Рабочая программа по музыки ФГОС
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Срудилина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа с критериями оцннивания учащихся по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа по музыке ФГОС70.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Озерская средняя общеобразовательная школа» Тальменского района Алтайского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по предмету: музыка, 5 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы

«Музыка 5-7 классы»  Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой

 М., Просвещение, 2015г.

Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год

                                                                  Составитель:

                                                                           Срудилина Татьяна Юрьевна

                                                                           учитель музыки    

                                                                           высшая квалификационная            

                                                                           категория

с. Озёрки

2015 г

2. Пояснительная записка

Рабочая  программа  по учебному предмету  «Музыка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта   основного общего образования на основе   примерной программы по учебному предмету «Музыка» 2004 года и авторской программы  «Музыка: 5-7 классы», Е.Д. Криткая, Г.П. Сергеева, – Москва: “Просвещение”, 2015 год. По УМК «Школа России».

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Цели, задачи курса

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему задач личностного, познавательного, коммуникативного развития, на данном этапе обучения приобретают большую   направленность на   расширение музыкальных интересов школьника, обеспечение их интенсивного интеллектуально – творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении,   музыкально-пластическом движении,     драматизации музыкальных произведений ).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод игры.

Приёмы:  анализ,   сравнение, конкретизация,  обобщение, абстрагирование, доказательство, выявление существенного, объяснение, монолог, диалог, игра, импровизация

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Технологии: информационные (ИКТ); здоровьесбережение; деятельностный подход.

В связи с погодными условиями (низкой температурой), по причине эпидемий,  в работе с часто болеющими детьми в  рабочую программу вносятся дополнения и изменения: применяются дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Основным средством реализации электронного обучения является автоматизированная система «Сетевой город. Образование». Осуществляется дистанционное консультирование учащихся по темам с использованием лекций,  презентаций, ЭОР и другого,  а также дистанционное сопровождение домашних заданий и контрольной работы.  При использовании ДОТ  поурочное тематическое планирование остается без  изменений, корректируются только методы, средства и формы реализации этого содержания. Формы поурочного планирования:  он-лайн,  офф-лайн.  Реализации ДОТ способствует материально - техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет, доступность  АИС  «Сетевой город. Образование» для участников образовательного процесса.

Основной формой  организации учебного процесса  является урок. В программе урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея, связанная с формированием личностных качеств школьника на основе раскрытия содержания вечных тем искусства: добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.

В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная, парная, групповая, коллективная, классные и внеклассные.

Режим занятий осуществляется в рамках расписания 6-дневной рабочей недели общеобразовательного учреждения « Озёрская СОШ»

Срок реализации программы — 1 год.

3. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет музыка в 5 классе реализуется через рабочую программу  «Музыка. 5-7 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,   М.: Просвещение, 2015., по УМК «Школа России»

Программа и УМК Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» полностью обеспечивают содержание государственного образовательного стандарта в основной школе.

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской программой  изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

- развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. 

Преемственность содержания программы V класса с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

-включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;

-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;

-формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Система учебников «Музыка»  авторского коллектива под редакцией Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. для 5-7 классов  УМК «Школа России» обеспечивают развитие музыкальных  компетенций, освоение музыкальных терминов и понятий, воспитывают творческую личность, достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В учебниках нашли отражение традиционные и инновационные подходы. Например, обучение на основе системно-деятельностного и культурно-творческого подхода. При создании данной линии учебников авторы учитывали потребности современного российского общества (реализация основный целей образования, запрос общества и родителей) и возрастные, психологические и физиологические особенности младших школьников.  

  Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской нет. Тематическое планирование в 5 классе составлено на основе программы «Музыка 5-7». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, М., Просвещение, 2015

  Образовательная  система нашей школы спроектирована как открытая система. Как отдельное образовательное учреждение. Школа входит в более широкие образовательные системы, являясь частью муниципального образовательного пространства.

Одновременно школа является частью всей социальной системы, и ее жизнедеятельность в значительной мере обусловлена воздействиями, идущими из широкого окружения. Школа может посредством своей деятельности активно влиять на свою окружающую среду, то есть выступать как система адаптивная и одновременно адаптирующаяся

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Учебный предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство», рабочая программа по музыке для 5 класса предполагает определённую специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительное искусство», «Литература», «Основы религиозной культуры и светской этики».

Программа нацелена на интеграцию с коррекционной программой VII  на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач: — формирование у учащихся интереса к предмету музыка

Программа имеет коррекционно – развивающую направленность и адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья (7 вида)  

Обучение таких учащихся организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов. Фронтальное коррекционно – развивающее обучение осуществляется на всех уроках, обеспечивая освоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Основными задачами коррекционно – развивающего обучения являются:

 - Активизация познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализация учебной деятельности.

