"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке

Итенберг Наталия Владимировна

 Ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме.  Использование речевых упражнений и игр помогает не только развивать у ребенка чувство ритма, но и формируют  хорошую дикцию, артикуляцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_metodicheskie_rekomendatsii_itenberg_n.v.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

«Нельзя петь ритмично, если не умеешь

ритмично дышать и говорить»

Э. Жак-Далькроз

Музыкальная деятельность невозможна без развитого чувства музыкального  ритма, которое является одной из основных музыкальных способностей ребёнка. Чтобы развить чувство ритма у ребенка в занятиях можно использовать игры со словом. Использование таких речевых упражнений помогает не только развивать у ребенка чувство ритма, но и формируют  хорошую дикцию, артикуляцию.

Особенностью является то, что эти игры можно проводить без музыкального сопровождения. Ими могут быть детские считалки, дразнилки, прибаутки.  На начальном этапе обучения мы не будем требовать от ребенка воспроизведения сложных ритмов. Первым делом следует научить его умению равномерно передавать пульсацию долей.

Эта форма работы легка и доступна. Дети по очереди или все   вместе прохлопывают ритм стихотворений или изображают происходящее в нём другими звучащими жестами. Стихотворения проговариваются вслух.

1. "Топ-топ, топотушки,  (топаем, отмечая метрический пульс)

Скачет зайка на опушке, (прохлопываем фразы по очереди)

Скачет ёжик на пеньке,

Скачет чижик на сучке,

Скачет пёсик на крылечке,

Скачет котик возле печки,

Скачет мышка возле норки,

Скачет козочка на горке,

Скачет утка на реке,

Черепаха на песке!

Топ-топ, топотушки, (топаем вместе)

Пляшут лапки, пляшут ушки, (хлопаем)

Пляшут рожки и хвосты...

Что стоишь? Пляши и ты!" (разводим в стороны руки)

2. Дождик, дождик, припусти, (дети взмахивают кистями рук сверху вниз)

А я сяду под кусты. (садится на пол)

Кап-кап, тук-тук. (сидя на полу, ударяют указательным пальцем)

Дождик по дорожке (по ладони в медленном темпе, затем в быстром темпе)

Ловят дети капли эти,                    

Выставив ладошки

Следующий шаг в развитии чувства ритма – ощущение метра (сильных и слабых долей). Лучше всего на этом этапе помогут упражнения с использованием имен. Сначала необходимо выяснить, сколько нужно сделать хлопков на конкретное слово, затем какой из слогов ударный. Для того, чтобы понять какой слог в слове ударный, нужно его пропеть.

 Например, имя Соня. Сколько нужно хлопков, чтобы заменить имя Соня? Верно, два. Какой слог ударный, а какой безударный? (Пропеваем Со-ня). Сразу стало ясно, что ударный слог в этом слове – первый.

И последний шаг в развитии чувства ритма – сам ритм (чередование коротких и длинных звуков). В столь раннем возрасте ребенку еще трудно понять и запомнить названия длительностей. Пока он может только различать короткие и длинные звуки. Для обозначения нужно использовать условные знаки: долгий звук выразить в виде длинной вертикальной полоски, а короткий в виде полоски меньшего размера. Для работы над четвертями подходят только двуслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц). Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка). Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых. Вместо счета использую ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий – слогом «ти».

В процессе усвоения ребенком материала  игры можно усложнить и разнообразить. Ритмический рисунок можно находить в стихах, знакомых песнях. Например:

Кап, кап, кап, кап, капают дождинки.

Та, та, два кота, два ободранных хвоста.

        В подготовительной группе дети знакомятся с нотным станом, скрипичным ключом, нотами и дальнейшая работа по развитию чувства ритма ведется с использованием четвертных и восьмых нот, реже используются половинные.

Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха продолжаю  через более сложные ритмические игры и задания. Игра «Оркестр» где группа делится на две команды и по команде «дирижера» одни дети воспроизводят ритм знакомой мелодии, стихотворения, речевки,  другие метрическую пульсацию.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики"

Методический доклад на тему "Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на уроках ритмики" в котором дано описание целей и основных задач предмету "ритмика", раскрывается...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ  РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Развитие музыкальности и чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка и музыкальное воспитание играют особую роль во всестороннем, полноценном развитии ребенка. Развитие ...

Консультация "Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация предназначена для родителей детей 3-4 лет. Но представленные примеры занятий можно применять к детям любого дошкольного возраста, лишь усложняя движения соответственно возрасту ребенка....

Долгосрочный проект "Звучащие жесты: как способ формирования чувства ритма у детей дошкольного возраста, а так же как элемент самомассажа"

Материал будет интересен всем тем, кого волнуют вопросы  žразвития у детей дошкольного возраста координации движений, внимания, чувства ритма, артикуляции и снятия мышечного напряжения с помощью ...


 

Комментарии

Браун Галина Леонидовна

Очень хорошая информация, спасибо!