, частям света, различным эпохам.
Путешествие на волшебном корабле в страну Знаний с капитаном Врунгелем. По пути посещение островов: игрушек, сказок, смеха и т.д.
«Волшебная палочка» или «Волшебный фонарик» - с их помощью оживление игрушек, предметов, различные превращения.
«Волшебная книга» - встреча со сказочными персонажами. Кто-то с ней неаккуратно обращался, страницы порвались, перепутались. Нужно привести её в порядок, чтобы помочь сказочным персонажам вернуться в свои сказки.
Это наиболее типичные сюжеты, которые легко обыгрываются на поэтическом и музыкальном материале и к которым несложно придумать различные конфликты.
Например:
- «Путешествия»: на пути встречаются разбойники или пираты, противоборство добрых и злых сил;
- «Машина времени»: кто-то ее сломал, например, Незнайка, нужно ее починить, чтобы вернуться в свое время;
- «Волшебная палочка»: Баба-Яга или старуха Шапокляк пытаются отнять волшебную палочку у главных героев;
- «Волшебная книга»: кто-то с ней неаккуратно обращался, страницы порваны, перепутались. Нужно привести ее в порядок, чтобы помочь сказочным персонажам вернуться в свои сказки;
- Сказочные персонажи в гостях у детей: обычно герои сказок связаны по сюжету со своими антиподами. Например, Айболита преследует Бармалей, Ивана царевича – Баба-Яга, все время плачущую Царевну Несмеяну успокаивает Емеля и т. д.
Этюды на развитие творческого воображения.
В игровой ситуации дети легко начинают действовать в вымышленной ситуации. Вот несколько тем для подобных упражнений.
Перевёрнутый ящик – телевизор. Дети сидят на стульях и «смотрят передачу».
Передать книгу друг другу так, как будто это:
- кирпич,
- кусок торта,
- фарфоровая статуэтка
- колючая роза.
Взять со стола карандаш так, как будто это:
- червяк,
- горячая печёная картошка,
- маленькая бусинка.
« Игра с платком»
Игра развивает воображение, выразительность движений, артистизм.
Предложить с помощью платка, движений, мимики изобразить:
- Бабочку,
- Лису,
- Принцессу,
- Волшебника,
- Бабушку,
- Фокусника,
- Больного с зубной болью и т.д.
«Игра скульпторы»
- скульптор - глина
- повар – тесто
- малыш – пластелин.
«Этюд строители»
Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения.
- тяжёлое ведро с цементом; лёгкую кисточку,
- кирпич,
- огромную тяжёлую доску,
- гвоздик,
- молоток.
Ведущий наблюдает, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».
«Пробуждение на деревенском дворе» (для детей с 5 лет)
Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!». А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние облизывает, умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу». Неуклюже и смешно, переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь вышагивает медленно, поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ножки, поднимает голову, прищуривает удивленно глаза, и говорит: «Хрю-хрю». Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо, поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-и-и-го-го». Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко».
Все проснулись. С добрым утром!
Замечания:
- Дети могут многие движения придумывать сами.
- Сначала этюд отрабатывается по отдельным животным. Со временем, когда участники отрепетируют разные роли, пробуждение лучше делать одновременно, распределить заранее роли.
«Аквариум»
«Резиновая игрушка»
«Придумай конец сказки»
«Срана Бывандия – Небывандия, Тили – тили – тряндия»
«Отгадай профессию»
«Садовник» - из семечка цветочек, деревцо.
«Волшебники»
Несколько этюдов на развитие пантомимики:
«Передавалки»
- передай улыбку,
- сердилку,
- хлопок с усложнением,
- испуг,
- гримасу,
- смешилку,
- приветствие.
«Угадай профессию»
«Зоопарк»
«Цирк»
«Угощение»
На развитие эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
«Игры и упражнения»
- позови ласково
- передача чувств,
- пирамида любви
Игра вместе с мамой для малышей «Цветы и бабочки»
Наши мамы – все цветочки!
Ну, а их сыночки, дочки - маленькие бабочки,
Начинай игралочку!
Мамы выходят в центр зала, садятся на корточки. Под музыку распускаются цветочки (раскрывают пальцы в ладонях.)
Дети («бабочки»), летают и, пока звучит музыка, выбирают для себя самый красивый и любимый цветочек – свою мамочку! Во время паузы (музыка смолкает), дети «садятся» на него, обнимают, целуют.
Звучит музыкальная тема бабочек, и дети вновь летают по комнате. Игра повторяется 2 раза. Затем «цветы» и «бабочки» начинают танцевать. Цветы и бабочки (мама и ребенок) танцуют вдвоем (произвольные танцевальные движения). Возвращается музыкальная тема бабочек, и они улетают домой, а цветочки закрывают свои лепесточки и мамы садятся на корточки. (Для каждого действия предусмотрен определенный музыкальный фрагмент).
Релаксационные игры
Всем детям необходим хотя бы кратковременный отдых от активных занятий. В этом помогут релаксационные игры, которые дают возможность ребенку пофантазировать, немного отдохнуть, сделать себе самомассаж.
Научить ребенка расслаблять мышцы сложно, но в этом помогает игровая форма. Дети представляют себя разными персонажами, выполняющими действия: то они свободно покачивают руками, мягко поглаживают плечи или сладко засыпают. Они постепенно запоминают моменты напряжения и расслабления мышц. В дальнейшем это используется при выполнении физкультурных упражнений, танцевальных и ритмических композиций и в обычной жизни.
При проведении игр на релаксацию можно использовать тихую, спокойную музыку, которая создаст соответствующее настроение.
Мишка
Мишка по лесу гулял, Мишка, кажется, устал, Он расслабился, уснул, Молодец, Мишутка! | Топают ногами Вытирают лоб рукой Делают глубокий вдох Ложатся и отдыхают Медленно встают Поднимают ручки вверх |
Бегемотик
Лежит бегемотик, И в теплом болоте Уснул бегемотик. | Лежат на спине Делают вдох животом Выдох Зеваем «Спим» |
К маме
Мы на улице замерзли, Так скорей давайте к маме Быстро-быстро побежим. Мама шарфиком укрыла, Посадила на диван, Почитала книжку нам. Руки, ноги расслабляем, Вместе с мамой отдыхаем. | Обнимаем свои плечи, Хлопаем по плечам. Бег на месте. Поглаживаем плечи. Показываем раскрытые ладошки, «книжка» Расслабляем руки, ноги, отдыхаем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"
В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...
Творческая работа "Развитие творческих способностей".
В работе рассматриваются уровни развития творческих способностей обучающихся....
Слайдовая презентация "Фотоальбом творческих работ педагога и учащихся творческого объединения "Мягкая игрушка"
В альбом включена часть творческих работ. Альбом составлен для презентации на областном конкурсе педагогического мастерства "Мастер года" 2011 год....
Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога. Работа направлена на формирование у воспитан...
Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога
Аннотация. В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...