 - Коррекция недостатков эмоционально – личностного развития.

 - Социально – трудовая адаптация

В программе по музыке предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников. Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень повышенный скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

4. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство»    В соответствии учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций  школьников.

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

6. Планируемые  результаты обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка» формулируются в соответствии со Стандартом с учетом специфики содержания программы.

Личностные результаты:

  •  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
  •  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
  •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
  • формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные: Учащиеся научатся:

  • логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
  • применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
  • осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
  • использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные: Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
  • прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные: Учащиеся научатся:

  • понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
  • приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:  У учащихся будут сформированы:

  • первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
  • основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

  • активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
  • слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
  • ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
  • наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
  • моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
  • использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
  • воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
  • творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека

В процессе оценки достижения планируемых результатов освоения программы используются различные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (фронтальный опрос, творческие работы, задания в рабочих тетрадях к учебникам «Музыка», учебные проекты и др.).

Формы оценки:

Критерии оценки: 

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

2. Рост вокально-хоровых навыков с учётом исходного уровня подготовки ученика.

3. Комплексная проверочная работа: по карточкам (знание музыкального словаря),  кроссворды,  блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы, применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.).

4. Ведение тетради по музыке.

5. Тестирование.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Нормы и основные критерии оценки слушания музыкальных произведений

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

ученик может обосновать свои суждения,  даёт правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

«4» - хорошо

ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5»;  ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

«3» - удовлетворительно

ответ ученика правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

«2» - плохо

ученик обнаруживает незнание и непонимание услышанного материала, но отвечает на некоторые наводящие вопросы учителя, откликается эмоционально.

Нормы и основные критерии оценки вокально-хорового исполнения

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

ставится за знание мелодической линии и текста песни;  чистое интонирование и ритмически точное исполнение; выразительное исполнение, умение петь в ансамбле, хоре (в унисон, первым или вторым голосом), исполнять произведение сольно под аккомпанемент учителя или фонограмму.

«4» - хорошо

ставится за знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое, ритмически правильное интонирование; умение петь в ансамбле, хоре (в унисон, первым или вторым голосом), исполнять произведение сольно под аккомпанемент учителя или фонограмму, но недостаточно выразительно.

«3» - удовлетворительно

ставится за неточности в исполнении мелодии и текста песни; неуверенное и не точное, иногда фальшивое исполнение в    ансамбле, хоре, ритмические неточности; невыразительное исполнение.

«2» - плохо

ставится за исполнение неуверенное и фальшивое.

В комплексной проверочной работе: по карточкам (знание музыкального словаря), кроссворды,  блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы, применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)  за каждый вид работы ставится одна отметка. По окончании всех проверочных заданий каждому ученику ставится общая отметка за все выполненные или не выполненные задания.

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

ставится, если все задания выполнены правильно;  

«4» - хорошо

ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 заданий;

«3» - удовлетворительно

ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

«2» - плохо

ставится за работу, в которой правильно выполнено менее половины заданий;

Требования к ведению тетради для учащихся  4 классов. В тетрадь записываются: темы уроков, имена композиторов, музыкантов, даты их жизни; названия звучащих на уроках произведений и краткая информация их создания; названия и авторы разучиваемых песен; сложно запоминающиеся тексты песен; музыкальные впечатления; в конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.

Отметка

Критерии отметки

«5» -отлично

ставится за эстетическое оформление тетради, наличие всех тем, аккуратность, ведение словаря, выполнение домашних заданий, оформление иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

«4» - хорошо

ставится за эстетическое оформление тетради, аккуратность, ведение словаря, выполнение домашних заданий, оформление иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами), наличие не всех тем.

«3» - удовлетворительно

ставится за эстетическое оформление тетради, наличие не всех тем, аккуратность, не ведение словаря, выполнение домашних заданий, оформление иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

«2» - плохо

ставится за не эстетическое оформление тетради, наличие не всех тем, не аккуратность, не ведение словаря, не выполнение домашних заданий, не оформление иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами).

В течение учебного года осуществляется текущий и промежуточный контроль. Форма промежуточного контроля — обобщающие уроки в конце каждой четверти.

7. Содержание тем учебного курса

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. 

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года:   “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия:  “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура –  застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.


