рабочая программа по музыке ФГОС 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Программа п музыке разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе рабочей программы "Музыка"5-9 классы авторов В.В. Алеева,Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак; "Дрофа", 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по музыке для 5 класса. Алеевю.Науменко | 325.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №161
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
5 класс
. | Разработчик: учитель музыки Носкова Е.Е. |
2015 - 2016 уч. г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), предназначена для общеобразовательных учреждений различно типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования. Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Содержание учебного материала ориентируется на систему основных понятий, относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа музыкального искусства. Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка. Композитор — исполнитель — слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография, изобразительное искусство).
Общая характеристика предмета
Цель предмета «Музыка» - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовно-нравственной культуры (Д.Б.Кабалевский) – важнейшей составляющей гармонично-развитой личности.
Задачи музыкального воспитания раскрывают цель предмета «Музыки» и заключаются в следующем:
- развитии общей музыкальности, эмоциональности, эмпатии, восприимчивости и потребности к музыкальным переживаниям;
- формировании слушательской культуры на основе приобщения к высшим достижениям музыкального искусства;
- овладении художественно-практическими навыками в разнообразных видах музыкальной деятельности (пении, слушании музыки, инструментальном музицировании, музыкально- пластическом движении, драматизации музыкальных произведений, музыкально- творческой практике с применением ИКТ);
- формировании системы знаний, способствующих осмысленному, адекватному восприятию музыки: азов элементарной теории музыки, характерных признаков стилей, жанров, форм, средств выразительности музыкальных произведений;
- развитии интереса к вершинам музыкального искусства, собственному музыкальному творчеству, самовыражению;
- воспитании культуры мышления;
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Музыка» базисным учебным планом в 5 классе, составляет 35 часов (один час в неделю).
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Музыка»
Личностные результаты:
- целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
- анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
- оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Предметные
- умение находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника 5 класса. А выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- знание имен композиторов—К. Дебюсси и М. равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания.
2. Содержание учебного предмета
5 класс (35 ч)
Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
Музыка рассказывает обо всем.
Древний союз
Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина.
Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Слово и музыка
Два великих начала искусства. «Стань музыкою, слово!» Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня
Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира.
Романс
Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме.
Что может изображать хоровая музыка.
Опера
Самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера.
Балет
Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже.
Музыка звучит в литературе
Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.
Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Образы живописи в музыке
Живописность искусства. «Музыка – сестра живописи».
Музыкальный портрет
Может ли музыка выразить характер человека?
Пейзаж в музыке
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов.
«Музыкальная живопись» сказок и былин
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства
Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Подводим итоги.
3. Календарно - тематическое планирование
5 класс (35ч)
Тема года «Музыка и другие виды искусства»
№ урока | Использование ресурсов кабинета | Тема. Тип урока | Основное содержание / Основные понятия | Характеристика видов деятельности | Планируемые результаты обучения | Вид, форма контроля | Дата | Кор-рекц. | |||
Предметные | Метапредментные (УУД) | ||||||||||
Первая четверть (9ч) | |||||||||||
1 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Музыка рассказывает обо всём (1ч) Получ. нов.знаний | Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке. Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Методы наблюдения. Сравнения, сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: В.Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение). | 1.Различать характерные виды искусства. 2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3.Использовать песенные произведения в соответствии с их интонационно – образным содержанием. | Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. | Устный опрос | ||||
Древний союз (3ч) | |||||||||||
2 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но | Истоки (1ч) Получ. нов. знаний | Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства. Музыкальный материал: Г.Струве, стихи И.Исаковой. Музыка (пение); Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова. Где музыка берет начало? (пение) | 1.Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. 2. Понимать единство истоков различных видов искусства. 3.Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия). Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения | Личностные: формирование духовно-нравственных оснований. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач. | Устный опрос, хоровое пение | ||||
3 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Искусство открывает мир (1ч) получ. нов. знаний | Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в №3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Художественный материал: Музыка М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание, пение). Литература А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц; Х.К. Андерсен. Соловей. Живопись Н.Ге. Портрет Л.Н. Толстого; И. Репин. Портрет А.Г.Рубинштейна. Песенный репертуар: Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина. Крылатые качели (пение). | 1.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. 3.Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл. | Знать виды искусства; роль музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Устный опрос, хоровое пение | ||||
4 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Искусства различны, тема едина (1ч) Получ. нов. знаний | Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, представленных в п.4,с точки зрения сходства их образов и настроений. Художественный материал: Музыка П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества»(слушание). Поэзия А.Толстой. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад Живопись И.Левитан. Осенний день. Сокольники; И.Бродский. Опавшие листья. Песенный репертуар: И.Гайдн, русский текст П.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение) | 1. Выявлять связи между музыкой. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям. 2. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. 3.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусств к изучаемой теме. | Знать основные темы в искусстве. Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их. Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. | Устный опрос, хоровое пение. | ||||
