Знакомство детей̆ с обрядовыми песнями-колядками
методическая разработка по музыке на тему

Власова Валентина Васильевна

Тема занятия: Знакомство детей̆ с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества.         

 

Программное содержание.

Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа. Развивать познавательный интерес к истории, воспитание чувств любви к своей малой Родине.

 

Предшествующая работа:

Заучивание стихотворений, колядок, беседа о традициях русского народа, о христианских праздниках, подбор костюмов.

 

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением христианских праздников, костюмы для ряженья, атрибуты для гадания и народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatki.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное

дошкольное учреждение городского округа Саранск

«Центр развития ребенка-детский сад № 13»

Конспект № 2

Тема занятия:

 Знакомство детей̆ с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества  

                                                 

                                                  Подготовила: Муз. рук.

                               Власова В.В.

Конспект № 2

Тема занятия: Знакомство детей̆ с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества.         

Программное содержание.

Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа. Развивать познавательный интерес к истории, воспитание чувств любви к своей малой Родине.

Предшествующая работа:

Заучивание стихотворений, колядок, беседа о традициях русского народа, о христианских праздниках, подбор костюмов.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением христианских праздников, костюмы для ряженья, атрибуты для гадания и народных игр.

Муз. руководитель. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро к нам придет великий праздник.

Рождество Христово. Его чего начинаются святки. Наши дедушки и бабушки очень любят его. Называют его еще зимние святки.

Святки – это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. В Новый год наши бабушки и дедушки желали друг другу всего самого наилучшего.

На Святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли с Новым годом и желали всего самого лучшего.

Поздравляли не просто словами, а специальными песенками. Они назывались колядками. Коляда – праздник Нового года, отсюда – колядовать.

Послушайте песенку-колядку, с которой ходили по дворам:

Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Дай блин, дай кишку,

Свиную ножку,

Всем понемножку.

Неси, не тряси –

Давай, не ломай!

                   

    Дети разучивают песенку-Колядку.

Муз. руководитель. Колядовщики за свои песенки просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто пирог, кто кишку – колбасу.

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье «козули». Если хозяева были щедрыми, их хвалили:

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

Конспект № 2

Тема занятия. Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.

Содержание первого занятия. Рассказ воспитателя о рождественских песнях – колядках.

Содержание второго занятия. Рассказ воспитателя об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядки. Проведение русских народных игр «Прялица», «В смолу».

Содержание третьего занятия. Рассказ воспитателя о новогодних песнях- «овсенях», о гаданиях под Новый год с пением «подблюдных» песен.

Занятие первое

Воспитатель. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро к нам придет великий праздник – Рождество Христово. Наши дедушки и бабушки очень любят его. Называют его еще зимние святки.

Святки – это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. В Новый год наши бабушки и дедушки желали друг другу всего самого наилучшего.

На Святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли с Новым годом и желали всего самого лучшего. Чего можно пожелать под Новый год? Ответы детей.

Поздравляли не просто словами, а специальными песенками. Они назывались колядками. Коляда – праздник Нового года, отсюда – колядовать. Послушайте песенку-колядку, с которой ходили по дворам:


                                            Коляда, коляда, 

                                    Подавай пирога, 

                                    Дай блин, дай кишку, 

                                    Свиную ножку, 

                                    Всем понемножку. 

                                    Неси, не тряси –

                                    Давай, не ломай!


^ Дети разучивают песенку-Колядку.

Воспитатель. Колядовщики за свои песенки просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто пирог, кто кишку – колбасу.

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье «козули». Если хозяева были щедрыми, их хвалили:

                                           

   У доброго мужика 

                                        Родись рожь хороша: 

                                        Колоском густа, 

                                        Соломкой пуста!

А если хозяева скупились, т.е. давали мало, их корили:

                                     У скупого мужика 

                                     Родись рожь хороша: 

                                     Колоском пуста, 

                                     Соломкой густа!


На святки пелись веселые песни, были пляски, игры.


                                           Теперь игра – не развлеченье, 

                                  А с большим значеньем, 

                                  Чтоб был долог колосок,

                                  Чтобы вырос лен высок. 

                                  Прыгайте как можно выше –

                                  Можно прыгать выше крыши.

Проводится русская народная игра «Скакалка»

Детям раздаются печенья «козульки»

Воспитатель. Наелись, напились? А теперь пора со двора!




                                                              Занятие второе

Воспитатель. На Рождество Христово любили дети рядиться. Одевали на себя страшные маски, наряжались попом, цыганом. Девочки рядились в мальчишек, а мальчишки – в девчонок. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей.

