Проект "Музыкально-эстетическое воспитание детей с ОВЗ"
проект по музыке на тему
Данный проект показывает работу над осуществлением творческого развития школьников с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 35.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников
Кафедра Олигофрено-педагогика
название кафедры
РЕФЕРАТ
Организация психокоррекционной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Выполнил(а):
слушатель(ница) курсов по программе
«______Специальная педагогика___»
название программы дополнительного профессионального образования
Марченко Марина Анатольевна
МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида г. Ступино.
Проверил(а):
к.п.н., доцент
Ляля Кашфулловна Гайфуллина
Москва, 2015 г.
-2-
План реферата.
- Введение с.3-5
- Организация психокоррекционной работы на уроках музыки в
специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. с.6-13
- Заключение с.14
- Список литературы с.15
-3-
Введение.
Процесс развития дефективного ребёнка двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной обусловленности развития, социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчёте на нормальный человеческий тип, составляет её вторую сторону.
Глубокое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и форм у дефективного и нормального ребенка — вот наиболее схематическая форма социальной обусловленности этого процесса. Отсюда двойная перспектива прошлого и будущего в изучении развития, осложненного дефектом. Поскольку конечный и начальный пункты этого развития обусловлены социально, постольку обязательно понимание каждого его момента не только в связи с прошлым, но и в связи с будущим. Понятием компенсации как основной формы подобного развития вводится понятие направленности на будущее, и весь процесс в целом предстает перед нами как единый процесс, стремящийся вперед с объективной необходимостью, направленной к конечной точке, заранее поставленной требованиями социального бытия.
Вариантов интеллектуальных недостатков столько же, сколько факторов восприятия отношений. Слабоумный никогда не может быть представлен как слабоумный вообще. Всегда надо спрашивать, в чем заключается недостаток интеллекта, потому что есть возможности, замещения, и их надо сделать доступными слабоумному. Уже в этой формулировке вполне ясно выражена та мысль, что в состав такого с ложного образования входят различные факторы, что в соответствии со сложностью его структуры возможен не один, но много качественно различных типов интеллектуальной недостаточности и что, наконец,
-4-
благодаря сложности интеллекта его структура допускает широкую компенсацию отдельных функций.
Специальная школа стоит перед задачей положительного творчества, создания своих форм работы, отвечающих своеобразию ее воспитанников. Никто из писавших у нас по этому вопросу не выразил более четко эту мысль, чем А. С. Грибоедов.
Специальная школа может ставить себе общую цель; ведь ее воспитанники будут жить и действовать не в качестве "особенной породы людей", а в качестве рабочие, ремесленников и т. п., т. е. определенных социальных единиц. Именно общность цели при своеобразии средств достижения этой цели составляет величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы и всей практической дефектологии, как общность конечной точки при своеобразии развития составляет величайшую особенность дефективного ребенка. Именно потому, что умственно отсталый ребенок так зависим в своем опыте от наглядных, конкретных впечатлений и так мало развивает предоставленный сам себе абстрактное мышление, школа должна освободить его от обилия наглядности, служащей помехой развитию отвлеченного мышления, и воспитывать эти процессы. Иначе говоря, школа должна не только при меняться к недостаткам такого ребенка, но и бороться с ними, преодолевать их.
Для воспитания умственно отсталого ребенка важно знать, как он развивается, важна не сама по себе недостаточность, не сама по себе неполноценность, дефект, изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность, с которой он сталкивается и которая вытекает из этой недостаточности. Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка.
-5-
Коллективное поведение ребенка не только активизирует и тренирует собственные психологические функции, но является источником возникновения совершенно новой формы поведения, той, которая возникла в исторический период развития человечества и которая в структуре личности представляется в качестве высшей психологической функции. Коллектив является источником развития этих функций, и в частности у умственно отсталого ребенка.
В проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основного момента интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие. Это закреплено в самом определении детей, которых называют обычно слабоумными или умственно отсталыми. Все остальные стороны личности такого ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного интеллектуального дефекта. Многие склонны даже не видеть существенного отличия в аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.
-6-
Организация психокоррекционной работы на уроках музыки в
специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой эмоциональной душой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ученика стремилось к добру, красоте, человечности, научите его любить и понимать музыку.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект.
Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедляя рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
В основе обучения музыке, пению и развитию эстетического воспитания заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- комплексное обучение на основе передовых психолого-педагогических технологий.
-7-
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Система психо -коррекционной работы вспомогательной школы имеет в виду воспитание и коррекцию в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего обучения. В процессе занятий музыкой у умственно отсталых учащихся активируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Коллективные занятия пением, сопровождаемые музыкой, воспитывают организованность.
