«И Муза вечная со мной»
план-конспект урока по музыке на тему
Цель урока: Знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_muza_vechnaya_so_mnoy.docx | 331.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раздел: “Музыка вокруг нас”.
Тема 1 урока: «И Муза вечная со мной»
Класс: 1
Дата: 07.09.15г.
Тип урока: вводный.
Форма урока: урок-знакомство.
Цель: Знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.
Краткое содержание: Муза, композитор, исполнитель, слушатель. Оркестр, дирижер. Звуки музыкальные и шумовые.
Учебник: с. 8-9
Музыкальный материал:
- «Па-де-де» з балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского;
- «Песня о школе» Д.Б. Кабалевского, В. Викторова.
Формирование УУД | ||
Предметные: | ||
Используемый материал | Планируемые результаты учащегося | Деятельность учителя |
Слайды: 2-4 |
| Работа с презентацией, беседа с учащимися |
Слайды: 5-9 |
| - Проводит игру |
Слайды: 10 |
| - Знакомит детей с правилами слушания музыки; - Просит повторить их друг другу в парах и продемонстрировать. |
Слушание музыки: - «Па-де-де» з балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского |
| - Предлагает прослушать фрагменты известных произведений. - Задет вопросы (с. 9) - Кто же был исполнителем? (музыканты и балерина) - А кто же был слушателем этого фрагмента? (мы) |
Слайды: 15 |
| - Знакомит с композитором П.И. Чайковским. - Давайте ещё раз назовём имя композитора, написавшего эту музыку (Пётр Ильич Чайковский) |
Слушание песни: - «Песня о школе» Д.Б. Кабалевского, В. Викторова; |
| - Предлагает прослушать песню для разучивания; - Ведет беседу «О чем эта песенка?»; - Объясняет правила пения. |
Личностные: | ||
- развиты эстетические потребности, ценности и чувства; - развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. | - предлагает выполнить творческое задание (рисунок, мини-сочинение,) на тему урока | |
Метапредметные: | ||
Познавательные УУД: | - исследует средства выразительности музыки, посредством прослушивания. | - наблюдает за работой в парах и группах, задает вопросы, создает благоприятные условия для работы учащихся |
Регулятивные УУД: | - участвует в обсуждении ответа на поставленные вопросы; - удерживает заданные цели-результаты на протяжении урока. | - создает благоприятные условия для работы учащихся, удерживая учебную задачу. |
Коммуникативные УУД: | - работает в паре с соседом, в группе. - формулирует несложные ответы на вопросы. - участвует в рефлексии. | - Выстраивает диалог, задает дополнительные вопросы, обобщает; - совместно с учащимися подводит итоги, которые соответствуют поставленным задачам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход урока
Вход под музыку.
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, учитель!
Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже ... (звонок),
Начинается ... (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш - ... музыка!
Слайд № 1.2 «Титульный лист»
Какой замечательный класс присоединился к нашей дружной школьной компании! Поздравляю вас с очень важным событием – вы стали школьниками! Меня зовут – Наталья Анатольевна. Я буду помогать вам учиться петь, слушать музыку и размышлять о ней, танцевать, сочинять свои песенки, играть на музыкальных инструментах и даже путешествовать!
Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней? (ответы детей)
А знаете ли вы, как и когда появилась музыка? Приглашаю вас заглянуть в далёкое прошлое.
Слайд № 2 «Путешествие в прошлое» (1)
Вот представьте на мгновение: жили-были люди древние...
Мимо мамонты шагали, в чаще чудища рычали.
Был опасен каждый куст, каждый крик и каждый хруст.
Птеродактили от страха мчались прочь из леса в лес.
Змеи в зарослях шипели: «Подойди поближе!.. Съем!»
Серебром ручьи блестели не приметные совсем.
Налетали грозы, ливни с шумом падали с небес.
Вот и лев. Довольный вид, ведь охотник древний спит!
Всё бы было по-другому, если б люди жили в доме:
Никакой настырный дятел не сумел бы разбудить,
Но случилось, как случилось... Ничего не изменить!
(с момента пробуждения охотника ничего не комментируем)
Слайды 3 – 4 «Путешествие в прошлое» (2)
(после того, как древний человек вернётся за дерево)
Может сто раз, может, двести возвращалась птица к месту...
Но оставим ненадолго папу древнего семейства.
Есть герой помладше. Вот! Что же он в руках несёт?
Древний мальчик взял тростиночку,
Посмотрел, а в ней две дырочки.
- Вот удача! Буду брать и за природой наблюдать!
