Знакомство детей̆ с обрядовыми песнями-колядками
методическая разработка по музыке на тему
Тема занятия: Знакомство детей̆ с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества.
Программное содержание.
Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа. Развивать познавательный интерес к истории, воспитание чувств любви к своей малой Родине.
Предшествующая работа:
Заучивание стихотворений, колядок, беседа о традициях русского народа, о христианских праздниках, подбор костюмов.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением христианских праздников, костюмы для ряженья, атрибуты для гадания и народных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyatki.doc | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное
дошкольное учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребенка-детский сад № 13»
Конспект № 2
Тема занятия:
Знакомство детей̆ с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества
Подготовила: Муз. рук.
Власова В.В.
Конспект № 2
Тема занятия: Знакомство детей̆ с обрядовыми песнями-колядками к празднику Рождества.
Программное содержание.
Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа. Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, особенностями зимних праздников, колядками, святочными гаданиями. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды русского народа. Развивать познавательный интерес к истории, воспитание чувств любви к своей малой Родине.
Предшествующая работа:
Заучивание стихотворений, колядок, беседа о традициях русского народа, о христианских праздниках, подбор костюмов.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением христианских праздников, костюмы для ряженья, атрибуты для гадания и народных игр.
Муз. руководитель. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро к нам придет великий праздник.
Рождество Христово. Его чего начинаются святки. Наши дедушки и бабушки очень любят его. Называют его еще зимние святки.
Святки – это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. В Новый год наши бабушки и дедушки желали друг другу всего самого наилучшего.
На Святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли с Новым годом и желали всего самого лучшего.
Поздравляли не просто словами, а специальными песенками. Они назывались колядками. Коляда – праздник Нового года, отсюда – колядовать.
Послушайте песенку-колядку, с которой ходили по дворам:
Коляда, коляда,
Подавай пирога,
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку,
Всем понемножку.
Неси, не тряси –
Давай, не ломай!
Дети разучивают песенку-Колядку.
Муз. руководитель. Колядовщики за свои песенки просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто пирог, кто кишку – колбасу.
К этому празднику пекли специальное угощение – печенье «козули». Если хозяева были щедрыми, их хвалили:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
Конспект № 2
Тема занятия. Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями.
Содержание первого занятия. Рассказ воспитателя о рождественских песнях – колядках.
Содержание второго занятия. Рассказ воспитателя об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядки. Проведение русских народных игр «Прялица», «В смолу».
Содержание третьего занятия. Рассказ воспитателя о новогодних песнях- «овсенях», о гаданиях под Новый год с пением «подблюдных» песен.
Занятие первое
Воспитатель. Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро к нам придет великий праздник – Рождество Христово. Наши дедушки и бабушки очень любят его. Называют его еще зимние святки.
Святки – это от слова «святой». В этот праздник славили, хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. В Новый год наши бабушки и дедушки желали друг другу всего самого наилучшего.
На Святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, поздравляли с Новым годом и желали всего самого лучшего. Чего можно пожелать под Новый год? Ответы детей.
Поздравляли не просто словами, а специальными песенками. Они назывались колядками. Коляда – праздник Нового года, отсюда – колядовать. Послушайте песенку-колядку, с которой ходили по дворам:
Коляда, коляда,
Подавай пирога,
Дай блин, дай кишку,
Свиную ножку,
Всем понемножку.
Неси, не тряси –
Давай, не ломай!
^ Дети разучивают песенку-Колядку.
Воспитатель. Колядовщики за свои песенки просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили. Кто даст блин, кто пирог, кто кишку – колбасу.
К этому празднику пекли специальное угощение – печенье «козули». Если хозяева были щедрыми, их хвалили:
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
А если хозяева скупились, т.е. давали мало, их корили:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
На святки пелись веселые песни, были пляски, игры.
Теперь игра – не развлеченье,
А с большим значеньем,
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок.
Прыгайте как можно выше –
Можно прыгать выше крыши.
Проводится русская народная игра «Скакалка»
Детям раздаются печенья «козульки»
Воспитатель. Наелись, напились? А теперь пора со двора!
Занятие второе
Воспитатель. На Рождество Христово любили дети рядиться. Одевали на себя страшные маски, наряжались попом, цыганом. Девочки рядились в мальчишек, а мальчишки – в девчонок. Рядились и нечистой силой: кикиморой, Бабой Ягой, чертом. Рядились в животных: коней, коз, медведей, журавлей.