У детей с отставанием в развитии чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.
На важную роль музыки и пения в воспитании и обучении умственно отсталых школьников указывали известные представители специальной педагогики прошлого: (Э.Сеген, Ж.Демор, О.Декроли) и отечественные дефектологи (П.Н.Граборов, В.П.Кащенко и др.).
Основные особенности детей с отклонениями в развитии можно свести к следующим:
- отмечается нарушение психических процессов и свойств,
проявляющихся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность);
- наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания,
самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов.
-8-
Работая над развитием музыкального восприятия, я использую не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись. Дети очень любят разгадывать загадки, ребусы, музыкальные кроссворды, играть в музыкально-дидактические игры. Так же на уроках музыки я использую логоритмические игры.
Психокоррекционная работа на уроках музыки помогает воспитывать у умственно отсталых детей любовь и интерес к музыке. Знакомясь с разнообразными музыкальными проиведениями, дети обогащаются музыкальными впечатлениями. Развитие творческой активности во всех доступных учениками видах деятельности – это довольно сложная задача, но очень важная: её решение помогает раскрыться детям с ограниченными возможностями здоровья, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
Психокоррекционная работа в музыкальном воспитании проводится с учётом «симптомов», характерных признаков детей с отклонениями в развитии, и направлено на:
- оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки, волевых черт характера; помочь каждому ученику почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично;
- нормализация психических процессов и свойств: памяти, мышления,
регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха.
- укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия,
свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формировании двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
-9-
Принимая во внимание, что при нарушении умственных способностей часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, моя задача состоит в том, чтобы путём особых музыкально-ритмических упражнений, приёмов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребёнка.
Специалисты отмечают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стёркина, К.В.Тарасова, Т.Г.Визель). На это же обращает внимание и Г.А.Волкова («Логоритмика», М: Просвещение, 1985): «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».
- исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
Важным стимулом в работе с умственно отсталыми детьми является поощрение их стараний. Я указываю на их успехи (пусть даже незначительные) в присутствии всего класса, так как очень важно убедить каждого ребёнка в том, что он может научиться петь и двигаться правильно.
Как установила С.М.Миловская, существует ряд важных педагогических требований, соблюдение которых обеспечивает успех музыкально-эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы. К ним относятся:
а) умелый подбор музыкального материала с учётом воспитательного значения, эстетической ценности, соответствия уровню развития детей;
-10-
б) высокий уровень исполнения музыкального произведения (в том числе воспроизводимого в грамзаписи);
в) продуманное словесное сообщение (беседа) с детьми при объяснении содержания музыкального произведения, знакомства с жанрами (песня, марш, танец) и показ выразительных средств;
г) широкое применение образной наглядности при прослушивании музыки (в частности картинок, презентаций, соответствующих содержанию музыкального произведения);
д) организация ритмических движений детей, способствующих лучшему усвоению рисунка, темпа, динамики музыкального произведения.
Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого её завершения. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (для исполнения на различных музыкальных инструментах). Дети, прислушиваясь к звукам, стараются услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
Для умственно отсталых учащихся слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
Для слушания инструментальной музыки я использую полюбившееся детям известное сочинение П.И.Чайковского и Роберта Шумана «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композиторы, словно художники, нарисовали удивительно интересные картинки из жизни ребёнка. Особенно нравятся детям такие пьесы как: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»,
-11-
Новая кукла», «Баба Яга», «Дед Мороз», Бедный сиротка, «Весёлый крестьянин».
Примерные логоритмические игры и упражнения.
Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идём».