Сквозь тростинку видно солнце, и травинку, и ромашку.
Это кто ещё смеётся?! Здравствуй, добрая букашка!
Слайд 5.1 «Путешествие в прошлое» (3)
А козявка в трубку нырь! Мальчику обидно:
Заняла собой всю ширь, ничего не видно!
Он подумал: «Ну, держись!». Взял и дунул внутрь. Брысь!
Слайд 5.2 «Путешествие в прошлое» (4)
Вдруг из трубочки обычной звук раздался мелодичный.
Подхватили птицы трель. Стало радостней теперь!
Солнце весело смеётся: папа древний с птицей бьётся,
Сын, шагая по тропинке, дует в тонкую тростинку!
Из пещеры мама вышла корешки к обеду мыть.
Удивилась: «Что я слышу? Что за зверь в лесу шумит?»
Осмотрела всё вокруг: «Нет, не зверь. Приятен звук!
Тук-тук-тук – так сердце бьётся, вторит свист ему... Он льётся,
Как прозрачная вода... Так и хочется слова растянуть, как змейку...»
Не заметила сама, как пришла к семейке...
Слайд 6 «Путешествие в прошлое» (5)
Учитель:
- Понравилась ли вам сказка? А ведь и правда, совсем скоро древние люди научатся мастерить самые настоящие музыкальные инструменты: по одним нужно будет стучать палочкой, в другие дуть. Посмотрите, есть ли на моём столе музыкальные инструменты, которые могли бы поучаствовать в сказке? (да, это барабан и дудочка) Верно. А какой музыкальный инструмент есть у каждого человека? (голос) А похоже ли пение на то, как мы привыкли разговаривать? (в пении слова тянутся)
Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении. Свой «шумный» голос есть у всего на свете. Он помогает всему живому разговаривать друг с другом, передаёт окружающим очень важную информацию, например, предупреждает об опасности. Прислушайтесь. Подумайте, что вы слышите за окном?.. А теперь обратите внимание на звуки внутри нашей школы... Но с каждым новым веком мир становится всё громче и громче, заставляя нас уставать от его шума. Очень громкие звуки способны навсегда отнять у нас слух. Никогда не приближайтесь к источнику очень громкого звука, старайтесь как можно меньше слушать музыку в наушниках, ведь громкая музыка тоже превращается в опасный шум. Запомните, если вы стали плохо слышать тихие звуки (шелест листьев, журчание ручья, шёпот человеческого голоса), то это уже повод обратиться к врачу.
Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю. И ещё одна очень важная особенность музыкальных звуков – их можно записать специальными значками - нотами! (показ на плакате). А теперь, проверьте себя!
Слайд № 7
Сейчас вы увидите картинки, у каждой свой голос. Мы должны разделить их на две группы – музыкальные звуки слева, шумовые - справа. Будьте внимательны!
Викторина «Музыкальные и шумовые звуки»
Молодцы! Вы хорошо поработали! Примите аплодисменты – главную награду для музыкантов! Пришло время музыкальной переменки.
Слайд № 8.1 «Музыкальная переменка»
Давайте встанем! Музыка – урок особенный, потому внутри него случаются музыкальные переменки, но даже на перемене мы продолжаем учиться! Сегодня мы познакомимся с песенкой-игрой, состоящей из шумовых и музыкальных звуков. Называется эта история – «Сказка берёзового леса». Послушайте правила. Спрячьте руки за спину. Как только в сказке появятся новые герои или события, нужно будет повторять за мной движения, но затем снова руки спрятать, иначе... иначе я вас поймаю! Давайте попробуем (показ принципа игры на 1 куплете без сопровождения) В конце сказки я буду считать до трёх, после чего вы должны сказать «Апчхи!» Давайте попробуем: раз, два, три, апчхи! (дети повторяют)
8.2 Игра «Сказка берёзового леса» (Приложение)
Будьте здоровы! Возвращайтесь на места.
