Конспект урока музыки для 6 класса "Сказочный мир музыки Н.А. Римского-Корсакова"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Лазарева Ирина Николаевна

Николай Андреевич Римский-Корсаков - выдающийся русский композитор, общественный деятель, педагог,  оставил огромное творческое наследие. Он был непревзойдённым мастером музыкального пейзажа. Композитора привлекали сказочные сюжеты. Лучшие его оперы написаны на основе известных сказок  "Снегурочка" А Островского, "Золотой петушок", "Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина. Урок в 6 классе  "Сказочный мир музыки Н.А. Римского - Корсакова" позволяет более подробно познакомиться с этими замечательными произведениями, закрепить навыки анализа музыкальных произведений, формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыке на основе её восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyki_v_6_klasse.doc708 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сказочный мир музыки Н.А. Римского – Корсакова»

урок музыки в 6 классе

Цель: Воспитание интереса к музыке и литературе на примерах оперного искусства.

Задачи:

  • учить:

отличать музыку вокальную от инструментальной;

на примере музыки Н.А.Римского – Корсакова закрепить понятие «Опера»;

  • развивать:

способствовать развитию детского воображения;

развивать у детей познавательный интерес;

  • воспитывать:

воспитывать любовь к природе, к классической музыке.

Оборудование и материалы: презентация к уроку; компьютер, интерактивная доска, музыкальный материал аудио и видеозаписи, карточки с портретом композитора, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход урока.

Звучит песня «Ай потешить вас сказкою» с просмотром видеоролика.

Учитель: Сегодня нам предстоит совершить увлекательное музыкальное путешествие.

 - Какие произведения вы узнали?  

 - Назовите композитора.

 - Так как же звучит тема нашего урока?

Дети: «СКАЗОЧНЫЙ МИР МУЗЫКИ   Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА». Слайд №2.

Учитель: Всё дело в том, что многие композиторы очень любили сказки и сочиняли удивительную музыку. На наших уроках мы говорили, что источник сказок – сама жизнь, окружающая природа, мечты человека.

Представьте, мы стоим с вами перед огромным зданием со сверкающими буквами «МУЗЫКА». Множество дверей распахнуто настежь под разными вывесками: «Симфоническая музыка», «Народная музыка», «Эстрадная музыка». У каждого входа народ толпится, – где больше, где меньше. Куда кого тянет. А мы с вами сейчас войдем в здание музыки через двери под вывеской «ОПЕРА». 

- Что это за название?

- Что такое опера?

Дети: Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. Слайд №3.

Учитель: Совершенно верно.

 А теперь нам нужно назвать главное лицо в оперном деле, без которого не будет оперы.

Дети: Это композитор.

Учитель: Он сочиняет музыку, а музыка в опере всему начало. Недаром имя композитора ставится первым рядом с названием оперы.

То есть, мы сегодня должны установить, как литература повлияла на творчество композитора Н.А. Римского-Корсакова, и почему его музыку называют сказочной.         Слайд №4.

«Для меня мир народных преданий, сказок, былин до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения» – говорил сам Римский-Корсаков.

- Как вы понимаете это высказывание?

Дети: (обсуждение высказывания)

Учитель: А что вы знаете о композиторе Римском-Корсакове?

Дети: Ответы детей. Слайд №5,6, 7.

Учитель: Род Римских-Корсаковых прославился в России как военно-морской, это теперь он больше известен как композиторский.

Великий и мудрый сказочник Римский-Корсаков видел в народных сказках отражение самой действительности, созданной в художественных образах. В своих произведениях он передавал жизнь народа, живущего в согласии с природой, показывал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.

Обрисовывая фантастические персонажи, Римский-Корсаков опирался главным образом на инструментальные возможности оркестра. А у его представителей реального мира мелодика носит вокальный, песенный характер. Все действующие лица имеют свои постоянные темы-характеристики, которые сопровождают героев на протяжении всей оперы. Они одушевлены и очеловечены.

Ребята, немного раньше, мы с вами знакомились с произведением композитора. А вот каким? Догадайтесь.

Слушание симфонической картины «Три чуда» (фрагмент, 3-4мин.)

Дети: «Сказка о царе Салтане». Слайд №8.