^ Дети надевают шапочки ряженых. Вместе с воспитателем подходят к избе и поют песню-колядку.

Будете нас дарить –

Будем нас хвалить.

А не будете дарить –

Будем вас корить.

Воспитатель. В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздника начиналась пора свадеб.

Девчат выглядывали па посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы, поцелуйные игры.

^ Проводятся русские народные игры  «Прялица»,  «В смолу»

Занятие третье

Воспитатель. Основной день праздника – Новый год. Да, да. Наши дедушки и бабушки справляли его по старому календарю – 14 января.

В этот день ребятишки и молодежь рано утром ходили по домам, пели песни-колядки. А еще они исполняли песни «Овсени». Название это идет от слова «овсень». Это слово связано с древним названием у русских людей января – «просинец», что значит «светлеющий», т.е. месяц зимнего возрождения солнца. Вот такая песенка – «овсень».

Мы ходили, подходили, по проулочкам,

Эй, Овсеня, эй, Овсень!

Мы искали, уж искали

И Сергевнин двор.

Мы нашли ее двор посередь Москвы,

Посередь Москвы – ворота красны.

На Новый год были специальные поздравления, хозяина и двор осыпали житом, припевая:

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на Ново счастье

Уродись пшеница, колос, чечевичка,

На поле – копнами, на столе – пирогами.

На Новый год приходили ряженые, устраивали посиделки с обильным угощением. Чем богаче стол, тем год будет сытнее.

Чтобы были цыплятки, ребят загоняли под стол и они кукарекали и квохтали.

Чтобы скотинка не разбегалась, ножки у стола перевязывали полотенцем.

И, конечно же, девушки гадали, на свою судьбу. Далеко ли замуж выйдут или близко, за бедного или богатого, а может быть, не выйдут совсем.

Суженый, ряженый, приди

меня разувать.

Умой меня, причеши меня.

Были еще «подблюдные» песни. В блюдо складывали колечки, брошки, накрывали его и под пение вынимали по одному предмету. О чем в песне поется, то и сбудется.

Мышь пищит, сто рублей тащит.

Диво, ули, ладу!

Кому спели – тому добро!

Диво, ули, ладу!

или

За рекой мужики живут богатые,

Гребут золото, да нес лопатою.

Кому песню поем – тому добро!

Тому сбудется, не минуется.

или

Соли, мать, капусту,

Пеки пироги.

Тебе будут гости,

А мне – женихи.

Кому вынется – тому сбудется,

Тому сбудется – не минуется!

Гадали и с петушком. На столе или на полу раскладывали предметы:

зеркало – жених будет щеголь;

уголь – к долгому девичеству;

соль – жених будет вредный;

вода в рюмке – к мужу пьянице;

хлеб – к богатству;

монетки – к богатству.

Договаривались, кому будут гадать, и что клюнет петушок – такова судьба!

Конспект 3

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Занятие с детьми старшей группы

Дети сидят полукругом вместе с воспитателем. С песней входят колядовщики (взрослые и дети), в руках Рождественская звезда. Шум, смех.

Колядовщики. Пришла коляда – отворяй ворота!

Воспитатель. Кто там?

Колядовщики. Это мы, колядовщики!

Входят.

1-й колядовщик. Здравствуйте, хозяюшка!

Кланяются.

2-й колядовщик. Позвольте в дом к вам войти!

Позвольте вам песенку спеть!

Колядовщики поют. Коляда, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Воспитатель. Входите, гости дорогие!

3-й колядовщик. В дом войти да на лавочку сесть!

^ 4-й колядовщик. На лавочку сесть да песенку спеть!

Колядовщики поют. Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Дай блин, дай

Свининину ножку,

Всем понемножку

Неси – не тряси!

Давай – не ломай!

^ 1-й колядовщик. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

2-й колядовщик. Денег мешок или каши горшок?

3-й колядовщик. Кувшин молока или кусок пирога?

Колядовщики исполняют песню-колядку.

Воспитатель. Вот такими песнями-колядками и начинались праздноваться зимние святки. Это был любимый праздник молодежи. Молодые люди, собравшись небольшими группами, ходили по улице от одного двора к другому и пели под окнами; устраивали посиделки, шумные игры. Каждая семья ждала к себе в гости колядовщиков. Хозяева с удовольствием выслушивали колядки, а затем давали угощение: кто – пирог, кто – блин, кто – конфетку. А вы приготовили угощение?