^ Дети надевают шапочки ряженых. Вместе с воспитателем подходят к избе и поют песню-колядку.
Будете нас дарить –
Будем нас хвалить.
А не будете дарить –
Будем вас корить.
Воспитатель. В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздника начиналась пора свадеб.
Девчат выглядывали па посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы, поцелуйные игры.
^ Проводятся русские народные игры «Прялица», «В смолу»
Занятие третье
Воспитатель. Основной день праздника – Новый год. Да, да. Наши дедушки и бабушки справляли его по старому календарю – 14 января.
В этот день ребятишки и молодежь рано утром ходили по домам, пели песни-колядки. А еще они исполняли песни «Овсени». Название это идет от слова «овсень». Это слово связано с древним названием у русских людей января – «просинец», что значит «светлеющий», т.е. месяц зимнего возрождения солнца. Вот такая песенка – «овсень».
Мы ходили, подходили, по проулочкам,
Эй, Овсеня, эй, Овсень!
Мы искали, уж искали
И Сергевнин двор.
Мы нашли ее двор посередь Москвы,
Посередь Москвы – ворота красны.
На Новый год были специальные поздравления, хозяина и двор осыпали житом, припевая:
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю.
На Новый год, на Ново счастье
Уродись пшеница, колос, чечевичка,
На поле – копнами, на столе – пирогами.
На Новый год приходили ряженые, устраивали посиделки с обильным угощением. Чем богаче стол, тем год будет сытнее.
Чтобы были цыплятки, ребят загоняли под стол и они кукарекали и квохтали.
Чтобы скотинка не разбегалась, ножки у стола перевязывали полотенцем.
И, конечно же, девушки гадали, на свою судьбу. Далеко ли замуж выйдут или близко, за бедного или богатого, а может быть, не выйдут совсем.
Суженый, ряженый, приди
меня разувать.
Умой меня, причеши меня.
Были еще «подблюдные» песни. В блюдо складывали колечки, брошки, накрывали его и под пение вынимали по одному предмету. О чем в песне поется, то и сбудется.
Мышь пищит, сто рублей тащит.
Диво, ули, ладу!
Кому спели – тому добро!
Диво, ули, ладу!
или
За рекой мужики живут богатые,
Гребут золото, да нес лопатою.
Кому песню поем – тому добро!
Тому сбудется, не минуется.
или
Соли, мать, капусту,
Пеки пироги.
Тебе будут гости,
А мне – женихи.
Кому вынется – тому сбудется,
Тому сбудется – не минуется!
Гадали и с петушком. На столе или на полу раскладывали предметы:
зеркало – жених будет щеголь;
уголь – к долгому девичеству;
соль – жених будет вредный;
вода в рюмке – к мужу пьянице;
хлеб – к богатству;
монетки – к богатству.
Договаривались, кому будут гадать, и что клюнет петушок – такова судьба!
Конспект 3
«Пришла Коляда – отворяй ворота»
Занятие с детьми старшей группы
Дети сидят полукругом вместе с воспитателем. С песней входят колядовщики (взрослые и дети), в руках Рождественская звезда. Шум, смех.
Колядовщики. Пришла коляда – отворяй ворота!
Воспитатель. Кто там?
Колядовщики. Это мы, колядовщики!
Входят.
1-й колядовщик. Здравствуйте, хозяюшка!
Кланяются.
2-й колядовщик. Позвольте в дом к вам войти!
Позвольте вам песенку спеть!
Колядовщики поют. Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Воспитатель. Входите, гости дорогие!
3-й колядовщик. В дом войти да на лавочку сесть!
^ 4-й колядовщик. На лавочку сесть да песенку спеть!
Колядовщики поют. Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Дай блин, дай
Свининину ножку,
Всем понемножку
Неси – не тряси!
Давай – не ломай!
^ 1-й колядовщик. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?
2-й колядовщик. Денег мешок или каши горшок?
3-й колядовщик. Кувшин молока или кусок пирога?
Колядовщики исполняют песню-колядку.
Воспитатель. Вот такими песнями-колядками и начинались праздноваться зимние святки. Это был любимый праздник молодежи. Молодые люди, собравшись небольшими группами, ходили по улице от одного двора к другому и пели под окнами; устраивали посиделки, шумные игры. Каждая семья ждала к себе в гости колядовщиков. Хозяева с удовольствием выслушивали колядки, а затем давали угощение: кто – пирог, кто – блин, кто – конфетку. А вы приготовили угощение?
Колядовщики. Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Да еще и мелкой скотинки!