Учитель: Да, совершенно верно, это вступление к последней картине оперы,  называется оно «Три чуда».    

 - Какие три чуда нарисовал Римский – Корсаков?

Дети: «Белка», «Богатыри», «Царевна лебедь». Слайд №9.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, отрывки из сказки А.С. Пушкина.  

Слайд №10. (кликать на каждое «чудо»)

Учащиеся читают карточки - отрывки наизусть.

1.Есть там белка, что при всех

Золотой грызёт орех.

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладёт

И с присвисточкой поёт

При честном, при всём народе

«Во саду ли в огороде…»

2.Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге

И останется на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

3.Там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает будто пава,

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Слайд №11.

Учитель: А теперь догадайтесь, о какой опере пойдёт речь дальше?

Она в сапожках белых
И в шубке голубой,
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей!

Дети: Снегурочка.  

Учитель: А что вы знаете о Снегурочке?

Дети:

 - Снегурочка в сказках внучка Деда Мороза;

 - Снегурочка из русской народной сказки.

Учитель: Русский писатель Александр Николаевич Островский написал пьесу «Снегурочка»; Слайд №12.

А композитор Римский – Корсаков сочинил оперу «Снегурочка». Слайд №13.

И в опере Снегурочка -  дочь Мороза и Весны.

- О чем же повествует сказка?

Учитель читает: (из книги А.Н. Островского «Снегурочка»)

«Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник, налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, провисшими от тяжести снега. В глубине, под горой, река, полыньи и проруби обсажены ельником.

За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы, все деревянные с причудливой резьбой; в окнах – огни. Полная луна серебрит всю открытую поверхность. Вдали кричат петухи. Леший сидит на сухом пне…».

- Достаточно красивое описание зимнего леса. Вы согласны со мной?

В центре нашего внимания – устройство Берендеева царства, нравы, быт берендеев, их жизненные ценности. Отношения между Снегурочкой и берендеями.

- Я предлагаю вам ребята поработать самостоятельно.

Разделить класс на 2 группы:

«Теоретики» …  находят необходимую, интересную информацию об опере, называют главных действующих лиц, т.е. работают с печатными текстами. (Приложение 1)

 «Практики»: Поскольку опера – это синтез искусств, практики попробуют создать эскизы костюмов. (Приложение 2)

Учитель: Давайте посмотрим, что же у нас получилось?

 - Почему Римского-Корсакова называли композитором-сказочником?

Ответы детей.

Учитель: Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них девять созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором - «сказочником». Слайд №14.

Опера «Снегурочка» показывает единство человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Физкультминутка.  Хоровод «Во поле берёза стояла», игра «Ручеёк».

Учитель: В своей арии на вопрос  Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни»

          Сейчас мы прослушаем арию Снегурочки, где она поёт о человеческих радостях, которые ей недоступны, но которые манят её к людям.  

Звучит ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»

- Что мы можем сказать о Снегурочке? (ответы детей)

Легкая, подвижная, шаловливая мелодия характеризует Снегурочку с её детски – наивным представлением о весёлой, беззаботной жизни. В оркестре тема Снегурочки звучит у флейты. Звучание флейты придает ей легкий, грациозный, игривый и в тоже время холодновато-прозрачный характер.

     Образ Леля приобретает у Корсакова особый глубокий смысл. Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, «он вечно прибывал, и будет прибывать в прекрасной и мирной стране берендеев».  Не случайно Лель у композитора обрисован песнями народного характера. Слайд №15.

Звучит Песня Леля «Земляничка-ягодка»

Учитель: Какие изобразительные моменты вы услышали, и с какой целью композитор ввел их в оперу?          (ответы учащихся) 

 - Действительно, пастуший наигрыш – единение с народным искусством.  

Снегурочка полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувства нежной любви к человеку.

         После праздника царь Берендей благословляет молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту - Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает, охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю? «Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я люблю его!» - отвечает Снегурочка.

И в этот миг яркий луч солнца падает на неё. Снегурочка начинает таять!

В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.

И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) - эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова. Слайд №16.

Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Люблю и таю...”