В лес с ребятами идём, громко песенку поём. | Дети маршируют |
На носочках мы пойдём и тихонько запоём. | Ходят на носках |
Стихотворение с движениями «Зайкин день»
Маленький зайчик по имени Ваня | Дети сжимают пальцы в кулак, подняв указательный и средний пальцы («ушки») |
Быстро скакал по зелёной поляне, Он торопился и песенку пел, | Поворачивают «зайчика» вправо, влево |
Сегодня у зайчика тысяча дел: | Разводят руки в стороны |
Надо бы сбегать на огород, | Пробегают пальчиками по бёдрам |
Туда, где капуста пышно растёт, | Округляют руки перед собой, показывая большой кочан капусты |
Надо морковку из лейки полить, | Поливают из «лейки» кулачка |
Водой ключевою носик умыть, | Потирают ладошкой нос |
Нужно проверить – поспела ль редиска, | Приставляют ладонь к глазам |
Нагнуться придётся над грядкою низко. | Наклоняются, отводя руки назад |
И на полянке понюхать цветок, Нежный, душистый, пахучий росток, | Соединяют ладони, образуя бутон, и приближают их к носу |
Вечером с белочкой поболтать | Поочерёдно прикасаются пальцами к большим пальцам |
И с ней орешки пересчитать. За день устанет и сразу в кровать. | Встряхивают и опускают руки |
И до утра будет сладко он спать. | Кладут ладошки под щёчку |
Назавтра проснётся и крикнет: «ура! | Тянется. |
Да здравствует утро! Ждёт снова игра!» | Энергично поднимают руки, выпрямляя пальцы, и опускают их к плечам, сжимая пальцы в кулаки |
-12-
Игра с движениями «Под горою вырос гриб», «Совушка-сова», «Гром гремучий», «Перстенёк», «Горошина», «Петушок» и т.д.
Пальчиковые игры «По грибы», «Пирог», «Овощи», «Зимняя разогревалочка», «На ёлке» и т.д. Коммуникативные игры.
Упражнения на внимание «Мы идём», «Тропинка», «Пусть делают все так, как я» и т.д.
Чистоговорки, упражнения на координацию движения и речи и т.д.
Пальчиковая игра «Пирог»
Мы спросили нашу печь: | Дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими. |
-Что сегодня нам испечь? | Вытягивают руки вперёд |
Печку мы спросили, | Поворачивают ладони вверх-вниз |
Тесто замесили, | Мнут руками бёдра |
Тесто скалкой раскатали, Раскатали – не устали, | Гладят ладонями ноги |
Начинили творогом и назвали пирогом! | «Пекут пироги» |
Ну-ка, печка, | Вытягивают руки вперёд ладонями вверх два раза |
Дай творожнику местечко! | Хлопают в ладоши 4 раза |
Различные музыкально-дидактические игры.
«Весёлый кубик». Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности силы и тембра своего голоса.
«Музыкальный кубик». Развитие у детей интереса к игре на музыкальных инструментах, воспитание коммуникативных навыков в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
«Волшебный сундучок». Самостоятельно называть прилагательные, соответствующие характеру музыкального произведения. При неправильно названном слове сундучок закрывается.
-13-
«Художники». Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.
«Теремок». Развитие слухоречевой памяти на материале ритмических конструкций различной сложности.
«Цыплята под дождём». Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти на материале звукоподражаний, организованных в разные ритмические группы.
-14-
Заключение.
Организация психокоррекционной работы, музыкально-творческое воспитание, развитие природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей умственно отсталых школьников, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности.
Интересная, разнообразная по характеру музыка, звучащая не только на уроках музыки, но и в другое время, обогащает жизнь наших учеников, приносит им радость, создаёт хорошее настроение. Правильно подобранная музыка, песня или игра даёт хороший корригирующий эффект. Учителям, ведущим разные предметы, использование музыки помогает сделать работу более интересной и эффективной. В повседневной жизни наших учеников музыка используется на утренней гимнастике и на уроках физкультуры, уроках по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и по математике, на логопедических занятиях. Интересно проходят прогулки в группах продлённого дня, когда воспитатели используют игры с пением, словом, озвученные детьми с помощью шумовых инструментов, создают условия для проведения самостоятельной музыкальной деятельности.
Безусловно, такая сложная форма организации музыкальной деятельности умственно отсталых учеников, как музыка на уроках и в повседневной жизни, будет присутствовать во взаимосвязи учителя музыки и всего педагогического коллектива, который стремится к решению коррекционных задач, задач всестороннего развития каждого ученика.
-15-
Список литературы
- «Развитие музыкальных способностей детей» М.А.Михайлова, 1997 г.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» В.В.Воронковой (изд. Москва «Просвещение», 2006 г.).
- Г.А.Волкова («Логоритмика», М: Просвещение, 1985).
- «Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников» С.М.Миловская.
- «Очерки по олигофренопедагогике» А.Н.Граборов, М.1961 г.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. М., 1998.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии / Выготский Л.С. – СПб.: Лань,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....
Сообщение на тему: *Воспитание любви к малой родине как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей.*
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, включающий в себя решение целого комплекса задач:-воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родному город...
О воспитании детей и о воспитании интереса в детях
О важности проведения с детьми игровых обучающих уроков....
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....
Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Трудовое воспитание детей в "Центре семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях....
Комментарии
Ошибочно расположенный
Ошибочно расположенный материал