Конспект урока-исследования "Колокольные звоны России"
методическая разработка по музыке на тему
Урок позволяет провести маленькую исследовательскую работу по изучению колокольного звона в России, его роли в истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_kolokolnye_zvony_rossii.doc | 58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Заморий С.А.
2 класс. Урок музыки
Урок-исследование «Колокольные звоны России»
Цель: Способствовать осмыслению колокольного звона как всенародного голоса, призывающего к единению людей, яркого явления русской православной культуры.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с ролью колокольного звона в истории развития русской культуры, ознакомление с разными видами колокольных звонов, их отражением в различных видах искусства – живописи, архитектуре, музыке;
- колокольные звоны в русской музыке. Знакомство с оперой М.П. Мусоргского «Борис Годунов», оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя» (Эпилог. Хор «Славься»);
Воспитательные:
- способствовать формированию восприятия колокольного звона, как могучего средства единения людей, их духовного возрождения;
- способствовать формированию духовно-нравственных качеств;
Развивающие:
- способствовать развитию устойчивого внимания, умений сопоставлять особенности звучания колоколов, анализировать причины различного отношения к колоколам;
- создать условия для формирования вокально-хоровых навыков через проживание художественного образа музыкальных произведений.
Методы:
- наглядно-слуховой
- практический
- сравнения и сопоставления
- эмоционального воздействия
- моделирование художественно-творческого процесса
- метод художественного контекста.
Виды деятельности:
- художественное восприятие произведения
- размышление-анализ
- интонирование и осмысление
- исполнительство
- игра на музыкальных инструментах (металлофонах)
- ритмо-декламация
- работа с учебником
Музыкальный материал: (грамзапись)
* М.Мусоргский. Увертюра к опере «Борис Годунов»;
* М.Глинка Опера «Иван Сусанин» - хор «Славься»;
* русская народная песня «Вечерний звон»;
* грамзапись звучания Золотых Колоколов России:
* Юрьев звон, Благовест (Покровский собор, Москва).
* Праздничный трезвон Новодевичьего монастыря. Москва.
* Звоны Большой лаврской колокольни ( Свято-Троицкая Сергиева Лавра).
Литература к уроку:
- Петриченко А.М. Искусство литья. – М.; Знание, 1975.
- Мартынов В.С. Колокольные звоны России. – М.: Советская Россия, 1990.
- Козлова В.Ф. Знаменитые колокола России. – М.: Отечество – Крайтур, 1997.
- Мишин В.В. Колокола России. -М.: Московский журнал,2007.
- Цветаева А.И. Мастер волшебного звона. –М.: Музыка,2оо5.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. / Сост.Медушевский В.В. – М.: Педагогика,1985. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства.
Использование слайд-фильма «По ком звонит колокол»
Слайды с видами колоколов;
Слайды «Храмы России»
Репродукция картины И. Левитана «Вечерний звон».
Предполагаемый результат:
- дети прониклись в тайну своего сердца, звонов русских храмов
- пробудился интерес к изучению истории нашего Отечества
- пришли к пониманию, что музыка усиливает выразительность живописи, отображает сложный мир жизненных явлений и переживаний.
Этапы урока:
- Интонационный настрой. Цель – настроить на высокий духовный лад.
- Мотивация
- Объяснение нового материала
- Художественное восприятие и анализ произведений изобразительного искусства и музыки. Цель – создать условия для нахождения тесной связи музыки, истории, изобразительного искусства
- Художественное исполнение. Цель – формировать вокально-хоровые навыки через проживание художественного образа
- Рефлексивный анализ.
Ход урока:
Звучит колокольный звон, дети входят в класс.
Музыкальное приветствие.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?
(Это колокольный звон).
- Верно. А где можно услышать колокола?
(на улице, в церкви, по телевизору)
- Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. И тема нашего занятия – Колокольные звоны России (СЛАЙД 1).
Наша задача – исследовать, где и в каких ситуациях звучал колокол, и какое место он занимает в душах русских людей.
- Как вы считаете, можно ли назвать колокол музыкальным инструментом?
(Да, потому что когда звонят колокола, можно услышать мелодию)
- Правильно. А как вы думаете, это явление новое или придумано давно?
(придумано давно)
- А как давно? В каком веке?
(предположения учащихся)
- Первое упоминание о колоколах встречается в Х веке, и на протяжении многих веков сопровождают колокола жизнь христиан. Удары колоколов отсчитывали
время, по их сигналу люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой – беда на Русь грянула. «Малиновые» перезвоны указывали дорогу заблудившемуся путнику.
Откуда произошло название «малиновый звон»?