Музыка и литература Слово и музыка (3ч) | |||||||||||
5 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Два великих начала искусства (1ч) Получ. нов. знаний | Слово и музыка – могучие силы искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Музыкальный материал: М.Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье…(слушание); Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха». Песенный репертуар: Веселый мельник. Американская народная песня (слушание) | 1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. | Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы (стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновение»). | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: понимать сходство и различие музыкальной речи. | Устный опрос | ||||
6 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | «Стань музыкою слово!» (1ч) Получ. нов. знаний | Черты сходства между литературой и музыкальной речью (на примере музыкально- поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского). Музыкальный материал: В.А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание); П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Веснянка. Украинская народная песня (пение) | 1.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. | Знать о различных жанрах вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки. | Личностные: мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей между литературой и музыкой. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | Устный опрос, хоровое пение | ||||
7 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч) Получ. нов. знаний | Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского). Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы. Музыкальный материал: М.Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание). | 1.Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. | Знать понятие «песни без слов». Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; Правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи. Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. | Устный опрос, хоровое пение. | ||||
Песня (2ч) | |||||||||||
8 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но | Песня – верный спутник человека (1ч). Отработка умений и рефлексия | Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева. Художественный материал: Литература Ю.Нагибин. Книга детства. Фрагмент; В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент. Музыка В.Баснер, стихи М.Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении) | 1.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). 2.Выявльть возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 3.Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей) | Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. | Устный опрос, хоровое пение | ||||
9 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но | Заключительный урок. | Комбинированный урок. | Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, её возникновение и взаимосвязь с литературой. | Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал. | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания песен разных стилей. Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Устный опрос. | ||||
Вторая четверть (7ч) | |||||||||||
10 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, през. | Мир русской песни (1ч) Получ. нов. знаний | О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И.Козлова). Художественный материал: Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении); Вечерний звон. Стихи И.Козлова, обработка Н.Иванова (слушание); А.Александров. Уж ты зимушка – зима. Обработка Ю.Тугаринова (пение); Ю.Тугаринов. стихи Е.Румянцева. Если другом стала песня (пение); Я.Френкель, стихи Р.Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение) | 1.Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы. 2.Осознавать интонационно – образные, жанровые и стилевые основы музыки(в рамках изученного на уроке материала). 3.Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально – творческой деятельности. 4.Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т.д.) | Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера. | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
11 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но | Песни народов мира (1ч) Получ. нов. знаний | Для чего мы изучаем народную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»). В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона). Музыкальный материал: Висла. Польская народная песня (слушание); Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока. Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание); Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание); В.Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева. Песня гардемаринов (пение); Вокализ на тему «Песня без слов» № 14 Ф Мендельсона, обработка Т.Кичак (слушание) | 1.Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. 2.Сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей. 3.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 4.Использовать образовательные ресурсы сети интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. | Знать характеристику и отличия народных песен мира. Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
Романс (2ч) | |||||||||||
12 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Романса трепетные звуки (1ч) Получ. нов. знаний | Мир образов, запечатленных в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М.Глинки). Музыкальный материал: М.Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок (слушание, пение) | 1.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. 2Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 3.Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. | Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей. | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
13 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Мир человеческих чувств (1ч) открытие нов. знаний | Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С.Рахманинова). Роль фортепианного сопровождения в романсе. Музыкальный материал: С Рахманинов, стихи И.Бунина. Ночь печальна (слушание) | Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. | Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Регулятивные: планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, саморегуляция. Познавательные: понимать функции частей произведения. Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. | Устный опрос. | ||||
Хоровая музыка (2ч) | |||||||||||
14 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме (1ч) Получ. нов. знаний | Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»). Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения П.Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова). Музыкальный материал: Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание); П.Чайковский. Отче наш (слушание); Н.Римский – Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» . IV действие (слушание); Д.Бортнянский. Многолетие (пение); Кант VIII века «Музы согласно» (пение) | 1.Изучать специфические черты русской народной музыки. 2.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3.Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка. Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле, используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной. | Личностные: уважение к творческим достижениям народной музыки. Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
