«Что за прелесть эти сказки…»
план-конспект урока по музыке на тему

Рыц Татьяна Геннадьевна

Связь музыки и литературы: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_za_prelest_eti_skazki.doc101 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема I полугодия: “Музыка и литература”.

Тема 5 урока: «Что за прелесть эти сказки…»

Класс: 5

Дата: 06.10.14г.

Тип урока: урок закрепления знаний, комбинированный.

Форма урока: урок-беседа.

Краткое содержание: связь музыки и литературы: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников.

Задачи для учителя:

Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательные: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры.

Задачи для учащихся:

  1. Проверить домашнее задание.

- Повторить понятия фольклор, программная музыка.

- Привести примеры программной музыки.

- Назвать программное произведение, которое слушали на прошлом уроке.

  1. Послушать фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и передать свои музыкальные впечатления в устной форме.
  2. Послушать симфоническую сюиту «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова. Тема Шахриара и Шехерезады. Описать образы героев с помощью выразительных средств сюиты (мелодия, темп, лад, динамика).
  3. Разучить новую песню «Все мы делим пополам».

Методическое обеспечение: учебник, стр. 20-21, иллюстрации к музыке, музыкальное сопровождение.

Музыкальный материал:

- “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”, Н. А. Римский-Корсаков: «Белка», «33 богатыря», «Царевна Лебедь».

- симфоническая сюита «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова. Тема Шахриара и Шехерезады.

 - Песня «Все мы делим пополам»

Рефлексия:

- Какие произведения мы сегодня слушали?

- Взаимосвязаны ли произведения литературы с программной музыкой?

- Какие впечатления остались от пройденной темы?

5 этап. Домашнее задание: попробуйте нарисовать образы героев симфонической сюиты «Шехерезада». Разучить слова песни.

Конспект урока

Действия учителя

Действия детей

1. Повторение, проверка домашнего задания.

- Повторить понятия фольклор, программная музыка.

- Привести примеры программной музыки.

- Назвать программное произведение, которое слушали на прошлом уроке.

Отвечают на вопросы

Фольклор – устное народное творчество.

Программная музыка – сочинения  с названием литературного произведения или сопровождающиеся словесной программой, которая раскрывает их содержание.

- Опера «Снегурочка», романс «Я помню чудное мгновение», «Кикимора».

Сказание для симфонического оркестра «Кикимора» А. Лядова

Объявление темы,

активизация слушательской и мыслительной деятельности.

     

    Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?”

    Сегодня мы будем слушать и анализировать сказки не простые, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.

   Итак, тема нашего урока звучит так: “Что за прелесть эти сказки!”

- Как вы думаете, кто является автором этого сказочного высказывания?

 

В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А. С. Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки Пушкина нашли свое продолжение в музыке таких композиторов-сказочников, как: П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, А. Бородин.

- Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?   

  1. Послушать фрагмент «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и передать свои музыкальные впечатления в устной форме.

   «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:

- белка, которая грызет золотые орешки, поет и танцует;

- 33 богатыря, которые выходят прямо из моря-океана, а сними батька Черномор;

- царевна Лебедь

   

   В опере «Три чуда» у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем музыкальные фрагменты, а вы определите, к какому чуду каждый фрагмент относится?

Слушаем фрагменты

“Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”

Н.А. Римский –Корсаков

На слайдах иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, царевна Лебедь, 33 богатыря.

Звучит фрагмент "Белка"

Иллюстрация белочки из сказки

    - Как вы думаете, какая картинка подходит к этой музыке?

   - Как композитор показал нам белочку?

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет

А орешки не простые

Все скорлупки золотые

Ядра - чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

- Сейчас мы послушаем ещё один музыкальный фрагмент. А вы подумайте, какая картинка подойдёт к этой музыке?

Звучит фрагмент "33 богатыря"

Иллюстрация богатырей

- Композитор своей музыкой "нарисовал" 33 богатыря.

  Что мы слышим в этом отрывке?

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой.

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге.

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые.

Все ровны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

- А сейчас, внимание, третий музыкальный отрывок.

Звучит фрагмент "Царевна Лебедь"

Иллюстрация Царевны Лебедь

За морем царевна есть 
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает 
Ночью землю освещает 
Месяц под косой блестит 
А во лбу звезда горит.

А сама-то величава
Выступает, будто пава.
А как речь-то говорит 
Словно реченька журчит
Молвить можно справедливо 
Это диво, так уж диво!

Записывают тему урока в тетрадь

Отвечают на вопрос (Пушкин)

Слушают учителя

Отвечают на вопрос (сказочности, образности, таинственности)

Вспоминаем, какие Три чуда показаны в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина

Слушают музыку, рассматривают картину, размышляют, передают свои впечатления. 

- музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки,

- белочка словно перескакивает с ветки на ветку,

- композитор включил в оперу отрывок народной песни «Во саду ли в огороде»

Слушают музыку, рассматривают картину, размышляют

     

     В музыке слышится грозный рокот морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет.

    И постепенно из него выходят богатыри.

   Князь Гвидон любуется ими.

   Музыкальные краски торжественные, радостные, яркие.

Слушают музыку, рассматривают картину, размышляют, характеризуют прослушанную музыку

Самостоятельная работа, работа в парах.

  1. Послушать симфоническую сюиту «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова. Тема Шахриара и Шехерезады. Описать образы героев с помощью выразительных средств сюиты (мелодия, темп, лад, динамика).

  Работа в парах.

- Сейчас работаете в парах. Прослушайте тему Шахриара и Шехерезады из симфонической сюиты «Шехерезада» и, пообсуждав с соседом по парте, создайте и опишите образы героев. Какими они представляются именно вам.

   Если ваши мнения расходятся, запишите оба мнения. Ответы поясните.

Слушаем фрагмент

Симфоническая сюита «Шехерезада».

Тема Шахриара и Шехерезады

Н.А. Римского-Корсакова.

Дополнительные вопросы.

- Назовите особенности музыки, которые придают ей восточный колорит.

- Чем отличаются друг от друга эти темы?

Слушают музыку, работают в парах, записывают свои варианты ответов.

Каждая пара высказывает свой вариант ответа.

Самостоятельно оценивают свою работу, сами ставят себе отметки

Отвечают на вопросы

  1. Разучить новую песню «Все мы делим пополам».

Слушают новую песню для разучивания, получают слова песни.

  1. Домашнее задание.

попробуйте нарисовать образы героев симфонической сюиты «Шехерезада». Разучить слова песни.

Записывают в тетрадь д/з

«ВСЁ МЫ ДЕЛИМ ПОПОЛАМ»

Как положено друзьям,
Всё мы делим пополам:
И дождинки, и снежинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
И дождинки, и снежинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

 

Как положено друзьям,
Всё мы делим пополам:
И смешинки, и слезинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
И смешинки, и слезинки
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

 

Как положено друзьям,
Всё мы делим пополам:
Приключенья, огорченья
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
Приключенья, огорченья
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.

 

Как положено друзьям,
Всё мы делим пополам:
Даже песню делим честно
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.
Даже песню делим честно
Пополам, пополам, пополам, лам, лам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....