Урок музыки в 5 классе на тему "Мелодией одной звучат печаль и радость"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Галкина Светлана Николаевна

Урок музыки в 5 классе на тему "Мелодией одной звучат печаль ирадость". Программа Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской "Музыка".На уроке ребята выяснят особенности вокальной и инструментальной музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_melodiey_odnoy_zvuchat_pechal_i_radost.doc68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока.

 1.Организация урока.

Дети входят в класс, встают на свои места. Учитель «настраивает» детей, поёт приветствие на мелодию песни «Родина»:

У:        Здравствуйте, ребята, очень рада видеть вас.

ДЕТИ: здравствуйте ,учитель, очень рады видеть вас.

2.Проблема урока. Постановка темы и задач урока.

У:   Мелодия   какой песни прозвучала? (Родина)

-Что такое мелодия? (душа музыки)

-Мы знаем , что именно в мелодии выражены самые проникновенные чувства.

-А можно ли одной мелодией выразить печаль и радость?

Тема урока – «Мелодией одной звучат печаль и радость…?

-Давайте поставим задачу, что сегодня мы должны выяснить на уроке? (можно ли одной мелодией выразить печаль и радость)

3.Повторение изученного материала.

-Предлагаю начать урок с исполнения песни «Родина». Как нужно её исполнять , с какими чувствами?(спокойно, проникновенно, с любовью).

-В мелодии этой песни звучит печаль или радость? (в начале печаль, а в конце радость.)

Постарайтесь, исполняя, это передать.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «РОДИНА»

-Что стало бы с песней без стихотворного текста?(мелодия без слов)

-Если исполнить песню на гласный звук, какой это будет жанр?(вокализ)

4.Изучение нового материала.

-Давайте послушаем известный  всем вокализ.-

-Какой голос его исполняет?

-В какой форме написан?

-Какие чувства передаёт?

.СЛУШАНИЕ «ВОКАЛИЗ» С.В.РАХМАНИНОВ

-какие чувства передаёт композитор?

РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

-В какой форме написан?(двухчастная)

1часть-тоска, печаль.

2 часть-радость, светлые воспоминания.

-Какой голос исполнял?(сопрано)Белла Руденко.

Белла Андреевна Руденко украинская певица.

-Кому посвящён вокализ?(А.Неждановой)

-Кто это?

(1873-1950),артистка оперы(лирико-колоратурное сопрано), камерная певица, педагог, родилась в музыкальной семье. Преподавала в Оперной студии Большого театра , была профессором Московской консерватории.

-Кто автор вокализа? (С.В.Рахманинов)

-Что вы можете рассказать об этом композиторе?

-Девочки 6 класса начали исследовать творчество  Рахманинова.

-Послушайте  и ответьте:

 -кем был Рахманинов,

 -что для него было самым дорогим в жизни.

Исследовательский проект «О РАХМАНИНОВЕ».(Приложение№2)

С.В. Рахманинов родился 20 марта, недалеко от Новгорода, в имении Онег, принадлежавшем его матери. Рахманинов имел возможность довольно часто слушать русские народные песни, которые очень любил всю свою жизнь. Отец великого композитора, Василий Аркадьевич Рахманинов, был человеком исключительной музыкальной одарённости. Мать была его первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему "большое неудовольствие".

Но к четырём годам он уже мог играть в четыре руки со своим дедом.

в 1882 году его приняли в Петербургскую консерваторию, в фортепианный класс В. В. Демянского.

В 1885 году Рахманинова увозят его в московскую консерваторию, в класс Николая Сергеевича Зверева.

В 1891 году, Рахманинов заканчивает консерваторию по классу фортепиано, а годом позже по композиции с большой золотой медалью, большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям.

Московский период Рахманинова закончился в 1917 году.

«От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить , верю в полную победу!»-написал пианист, дирижёр, композитор С.В.Рахманинов.

С.В.Рахманинов покинул Родину после октября 1917 года, но душой, сердцем всегда оставался со своим народом.

Печально , но за рубежом Сергей Васильевич почти не сочинял музыку. Исключением стали хоровой цикл «Три русские песни», Третья симфония и некоторые другие произведения. Сам композитор с пронзительной откровенностью так объяснил это:

«Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который  лишился музыкальных  корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия, нетревожимых воспоминаний».

Скончался Рахманинов 28 марта1943 года. Великий композитор, пианист, дирижёр умер в Беверли  Хиллз (штат Калифорния)и похоронен близ Нью-Йорка.Страшно себе представить, как тяжело было Рахманинову встречать свой смертный час так далеко от Родины -не просто в другой стране, а на другом континенте. Но до последней минуты в комнате Рахманинова не умолкало радио, настроенное на Москву: музыкант слушал вести с полей сражений, радовался первым успехам русской армии. За Сергеем Васильевичем ухаживала русская медсестра… Номер гостиницы в  Беверли Хиллз стал частичкой горячо любимой, всегда жившей в сердце Рахманинова России.

-Что интересного узнали о композиторе?

-Кем был Рахманинов?(композитор, пианист, дирижёр)

Давайте и мы попробуем себя в роли дирижёра. Проинтонируем вокализ Рахманинова.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ

«ВОКАЛИЗ» С.В.РАХМАНИНОВ

-Нужен ли стихотворный текст?(нет)

-Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счёл возможным отказаться от поэтического текста.

Вывод:

Широта мелодии, неторопливый и , как кажется , «бесконечный» характер её развития, говорит о связи вокализа с русской протяжной песней.

