Конспект урока музыки «Мелодия и лад»
план-конспект урока по музыке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 24.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки «Мелодия и лад» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.
Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки
МБОУ СОШ№17(филиал)
городского округа – город Камышин Волгоградской области
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Проблема: Что такое лад?
Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательная: познакомить с главными ладами музыки мажором и минором.
Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.
Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
План урока
1.Орг. момент. Приветствие
2.Вхождение в урок.
3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
6. Итог урока.
7. Рефлексия.
- Орг. момент.
Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, дети поют «Здравствуйте»).
Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравствия весело, бодро. А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре).
Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении. ( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)
2.Вхождение в урок.
Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня: Шаинский «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.
3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
Учитель: Что сейчас звучало, когда мы приветствовали друг друга? – Мелодия. А что такое мелодия? – Музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Из чего состоит мелодия? Из разных по высоте музыкальных звуков, которые называются звукоряд.
4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.
Молодцы ребята. Звукоряд составляет основу мелодии. Но основу мелодии составляет не только звукоряд, но и лад. Сегодня мы с вами познакомимся с главными ладами в музыке.
Любое музыкальное произведение, песня состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.
Все они связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД.
Лад – средство музыкальной выразительности, от которого зависит характер музыкального произведения. Главными ладами в музыке называют Мажор – светлый, радостный и Минор – печальный, грустный.
Послушайте, пожалуйста, пьесу Л. Бетховена. Какое бы название вы ей дали? Грустно весело. Правильно. А как вы определили? Потому что музыка звучала. То печально, то радостно. Молодцы! В каком ладу звучала печальная музыка? В минорном. А радостная, светлая музыка звучала в мажорном ладу.
Презентация грустно весело
-Давайте, повторим, какие в музыке бывают лады? (мажор, минор)
-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?
-Какой оттенок придает музыке минорный лад?
-Ребята, вы обратили внимание, говоря о минорном и мажорном ладах ,я употребила слово «оттенок»?
В каком виде искусства мы используем слово «оттенок»?
- В изобразительном искусстве
- Совершенно верно. Посмотрите на эту картину. Давайте представим, что мы композиторы. И, глядя на эту картину, мы хотим сочинить музыкальное произведение. В каком ладу мы будем сочинять музыку?
-А почему?
- Русский композитор П.И.Чайковский (показ портрета), сочинил музыкальное произведение, которое назвал «сентябрь».
Прослушайте музыку и постарайтесь определить, какой у неё характер и в каком ладу она написана.
Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский «Сентябрь».
-А теперь посмотрите на вторую картину. Какие цвета использовал художник? Действительно, мрачные, серые, тусклые. И именно они так сильно влияют на наше настроение.
-Как вы думаете, какая музыка подойдёт по настроению к этой картине?
П.И.Чайковский сочинил такое произведение. Сейчас мы его послушаем и определим характер и лад, в котором оно написано.
Прослушивание фрагмента. П.И.Чайковский «Октябрь»
Учитель: Ребята! Поделитесь своими мыслями друг с другом.
(учащиеся высказывают свои мысли)
-Скажите, пожалуйста, от чего зависит, в каком ладу будет написано произведение композитора? (от настроения)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились и с этим заданием.
Композитор своё настроение передаёт звуками, художник – красками.
А сейчас мы сделаем зарядку для глаз.
(на слайде по щелчку появляются подвижные картинки за которыми следует следить глазами)
5. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.
Учитель: Садитесь, пожалуйста, удобней для вокальной работы.
(Вокально-хоровые упражнения) Портрет композитора Шаинского.
Русский композитор Владимир Шаинский написал много песен, которые звучат в мульт фильмах. Давайте исполним знакомую нам песню «Улыбка» и опредеоим лад куплета и припева песни с помощью карт «настроений».
В каком ладу написан припев и куплет?
Я спою вам песню «Ах, какая осень!»
-Какой характер, в каком ладу написана, о чём говорится в песне?
Разучивание песни. Работа над чистым интонированием, дыханием, выразительностью.
Игра «Забавные вопросы» Обратная связь
- Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?
- Если вы получили в школе «5»?
- Если у вас день рождения и вам дарят подарки?
- Если вы лакомитесь сладостями?
- Если вы болеете?
- Если вам дают горькое лекарство?
- А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?А теперь задание трудней
Игра «Настроение»
Дети слушают в записи «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко») или исполнение на музыкальном инструменте из цикла «Времена года»
П. Чайковского фрагментов из частей: «Октябрь» («Осенняя песнь»), «Ноябрь» («На тройке»), «Декабрь» («У камелька»), «Июнь» («Баркарола»).
Учитель спрашивает, какое настроение передано композиторами в «Море» (море то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся), в «Осенней песне», «На тройке» и др. Затем он предлагает голосом передать настроение, которое отражено в данных музыкальных картинках, следующим образом:
а) дети слушают несколько тактов из произведения и голосом отражают настроение мелодии, используя гласные звуки. Перед исполнением называют лад (мажор, минор, движение музыки);
б) петь можно хором и индивидуально.
«Калейдоскоп настроений»
Играются различные пьески, имеющие ярко выраженный характер, например веселую танцевальную польку, марш, лирическую задушевную мелодию, драматическую траурную пьесу. Затем предлагается учащимся определить лад произведений.
Смысл игры состоит в том, чтобы дети угадали настроение пьесы и определили характер и лад произведения. Если они затрудняются, можно помочь различного рода наводящими вопросами. Например, что хочется делать под эту музыку? Двигаться, танцевать или просто спокойно сидеть и слушать? Можно также сыграть два контрастных произведения: одно с ярко выраженным танцевальным характером, а другое – спокойного и мечтательного плана. При контрастном сопоставлении детям будет легче справиться с задачей.
Весь урок мы сегодня говорим о том, что мажорный лад придаёт музыке….. оттенок, а минорный - ……. оттенок. Хорошо запомнили?
-Молодцы, ребята, все хорошо усвоили, как на слух определить мажор и минор!
6. Итог урока.
Учитель: Так что же такое лад?
Ответы учащихся.
Учитель: Правильно!
(слайд № 14)
Лад – средство музыкальной выразительности
(слайд № 15)
С какими главными ладами музыки мы познакомились7
-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?
-Какой оттенок придаёт минорный лад?
-какие произведения, и каких композиторов вы слушали? В каком ладу они звучали?
7. Рефлексия.
-У каждого из вас в течение урока создалось настроение (мажорное или минорное).
-Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.
-Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке!
Учитель: Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
душа музыки-мелодия
урок третий...
"Мелодия - душа музыки" - тема урока музыки в 3-ем классе.
"Мелодия - душа музыки" - эта тема урока -мудрости. С детьми мы обсуждаем не только музыкальные произведения, композиторов, мы с нами говорим о жизни, месте человека на земле, о его значимости, душевн...
Урок музыки "Мелодией одной звучат печаль и радость".
Урок музыки по программе Е. Критской для 6 класса. Включает в себя конспект урока и презентацию. Помогает углубить представление учащихся о выразительных средствах музыки, формиру...
Конспект урока музыки во 2 классе на тему"Мелодия-душа музыки"
Схема конспекта урока музыки составлена в соответствии с требованиями аттестации и в рамках ФГОС....
Открытый урок по музыке ".Мелодии родного края."
Конспект урока по музыке мордовского народа....
Концертная программа в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Музыка - мелодия души» (8-11 классы)
Сценарий концертной программы для 8-11 классов в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Музыка - мелодия души»....