Развитие музыкальной памяти
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Молокова Жанна Викторовна

Музыкальная память – пожалуй, самая неисследованная область музыкальной психологии и педагогики. В то же время, знание о работе музыкальной памяти и её развитии необходимо каждому преподавателю музыки.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_metodicheskih_rabot_g._abakan.docx32.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1. Введение

2. Актуальные вопросы обучения в классе скрипки

3. Заключение

4. Список литературы


Введение

Искусство – необходимая часть жизни человека. Искусство – это его душа. «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе», - повторяем мы постоянно  ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Ищем, пробуем, экспериментируем. Задача сложна тем, что жизнь меняется стремительно.

Каждый год в первый класс приходят совершенно иные дети. Иное поколение. Мыслят быстрее, информации о фактах,  событиях, понятиях – все больше. Меньше восхищаются, негодуют. Спокойны в однообразном круге интересов: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки.

Тенденция к равнодушию страшна. Общество нуждается в активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих. Как заставить «душу трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?

Актуальные вопросы обучения в классе скрипки

Педагог пришел в класс. Чем он может завоевать доверие, уважение, любовь к нему и к делу  у юных музыкантов? Доверием, уважением, любовью к ним и к делу, знаниями и умением. Что в данный момент, в самом начале занятий, представляет собой главное? Заинтересовать, увлечь, создать творческую атмосферу в классе. Чем? Музыкой, художественными произведениями, их исполнением и удивительной беседой о них, объяснением содержания и способов работы над ними; толковым анализом игры учеников, показом музыкально- исполнительских средств выразительности и  технических возможностей инструмента –тем, что вызывает эмоциональную реакцию, главным образом, на музыку, творческую заинтересованность, желание трудиться, и понимание необходимости этого.

А дальше? Задач ведь очень много! Мы, педагоги, занимаемся не только обучением  игры на музыкальном инструменте: мы учим музыке, а она сама и ее исполнение – процессы синтетические.

Для того,  чтобы множество задач не превратилось в запутанный клубок, нужно видеть перспективу, цели, выделить из них главные (не забывая и о «второстепенных» - «мелочей» в искусстве не существует!) и знать принципиальные основы их решения. Цели и задачи у педагога есть общие и индивидуальные.

В первую очередь, это знакомство с психической организацией ученика. Исходя из нее и необходимо построить соответствующую систему занятий. Так, например, сангвиник – этот тип легко  возбудимый, общительный, быстро говорящий и соображающий, с эмоционально окрашенной речью, богатой мимикой и обилием жестов. Торможение у него слабое.  Деятельность очень продуктивна, но лишь тогда, когда она возбуждает его интерес. С учениками такого типа желательны строгий режим, требовательность, их нужно постоянно «держать в руках». Наиболее благоприятными условиями  работы для сангвиника являются: частая смена впечатлений, активная работа. Если же она будет однообразна и медленна, результативность его деятельности значительно снизится.

Холерик – неуравновешенный, легко и быстро раздражающийся, способный выдерживать большое количество раздражителей, но  с  трудом сдерживающий себя там, где это является необходимым. Мыслительные процессы его энергичны, обладает устойчивым вниманием. Работает настойчиво, но должен долго отдыхать для восстановления работоспособности. Отличается большой силой чувств, обилием резких жестов.  Неуравновешенность, возбудимость холериков приводят к тому, что у них возможны «частые срывы». С таким типом обучащихся следует быть особенно тактичным , т.к. они обидчивы. Болезненно реагируют на каждое замечание. К ним нужно относиться сдержанно, спокойно.  Важно, чтобы они сами осознали  недостатки своего темперамента.

Обучающимся  типа флегматиков и меланхоликов нужны уже иные формы воздействия. Флегматик – спокойный, медлительный, тугодум, с пониженной эмоциональной возбудимостью, речь у него неторопливая, интонация маловыразительная. Очень вынослив, как правило, упорный труженик. Нотный  материал усваивает не скоро, но зато держит его прочно. Трудно переключается с задания на задание. Быстрая и частая смена явлений, навыков, привычек для него значительно труднее, чем для сангвиника. Флегматика торопить не следует, но надо постепенно приучать к  более  ускоренному  темпу работы.

Меланхолики – легко  ранимы, боязливы,  суетливы, робки,  склонны к ожиданию плохого, быстро утомляются,  говорят тихим голосом. Может выносить  только слабые раздражители и в очень малом количестве. Малейшая перегрузка влечет у него продолжительный тормозной процесс. Резкое слово учителя или повышенный тон могут полностью затормозить его речь. Легко отвлекается. Работать с обладателем  такого типа нервной деятельности нужно чрезвычайно осторожно. Меланхоликов нужно поощрять и  поддерживать при преодолении трудностей; им необходимы частые перерывы для отдыха.

Однако в чистом виде перечисленные четыре типа нервной деятельности встречаются редко. В разных жизненных ситуациях человек обнаруживает черты разных типов.  Каждый из перечисленных типов имеет свои преимущества и недостатки. Чтобы достичь наилучших результатов в деятельности обучающегося, необходимо, чтобы создаваемые условия работы отвечали наиболее характерным особенностям данного типа нервной деятельности.

Уже ни у кого не вызывает сомнения, что музыкальная педагогика должна стать глубоко продуманным процессом, основанным на общих данных современной психологии соответственно учитывающим индивидуальные свойства обучающегося.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная ассиметрия мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Существует несколько  типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария  - конкретно-образное мышление, развитое  воображение (правополушарные люди);
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

С правым полушарием связано непосредственно-чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление, творчество. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое – как Моцарт. Мозг, разумеется, функционирует как единое целое, объединяя оба способа организации контекста как взаимодополняющие компоненты мышления.

  При одной и той же школьной методике обучения,  при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек. Девочки более чувствительны к шуму.

В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более конформными  и внушаемыми, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, мышление более конкретно и прагматично, ориентирует на получение необходимого результата. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям. Девочки – по вербальным способностям. Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки ради установления контакта со взрослыми.

Время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола.  Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности  исполнения у них невелики. Девочки обычно лучше выполняют задачи неновые, типовые, шаблонные. Мальчики кратковременно, но ярко  и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

Девочки больше опираются на механическое запоминание, получают пятерки и благополучно забывают заученное. У мальчиков более развито творческое мышление, что   объясняет их высокую поисковую активность и способствует более активной самореализации.

Практические рекомендации для учителей и родителей

1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.

2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.

3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.

4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно.

5. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.

6. Девочки могут капризничать из-за усталости.  Мальчики в этом случае истощаются информационно.

7. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной ассиметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.

8. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа ассиметрии полушарий.  Возможно,  вы относитесь к разным типам мозговой деятельности и по-разному мыслите.

9. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.

10. Лень ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.

11. Для гармонического развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

12. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.

13. Сделайте  своей главной заповедью – «не навреди».

Разнообразие индивидуальных особенностей обучающихся бесконечно. Любой из них  требует особого подхода; к сердцу, уму, дарованию каждого нужно подыскать подходящие «ключи». Принцип индивидуального подхода следовало бы поставить в музыкальной педагогике на первое место.  Психологическая сущность индивидуального подхода заключается в способности и умении понять образ мышления обучающегося, правильно использовать  его интересы и склонности, увлечения и желания.

Мысль о том, что в процессе обучения и воспитания необходимо добиваться и развития детей, высказывалась очень давно (Сократ и Аристотель, Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и А.С. Макаренко). Проблему обучения и развития подверг глубокому анализу крупнейший  советский психолог А.С. Выготский. Он выдвинул представление о двух уровнях умственного развития ребенка: зоне актуального развития – уровне самостоятельных умственных операций и действий, которые дают возможность обучающемуся успешно решить поставленную перед ним задачу, и примыкающей к ней зоне ближайшего развития, которое стимулируется деятельностью взрослых. Подчеркивая роль правильно организованного обучения, Выготский сделал вывод, что обучение должно вести за собой развитие.