Это произведение собрало в себе все черты. Здесь и печаль и грусть, тоска воспоминания о былом , светлом, и думы о будущем. В настоящее время существует много переложений вокализа для разных инструментов. Не важно какой инструмент главное - чувства!

СЛУШАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАБОТКИ ВОКАЛИЗА.

-Вокализ С.Рахманинова  часто называют исповедью души человека.

-Как вы думаете вокализ- это вокальный или инструментальный жанр?

МУЗЫКАЛЬНАЯ  УГАДАЙКА (карточки красного и синего цвета)

Красный - вокальный жанр,

Синий - инструментальный жанр.

Г.В.Свиридов-«Романс» (инстр. -синий)

В.Гаврилин-«Вечерняя музыка» (инстр .-синий)

Ф.Шуберт-«Серенада» (инстр. -синий)

-Какие эти произведения по характеру? песенные,  танцевальные, маршевые.

-Уже в самом названии видно, что это песни (романс, серенада), но они без слов. Можно ли их назвать вокализом?(нет)

-Это новый жанр инструментальной музыки-ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ  МИНУТКА.

ПЕСНИ БЕЗ СЛОВ- небольшие инструментальные пьесы лирического характера.

-Стали бы эти произведения более понятными если бы были написаны на поэтический текст?(да)

-Мелодичность,  певучесть, и удивительная красота позволяют нам воспринимать эту инструментальную музыку как выразительную речь, исповедь души человека.

Жанр, песни без слов, был популярен в 19 веке и в живописи.                         Джордж Гамильтон  Баррабл написал картину «Песня без слов».                     В поэзии у А.Блока есть стихотворение «Песня без слов».                              Феликс Мендельсон (немецкий композитор, написавший свадебный марш)сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов»

Среди них есть «Песни венецианских гондольеров».Эти песни без слов написаны в жанре баркаролы.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ  МИНУТКА

Итальянское слово «barka» означает лодка.

 Производное от него-баркарола - песнь лодочника.

БАРКАРОЛА - песни на воде.

 -Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие.                                                                                              Мордвинов Александр Николаевич - русский  художник         1799 – 1858.Написал картину «Итальянский пейзаж».Рассмотрите внимательно репродукцию картины.

-Что вы видите, слышите, чувствуете?

-Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки - гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы -песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

-Баркаролы сочиняли многие композиторы, в том числе  и П.И.Чайковский.

Эпиграфом он взял стихотворение А.Н.Плещеева.

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

-Послушайте баркаролу Чайковского .Какие чувства передаёт композитор?

СЛУШАНИЕ БАРКАРОЛЫ ЧАЙКОВСКОГО,

АНАЛИЗ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Форма - трёхчастная.

  • 1 часть - широкая песенная мелодия, раскачивается на волнах.
  • 2 часть - радостная, беззаботная, слышатся быстрые, шумные всплески волн.
  • 3 часть - мечтательная, спокойная, упоительная по своей красоте мелодия.
  • Финал - постепенное замирание всей музыки- словно лодка удаляется, а вместе с ней удаляются голоса и всплески волн.

-Баркарола Чайковского –ещё один петербургский пейзаж. Каждое произведение Чайковского это маленькая музыкальная история из жизни России. Сам Чайковский говорил так:

«Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь!»

-Что вы видите, слышите, чувствуете, когда произносите слово Русь, Россия?

-Г.Струве в песне «Моя  Россия» выразил свои чувства. В своём исполнении передайте, что чувствовал композитор.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «МОЯ РОССИЯ» Г.Струве.(видео-ролик).

5.Подведение итогов.

-Что сегодня нового узнали?

-С какими жанрами познакомились?

-Можно ли одной мелодией выразить печаль и радость?

6.Оценка своей работы.

7.Домашнее задание.

-Сочинение- рассуждение.

Как ты понимаешь смысл выражения:

«Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Приложение№1(презентация)

Программа: Г.П.Сергеева,  Е.Д.Критская – «Музыка».

Тема урока: Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Идея урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

Формировать чувство патриотизма, осознание его содержания  с нравственных позиций в классической музыке.

Задачи урока:

  • Углубить представление учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой(вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки);
  • Продолжить выявление многосторонних связей музыки и литературы;
  • Совершенствовать вокально-хоровые навыки ;
  • Закрепить метод пластического интонирования;
  • Способствовать развитию умения целостно анализировать  

музыкальное произведение, высказывать своё отношение к

написанному автором.

Методы: художественного контекста, пластического интонирования, проблемного обучения, перспективы.

Музыкальный материал:

И.Хрисаниди, В.Катанов-«Родина»;

С.В.Рахманинов-«Вокализ»;

Г.В.Свиридов-«Романс»;

П.И.Чайковский – «Осенняя песнь;

Ф.Мендельсон - «Песни венецианских гондольеров»;

П.И.Чайковский - «Баркарола»;

Г.Струве, Н.Соловьёва - «Моя Россия».

Зрительный ряд:

Джордж  Гамильтон  Баррабл - «Песня без слов»;

Александр Николаевич Мордвинов - «Итальянский пейзаж».

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, фортепиано, карточки красного и синего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мелодией одной звучат печаль и радость!"

О стихах, ставших песнями....

"Мелодией одной звучат печаль и радость..."

Урок Музыки в 8-ом классе. "Мелодией одной звучат печаль и радость..."...

Урок музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость".

Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки,  формиру...

УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

УРОК 7: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»  «Песнь моя летит мольбою»  1 час   Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки. Цель: углубить представления учащихся о ...

"Мелодией одной звучат печаль и радость..." Урок музыки в 8-ом классе по программе . Т. И. Науменко, В. В. Алеева

Разработка урока музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость..." 8 класс....

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...