Конспект урока-исследования "Колокольные звоны России"
методическая разработка по музыке на тему

Урок позволяет провести маленькую исследовательскую работу по изучению колокольного звона в России, его роли в истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_kolokolnye_zvony_rossii.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                   Заморий С.А.

2 класс. Урок музыки

Урок-исследование «Колокольные звоны России»

Цель: Способствовать осмыслению колокольного звона как всенародного голоса, призывающего к единению людей, яркого явления русской православной культуры.

Задачи:

Обучающие:

 - знакомство с ролью колокольного звона в истории развития русской  культуры, ознакомление с разными видами колокольных звонов, их отражением в различных видах искусства – живописи, архитектуре, музыке;

-  колокольные звоны в русской музыке. Знакомство с оперой М.П. Мусоргского «Борис Годунов», оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя» (Эпилог. Хор «Славься»);

  Воспитательные:

- способствовать формированию восприятия колокольного звона, как могучего средства единения людей, их духовного возрождения;

-  способствовать формированию духовно-нравственных качеств;

Развивающие:

- способствовать развитию устойчивого внимания, умений сопоставлять особенности звучания колоколов, анализировать причины различного отношения к колоколам;

- создать условия для формирования вокально-хоровых навыков через проживание художественного образа музыкальных произведений.

Методы:

  • наглядно-слуховой
  • практический
  • сравнения и сопоставления
  • эмоционального воздействия
  • моделирование художественно-творческого процесса
  • метод художественного контекста.

Виды деятельности:

  • художественное восприятие произведения
  • размышление-анализ
  • интонирование и осмысление
  • исполнительство
  • игра на музыкальных инструментах (металлофонах)
  • ритмо-декламация
  • работа с учебником

Музыкальный материал: (грамзапись)

*  М.Мусоргский. Увертюра к опере «Борис Годунов»;

*  М.Глинка Опера «Иван Сусанин» - хор «Славься»;

*  русская народная песня «Вечерний звон»;

*  грамзапись звучания Золотых Колоколов России:

*  Юрьев звон, Благовест (Покровский собор, Москва).

*  Праздничный трезвон Новодевичьего монастыря. Москва.

*  Звоны Большой лаврской колокольни ( Свято-Троицкая Сергиева                     Лавра).

Литература к уроку:

  1. Петриченко А.М. Искусство литья. – М.; Знание, 1975.
  2. Мартынов В.С. Колокольные звоны России. – М.: Советская Россия, 1990.
  3. Козлова В.Ф. Знаменитые колокола России. – М.: Отечество – Крайтур, 1997.
  4. Мишин В.В. Колокола России. -М.: Московский журнал,2007.
  5. Цветаева А.И. Мастер волшебного звона. –М.: Музыка,2оо5.
  6. Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост.Медушевский В.В. – М.: Педагогика,1985. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства.

Использование слайд-фильма «По ком звонит колокол»

Слайды с видами колоколов;

Слайды «Храмы России»

Репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон».

Предполагаемый результат:

  • дети прониклись в тайну своего сердца, звонов русских храмов
  • пробудился интерес к изучению истории нашего Отечества
  • пришли к пониманию, что музыка усиливает выразительность живописи, отображает сложный мир жизненных явлений и переживаний.

Этапы урока:

  1. Интонационный настрой. Цель – настроить на высокий духовный лад.
  2. Мотивация
  3. Объяснение нового материала
  4. Художественное восприятие и анализ произведений изобразительного искусства и музыки. Цель – создать условия для нахождения тесной связи музыки, истории, изобразительного искусства
  5. Художественное исполнение. Цель – формировать вокально-хоровые навыки через проживание художественного образа
  6. Рефлексивный анализ.

Ход урока:

Звучит колокольный звон, дети входят в класс.

Музыкальное приветствие.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?

(Это колокольный звон).

- Верно. А где можно услышать колокола?

(на улице, в церкви, по телевизору)

- Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. И тема нашего занятия – Колокольные звоны России (СЛАЙД 1).

Наша задача – исследовать, где и в каких ситуациях звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей.

- Как вы считаете, можно ли назвать колокол музыкальным инструментом?

(Да, потому что когда звонят колокола, можно услышать мелодию)

- Правильно. А как вы думаете, это явление новое или придумано давно?

(придумано давно)

- А  как давно? В каком веке?

                           (предположения учащихся)

- Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке, и на протяжении многих веков сопровождают колокола жизнь христиан. Удары колоколов отсчитывали

время, по их сигналу люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой – беда на Русь грянула. «Малиновые» перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику.

Откуда произошло название «малиновый звон»?