8. Тематический план 5 класс

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Характеристика  деятельности учащихся

Используемое оборудование

Лабораторные и практические (тема

Контрольные и диагностические материалы

(тема формы контроля)

I

  I полугодие:  “Музыка  и  литература”

Цель: «Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой как различными способами художественного познания мира»

17 ч

На каждом уроке: муз инструмент аккордеон, музыкальный центр

1.1

«Что  роднит  музыку   с  литературой»

1

Ответ на уроке

Определять характерные признаки музыки и литературы. Выявлять многосторонние связи музыки и литературы

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

1.2

« Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

1

Ответ на уроке, выразительное исполнение

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

1.3

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо…»

1

Ответ на уроке

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений.

Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

Обнаруживать, выявлять общность истоков  народной и профессиональной музыки.

1.4

«Фольклор  в  музыке  русских  композиторов» « Стучит, гремит кикимора…»

1

Ответ на уроке восприятие музыки, музыкальные наблюдения

Выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

1.5

«Что за прелесть эти сказки…»

1

Ответ на уроке, эмоциональный отклик

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Знакомство  с произведениями программной инструментальной музыки  и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов

Компьютер мультимедийный проектор

1.6

Жанры  инструментальной  и  вокальной  музыки.  

1

Ответ на уроке, восприятие музыки, сочинить сказку

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

Компьютер мультимедийный проектор

1.7

Вторая  жизнь  песни Живительный родник творчества.

1

Устный опрос

Углубить представления о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

 Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах.

Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

1.8

Обобщение материала

1 четверти.

1

Ответ на уроке

Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки

Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.

понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

1.9

Всю  жизнь  мою  несу  родину  в  душе…

1

Ответ на уроке обобщении материала четверти

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Углубить представления о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомиться с современными интерпретациями классической музыки.                                                        

1.10

Писатели  и  поэты  о музыке  и  музыкантах.

1

Ответ на уроке

Понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия,  находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

 Сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее участвовать в коллективной исполнительской деятельности

понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

1.11

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь..»

1

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

 Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять  связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения  зарубежной классики.

1.12

Первое  путешествие  в музыкальный театр. Опера.

1

Ответ на уроке. Рассуждение о музыке

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет   драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы жанры  музыки: реквием, сюита.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

Компьютер мультимедийный проектор

1.13

Второе  путешествие  в  музыкальный  театр. Балет.

1

Устный опрос (фронтальный)

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения.

Понимать особенности оперного жанра,  разновидности вокальных и инструментальных жанров и  форм  внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Компьютер мультимедийный проектор

1.14

Музыка  в   театре,  кино,  на  телевидении.

1

Устный опрос

Более подробное ознакомление с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

Понимать особенности балетного жанра, его специфику.

 Участвовать в коллективной исполнительской, наблюдать за  развитием  музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств  в создании единого образа.

Компьютер мультимедийный проектор

1.15

Третье  путешествие  в   музыкальный  театр.  Мюзикл.

1

Ответ на уроке, музыкальные наблюдения

Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Компьютер мультимедийный проектор

1.16

Мир композитора . 

1

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Исполнять  песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Компьютер мультимедийный проектор

1.17

Обобщение материала

2 четверти.

1

Ответ на уроке, музыкальная викторина

Понимать  взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

 Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу.

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

II

 II полугодие:        “Музыка  и  изобразительное  искусство”

Цель: «Формирование ведущих умений вслушиваться в музыку мысленно представлять зрительный образ»

18 ч

На каждом уроке: муз инструмент аккордеон, музыкальный центр

2.1

Что  роднит  музыку  с изобразительным   искусством.

1

Ответ на уроке

Выявлять возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Вслушиваясь в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь  в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Компьютер мультимедийный проектор

2.2

Небесное   и  земное  в  звуках  и  красках.

1

Ответ на уроке

наблюдение

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей.

Эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки –  ритм  изображения, форма – композиция.

2.3

Звать через  прошлое  к  настоящему.

1

Ответ на уроке

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы, жанр вокальной музыки - кантата.

 Сопоставлять героико -  эпические образы музыки с образами изобразительного искусства;  эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; проявлять творческую инициативу.

2.4

 «Александр Невский»

1

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы, жанр вокальной музыки - кантата.

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать  темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

Компьютер мультимедийный проектор

2.5

Музыкальная   живопись  и  живописная  музыка.

1

Ответ на уроке эмоциональный отклик .

Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения выразительные возможности музыки и ее изобразительности, сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора   (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

2.6

«И это всё весенних дней приметы…»

1

Высказывать суждения овыразительных возможностях музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.  

Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

2.7

Колокольность  в  музыке  и   изобразительном  искусстве.

1

Ответ на уроке

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы, колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты  творчества С.Рахманинова.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

 Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Компьютер мультимедийный проектор

2.8

Древний храм златой вершиной блещет ярко…

1

Передавать свои музыкальные впечатления в устной  форме

Размышлять  о музыке, анализировать ее, выражая  собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Исполнять  песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении

2.9

Портрет   в  музыке  и  изобразительном  искусстве.

1

Устный опрос.

Выразительное исполнение

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель». Расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта (повторение знакомых музыкальных произведений);

 Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций  музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.

Компьютер мультимедийный проектор

2.10

Волшебная   палочка   дирижера. Образы  борьбы  и  победы  в  искусстве Обобщение материала 3 четверти.

1

Ответ на уроке наблюдение эмоциональный отклик

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

 Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы

Компьютер мультимедийный проектор

2.11

Застывшая  музыка.

1

Ответ на уроке.

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

Исполнять  песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов, проявлять навыки вокально – хоровой работы

2.12

Полифония  в  музыке  и  живописи.

1

Ответ на уроке

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы, понятие – полифония.

Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности

Компьютер мультимедийный проектор

2.13

Музыка   на  мольберте.

1

Ответ на уроке записать музыкальные ощущения в тетрадь

Понимать  принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

2.14

Импрессионизм   в  музыке  и  живописи.

1

Ответ на уроке

Понимать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

Исполнять  песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов, проявлять навыки вокально – хоровой работы

Компьютер мультимедийный проектор

2.15

О  подвигах,  о  доблести  и  славе...

1

Ответ на уроке

Понимать особенности  импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Сравниваать и определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке

Компьютер мультимедийный проектор

2.16

В  каждой  мимолетности   вижу  я  миры…

1

Ответ на уроке

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

2.17

Мир   композитора.   Исследовательский проект.

 С  веком  наравне.

1

Устный опрос обобщение материала

Понимать своеобразие музыкальных образов  в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

 Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

2.18

Обобщение материала 4 четверти

1

Устный опрос обобщение материала

Размышлять  о музыке, выражать  собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

Обобщение музыкальных представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки.

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

Компьютер мультимедийный проектор

итого

35ч


9. Материально – технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы», Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: М., Просвещение, 2015г.
  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс» (электронный вариант)
  • «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, (электронный вариант)
  • Учебник «Музыка. 5 класс», Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской М.,  Просвещение, 2011г.
  • Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2010 г.(Электроннй вариант)

Оборудование и приборы

Музыкальный центр.

Аккордеон

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Экран

Дидактический раздаточный материал:

  1. Карточки с признаками характера звучания.
  2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.
  3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.

Цифровые образовательные и интернет ресурсы

1. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

2. Музыкальный форум (Бесплатные минусовки) http://www.mp3sort.com/

3. «Искусство слышать» http://iskusstvo.my1.ru/

4..Единая коллекция-http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

7. RusEdu ( архив учебных программ и презентаций)- http://www.rusedu.ru/subcat_44.html

Литература использованная при подготовке программы

1. А. Клёнов «Там, где музыка живёт» - М: «Педагогика – Пресс» 1994 г

2. Д.Б. Кабалевский «Как рассказать детям о музыке?» - М: Просвещение 1989 г.

3. Д.Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

4. Е. Д. Критская Сергеева Шмагина Методическое пособие «Музыка 1 – 4 классы» - М: Просвещение 2004 г

5. Л.С. Сизова «Теоретические основы музыкального воспитания в школе» - М: Инстит практ. Психол. 1997г

6. М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» - Г. Ярославль «Академия развития» 1997 г.

7. Н.Н. Кондратюк «Музыка в школе» (игры конкурсы современные методы) – М: 2005 г

8.  Т. Е. Вендрова «Пусть музыка звучит» Волгоград «Учитель АСТ» 2002 г

9.  Творческие портреты композиторов (популярный справочник)- М: Музыка 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ФГОС 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по предмету «Музыка» для V класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования, при...

Рабочая программа по музыке ФГОС 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Рабочая программа по предмету «Музыка» для VI класса образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным образовате...

рабочая программа по музыке ФГОС 5 класс

Программа п музыке разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе рабочей программы "Музыка"5-9 классы авторов В.В. Ал...

Рабочая программа по музыке (ФГОС)

Рабочая программа рассчитана на 35 часов...

Рабочая программа по музыке ФГОС 5 класс

Рабочая программа по предмету "Музыка" для 5 класса составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования. В программе дана общая характеристика учебного предмета, определено место в учебном п...

Рабочая программа по музыке ФГОС 1-4 классы

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,  о...

Рабочая программа по музыке ФГОС 5-7 классы

Содержание программы базируется на нравственно-эсте­тическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом по­стижении школьниками основных пластов музыкального ис­кусства (фольклор, музыка религиозной тра...