Сценарий урока по музыке на тему "Героическая тема в музыке".
план-конспект урока по музыке на тему
Материал знакомит детей с темой героизма в музыке и рассматривает её различные проявления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0001a0d3-246b5745.docx | 65.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Героическая тема в музыке».
Цель: раскрыть героическую тему через музыкальные средства выразительности и характер произведений.
Задачи:
- Образовательная – познакомить с композиторами и их произведениями; дать историческую справку о фактах ВОВ и понятие «Героизм»;
- Воспитательная – продолжить воспитывать морально-нравственные, ценностно-личностные качества ( уважение к старшим, ветеранам ВОВ, чувство патриотизма и гордости за страну, чувство эмпатии);
- Развивающая – развить вокально-хоровые навыки: умение слушать друг друга, чистота интонирования, чувство ритма, мышление, память.
Формирование УУД – познавательные (усвоение, понимание героической темы путём встраивания её через музыкальные средства выразительности), регулятивные (опора на музыкально-жизненный опыт) и коммуникативные (умение вступать в диалог с одноклассниками, учителем и учитывать их позиции, сотрудничать во время выполнения учебных заданий).
Музыкальный материал: Симфония № 7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича, Симфония № 2 «Богатырская А.П.Бородина, радиообращение Д.Д.Шостаковича.
Техническое и материальное обеспечение: компьютер, проектор, экран, словарь эстетических эмоций, таблица для фиксирования средств выразительности, заготовка кластера, клей, маркеры.
Ход урока.
ОРГ.МОМЕНТ
- Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведём необычный урок. Но прежде, чем мы начнём, давайте поприветствует друг друга улыбками! Прошу всех садиться.
- Сегодня в будете работать в группах. На ваших столах уже лежат некоторые материалы, которые понадобятся нам в течение урока. И сразу хочу начать со стихотворения – размышления. Послушайте его внимательно, а потом скажите – о чём идёт речь.
Героизм… Героизм!
Это то, что нам предки, рискуя собой, завещали,
Что в себе заключает благодатную силу прошедших веков.
Это то, что бойцы в битвах страшных, кровавых впитали,
Когда землю свою защищали от смертных врагов.
Героизм наши предки с любовию нам даровали.
В каждом может родиться подлец или смелый герой.
Не из лёгких нам выбор от рождения дали.
Ног он есть. Героизму ты сердце без страха открой!
- Итак, скажите, о чём идёт речь в стихотворении? (О героизме и что такое героизм)
- Верно. А кто скажет своими словами – что такое героизм? (Варианты)
- А как вы думаете, возможно ли изобразить героическую тему не только в литературе, но и в изобразительном искусстве? (Да)
- Посмотрите на примеры таких картин. СЛАЙД 1
- Картина «Александр Невский» Павла Корина. Александр Невский был русским князем и полководцем. Люди его любили, потому что он прислушивался к пожилым, защищал и любил свой народ, не давал врагу нападать на людей. А после смерти был даже причислен к лику святых.
- А в каком виде искусства м с вами ещё не рассмотрели героическую тему? (В музыке)
- Верно. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Героическая тема в музыке) – записать в тетрадь СЛАЙД 2
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
- Давайте с вами вспомним – из чего складывается любая музыка? СЛАЙД 3 Вспомните наш «Цветик – семицветик» и назовите лепестки (Темп, ритм, интонация, мелодия, тембр, динамика и лад). А теперь проверяем (1 КЛИК). Всё верно.
- Эти лепестки позволяют выразить музыку, а точнее назовём их средства выразительности музыки. С помощью их можно понять музыку. А теперь посмотрите снова на тему урока и скажите, как нам могут помочь средства выразительности в музыке? (Понять, раскрыть героическую тему)
- Молодцы! Сегодня на уроке мы послушаем с вами произведения и узнаем, как с помощью средств выразительности отображается героическая тема.
НОВАЯ ТЕМА
- Ребята, скажите, кто такой герой и какой он, как моно узнать героя? (Человек, который помогает, защищает, оберегает, он смелый, храбрый, мужественный и т.д.)
