Интегрированный урок в 7 классе "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Яшина Нина Николаевна

Интегрированный урок по русскому языку в 7 классе "Однородные члены предложения". Обучение сочинению по музыкальным отрывкам. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Слайд 1. Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах

Интегрированный урок с использованием элементов технологии

"Обучение сочинению по музыкальным отрывкам "

Слайд 2. Цели:

  • Обобщить сведения об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5- 7 классов;
  • Формировать умения опознавать однородные члены предложения, выраженные различными частями речи; ряды однородных членов;
  • Формировать умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения; соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами;
  • Развивать творческое воображение,  ассоциативное и логическое  мышление, связную речь;
  • Развивать познавательный интерес к предмету "русский язык";
  • Воспитывать эстетический вкус

Оборудование: компьютер с колонками, презентация к уроку,  распечатка текста стихотворения Э. Асадова "Как загадочные гномики", 2 музыкальные истории

Ход урока

Слайд 3. Учитель включает музыкальную историю.

Слово учителя. Что вы представили, когда слушали эту музыкальную историю? Запишите в своих тетрадях несколько связных предложений о том, что вы представили. (Учащиеся работают самостоятельно, далее озвучивают свои варианты.)  Каждый из вас представил что – то своё, оригинальное. Мне тоже эта история навеяла некоторые ассоциации. Это звуковая иллюстрация к стихотворению Эдуарда Асадова "Как загадочные гномики…". (Учитель читает стихотворение  с наложением данной музыкальной истории).

Как загадочные гномики,

Чуть пробил полночный час,

Сели сны на подоконники

Вдоль всей улицы у нас.

Сели чи…о и торжестве…о

Щуря мудрые зрачки

И раскланявшись приветственно

Пр…подняли колпачки.

Попищали,  как комарики.

И конец. Пора за труд.

По волшебному фонарику

Из карманов достают.

Прямо в душу направляется

Луч, невидимый для глаз.

Сновиденье начинается,

То, какое назначается

Человеку в этот час.

У лучей оттенки разные

Светлый темный золотой.

Сны веселые и страшные

Видят люди в час ночной.

В переулок звезды грохнутся

Звоном брызнувших монет.

Дрогнет сердце, полночь кончится,

В окна кинется рассвет.

Удирай же сон загадочный

В реку  в обл…ко в тр…ву.

Ибо в мире самый радостный

Самый песенный и сказочный -

Сон  пришедший наяву!

Слово учителя. Понравилось ли вам стихотворение?  Можно ли считать музыкальную историю иллюстрацией к стихотворению? Выскажите свое мнение. Какие картины, прочитав это стихотворение, вы представили? (темная ночь, старички гномики с фонариками, разноцветные сны и т.д.) А какие выразительные средства использует автор, чтобы нарисовать такие яркие, неповторимые картины?

  1. Эпитеты (выпишите  эпитеты вместе с зависимыми словами (словосочетания) -  загадочные гномики, волшебные фонарики, сон загадочный и т.д.)
  2. Олицетворения и сравнения (сны  - гномики, звезды грохнулись в переулок, сон удирает и т.д.)
  3. Метафоры (в переулок звезды грохнутся звоном брызнувших монет)

Почему автор олицетворяет сны, сравнивая их с загадочными гномиками, использует такое обилие выразительных средств (ночь – время загадок, тайн, сказок. Олицетворения предают волшебную атмосферу сновидений). Многие художники, обращаясь к теме сна, создавали удивительные, сказочные произведения. Любой сон – это сказка, нереальная фантастическая картина.

 Слайд 4. Обратите внимание на иллюстрации, посвященные снам. Художник имеет возможность с помощью красок, причудливых образов передать загадочную атмосферу сна. Писатель же или поэт использует для этих же целей выразительные средства.

Интересные предложения использует автор стихотворения. Пронаблюдайте, какие типы предложений здесь встречаются.

  1. По цели высказывания: повествовательные, 1 побудительное
  2. По интонации (невосклицательные и восклицательные )

3. По количеству грамматических основ (простые и сложные) Какие виды сложных предложений встречаются?  (СПП, БСП.)

4.По характеру основы (двусоставные и односоставные: назывные , неопределенно – личное предложение.)

  1. По наличию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные – устно найдите нераспространенные предложения)
  2. По условиям контекста и речевой ситуации – полные и неполные . Найдите устно примеры.
  3. Назовите все осложненные предложения, чем осложнены предложения в стихотворении? (сравнительным оборотом, причастным оборотом, деепричастным оборотом, одиночным деепричастием, обращением, однородными членами предложения)

Какие из осложнений являются самыми распространенными? (предложения, осложненные однородными членами предложения)

Слайд 5. Однородные члены предложения – тема нашего сегодняшнего урока.

Давайте вспомним, какие члены предложения являются однородными, пронаблюдая за предложениями в стихотворении. (Выпишем эти предложения)

                                                             

  1. У лучей оттенки разные светлый темный золотой.
  2. Сели чи…о  и торжестве…о  щуря мудрые зрачки и раскланявшись приветственно пр…подняли  колпачки.

      3. Сны веселые и страшные видят люди в час ночной.