Выдающийся советский педагог, профессор Г.Т. Нейгауз писал: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся, - будь то ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавишам или проведет смычком по струне; вот почему младенец Моцарт «сразу» заиграл на фортепиано и на скрипке». (Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967., с. 13)

Первая встреча с педагогом надолго оставляет след в сознании ребенка. Многое поэтому зависит от «психологического климата» первых уроков. Здесь нет мелочей – и тон, и манера поведения, даже одежда учителя играют значительную роль. Следует помнить, что ребенок привык к игре, а не к серьезным занятиям – именно через игру он активно отражает окружающий мир. Ребенок ожидает от музыкальной школы чего-то нового, интересного, он сразу хочет играть на скрипке. Очень важно не погасить этот интерес, использовать , развить его. Поэтому приглашаем на уроки обучающихся младших классов, которые уже играют маленькие пьески. Полезно, если начинающий услышит не только игру сверстников, но и их «профессиональные рассказы».

В первом классе следует подбирать такой репертуар для прослушивания, а в дальнейшем и для изучения, который помогает понять ребенку, что при помощи звуков можно рассказать сказку, историю, а определенной интонацией – охарактеризовать их героев (например, волка, утку, кошку, птичку -  Прокофьев «Петя и волк»).

Более глубокому проникновению в мир музыкальных образов помогают различные творческие задания: рисунки, сочинение песенок  - попевок, сказок, историй, стихотворений, исполнение пьески с элементами театрализации (см. Приложения  1-4)

У хорошего педагога урок «обрывается « на самом интересном месте. В этом случае обучающийся  с нетерпением ждет следующего урока и с удовольствием идет в школу. Однако уроки с начинающими не только надо проводить занимательно, используя игровые моменты, но можно и должно строить их, как бы делая «открытия» или, подводя к ним самого ребенка. «Не передавайте человеку знания, не старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до них.., а тем более на ступени элементарной», - говорил выдающийся русский музыкант-просветитель и педагог середины 19 века В.Ф. Одоевский.

В этом плане большое  педагогическое значение имеет организационная сторона занятий с начинающими.  В  своей работе с начинающими скрипачами мы практикуем в течение первых двух – двух с половиной месяцев проведение коллективных занятий с двумя обучающимися, когда один ребенок проверяет другого. Ребенок успевает побывать  в роли учителя,  ученика, наблюдателя, гостя. Такие занятия проходят живо, эмоционально, интересно (см. приложение 5).

В современных условиях, при большой загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий, выработанные богатым опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой – педагогикой и психологией. Одним из таких методов, применяемым в нашей работе, является создание проблемной ситуации. Он способствует развитию самостоятельности, умению нестандартно мыслить, творчески подходить к решению проблем художественного и технического порядка. Об этом не раз напоминали и крупные педагоги-скрипачи (К. Мострас, А. Ямпольский, Л. Цейтлин и многие другие).  При проблемном обучении ребенку не даются готовые знания или образцы деятельности (приемы, игры, фразировка, динамика и т.д.), а показываются пути приобретения знаний и навыков, пути развития мысли при формировании данного понятия, умения, навыка. Для этого используется такая постановка вопросов и заданий, которая побуждает обучающегося к наблюдению, анализу, сравнению, обобщению. Например. При изучении смены смычка не стоит сразу рассказывать ребенку о  том. Как в этом приеме пальцы и кисть взаимодействуют с движениями плеча и предплечья – надо раньше обратить его внимание на образование непредвиденных пауз, некачественный звук при движении смычка в разные стороны, т.е. поставить задачу,  требующую разрешения.

В самом начале  (первый этап) обучающийся лишь следит за ходом рассуждений учителя, знакомится с логикой возникновения нового знания или становления навыка. К примеру, изучая с начинающим полутон между первым и вторым пальцами, можно сначала сыграть ему знакомую  мажорную попевку, а затем незнакомую (минорную) и предложить их сравнить. Далее попросить определить, какой именно звук изменяется; затем решить – повышается или понижается, и только после этого выяснить, что для исполнения новой попевки нужно освоить и новое расположение пальцев в пределах минорного тетрахорда.

Второй, поисковый этап: обучающийся сам пытается выполнить проблемное задание с помощью учителя, который своими вопросами постепенно и тактично направляет развитие его мысли. Например, когда дается задание сыграть выученную песенку от другого звука (транспонирование). Это требует поиска нового, ни известного еще обучающемуся, аппликатурного решения. Здесь явно создается проблемная ситуация, требующая активного поиска, мобилизации ориентировочных  способностей ребенка.  