Выражение произошло от названия бельгийского города Мелхен – Малин, именно он обладает колоколами, известными всему миру своим звучанием и красотой.

А вы знаете, как появились на свет колокола?

С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, для того, чтобы стада не заблудились, гуляя по лугам и полям. Такие предметы назывались «ботала» и задачу они свою выполняли исправно: отгоняли от стада хищных зверей. Но специально отливать колокольчики стали в Италии в 4 веке. По преданию, один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку – перезвон. Монах почувствовал, что от этого звучания болезнь уходит, и он выздоравливает. Когда он открыл глаза, то увидел, что над его головой качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. (КАМПАНЕЛЛА).

Русские мастера овладели секретами создания Кампанелл, и превзошли западных коллег по качеству звучания и красоте. Так появились на Руси колокольчики, а затем и колокола.

Колокольный звон служил мерилом правдивости и добра, он несовместим с ложью, несправедливостью, греховностью.

Послушайте, как это сказано в стихах:

Колокола!

Ваш звучный звон –

Язык земли, меня вскормившей,

Живет в вас радость, клич и стон,

Как отголосок жизни бывшей.

Колокола – Руси венец,

Червонным золотом горящий,

Ваш звон – связующая нить

    Меж будущим и настоящим!

                                                    (Г. Голуб)

-Ребята, как вы понимаете смысл этих стихов?

(Без прошлого - нет настоящего и будущего. Это -история нашей Родины).

-У каждого колокола свой неповторимый звон, свой голос. Их голоса называют также, как и голоса людей. Вспомните, как называют низкий и высокий мужской голос?

(Бас, тенор)

- К колоколам относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку, брали в плен, у побежденных брали то, что являлось святыней.

Царь Борис Годунов приказал высечь плетьми и отправить в Сибирь колокол из Углича, Петр 1 переплавлял колокола на пушки, империатрица Екатерина П приказала вырвать язык у московского набатного колокола за призыв народа к бунту. Им даже давали имена: Кондрат, Реут, Гавриил, Георгий…

Посмотрите на изображение. (виды колоколов)  Как вы думаете, какой голос у изображенных колоколов?

Сравните их размеры с нотной записью.

Колокола находились в специальных помещениях – Колокольне, или ЗВОНИЦЕ. Почему колокольня – понятно, а почему звонница? )оттуда доносился звон).А как называли человека, звонящего в колокола?

(Звонарь).

СЛАЙД с изображением колоколен.

Колокольни устанавливали выше всех домов, поэтому звон с них был слышен особенно хорошо. Самая известная колокольня в России – на территории Московского Кремля. Она называется Колокольней Ивана Великого, и самый большой колокол в мире находится тоже в Московском Кремле у подножия колокольни И. Великого. Его так и называют: Царь-Колокол. Весит он более 200 тонн. (Слайд)

Легенда гласит, что французский император, Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать самое святое – колокольню Иван Великого. По его приказу под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем… опустилась на место, целая и невредимая.

Колокола рассказывают людям своим звучанием о радостях, тревогах, праздниках, победах и бедствиях. Это голос нашей Родины, ее история.

Существует много видов колокольных звонов. Это:

  (СЛАЙД с названиями)

Мы с вами познакомимся сегодня с тремя: (СЛАЙД «Кошкин дом».

Какая сказка?

Вспомните, с каких слов начинается русская народная сказка «Кошкин дом».

(Бом-бом, дили бом…)

- О чем говорит такой сигнал?

                                                (О пожаре)

Это частые удары одного колокола (четвертные длительности нот)

Такой вид звона носит название: (СЛАЙД) НАБАТ      -            

 (показ на металлофоне)

Звон, который торжественно рассказывал о доброй вести

- БЛАГОВЕСТ   -- (половинные длительности нот)

ТРЕЗВОН – церковный звон во все колокола - (восьмые длительности).

Но как было запомнить разные звоны? Как их записать? Нотной записи тогда не было, и чтобы запомнить разнообразную колокольную музыку, звонари стали придумывать разные попевки, подходящие под тот или иной звон. Послушайте: (слайд)

Пеки блин – дров нет… (запись ритма на доске)

А мы вас обокрали…

А мы знаем, да не скажем…

Как вы думаете, простое это дело – быть звонарем? Попробуем себя в роли звонарей?

Ритмические задания по рядам (исполнение на металлофонах, треугольниках данных попевок: сначала отдельно, затем многоголосие).

Русские композиторы тоже применяли колокольный звон в своих произведениях. Сейчас мы прослушаем Великий Колокольный звон из оперы М. П. Мусоргского «Б.Годунов».     (Слушание)

О чем поведал этот звон: о радости или об опасности?