- А как вы думаете, есть герои среди тех, кто окружает нас? (да, герои ВОВ)
- Молодцы! Совершенно верно. СЛАЙД 4 Люди, отдавшие свою молодость, здоровье и даже жизнь – настоящие герои! Им пришлось несладко в годы войны. Но, несмотря на это, именно в эти годы было написано большое количество песен. Как вы думаете, почему? (Потому что с помощью песен они поднимали боевой дух, подбадривали друг друга)
- Правильно. Взгляните на экран. СЛАЙД 5 Это портрет русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Родился он в 1906 году. Когда началась ВОВ. Ему было 35 лет, и это был уже зрелый, состоявшийся композитор. Находясь в первые месяцы ВОВ в Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Но об этом мы можем услышать от него самого. Сейчас мы прослушаем запись, сделанную Шостаковичем на радио.
СЛУШАНИЕ (49 сек.)
- После Дмитрий Шостакович эвакуируется с семьёй в Куйбышев, там же впервые и была исполнена 5 марта 1942 года. А 9 августа 1942 года была исполнена уже в блокадном Ленинграде. Симфония транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей. Как позже, после окончания войны, скажут люди – «Шостакович предрёк победу!». И действительно, интересный факт. В том далёком 42 году никто не знал каким исходом обернётся для нас война, но симфонию завершил победоносный финал, тем самым «предвидя» победу.
- Хотели бы вы послушать фрагмент произведения, которое подняло боевой дух жителей блокадного Ленинграда? (Да) СЛАЙД 6
- Замечательно. Но прежде, чем мы начнём, я хочу обратить ваше внимание на таблицы на ваших столах. Как вы думаете – какое задание мы должны выполнить? (Написать какие выразительные средства в двух разных произведениях)
- Всего у нас 7 основных средств выразительности музыки, но сегодня нам понадобятся только 4. Какие? Зачитайте. Так же вы найдёте лист с ключевыми словами к таблице. Вам нужно вписать подходящее слово в таблицу. После того, как мы всё заполним, вы поместите её к себе в тетрадь с помощью клея. Итак, слушаем фрагмент Симфонии №7.
СЛУШАНИЕ (1.34 сек.)
- Что же у нас получилось? (Темп – умеренный, динамика – громко, ритм – ровный, чёткий, лад – мажор)
- Молодцы. А что можно сделать под эту музыку? (Промаршировать)
- Давайте попробуем. Встаньте, пожалуйста (включаю с 23 сек. – 34 сек.)
- Отлично. А какой характер у неё? Можете посмотреть в словари, они вам помогут (мужественный, волевой и т.д.). Правильно.
- Итак, мы с вами выяснили, какие выразительные средства использовались композитором в произведении и увидели на собственном опыте, что под симфонию можно промаршировать, как это делают солдаты. Так же вы точно указали характер «Ленинградской» симфонии. Молодцы, идём дальше.
- С одним произведением справились. А как называется второе? Прочтите в таблице (Симфония №2 «Богатырская», А.П.Бородин) СЛАЙД 7
- Хорошо, Александр Порфирьевич Бородин был не только композитором, но так же химиком и медиком.
- Скажите, от какого слова происходит название симфонии «Богатырская»? (Богатырь)
- Ребята, а кто такой богатырь? (герой древних славян) СЛАЙД 8
- Какими качествами отличались богатыри? Что они делали? (Защищали народ, помогали и т.д.)
- Произведению не зря дали второе название – «Богатырская». Бородина привлекала музыка русского народа. Он часто в своём творчестве использовал подлинные мотивы русской народной музыки. И, конечно же, говоря о русском народе, нельзя не упомянуть древних героев – богатырей. Сейчас мы с вами увидим, как Александр Порфирьевич изобразил их в своей симфонии. Приготовьте таблицы.
СЛУШАНИЕ (1.52 сек.)
- Давайте поделимся результатами. (Темп – быстрый, динамика громко/тихо, ритм – ломаный, лад – мажор)
- А как вы думаете, какое событие происходит в данный момент в музыке? (Праздник, веселье и т.д.)