Третий, высший этап – исследовательский метод, который требует большой самостоятельности при решении проблемы. Например, полезно давать в младших классах для полностью самостоятельного изучения более легкие произведения (из программы предшествующих классов).

Одной из основных задач музыкального обучения и воспитания является развитие музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, музыкального воображения. С первых же уроков надо вводить обучающегося в круг музыкальных понятий: постоянно обращать внимание на различие звуков по высоте и протяженности. На простых примерах показать и объяснить ребенку различное направление движения мелодии – вверх или вниз. Занятия должны проводиться интересно, в доступной  для ученика форме.

Эффективными средствами развития музыкального слуха детей, которые мы применяем  в нашей практике, является  пение звуков, разучивание песенок, пение их вслух, а потом про себя с «открытием» опорных звуков, подбирание, чтение нот с листа,  транспонирование. Развитие музыкального слуха идет одновременно с приобретением элементарных навыков игры на инструменте. Если  ребенок может спеть только один звук, целесообразно начать развитие его музыкального слуха именно с этого звука. Для упражнений мы используем песенки-прибаутки, построенные на одном звуке: «Андрей-воробей», Красная коровка», «Петушок». «Как у нашего кота» и т.д. Педагог поет или играет вместе с обучающимся  и обращает его  внимание на то, что звуки одинаковы, «сливаются». Затем педагог поет или играет другой звук, близко расположенный к первому (1\2 тона). Здесь надо добиться, чтобы ребенок услышал новый звук, запомнил его и воспроизвел голосом. После усвоения второго звука можно переходить к следующему. Так постепенно расширяется диапазон усвоенных звуков до терции, кварты. После этого можно петь песенки, содержащие эти интервалы. Когда ребенок выучил несколько песенок, устраиваем  «концерт-загадку»: педагог поет без слов или играет знакомую песню, обучающийся должен узнать и назвать ее. так проверяем связь «восприятие – сознание».

После того, как обучающийся научился достаточно чисто петь хотя бы в пределах кварты (мажорный тетрахорд), начинаем работу над развитием предслышания. Можно использовать такие упражнения:

  • нахождение тоники (педагог играет короткую мелодию, а обучающийся  завершает ее тоникой);
  • пение «про себя» и вслух основных ступеней мажорного лада (педагог дает тональную настройку, а обучающийся поет: вслух тонику, следующую ступень сначала «про себя», потом вслух и т. д);  педагог проверяет и, если надо, поправляет, добиваясь точной интонации. Постепенно подобные задания усложняем, развивая ощущение ладовой взаимосвязи звуков,  столь необходимое каждому музыканту.

Формирование музыкально-слуховых представлений активизируется в результате подбирания по слуху и транспонирования подбирание по слуху можно вводить уже на самом раннем  этапе, первое время – щипком. А потом и смычком.

В существующих ныне условиях выделяется проблема  организации набора и сохранения контингента обучающихся смычковых  классов музыкальных школ. Решающим фактором пропаганды обучения на струнных инструментах является качественная его сторона, профессиональный исполнительский уровень подготовки обучающихся скрипичного класса. При условии хорошего качества обучения важную роль в развитии  заинтересованности и популяризации струнных инструментов играют систематические  выступления обучающихся в детских садах и общеобразовательных школах, создание различного рода смычковых ансамблей.

Традиционными стали выступления обучающихся скрипичного класса на таких мероприятиях как, «День музыки (1 октября), «Вместе весело играть» (вечер ансамблевой музыки ), « Вместе весело»  (концерт для родителей), «Посвящение в музыканты»,  концерты для обучающихся начальных классов  в рамках недели музыки для детей и юношества, сольные выступления, отчетный концерт школы для жителей города,  отчетный концерт скрипичного класса (см. приложение 6). Музыкальные и инициативные дети очень любят выступать. Готовясь к концерту,  они увлеченно работают, надо только уметь направить их энергию в нужную сторону. Выступление непременно должно быть удачным, иначе интерес к занятиям может быть надолго утерян.  Поэтому следует его хорошо подготовить. Выступление на сцене представляет собой особый вид деятельности и трудность его очевидна.  Ребенка нужно специально учить собираться,  превращать простое волнение в творческое,  помогающее исполнить пьесу глубоко и эмоционально. С этой целью можно чаще проводить публичные уроки, когда в классе присутствуют другие обучающиеся, родители.