      4. Удирай же сон загадочный в реку  в обл…ко в тр…ву.

       5. Ибо в мире самый радостный  самый песенный и сказочный - Сон пришедший   наяву!

  1. Вставьте и объясните орфограммы в выписанных предложениях.
  2. Найдите и подчеркните грамматические основы предложений, однородные члены. Подпишите вопросы, на которые отвечают однородные члены предложения, какими частями речи они выражены, к каким словам относятся.

Слайд 6. На основе наблюдений выводится определение: Однородные члены предложения связаны сочинительной связью, чаще всего (но не всегда) выражаются одной и той же частью речи, отвечают на один и тот же вопрос, относятся к  одному слову,  могут быть распространенными; в предложении может быть не один ряд однородных членов.

         Однородные члены предложения на письме могут разделяться запятой. Вспомните известные вам случаи, поставьте пропущенные знаки препинания в данных предложениях, объясняя их постановку. Выведите правило постановки знаков препинания между однородными членами предложения. (Обращается внимание на предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Эта тема будет изучаться позже).

Какой интонацией в речи выделяются однородные члены предложения? (интонацией перечисления). Подготовьте  самостоятельно выразительное чтение стихотворения, соблюдая интонацию перечисления там, где это необходимо. (Самостоятельная работа детей,  далее – выразительное чтение стихотворения)

        Слово учителя. Эдуард Асадов пишет, что " в мире самый радостный  самый песенный и сказочный - Сон пришедший   наяву!". А давайте пофантазируем. Каким может быть этот сон, пришедший наяву? Что имеет ввиду поэт? Прослушайте музыкальную композицию, представьте, что за сон мог придти наяву. В своих планах – картах ответьте на вопросы после прослушивания музыкальной композиции и запишите небольшой текст в 3- 4 предложения на тему: "Сон, пришедший наяву". В своем тексте употребите однородные члены предложения, покажите, к какому слову они относятся, на какие вопросы отвечают, какими членами предложения являются и какими частями речи выражены.

        Слайд 7. Учащиеся прослушивают музыкальную историю, самостоятельно работают в своих планах – картах. После написания текста несколько человек озвучивают свои варианты, произнося предложения с однородными членами с интонацией перечисления.

Слово учителя. Посмотрите, какие неповторимые, разные получились истории, каждый человек воспринимает этот мир по – своему. Нет ни одного одинакового сна. Рассказывая сны, мы раскрашиваем их словесно, чтобы наш собеседник ярче представил то удивительное приключение, которое с нами произошло во сне, и используем для этого выразительные средства, разные типы предложений и, конечно же, однородные члены предложения.

        Слайд 8. Вспомните, пожалуйста, самый светлый и интересный сон, который когда – либо приснился вам. Запишите его и подберите к нему соответствующее музыкальное сопровождение. Это будет вашим домашним заданием. Только не забудьте, рассказывая  свой сон, употреблять однородные члены предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок «Обучение сочинению по музыкальным отрывкам» Тема: Однородные члены предложения

Слайд 2

Цели: - обобщить сведения об однородных членах предложения - формировать умение опознавать однородные члены и ряды однородных членов - развивать творческое воображение, ассоциативное мышление

Слайд 3

Э. Асадов «Сны» Как загадочные гномики, Чуть пробил полночный час, Сели сны на подоконники Вдоль всей улицы у нас. Сели чинно и торжественно Щуря мудрые зрачки И раскланявшись приветственно Пр и подняли колпачки. Попищали , как комарики. И конец. Пора за труд. По волшебному фонарику Из карманов достают. Прямо в душу направляется Луч, невидимый для глаз. Сновиденье начинается, То , какое назначается Человеку в этот час. У лучей оттенки разные Светлый темный золотой. Сны веселые и страшные Видят люди в час ночной. В переулок звезды грохнутся Звоном брызнувших монет. Дрогнет сердце, полночь кончится, В окна кинется рассвет. Удирай же сон загадочный В реку в обл а ко в тр а ву . Ибо в мире самый радостный Самый песенный и сказочный - Сон пришедший наяву!

Слайд 4

1. У лучей оттенки разные: светлый , темный , золотой . 2. Сели чинно и торжественно , щуря мудрые зрачки , и , раскланявшись приветственно , приподняли колпачки . 3. Сны веселые и страшные видят люди в час ночной . 4 Удирай же сон загадочный в реку , в облако , в траву . 5. Ибо в мире самый радостный , самый песенный и сказочный , - с он , пришедший наяву!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Роль членов предложения в создании художественного образа" (11 класс, русский язык)

Цели: обобщение сведений о членах предложения на конкретном практическом материале; совершенствование навыков анализа лирического произведения; развитие художественного вкуса....

урок-повторение "Однородные члены предложения"

Урок-повторение построен на основе комплексного анализа текста....

Урок русского языка. Члены предложения

Отработка умений определять главные члены предложения...

Конспект урока :«Обособленные уточняющие члены предложения»

Крнспект урока в 8 классе на тему:«Обособленные уточняющие члены предложения»...

Презентация к уроку по теме "Члены предложения"

Элемент урока в виде презентации по теме "Члены предложения" для 5 класса...

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...