- А кто празднует? (Богатырь, народ)
- Что они могут праздновать? (Победу над врагом)
- На какую музыку было похоже произведение – классическую, народную или современную? (На Р.Н.) * А была ли мелодия похожа на русскую народную музыку? * (Да)
- Правильно. В основе лежит русская народная плясовая. Под такую зажигательную музыку никто не мог не потанцевать и все собирались кружком и начинали плясать.
- А что помогло ей так прозвучать, чтобы русский народный мотив не затерялся в таком крупном произведении? (Народные инструменты)
- Верно. А какие инструменты вы знаете? (Перечисляют) Отлично, ну что ж, таблицы заполнены. Теперь мы с вами видим, как в Симфонии №2 проявляется героическая тема через характер и выразительные средства, а так же что в основе лежит русский народный мотив. Я прошу вас воспользоваться клеем и прикрепить готовые таблицы в тетрадь под тему урока.
РЕФЛЕКСИЯ (5 мин.)
- Настало время подвести итог слушания. Сделаем это с помощью кластера. Итак, тема нашего урока «ГЕРОИЧЕСКАЯ ТЕМА В МУЗЫКЕ». Давайте посмотрим, что помогло нам раскрыть эту тему. У вас на столах лежат чистые листы А4 и маркеры. С помощью них мы сделаем паутинку. На экране вы видите слова-ключи, но не все из них подходят. Выберите 4 позиции и зафиксируйте у себя в листах. Работаем в группах. Сначала определите, какие слова вы выбираете, а затем аккуратно оформите лист. СЛАЙД 9
Далее обсуждение и оформление.
- Итак, вы закончили. А теперь по каждой позиции мы ответим на вопросы. СЛАЙД 10
(Опрос по каждой позиции)
- С какими композиторами мы сегодня познакомились?
- А какие произведения они написали?
- Цветик – семицветик – какие средства выразительности мы использовали?
- Какая музыка легла в основу? Что под неё делают? А с помощью чего композитор добился настоящего звучания русской народной музыки?
- Правильно. Смотрите, с помощью 4 основных веточек мы видим, как складывается героическая тема в музыке.
- На этом мы заканчиваем наш урок, вы сегодня отлично поработали. Спасибо вам за урок. До свидания!
*Жирным шрифтом выделены заготовки, остальное дети пишут сами.
Радостно | Искрясь Проворно Ловко Легко Приподнято | Звонко Игриво Лучисто Бодро Ярко |
Торжественно | Величественно Величаво Помпезно Триумфально Ликующе | Победно Восторженно Призывно Грандиозно |
Энергично | Мужественно Крепко Уверенно Решительно Твёрдо Напористо | Смело Отважно Гордо Настойчиво Маршеобразно Сильно |
Властно | Царственно Воинственно Сурово | Твёрдо Могущественно С достоинством |
Масштабно | Широко Размашисто | Весомо Объёмно |
Тяжело | Монументально | Мощно Напряжённо |
Нежно | Ласково Мягко Мило | Радушно Приветливо Приятно Трогательно |
Спокойно | Мирно Беззаботно Доброжелательно | Светло Простодушно Добродушно |
Робко | Застенчиво осторожно | |
Грозно | Драматично Трагично | |
Взволнованно | Обеспокоенно Тревожно | |
Раздражённо | Рассерженно Грубо Жестоко | Резко Яростно Агрессивно |
Шутливо | Лукаво Насмешливо | Забавно Затейливо Шаловливо |
Выразительные средства музыки | Симфония №7 «Ленинградская», Д.Шостакович | Симфония №2 «Богатырская», А.Бородин |
Темп | ||
Динамика | ||
Ритм | ||
Лад |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...
Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка
Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн...
Сценарий урока музыки в 5 классе "Мы слышим музыку в стихах".
Сценарий урока музыки в 5 классе. Тема полугодия: Музыка и литература. Тема урока: Мы слышим музыку в стихах. На примере хора «Поёт зима, аукает» из кантаты «Поэма памяти Серге...
Сценарий урока по музыке для 2 класса «Природа и музыка».
laquo;Природа и музыка»....
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...
Конспект урока музыки. 8 класс. Тему урока: «Музыка в кинофильмах".
Конспект открытого урока в 8 классе....