Большое воспитательное значение, в особенности для развития заинтересованности и творческого отношения к занятиям, имеют различные внеклассные мероприятия. Уже традиционными в нашем классе стали такие мероприятия как, коллективное творческое дело  «Новогодний серпантин», классный час «Мир моих увлечений», коллективные посещения концертов. Дети, активно участвующие в этих мероприятиях совершенно по-другому смотрят на свои повседневные учебные обязанности (см. Приложение7)

Для более успешного процесса воспитания и обучения юного музыканта педагогу необходимо иметь постоянный  тесный контакт с родителями ребенка, всегда быть осведомленным о домашней обстановке, знать , чем увлечен обучающийся,  что читает, быть в курсе  его общественных дел, успеваемости, спортивных занятий.

Контакт с родителями  важен  и в профессиональном плане.  Их  контроль за самостоятельной работой сына или дочери нужен не только сам по себе. Наблюдения за домашней игрой ребенка нередко раскрывают такие его качества,  которые неизвестны педагогу, потому что дети дома подчас  играют совсем не так, как в классе – свободнее, ярче, музыкальнее. В своей работе мы практикуем присутствие родителей начинающих скрипачей на уроке специальности. Это дает возможность родителям быть в курсе учебного процесса, тех задач, выполнение которых влияет на успешность овладения теми  или иными  навыками, знаниями и умениями.

Из всего сказанного видно, что деятельность педагога-музыканта сложна и многогранна. Педагог-музыкант должен обладать самыми разнообразными способностями: быть психологом, любить детей, уметь на них воздействовать. Заинтересовать их. Привить любовь к музыке, заставить работать.

Заключение

Ученые давно заметили, что люди, вкусившие творчество , совсем по другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях. А ведь лавное богатство любой страны – именно талантливые люди! Неважно, чем нашим детям придется заниматься о взрослой  жизни – лечит людей  или ремонтировать машины, растить хлеб или строить заводы. Главное – делать это творчески,  то есть вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним  обязательно будет интереснее.

Конечно, все люди разные. Но в каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поет, сочиняет стихи, танцует… несомненно, такой дар есть и в наших обучающихся. Может быть, некоторые из них пока и не подозревают, какие богатства в них скрыты. Творчество, словно золотой ключик, откроет их на радость всем нам!

Литература

1. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2 Ред.-сост. В.И. Руденко. М: Музыка, 1980.

2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. – Избранные психологические исследования. М., 1956.

3. Масару Ибука. После трех уже поздно. – М., Русслит., 1992.

4. Сиротюк А.Л. Оббучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2000.

5. Скаткин М.Н. Школа всестороннего развития детей. М., 1980.

6. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Вопросы худ. воспитания. М. Л., 1974.

7. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., «Аквариум», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и развитие музыкальной памяти

Свойства и развитие музыкальной памяти...

Развитие музыкальной памяти

Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской муз...

Различные формы диктантов как средство комплексного развития музыкальной памяти

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по хоровому сольфеджио. В данной работе приведены примеры вспомогательных форм диктантов, которые могут быть использованы на начальном...

«Основные методы работы по развитию музыкальной памяти у учащихся ДШИ»

Иедивидуальный  подход к развитию музыкальной памяти у учащихся ДШИ, методы и приемы работы....

Методы и приёмы развития музыкальной памяти на уроках музыки в начальной школе.

В данной статье рассматриваются методы и приемы которые позволяют создавать уроктак, чтобы он воспринимался учащимися как урок искусства.  Применяемые методы и приемы позволяют вовлечь ребенка в ...

Развитие музыкальной памяти

Хорошая музыкальная память - это быстрое запоминание музыкального произведения,его прочного сохранения и максимально точное воспроизведение....