Слайд № 9 «Древняя Греция»
А вы знаете, почему музыку назвали музыкой? Вот послушайте, как звучит это слово на разных языках: по-русски – музыка, по-английски – music, на немецком – music, на французском – musique, на итальянском – musica. Правда, эти слова похожи? (да)
Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств - Апполон и его 9 спутниц - муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз». До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи - музы. А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку? (композитор)
Слайд № 10.2 «Композитор, исполнитель, слушатель»
Верно. Именно композитор создаёт музыкальное произведение, где при помощи музыкальных звуков передаёт нам свои впечатления и воображаемые картины. Как вы думаете, без кого не может обойтись композитор? (без исполнителя)
Слайд № 10.3
Правильно. В отличие от композиторов, исполнителей у одного музыкального произведения может быть очень много – целый оркестр или хор. Но и это ведь не всё, потому что музыка должна найти людей, которым она будет интересна. Именно для них её пишут композиторы, и выступают на сцене исполнители. Кто же эти люди? (слушатели)
Слайд № 10.4
А знаете ли вы имена каких-нибудь композиторов? (ответы детей) Оглянитесь вокруг. Сколько таинственных незнакомцев в классе! Все они - композиторы. Среди них есть и портрет замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Слайд № 11 «П.И.Чайковский»
Давайте посмотрим на экран и найдём изображение Петра Ильича в нашей портретной галерее. Чайковский жил в 19 веке и очень любил театр. Среди его известных на весь мир произведений – музыкальные спектакли-сказки «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
Слайд № 12 «Щелкунчик»
Но спектакли эти необычные. Не случайно рядом появилось изображение древнегреческой музы Терпсихоры – покровительницы танцев. Запомните это имя. Терпсихора будет с нами всегда, когда мы будем говорить о балете – спектакле, в котором все герои разговаривают на языке танца.
Известна ли вам сказка о Щелкунчике – заколдованном Принце королевства сластей? (да) Пётр Ильич Чайковский тоже однажды прочёл эту сказку Эрнста Гофмана, после чего сочинил музыку к балетному спектаклю «Щелкунчик». Сочинил и передал её исполнителям - музыкантам оркестра и танцорам, и слушатели теперь могли не только слушать сказку, но и смотреть. А на сцене происходили настоящие чудеса! Вот представьте, в Конфетном королевстве Принца были леденцовые луга, лимонадные реки, сладкие замки, шоколадные деревья и даже сахарная фея по имени Драже. Драже – это сахарная конфета-шарик. Давайте послушаем фрагмент музыки к спектаклю «Щелкунчик», в котором танцует эта замечательная героиня! Но сначала, внимание! Вы видите значок в левом верхнем углу экрана с золотым восклицательным знаком? (да) Он напоминает школьникам о первом золотом музыкальном правиле – «Музыка начинается с тишины», поэтому во время слушания музыки разговаривать запрещается. Давайте дождёмся тишины... А теперь, в Конфетное королевство!
Слушание: П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик» Танец феи Драже»
Государственный Академический симфонический оркестр СССР.
Дир. Евгений Светланов
(триггер для аудиофрагмента – кнопка)
- Расскажите о своих впечатлениях. Подумайте и ответьте, какие движения пригодились бы балерине, чтобы исполнить танец Феи Драже? Почему вы так считаете? (ответы детей). А теперь сюрприз от музы Терпсихоры – видеофрагмент балета «Щелкунчик».
Видеофрагмент: П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик» Танец феи Драже» (1:05)
- Давайте ещё раз назовём имя композитора, написавшего эту музыку (Пётр Ильич Чайковский)
- Кто же был исполнителем? (музыканты и балерина)
- А кто же был слушателем этого фрагмента? (мы)
Слайд № 13 «Наша песенка»
А теперь пришло время замечательной школьной песенки! Открываем новую страничку!.. Но где же песенка? Вместо неё – большая сказочная бабочка. Появилась она здесь не случайно. Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? (шторм на море, ветер в осеннем парке, одуванчик и дуновение человека) Этими значками бабочка напоминает нам о правильном дыхании, ведь все песенки на свете – живые, им обязательно нужно дышать! Давайте встанем.
- Возьмите за ниточку бабочек, которые лежат у вас на краю стола. Давайте подуем на них сильно-сильно так, как если бы вдруг начался шторм. Посмотрите, ваша бабочка испугалась и очень хочет улететь от вас. Как вы думаете, можно ли петь с таким злым, порывистым дыханием? (нет) Верно. Если бы мы сейчас пели, то получился бы крик, который может навсегда лишить человека голоса. Кричать вредно!
- А теперь, подуйте на бабочку слабее, не раздувайте щёки – так, словно это делает осенний ветер, когда играет с листьями в парке. Заметили, вы смогли дуть на бабочку дольше, но она не улетает далеко, стала почти ручной? Это уже гораздо ближе к пению.
- А теперь подуйте на бабочку легко-легко, как на одуванчик. Видите, она совсем успокоилась.