Колядовщики. Коляда, Моляда,

Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога –

Тому двор живота,

Да еще и мелкой скотинки!

А кто не даст лепешки –

Запалим окошки!

^ Дети угощают колядовщиков.

Колядовщики. Ах! Добрые здесь живут хозяева!

У доброго мужика.

Уродись рожь густа:

Колоском хороша,

А соломкой-то пуста!

Воспитатель. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку, съедали все, чем их одарили. Очень любили парни и девки устраивать посиделки. Да друг другу загадывали загадки:

^ 1-й колядовщик. Отворилась тихо дверь –

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой:

Берегись, мышиный род –

На охоту вышел... (Кот)

^ 2-й колядовщик. Летало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло –

Одеяло потекло. (Снег)

3-й колядовщик. Что вверх корнями растет? (Сосулька)

4-й колядовщик. В синем небе светляки,

Не дотянешь к ним руки,

Один большой светляк

Загнулся, как червяк. (Звезды, месяц)

Воспитатель. В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы. Мы с вами тоже знаем один такой хоровод.

^ Хоровод «Прялица»

Воспитатель. А еще ребята и взрослые любили рядиться. Одевали на себя страшные маски. Рядились нечистой силой: кикиморой, Бабой-Ягой, чертом.

^ Игра «Бабки-ежки»

Воспитатель. А не хотите ли еще поиграть?

Игра «Башмачник»

По считалке выбирают водящего

Игра «Колечко»

Воспитатель. Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл святочных вечеров. Садились девицы за стол и говорили:

Гадай, гадай, девица,

В коей руке достанется –

Жизнь пойдет, покатится,

Попригожей срядится –

Молодцу достанешься

Выживешь, состаришься...

Приносили в избу петуха, говорили:

Петушок, петушок, подскажи ним нашу судьбу!

Рассыпали зерно, клали кусок хлеба, ножницы, монетки, зеркало, ставили воду в чашке. Каждая вещь – предсказание.

Крупа – к богатству.

Хлеб – к урожаю.

Ножницы – суженый будет портной.

Монетки – к деньгам, богатству.

Зеркало – муж будет щеголем.

Петушок пьет воду – муж будет пьяницей

Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством. А мы свое занятие заканчиваем чаепитием.

Сейчас мы празднуем начало нового года 1 января. А раньше считалось, что новый год наступает с 14 января.

Началу нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как встретишь Новый год, таков будет и весь  предстоящий год. Поэтому старались, чтобы на столе было много яств, чтобы все люди были веселыми. Все желали друг другу счастья и удачи.

Святки длились до Крещения, которое праздновали 19 января.

Крещенский сочельник – день накануне Крещения – главный день святочных гаданий. С помощью гаданий старались узнать будущее. Девушки, конечно же, желали узнать когда им суждено выйти замуж, издалека ли будет жених, что предстоит - богатство или бедность.

Девушка, предмет которой во время исполнения такой вот подблюдной песенки доставался из блюда, по поверью должна выйти замуж в наступающем году:

Рылась курочка

 На завалинке,

Вырыла колечко

Серебряное.

Ладо ладу,

Кому мы поем,

Тому честь воздаем.

Были распространены и другие способы гадания.  Валенки бросали за ворота – куда носок повернет, оттуда жених придет. Спрашивали у первого встреченного мужика его имя. Считалось, что это и будет имя жениха. Обхватывали пальцами колья у забора – если получится четное число, то выйдешь замуж в этом году, если нет…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с\'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Знакомство детей со звуком «с», «с\'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка. Программное содержание Познакомить детей со звуком «с», «с\'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать и...

Занятие по образовательной области "художественное творчество"тема: Знакомство детей с гжельской росписью,

Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и н...

Занятие по образовательной области "художественное творчество"тема: Знакомство детей с гжельской росписью,

Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и н...

Знакомство детей с творчеством П. И. Чайковского

Цель данного матераила - познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского; представить его музыкальные альбомы: "Детский альбом", "Времена года"; сказка-балет "Щелкунчик"....

«Знакомство детей шестого года жизни с творчеством сибирских писателей»

«Знакомство детей шестого года жизни с творчеством сибирских писателей»Автор – разработчик: Потокина Олеся Васильевна. Проблема: читательский опыт начинается закладываться  в детстве. Это во...

Исследовательская работа «Рождественские песни - колядки»

Исследовательская работа для научно-практической конференции  «Рождественские песни - колядки». В работе рассматриваетсяпонятие "Колядки", правила колядования.. В практическ...