Выражение произошло от названия бельгийского города Мелхен – Малин, именно он обладает колоколами, известными всему миру своим звучанием и красотой.
А вы знаете, как появились на свет колокола?
С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, для того, чтобы стада не заблудились, гуляя по лугам и полям. Такие предметы назывались «ботала» и задачу они свою выполняли исправно: отгоняли от стада хищных зверей. Но специально отливать колокольчики стали в Италии в 4 веке. По преданию, один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку – перезвон. Монах почувствовал, что от этого звучания болезнь уходит, и он выздоравливает. Когда он открыл глаза, то увидел, что над его головой качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. (КАМПАНЕЛЛА).
Русские мастера овладели секретами создания Кампанелл, и превзошли западных коллег по качеству звучания и красоте. Так появились на Руси колокольчики, а затем и колокола.
Колокольный звон служил мерилом правдивости и добра, он несовместим с ложью, несправедливостью, греховностью.
Послушайте, как это сказано в стихах:
Колокола!
Ваш звучный звон –
Язык земли, меня вскормившей,
Живет в вас радость, клич и стон,
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола – Руси венец,
Червонным золотом горящий,
Ваш звон – связующая нить
Меж будущим и настоящим!
(Г. Голуб)
-Ребята, как вы понимаете смысл этих стихов?
(Без прошлого - нет настоящего и будущего. Это -история нашей Родины).
-У каждого колокола свой неповторимый звон, свой голос. Их голоса называют также, как и голоса людей. Вспомните, как называют низкий и высокий мужской голос?
(Бас, тенор)
- К колоколам относились, как к людям. Их наказывали, отправляли в ссылку, брали в плен, у побежденных брали то, что являлось святыней.
Царь Борис Годунов приказал высечь плетьми и отправить в Сибирь колокол из Углича, Петр 1 переплавлял колокола на пушки, империатрица Екатерина П приказала вырвать язык у московского набатного колокола за призыв народа к бунту. Им даже давали имена: Кондрат, Реут, Гавриил, Георгий…
Посмотрите на изображение. (виды колоколов) Как вы думаете, какой голос у изображенных колоколов?
Сравните их размеры с нотной записью.
Колокола находились в специальных помещениях – Колокольне, или ЗВОНИЦЕ. Почему колокольня – понятно, а почему звонница? )оттуда доносился звон).А как называли человека, звонящего в колокола?
(Звонарь).
СЛАЙД с изображением колоколен.
Колокольни устанавливали выше всех домов, поэтому звон с них был слышен особенно хорошо. Самая известная колокольня в России – на территории Московского Кремля. Она называется Колокольней Ивана Великого, и самый большой колокол в мире находится тоже в Московском Кремле у подножия колокольни И. Великого. Его так и называют: Царь-Колокол. Весит он более 200 тонн. (Слайд)
Легенда гласит, что французский император, Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать самое святое – колокольню Иван Великого. По его приказу под нее положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем… опустилась на место, целая и невредимая.
Колокола рассказывают людям своим звучанием о радостях, тревогах, праздниках, победах и бедствиях. Это голос нашей Родины, ее история.
Существует много видов колокольных звонов. Это:
(СЛАЙД с названиями)
Мы с вами познакомимся сегодня с тремя: (СЛАЙД «Кошкин дом».
Какая сказка?
Вспомните, с каких слов начинается русская народная сказка «Кошкин дом».
(Бом-бом, дили бом…)
- О чем говорит такой сигнал?
(О пожаре)
Это частые удары одного колокола (четвертные длительности нот)
Такой вид звона носит название: (СЛАЙД) НАБАТ -
(показ на металлофоне)
Звон, который торжественно рассказывал о доброй вести
- БЛАГОВЕСТ -- (половинные длительности нот)
ТРЕЗВОН – церковный звон во все колокола - (восьмые длительности).
Но как было запомнить разные звоны? Как их записать? Нотной записи тогда не было, и чтобы запомнить разнообразную колокольную музыку, звонари стали придумывать разные попевки, подходящие под тот или иной звон. Послушайте: (слайд)
Пеки блин – дров нет… (запись ритма на доске)
А мы вас обокрали…
А мы знаем, да не скажем…
Как вы думаете, простое это дело – быть звонарем? Попробуем себя в роли звонарей?
Ритмические задания по рядам (исполнение на металлофонах, треугольниках данных попевок: сначала отдельно, затем многоголосие).
Русские композиторы тоже применяли колокольный звон в своих произведениях. Сейчас мы прослушаем Великий Колокольный звон из оперы М. П. Мусоргского «Б.Годунов». (Слушание)
О чем поведал этот звон: о радости или об опасности?