- А теперь отложите бабочек, пусть они немного отдохнут. Для того, чтобы ваш голос при пении зазвучал красиво, мы должны научиться не только выдоху, но и вдоху. Встаньте ровно. Представьте, что перед вами букет душистых цветов. Сделайте глубокий вдох носом (не поднимаем плечи) – задержали аромат и медленно выдохнули (повторяем 4-5 раз).
- А теперь представьте, что из самого большого цветка букета выглянул усатый жук. Давайте сделаем короткий вдох удивления, задержим дыхание и медленно выдохнем (повторяем несколько раз).
- Снова возьмите в руки бабочек и попробуйте сделайте едва заметный вдох, задержите дыхание и тихонько подуйте на бабочку. Очень надеюсь, что сейчас она закружится в долгом вальсе. Вот так (показ учителя).
Молодцы, дорога к песенке открыта. Верните бабочек на край стола, садитесь и ещё раз вспомните первое золотое музыкальное правило: «Музыка начинается ... с тишины».
Исполнение учителем песни «Наша школа» сл. Михаила Пляцковского, муз. Евгения Птичкина
Понравилась ли вам песенка? Попробуйте придумать для неё название! (ответы детей) Почему вы выбрали такое название? О чём эта песня? Какая она по настроению? Давайте перевернём страничку и узнаем, как назвали эту песенку авторы – поэт и композитор.
Слайд № 14 «Текст песни»
Разучивание припева и 1 куплета песни (под аккомпанемент фортепиано).
- Певческая установка (второе «Золотое правило»);
- Работа с текстом (декламация в ритме песни);
- Исполнение мелодии на слоги «ку», «ли», «ля»;
- Соединение мелодии и текста. Контроль дыхания;
- Исполнение с фонограммой – минус в среднем темпе.
Повторение и закрепление.
Наш первый урок музыки подходит к концу. Надеюсь, что теперь вы знаете о музыке гораздо больше, чем в начале урока. Приготовьтесь к испытанию «Девять вопросов от девяти муз».
Слайд № 15 «Проверочная таблица»
Не смотря на то, что каждая муза покровительствует своему виду искусству, задания для вас будут музыкальными. Ваша задача – исправить 7 ошибок и найти 2 правильных утверждения. Компьютер проверит правильность ваших ответов: если в вопросе содержалась ошибка, то рядом с номером вопроса появится красный квадрат, если всё было верно – зелёный.
Первый вопрос от музы Клио:
- Звуки бывают игровые и шумовые. Верно? (нет игровых звуков, есть музыкальные) Проверяем!
2. Урания:
- «Мусике» в переводе с древнегреческого языка означает «искусство муз» (верно)
3. Эрато:
- Человек, который сочиняет музыку - писатель (нет, музыку сочиняют композиторы)
4. Евтерпа:
- Пётр Ильич Чайковский – русский поэт (нет, это композитор)
5. Каллиопа:
- Балетный спектакль Чайковского, в котором танцует сахарная Фея Драже, называется «Приключения Буратино» (нет, «Щелкунчик»)
6. Талия:
- Исполнитель – в зрительном зале, а слушатель – на сцене (нет, всё наоборот)
7. Полигимния:
- Для записи музыки композиторам требуются буквы (нет, музыку записывают нотами)
8. Терпсихора (муза танца):
- Слушатели благодарят исполнителей за выступление аплодисментами (верно)
9. Мельпомена:
- Чем громче музыка, тем она полезнее (не верно)
Молодцы! Вы успешно прошли своё первое музыкальное испытание, потому можете поаплодировать друг другу. А теперь, пришла пора сказать вам «до свидания», но прощание у нас, как и приветствие, тоже музыкальное:
- Мой урок окончен!
- До свидания!
Слайд № 16 «До новых встреч!»
Выход из класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"
Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...
и муза вечная со мной
презентация к уроку музыки "И муза вечная со мной"...
"И Муза вечная со мной!"
Первоклассники знакомятся с музой, которая поведет их по страницам учебника....
Конспект урока музыки 1 класс. И муза вечная со мной.
Конспект урока музыки в 1 классе. И муза вечная со мной....
Презентация к уроку музыки 1 класса "И музы вечная со мной..."
Тема урока: «И Муза вечная со мной!»(разработка урока музыки в 1 классе)ЦЕЛЬ: познакомить детей с разнообразием видов деятельности на уроках музыки.ЗАДАЧИ: увлечь музыкой, разви...
И Муза вечная со мной. 1 класс 1 четверть. урок музыки
КомпозиторИсполнительСлушатель...
Урок музыки в 1-м классе "И муза вечная со мной"
Конспект урока музыки в 1-м классе "И муза вечная со мной"...