         Конечно, трогательное прощание Снегурочки с жизнью. Ария передает состояние её любовного томления, нежной любовной истомы. И только нежное журчание арфы возвестило, что Снегурочка исчезла.

          Закрепление:

Учитель: - На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка?

Дети:

- На верную гибель.

Учитель: - За что же она отдала свою жизнь?

Дети:

- За любовь к людям, за людские песни, за то, что познала чувство нежной любви к человеку.

Учитель: - Этот сказочный образ волновал и волнует по сей день и современных композиторов, и поэтов, вот, например:

...Плакала Снегурочка
Зиму  провожая,
Шла  за  ней  печальная,
Всем  в  лесу  чужая.
Там, где   шла  и   плакала, трогая березы,
Выросли   подснежники  -  Снегурочкины слезы!  
Слайд №16.

Теперь вмешательство Мороза прекратилось, полновластным хозяином и покровителем страны берендеев будет по-прежнему Ярило - Солнце, источник плодородия и счастья. Берендеи поют Яриле-Солнцу хвалебный гимн, светлый, торжественный, величавый.

Слайд №17 – Финал. Звучит «Хвалебный гимн».

  На этом заканчивается опера «Снегурочка».

Даруй, бог света,        

Тёплое лето!

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше!

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше!

Подведение итогов урока –5 минут.

Учитель: Теперь, ребята, давайте подведем итоги и попробуем выразить свои мысли по этому уроку.  

Рефлексия.

Дети выбирают цветную бумагу:

желтый – урок понравился, я чувствовал себя свободно;

зелёный – мог бы работать лучше, немного стеснялся;

синий – урок не понравился, интереса не вызвал.

Ребята на этих карточках обводят свои ладошки и затем приклеивают их к большому кругу красного цвета. Получается «Солнышко».

Задание выполняется на фоне музыки «Сказка по лесу идёт»

Учитель: Опера «Снегурочка» или «Весенняя сказка» - это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!  

- Скажите, что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем уроке, что вам понравилось, а что не очень?

Высказывания ребят.

Учитель: Итак, подводя черту, мне хочется отметить следующее:

1.     Все ребята приняли активное участие на уроке, особенно хотелось отметить …

2.     Хочется отметить ребят, которые были моими помощниками… И, конечно, выставить все оценки в журнал.

Домашнее задание: 

1. Нарисовать иллюстрации к прослушанным музыкальным отрывкам оперы.

2. Тест на закрепление.  (Приложение 3)

1.     Как назвал А.Н. Островский свою пьесу «Снегурочка»?

·                       Зимняя сказка.

·                       Весенняя сказка.

2.     Какие персонажи в опере и пьесе «Снегурочка»?

·                       Сказочные.

·                       Реальные.

·                       Полумифические.

3.     В кого превращается Снегурочка?

·                       В холодное существо.

·                       В любящую девушку.

4.     На что опирались оба автора, сочиняя свои произведения?

·                       На народный фольклор.

·                       На жизненный опыт.

5.     Финал оперы «Снегурочка» - это

·                       Гимн Солнцу.

·                       Гимн любви.

6.     Что лежит в основе нравственных критериев берендеев?

·                       Любовь.

·                       Добро.

·                       Верность законам природы.

На экране слайд №18.

Учитель: Красота природы, торжество человеческих чувств раскрываются во многих произведениях Римского-Корсакова.  Музыка Римского-Корсакова проникнута любовью к людям, к природе, верой в красоту человека и его чувств. Слайд №19.

Спасибо за урок! Урок окончен!

C:\Users\Ирина\Pictures\Римский - Корсаков\rus180.gif

C:\Users\Ирина\Pictures\Римский - Корсаков\solitary-and-bobylikha-1885.jpg

Бобыль и Бобылиха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе "Музыка возвышает и облагораживает человека"

Данный конспект урока является авторской разработкой учителя музыки высшей категории Русановой Ю.А....

Конспект урока музыки во 2 кл. "Музыка весны"

Тема занятия: Музыка весны. Цель урока: Познакомить детей с образом весны в произведениях поэтов и композиторов; научить выявлять общее и особенное между произведениями разных видов искусств....

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки»

Конспект урока музыки «Ритм и размер музыки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городско...

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Показать важное значение музыки в разных видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария....