Упражнение как средство технического развития пианиста
статья ( класс) по теме
Технические упражнения пианистов - это необходимость. Они способствуют приобретению запаса техники и моторному закреплению всего выученного, поддерживают пианистический аппарат в форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Упражнения как средство технического развития пианиста
Комисарова Лариса Анатольевна,
педагог дополнительного образования
по классу фортепиано
МАУДО «Центр детского творчества»
Г.Нижневартовск
Маргит Варро (венгерская пианистка начала ХХ века) в своей книге «Живое фортепианное преподавание» подчеркивала значение «экономного и внимательно выбранного» - автоматизма. Она считала, что преодоление технической задачи начинается с автоматизации отдельных элементов с постепенным распространением на более сложные комплексы.
По мнению Варро, механические упражнения для пианиста – это «необходимое зло». Они способствуют приобретению запаса техники и моторному закреплению всего выученного, поддерживают пианистический аппарат в форме.
На сегодняшний день существует несколько взглядов на пути приобретения технических умений. На наш взгляд, наиболее близок к сути проблемы оказался пианист и талантливый педагог Генрих Нейгауз. Он считал, что упражнения – это «полуфбрикат» и относил к ним гаммы, арпеджио, упражнения на развития скачков и аккордов. Они способствуют постижению синтаксиса пианистического мастерства. В центре любого упражнения – ядро. И только овладев им , т.е. поняв и разобрав основу той или иной технической фигуры, можно справиться с разными трудностями художественного произведения.
Г.Нейгауз справедливо замечал, что упражнения необходимы для выработки контакта между пальцами и клавишами. Они позволяют отстраниться на время от музыкально-художественных задач и отработать элементы, составляющие мастерство пианиста.
Подобные же мысли высказывали и другие ученые-пианисты – А.П.Щапов, Я.И. Мильштейн, С.М. Мальцев.
В данном контексте следует заметить, что занятия упражнениями может занимать совершенное разное место в системе становления того или иного пианиста. Например, фортепианная школа С.Рихтер, Э.Петри, Бетховен – не отличались гармоничным развитием. Не все из них могут похвастаться систематическим музыкальным образованием и учителями высокого уровня. В связи с этим и роль упражнений у таких пианистов может быть совершенно разной. Но в любом случае, этап работы над упражнениями имел место в творческой биографии практически всех фортепианных виртуозов и оказал положительное влияние на их пианистическое становление.
Рассмотрим методы и приемы, а также упражнения способствующие развитию техники фортепианной игры.
- Программу следует строить по принципу постепенного усложнения. Если выбранное произведение было сыгранно в среднем темпе, то работу над ним можно продолжать, а если нет, то стоит на время отложить его.
- Традиционно развитию беглости пальцев способствуют проигрывание гамм и этюдов.
Гаммы – это «музыкальная таблица умножения». Они уникальные помощники при оттачивании техники игры на фортепиано. С их помощью происходит отличная тренировка пальцев и рук, нарабатывается ровность, четкая последовательность пальцев, их беглость, развивается слух и чувство ритма.
Начинается курс обучения с проигрывания прямых гамм, а затем расходящихся. Главное, ежедневные тренировки!
Следующим этапом, будет включение в процесс обучения фортепианных этюдов Карла Черни. На протяжении уже многих лет педагоги всего мира признают, что они блестяще развивают беглость пальцев и готовят руки пианистов к наиболее виртуозным произведениям. Этюды позволяют развить точные ритмические навыки, а также скоординировать игровые движения.
- Следующий этап - синхронизация, т.е. умение гармонично играть всей кистью. Начинается работа в этом направлении с изучения трелей, а затем с работы двух несоседних пальцев, с помощью терций и ломаных октав. Заключительный этап – арпеджиато – непрерывная и полнозвучная игра со сменой рук.
- Аккорды. Существует два способа их извлечения: 1) «от клавиш» — когда пальцы изначально располагаются над нужными нотами, а затем коротким, энергичным толчком извлекается аккорд; 2) «на клавиши» — пассаж производится сверху, без предварительной постановки пальцев. Этот вариант технически более сложный, но именно он даёт лёгкое и быстрое звучание произведения.
- Аппликатура, (порядок чередования пальцев) – один из важнейших факторов технического совершенства пианиста. Её подбирают на начальном этапе разучивания произведения. С её помощью развивается техника, беглость и выразительность игры.
Обучающимся предлагается:
- Для любого упражнения или пассажа аппликатуру записывать.
- Следить за нагрузкой на пальцы. Она должна быть равномерной. В быстрых последовательностях необходимо следить за тем, чтобы повторения встречались как можно реже.
- Дисциплина. У молодых пианистов возникает искушение подменять более слабые пальцы, безымянный и мизинец, сильным средним. Необходимо уделять должное внимание тренировкам гармоничного развития всей кисти.
- Динамика и артикуляция. Разучивать произведение нужно сразу в указанном темпе, учитывая знаки экспрессии. Никаких «учебных» ритмов быть не должно. Овладев техникой игры на фортепиано, пианист приобретает навык музицировать естественно и непринужденно: произведения приобретают полноту и выразительность, а утомляемость исчезает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/04/picture-272182-1372931015.jpg)
Этюды - важнейшее средство развития музыкально-технических навыков пианиста.
Работа посвящена краткому обзору фортепианной этюдной литературы, вопросам целенаправленной работы над пианистической техникой....
Техническое развитие юного пианиста в младших классах ДШИ
Введение. О фортепианной технике в широком и узком смысле слова.Принципы работы над развитием техники в младших классах ДШИ. Два направления в развитии мелкой техники.Работа над гаммами, арпеджи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-597188-1614164882.png)
Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи.Классификация упражнений, направленных на её развитие.
«Неподготовленная речь - это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-276283-1374859615.jpg)
Методическое сообщение "Основные принципы технического развития пианиста"
В данной работе подробно показаны все стадии преодоления технических сложностей в фортепианных произведениях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-276283-1374859615.jpg)
Методические рекомендации "Основные принципы технического развития пианиста".
В методической работе поэтапно раскрываются принципы работы над пианистической техникой....
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/29/picture-134721-1724911518.jpg)
Доклад на тему «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования»
Модернизация образования предполагает интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, причем каждое учреждение является уникальным по своим це...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1272870-1610714314.jpg)
О некоторых аспектах содержания технического развития учащихся- пианистов в старших классах музыкальной школы и поиске способов формирования у учащихся необходимых элементов пианистической техники.
Работа над учебным материалом это неизбежно работа над развитием техники ученика. Работа над техникой ставилась во главу угла в ...