                          (об опасности, он нес тревогу)

М.И.  Глинка, русский композитор, (мы уже знакомились с оперой «Жизнь за царя», слушали арию Ивана Сусанина),  применяет звучание колоколов в этой опере. Сейчас прозвучит хор «Славься».

На Красной площади в Москве народ празднует победу над польскими захватчиками, славит родную землю, погибших героев, воинов во главе с Мининым и Пожарским , отстоявшим свободу России (руководители ополчения).    (Показ СЛАЙДА)

Какой вид звона применяет композитор?

       (ТРЕЗВОН). Музыка торжественная, похожа на гимн.

-Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

          (Гордость за нашу Россию, за то, что мы – дети земли русской.)

Я согласна с вами, я тоже испытала гордость за нашу родную землю.

Откройте учебники на странице 40. Репродукция картины Левитана «Вечерний звон».

    (СЛАЙД)

Всмотритесь и вслушайтесь в эту картину. Какие звуки рисует она? Какие тона применяет художник?

(ответы учащихся)

Послушайте русскую народную песню «Вечерний звон» в исполнении мужского хора. Произведение исполняется а-капелла, то есть, без инструментального сопровождения.

(СЛУШАНИЕ)

Сливается в одно целое : облик, покой русской природы, закат, доносится звук тихих колоколов из далекой сельской церкви, состояние душевного покоя, показана красота скромной русской природы.

- Что общего в картине и песне?

    Д: (любовь к родной земле, спокойные тона картины соответствуют             тихому звучанию).

Давайте исполним эту песню. Я буду солистом, а вы – исполните партию колокола на металлофонах, добавляя по моему сигналу «бом, бом». Какой динамикой воспользуемся?

          (пиано и меццофорте)

Исполнение в ансамбле с учителем.

Молодцы!

Много песен сочинили о колокольном звоне, о колоколах и современные композиторы. К примеру, всем вам знакома песня О. Газманова «Москва».

К нашему уроку я тоже сочинила песню. Она называется «Родина моя».

Послушайте ее.

 (исполняю «Родина моя».)

Анализ произведения. О чем? Характер.

   Физминутка, дыхательная гимнастика, распевание.

Разучивание по фразам песни «Родина моя».

Добиваюсь чистого интонирования, правильного дыхания, четкой дикции, кантиленного исполнения куплета, и припева на «нон легато».

Ребята, у вас на партах лежат колокольчики. Существует поверье, что колокольный звон очищает душу, делая ее светлой, доброй, чистой. Ученые доказали, что в волнах колокольного звона гибнут все вредные микробы. Говорят, звон колокола оберегает нас от  всего плохого.

Давайте все вместе зазвоним, чтобы наши сердца наполнились добром и нам хотелось совершать только добрые поступки.

    (звонят)

А сейчас исполним песню, играя на инструментах, а в припеве – добавим звучание колокольчиков.

    (исполнение)

Итог: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Можем ли мы  сказать, что колокольный звон имел большое значение в жизни русского человека? Какие выводы можем сделать? Можно сказать, что:

1.Колокола – живые голоса истории

2.Колокольный Звон – биение сердца России, музыкальный символ нашей великой Родины.

3.Это не груда металла, а живой организм, способный радоваться и плакать, скорбеть и торжествовать.

Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик! Наш урок окончен.

Рефлексия: ребята, если вам понравился урок, было интересно – зазвоните громко, кому было что-то непонятно – оставит колокольчик на парте.

Выставление оценок.

Домашнее задание: на стр. 41 учебника дать характеристику репродукции картины. Придумать ритмический рисунок колокольного звона, соответствующего данной картине.

Музыкальное прощание с классом.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Серебряный звон России"

Классный час «Серебряный звон России»(познавательная программа о колокольном звоне) Цель:Воспитание духовно-нравственных качеств личности;Любви к Родине и историческому прошлому России....

Внеклассное занятие "Серебряный звон России"

внеклассное занятие для воспитанников школы VIII вида. цели занятия: Воспитание духовно- нравственных  качеств личности, любви к Родине и историческому прошлому России....

Конспект урока "Церковный звон в России". 3 класс.

История колоколов. Значение церковного звона в жизни людей....

Презентация "Колокольные звоны России"

Презентация позволяет осмыслить тему урока, убедиться, что колокольный звон - всенародный голос, призывающий  к единению....

урок музыки во 2классе "Колокольные звоны России" 1 урок 2 четверть

разработка урока музыки во 2классе по программе Е.Критской 1урок 2 четверти. Тема урока "Колокольные звоны России"....

Конспект урока _Колокольные звоны России_

Конспект урока _Колокольные звоны России_...

Колокольные звоны России

Урок музыки, где дается информация о различных видах звонов колоколов....