15 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Что может изображать хоровая музыка(1ч) Открытие нов. знаний | Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима» Г.Свиридова). Музыкальный материал: Г.Свиридов. Поет зима. Из поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание); С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора. | 1.Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. | Знать о вечной теме в искусстве - высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения. | Личностные: эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки. Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
16 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но | Заключительный урок(1ч) | Урок – концерт. | Концертная деятельность. | Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их. | Личностные: проявление интереса к художественной деятельности. Регулятивные: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
Третья четверть(11ч) | |||||||||||
17 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч) Получ. нов. знаний | Опера – синтетический вид искусства. Великие и русские композиторы, художники и артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М.Глинка «Руслан и Людмила»). Музыкальный материал: М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); М.Глинка, стихи С.Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение) | 1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства ((с учетом критериев, представленных в учебнике). 3.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. 4.Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. | Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией. | Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: высказывать свое мнение. | Устный опрос. | ||||
18 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Из чего состоит опера (1ч) Получ. нов. знаний | Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского - Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н.Римского - Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Музыкальный материал: Н.Римский – Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание); Н.Римский – Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание); С Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение) | 1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Наблюдать за развитием одного ил нескольких образов в музыке. 3.Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. | Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
19 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Единство музыки и танца (1ч) Получ. нов. знаний | Чем отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»). Как по - разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М.Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф Шопена, соч17 №4). Музыкальный материал: М.Глинка. Мазурка . Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент (слушание); Ф.Шопен. Мазурка ля минор, соч.17 №4. Фрагмент (слушание); Е.Адлер, стихи Л.Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально – ритмические движения) | 1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2.Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3.Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально – ритмическом движении. | Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета. | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
20 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп., през. | «Русские сезоны в Париже (1ч) Получ. нов. знаний | «Русские сезоны» в Париже – звездный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И.Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки ( на примере Вариации II из балета П.Чайковского “Щелкунчик». Музыкальный материал: Музыка И.Стравинский. Русская; У Петрушки. Из балета «Петрушка» (слушание); П.Чайковский. Вариация II. Из балета “Щелкунчик» (слушание); Живопись Б.Кустодиев. Масленица; А.Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета И.Стравинского «Петрушка»; Н.Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы Н.Римского – Корсакова «Золотой петушок»; Н.Сапунов. Карусель; Б.Кустодиев. Ярмарка; А.Бенуа. Эскиза костюмов Балерины и Арлекина к балету И.Стравинского «Петрушка»; Песенный репертуар: П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н.Пановой (пение, танцевальная импровизация) | 1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). 4.Ипмровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). 5.Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. | Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетместеров, выдающихся артистов балета. Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства. | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Личностные: приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
Музыка звучит в литературе (2ч) | |||||||||||
21 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но | Музыкальность слова (1ч) Получ. нов. знаний | Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н.Гоголя. Художественный материал: Литература А.Пушкин. Зимний вечер; Н.Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент. Музыка М.Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер (пение) | 1.Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. 3.Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. | Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. | Устный опрос. | ||||
22 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но | Музыкальные сюжеты в литературе (1ч) Получ. нов. знаний | Музыка – главный действующий герой рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие. Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее». Художественный материал: Литература И.Тургенев. Певцы.Франмент; Миф об Орфее. Музыка К.В.Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание) | 1.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы . 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. 4. Анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека | Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в музыке (1ч) | |||||||||||
23 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Живописност. искусства (1ч) Получ. нов. знаний | Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север, тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней. Восход солнца», Вариация Феи зимы из балета С.Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О.Лассо «Эхо»). Художественный материал: Поэзия А.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Фрагмент из из романа «Евгений Онегин». Живопись И.Грабарь. И ней. Восход солнца. С.Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание) Песенный репертуар: Г.Струве. Веселое эхо (пение) | 1.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4.Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. | Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
24 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | «Музыка – сестра живописи» (1ч). Получ. нов. знаний | «Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки ( на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмент II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского). Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского). Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки. Художественный материал: Живопись К.Моне. Стог сена в Живерни; Э.Дробицкого. Жизнь и смерть. Музыка П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент (слушание); М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Ю.Тугаринов, стихи В.Орлова. Я рисую море (пение) | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 3.Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4.Понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи (с учетом критериев, представленных в учебнике и Дневнике музыкальных наблюдений). | Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основа которых составляет изображение музыки. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
Музыкальный портрет (1ч) | |||||||||||
25 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп., през. | Может ли музыка выразить характер человека? (1ч) Получ. нов. знаний | Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского). Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского). Художественный материал: Живопись И.Репин. Протодъякон. Музыка М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание); М.Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Песенный репертуар: Г.Гладков, стихи Ю.Энтина. Песня о картинах (пение) | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4.Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. | Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
Пейзаж в музыке (2ч) | |||||||||||
26 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп., през. | Образы природы в творчестве музыкантов (1ч) Получ. нов. знаний | Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского (на примере фрагмента «Поцелуй земли»). Музыкальный материал: П.Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету «Весна священна»; П.Чайковский, стихи Г.Иващенко. Неаполитанская песенка (пение); В.Серебрянников, стихи В.Степанова. Семь моих цветных карандашей (пение | 1.Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2.Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. 3.Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. 4.Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме. 5.Импровизировать, передавая характерные интонации заданного музыкального образа (вокально – танцевальная импровизация). | Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
27 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп., през. | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч) Получ. нов. знаний | Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…» Художественный материал: Живопись К.Моне. Река в Аржантее; П.Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари. Музыка М.Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение) | 1.Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике) и называть его основных представителей. 2.Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4.Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. | Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
Четвертая четверть (8ч) | |||||||||||
28 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп., през. | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч) (продолжение, 1ч) Закрепление новых знаний | Поэтический пейзаж в музыке; К.Дебюсси. «Оград бесконечный ряд…» Художественный материал: Поэзия П.Верлен. Оград бесконечный ряд… Музыка К.Дебюсси, стихи П.Варлена. Оград бесконечный ряд…(слушание). Живопись Л.Вальта. Морской залив в Антеоре; К.Моне. Впечатление. Восход солнца; К.Писсарро. Красные крыши | 1.Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки, литературы, изобразительного искусства. 4.Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. 5.Расскрыватьособенности музыкального воплощения поэтических текстов. | Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. | Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч) | |||||||||||
29 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп., през. | Волшебная сказочность музыкальных сказок (1ч) Получ. нов. знаний | Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.Римского – Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Музыкальный материал: Н. Римский – Корсаков. Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы «Садко» (слушание); П.Чайковский. ПА-де-де. Из балета «Щелкунчик» (слушание); С.Никитин, стихи Ю.Мориц. Сказка по лесу идет (пение) | 1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Воспринимать музыкальное произведение с точки зрения единства содержания и выражения. 4. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
30 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Сказочные герои в музыке (1ч) Получ. нов. знаний | Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар – птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба яга»). Музыкальный материал: И.Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из балета «Жар – птица» (слушание); М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); А.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Волшебник (пение) | 1.Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 3.Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). | Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
31 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп., през. | Тема богатырей в музыке (1ч) Получ. нов. знаний | Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А.Бородина и пьесе М.Мусоргского «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Художественный материал: Живопись И.Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник; В.Васнецов. Богатыри. Музыка А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); М.Мусоргский. Богатырские ворота. (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Былина о Добрыне Никитече. Былинный напев сказителей Рябининых (пение) | 1.Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3.Творчески интерпретировать Содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности. | Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2) | |||||||||||
32 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хр., фо-но, порт. комп., през. | Что такое музыкальность в живописи (1ч) Получ. нов. знаний | Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл. Художественный материал: Живопись Караваджо. Лютнист; А.Аппиани. Парнас; Т.Ромбо. Песня; Э.Дега. Оркестр оперы; М.Пепейн. Придворный бал. Музыка Ф.Торрес. Danza Alta (слушание); В.Семенов. Звездная река (пение) | 1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2.Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 3.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. 4.Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. 4. Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
33 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп., през. | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч) Получ. нов. знаний | Проявление музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами. Художественный материал: Э.Делакруа.Портрет Шопена; И.Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Мусоргского; И.Репин. Портрет композитора Модеста Петровича; И.Репин. Портрет А,П.Бородина; В.Серов. Портрет актрисы М.Е.Ермоловой; М.Нестеров, Портрет скульптора В.И.Мухиной; И.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены. Музыка П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть . Фрагмент | 1.Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 5. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства. | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Личностные: формирование целостной картины мира. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
34 | Проигры-ватель СD, фонохр., нот. хрест., фо-но, порт. комп. | Подводим итоги (1ч) | Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Песенный репертуар: В.Высоцкий. Песня о друге (пение); Б.Окуджава. Пожелание друзьям (пение) | 1.Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3.Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. | Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | Устный опрос. Хоровое пение. | ||||
35 | Проигры-ватель СD, нот. хрест., фо-но, | Заключительный урок (1ч) | Урок – концерт, Урок – викторина, Урок – обобщение. | Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины), исполнение изученных песен (по желанию). | Знать определение музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов. Уметь определять на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать музыкальное произведение и его авторов. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. |
Учебно-методическое обеспечение предмета «Музыка»
Учебно–методический комплекс
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
8. Материально - техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | В наличии | Количество | Примечание | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство». | Д | Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы. Входящие в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета музыки . | ||
Примерная программа основного общего образования по музыке. | Д | |||
Рабочие программы по музыке. | Д | |||
Хрестоматии с нотным материалом. | Д | Для каждого года обучения. | ||
Сборники песен и хоров. | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов). | ||
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). | Д | Пособия могут входить в учебно – методический комплект проблемы электронного музыкального творчества по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса. В том числе проблемы Электронного – музыкального творчества. | ||
Методические журналы по искусству. | Д | Федерального значения. | ||
Учебно - методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке. | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из разных УМК и изобразительному искусству) для основной школы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а так же учителем как часть методического обеспечения кабинета. | ||
Рабочие тетради (Дневники музыкальных наблюдений/размышлений). | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать тетради, соответствующие используемым комплектам учебников. | ||
Учебное пособие по электронному музицированию. | Ф | Для каждого года обучения. | ||
Книги о музыке и музыкантах. Научно – популярная литература по искусству. | П | Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, проектной деятельности и должны находится в фондах школьных библиотеки. | ||
Справочные пособия, энциклопедии. | Д/П | Музыкальная энциклопедия, энциклопедии по театру, кино, изобразительному искусству, хореографии, музыкальный энциклопедический словарь, словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии («В мире искусства»). | ||
Печатные пособия | ||||
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности. | Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов. Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | ||
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры; | Д | |||
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России. | Д | |||
Портреты композиторов. | Д | Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданий (альбомы по искусству) и на электронных носителях. | ||
Портреты исполнителей. | Д | |||
Атласы музыкальных инструментов. | Д | |||
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы. | Д | |||
Дидактический раздаточный материал | ||||
Карточки с признаками характера звучания. | К | Комплект | ||
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств. | К | Комплект | ||
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности. | К | Комплект | ||
Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.) | П | Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности. | ||
Цифровые образовательные ресурсы | ||||
Цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке. | Д/П | Цифровые компоненты учебно- методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе и игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны представлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля). | ||
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке. | Д/П | Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности. В том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы. Схемы. Диаграммы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на СД или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения). | ||
Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых и проверочных материалов для организации и индивидуальной работы. | Д/П | Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. | ||
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности. | Д/П | К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций. | ||
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности. | Д/П | К специализированным цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси. | ||
Экранно-звуковые пособия могут быть в цифровом виде | ||||
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно в цифровом виде). | ||
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. | Д | |||
Видеофильмы с записью фрагментов оперных спектаклей. | Д | |||
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. | Д | |||
Видеофильмы с записью выдающихся отечественных и зарубежных певцов. | Д | |||
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов. | Д | |||
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов. | Д | |||
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов. | Д | |||
Слайды(диапозитивы): | Д | |||
Учебно-практическое оборудование | ||||
Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль); баян/аккордеон; скрипка; гитара; клавишный синтезатор. | Д | Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала для учителя. | ||
Детские клавишные инструменты. | К | |||
Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта; глокеншпиль/колокольчик; бубен; барабан; треугольник; румба; маракасы; кастаньеты; ксилофоны. Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.). Дирижерская палочка. | Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель. | |||
Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе). | Д | |||
Расходные материалы: нотная бумага; | К | Для оформления музыкально-графических схем. | ||
цветные фломастеры | Д | |||
цветные мелки. | Д | |||
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики). | Д | В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков. | ||
Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля. | В комплекте не менее двух электрогитар и ударной установки. | |||
Персональный компьютер. | Д | Для учителя. | ||
Медиапроектор. | Д | Для демонстрации электронных образовательных ресурсов. |
Конкретное количество указанных средств и объектов музыкально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К –полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся):
П– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
4. Планируемые результаты изучения предмета «Музыка»
- иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
- проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
- знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
- применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
- расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
- находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
- знать имена композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, петь а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 класс (ФГОС ООО)
Пояснительная запискаВведениеРабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.Программа включает четыре раздела:• «Пояснительная записка»,...
Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС
Настоящая рабочая программа данного курса «Музыка» для 1 класса первой ступени обучения составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования по ис...
рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС
Программа , календарно-тематическое плпнирование по программе В. В. Алеева с требованиями ФГОС...
рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС
программа и календарно- тематическое планирование по учебнику В. В. Алеев...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...