А кто не даст лепешки –
Запалим окошки!
^ Дети угощают колядовщиков.
Колядовщики. Ах! Добрые здесь живут хозяева!
У доброго мужика.
Уродись рожь густа:
Колоском хороша,
А соломкой-то пуста!
Воспитатель. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку, съедали все, чем их одарили. Очень любили парни и девки устраивать посиделки. Да друг другу загадывали загадки:
^ 1-й колядовщик. Отворилась тихо дверь –
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой:
Берегись, мышиный род –
На охоту вышел... (Кот)
^ 2-й колядовщик. Летало одеяло
Мягкое, белое.
Солнце припекло –
Одеяло потекло. (Снег)
3-й колядовщик. Что вверх корнями растет? (Сосулька)
4-й колядовщик. В синем небе светляки,
Не дотянешь к ним руки,
Один большой светляк
Загнулся, как червяк. (Звезды, месяц)
Воспитатель. В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы. Мы с вами тоже знаем один такой хоровод.
^ Хоровод «Прялица»
Воспитатель. А еще ребята и взрослые любили рядиться. Одевали на себя страшные маски. Рядились нечистой силой: кикиморой, Бабой-Ягой, чертом.
^ Игра «Бабки-ежки»
Воспитатель. А не хотите ли еще поиграть?
Игра «Башмачник»
По считалке выбирают водящего
Игра «Колечко»
Воспитатель. Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл святочных вечеров. Садились девицы за стол и говорили:
Гадай, гадай, девица,
В коей руке достанется –
Жизнь пойдет, покатится,
Попригожей срядится –
Молодцу достанешься
Выживешь, состаришься...
Приносили в избу петуха, говорили:
Петушок, петушок, подскажи ним нашу судьбу!
Рассыпали зерно, клали кусок хлеба, ножницы, монетки, зеркало, ставили воду в чашке. Каждая вещь – предсказание.
Крупа – к богатству.
Хлеб – к урожаю.
Ножницы – суженый будет портной.
Монетки – к деньгам, богатству.
Зеркало – муж будет щеголем.
Петушок пьет воду – муж будет пьяницей
Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством. А мы свое занятие заканчиваем чаепитием.
Сейчас мы празднуем начало нового года 1 января. А раньше считалось, что новый год наступает с 14 января.
Началу нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как встретишь Новый год, таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы на столе было много яств, чтобы все люди были веселыми. Все желали друг другу счастья и удачи.
Святки длились до Крещения, которое праздновали 19 января.
Крещенский сочельник – день накануне Крещения – главный день святочных гаданий. С помощью гаданий старались узнать будущее. Девушки, конечно же, желали узнать когда им суждено выйти замуж, издалека ли будет жених, что предстоит - богатство или бедность.
Девушка, предмет которой во время исполнения такой вот подблюдной песенки доставался из блюда, по поверью должна выйти замуж в наступающем году:
Рылась курочка
На завалинке,
Вырыла колечко
Серебряное.
Ладо ладу,
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Были распространены и другие способы гадания. Валенки бросали за ворота – куда носок повернет, оттуда жених придет. Спрашивали у первого встреченного мужика его имя. Считалось, что это и будет имя жениха. Обхватывали пальцами колья у забора – если получится четное число, то выйдешь замуж в этом году, если нет…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с\'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.
Знакомство детей со звуком «с», «с\'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка. Программное содержание Познакомить детей со звуком «с», «с\'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать и...
Занятие по образовательной области "художественное творчество"тема: Знакомство детей с гжельской росписью,
Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и н...
Занятие по образовательной области "художественное творчество"тема: Знакомство детей с гжельской росписью,
Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и н...
Знакомство детей с творчеством П. И. Чайковского
Цель данного матераила - познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского; представить его музыкальные альбомы: "Детский альбом", "Времена года"; сказка-балет "Щелкунчик"....
«Знакомство детей шестого года жизни с творчеством сибирских писателей»
«Знакомство детей шестого года жизни с творчеством сибирских писателей»Автор – разработчик: Потокина Олеся Васильевна. Проблема: читательский опыт начинается закладываться в детстве. Это во...
Конспект занятия "Знакомство детей с основными правилами безопасного использования Интернета"
конспект занятия для детей младшего школьного возраста...
Исследовательская работа «Рождественские песни - колядки»
Исследовательская работа для научно-практической конференции «Рождественские песни - колядки». В работе рассматриваетсяпонятие "Колядки", правила колядования.. В практическ...