(об опасности, он нес тревогу)
М.И. Глинка, русский композитор, (мы уже знакомились с оперой «Жизнь за царя», слушали арию Ивана Сусанина), применяет звучание колоколов в этой опере. Сейчас прозвучит хор «Славься».
На Красной площади в Москве народ празднует победу над польскими захватчиками, славит родную землю, погибших героев, воинов во главе с Мининым и Пожарским , отстоявшим свободу России (руководители ополчения). (Показ СЛАЙДА)
Какой вид звона применяет композитор?
(ТРЕЗВОН). Музыка торжественная, похожа на гимн.
-Что вы почувствовали, слушая эту музыку?
(Гордость за нашу Россию, за то, что мы – дети земли русской.)
Я согласна с вами, я тоже испытала гордость за нашу родную землю.
Откройте учебники на странице 40. Репродукция картины Левитана «Вечерний звон».
(СЛАЙД)
Всмотритесь и вслушайтесь в эту картину. Какие звуки рисует она? Какие тона применяет художник?
(ответы учащихся)
Послушайте русскую народную песню «Вечерний звон» в исполнении мужского хора. Произведение исполняется а-капелла, то есть, без инструментального сопровождения.
(СЛУШАНИЕ)
Сливается в одно целое : облик, покой русской природы, закат, доносится звук тихих колоколов из далекой сельской церкви, состояние душевного покоя, показана красота скромной русской природы.
- Что общего в картине и песне?
Д: (любовь к родной земле, спокойные тона картины соответствуют тихому звучанию).
Давайте исполним эту песню. Я буду солистом, а вы – исполните партию колокола на металлофонах, добавляя по моему сигналу «бом, бом». Какой динамикой воспользуемся?
(пиано и меццофорте)
Исполнение в ансамбле с учителем.
Молодцы!
Много песен сочинили о колокольном звоне, о колоколах и современные композиторы. К примеру, всем вам знакома песня О. Газманова «Москва».
К нашему уроку я тоже сочинила песню. Она называется «Родина моя».
Послушайте ее.
(исполняю «Родина моя».)
Анализ произведения. О чем? Характер.
Физминутка, дыхательная гимнастика, распевание.
Разучивание по фразам песни «Родина моя».
Добиваюсь чистого интонирования, правильного дыхания, четкой дикции, кантиленного исполнения куплета, и припева на «нон легато».
Ребята, у вас на партах лежат колокольчики. Существует поверье, что колокольный звон очищает душу, делая ее светлой, доброй, чистой. Ученые доказали, что в волнах колокольного звона гибнут все вредные микробы. Говорят, звон колокола оберегает нас от всего плохого.
Давайте все вместе зазвоним, чтобы наши сердца наполнились добром и нам хотелось совершать только добрые поступки.
(звонят)
А сейчас исполним песню, играя на инструментах, а в припеве – добавим звучание колокольчиков.
(исполнение)
Итог: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Можем ли мы сказать, что колокольный звон имел большое значение в жизни русского человека? Какие выводы можем сделать? Можно сказать, что:
1.Колокола – живые голоса истории
2.Колокольный Звон – биение сердца России, музыкальный символ нашей великой Родины.
3.Это не груда металла, а живой организм, способный радоваться и плакать, скорбеть и торжествовать.
Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик! Наш урок окончен.
Рефлексия: ребята, если вам понравился урок, было интересно – зазвоните громко, кому было что-то непонятно – оставит колокольчик на парте.
Выставление оценок.
Домашнее задание: на стр. 41 учебника дать характеристику репродукции картины. Придумать ритмический рисунок колокольного звона, соответствующего данной картине.
Музыкальное прощание с классом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Серебряный звон России"
Классный час «Серебряный звон России»(познавательная программа о колокольном звоне) Цель:Воспитание духовно-нравственных качеств личности;Любви к Родине и историческому прошлому России....
Внеклассное занятие "Серебряный звон России"
внеклассное занятие для воспитанников школы VIII вида. цели занятия: Воспитание духовно- нравственных качеств личности, любви к Родине и историческому прошлому России....
Конспект урока "Церковный звон в России". 3 класс.
История колоколов. Значение церковного звона в жизни людей....
Презентация "Колокольные звоны России"
Презентация позволяет осмыслить тему урока, убедиться, что колокольный звон - всенародный голос, призывающий к единению....
урок музыки во 2классе "Колокольные звоны России" 1 урок 2 четверть
разработка урока музыки во 2классе по программе Е.Критской 1урок 2 четверти. Тема урока "Колокольные звоны России"....
Конспект урока _Колокольные звоны России_
Конспект урока _Колокольные звоны России_...
Колокольные звоны России
Урок музыки, где дается информация о различных видах звонов колоколов....