программа по пению 8 кл
календарно-тематическое планирование по музыке (8 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке и пению в 8 классе составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2012г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Цель музыкального воспитания и образования — формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
— коррекционная направленность обучения;
—оптимистическая перспектива образования;
— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
— комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребенка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-средства музыкальной выразительности;
-основные жанры музыкальных произведений;
-музыкальные инструменты;
-музыкальные профессии и специальности;
-особенности творчества изученных композиторов;
-особенности народного музыкального творчества.
Учащиеся должны уметь:
-самостоятельно исполнять несколько песен;
-отвечать на вопросы о прослушанных произведениях:
-называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;
-называть исполнителя – певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
-определять характер, содержание произведения;
-определять ведущие средства выразительности;
-давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;
-подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.
Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
— дети могут слушать произведение;
— беседовать о характере, особенностях формы произведения;
— пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
— выполнять индивидуальные задания творческого характера — рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
— исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
— включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.
8 класс
Пение
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:
Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание , звукообразование, дикция, строй, ансамбль);
Эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;
Выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;
Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;
Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метрометрических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.
Певческие упражнения:
-пение на одном звуке, на разные слоги;
-пение мажорных и минорных трезвучий и пентахородов, звукорядов на слоги;
-пение попевок с полутоновыми интонациями;
-пение с закрытым ртом;
-совершенствование певческого дыхания;
-упражнения на чистое округленное интонирование;
-вокально-хоровые распевания на песнях;
-пение без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5-7 классах.
Слушание музыки
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Особенности творчества композиторов: С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян, Г.Свиридов.
Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.
Учебно-тематическое планирование 8 класс:
I четверть (9 часов).
№ | Тема урока | Словарная работа | Наглядность, технические средства | Кол- во часов | Дата |
1. | Вводный урок. Правила пения. Повторение выученного в 7-м классе. «Осенняя попевка»- разучивание. | «Певческая установка», «попевка» | Музыкальный центр, текст попевки. | 1 | .09. |
2. | Показ и разучивание песни «С чего начинается Родина?»(муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского) | «испытания», «заветная», «просёлочная дорога», «будёновка», «клятва» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .09. |
3. | Закрепление песни «С чего начинается Родина?»(муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского) Музыкальная игра «Поём как звёзды» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .09. | |
4. | Показ и разучивание песни «Не повторяется такое никогда»(муз. С.Туликова, сл. М.Пляцковского) | «бесконечный», «спорить не о чем», «промелькнувшая звезда» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .09. |
5. | Закрепление песни «Не повторяется такое никогда»(муз. С.Туликова, сл. М.Пляцковского). Музыкальная игра «Дружный хор». | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
| |
6. | Знакомство с биографией и творчеством Иоганна Себастьяна Баха. Прослушивание музыкального произведения «Токката». | «соната», «реквием» | Музыкальный центр, аудиозапись с произведениями Баха, портрет композитора. | 1 |
|
7. | Показ и разучивание песни «Гляжу в озёра синие»(муз. Е.Птичкина, сл. И.Шаферана) | «милее», «нарекли», «слава высокая» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | |
8. | Закрепление песни «Гляжу в озёра синие»(муз. Е.Птичкина, сл. И.Шаферана). Музыкальная игра «Допой песню». | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
| |
9. | Итоговый урок. Закрепление выученных в I- й четверти песен. | Музыкальный центр, аудиозапись, тексты песен. | 1 |
|
II четверть (7 часов).
1 . | Повторение выученных в I- й четверти песен. Музыкальная игра «Угадай песню». |
| Музыкальный центр, аудиозапись, тексты песен. | 1 |
|
2. | «Песни народов мира»- беседа. Показ и разучивание песни «Барыня» (народная). | «нонче», «субботея», «изюм» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
|
3. | Закрепление песни «Барыня» (народная).Музыкальная игра «Хорошо ли вы знаете песню?». | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
| |
4. | Знакомство с биографией и творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова. Прослушивание музыкальных произведений «Песня Садко «Заиграйте мои гусельки»(из оперы «Садко»), «Сеча при Кержинце» (из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». | «гусельки», «сеча», «град» | Музыкальный центр, аудиозапись, портрет композитора. | 1 |
|
5. | Показ и разучивание песни «Три белых коня» (муз. Е.Крылатова, сл. Л.Дербенёва). | «остыли реки», «нахохлились дома», «и до весны всё дремлет тут» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
|
6. | Закрепление песни «Три белых коня» (муз. Е.Крылатова, сл. Л.Дербенёва).Повторение новогодних песен. | Музыкальный центр, аудиозаписи, текст песни. | 1 |
| |
7. | Итоговый урок. Закрепление выученных в II- й четверти песен. | Музыкальный центр, аудиозапись, тексты песен. | 1 |
III четверть (9 часов).
1. | Повторение выученных во II- й четверти песен. «Зимняя попевка»- разучивание. | Музыкальный центр, аудиозапись, тексты песен, текст попевки. | 1 |
| |
2. | Показ и разучивание песни «Подмосковные вечера» (муз. В.Соловьёва-Седого, сл. М.Матусовского) | «шорохи», «из лунного серебра», «искоса» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
|
3. | Закрепление песни «Подмосковные вечера» (муз. В.Соловьёва-Седого, сл. М.Матусовского). Музыкальная игра «Прерванная песня». | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
| |
4. | Знакомство с биографией и творчеством Петра Ильича Чайковского. Прослушивание музыкального произведения «Времена года». | Музыкальный центр, аудиозапись с произведениями Чайковского, портрет композитора. | 1 |
| |
5. | Показ и разучивание песни «Где же вы теперь, друзья- однополчане» (муз. В.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова) | «отгремев», «однополчане», «спутники», «ветерок попутный», «верста», «не тужи» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
|
6. | Закрепление песни «Где же вы теперь, друзья- однополчане» (муз. В.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова) Музыкальная игра «Допой песню». | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 |
| |
7. | Знакомство с биографией и творчеством Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Прослушивание отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» | «увертюра» | Музыкальный центр, аудиозапись, портрет композитора. | 1 |
|
8. | Прослушивание песен о мамах, женщинах. Музыкальная игра «Поём как звёзды» | Музыкальный центр, аудиозаписи. | 1 |
| |
9. | Итоговый урок. Закрепление выученных в III- й четверти песен. | Музыкальный центр, аудиозаписи, тексты песен. | 1 |
IV четверть (8 часов).
1. | Повторение выученного в III четверти. «Весенняя попевка»- разучивание | Музыкальный центр, аудиозаписи, тексты песен. | 1 |
| |
2. | Показ и разучивание песни «Когда весна придёт, не знаю» (муз. Б.Мокроусова, сл. А.Фатьянова) | «без следа», «с колыбели», «в лютый холод», «полдень» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .04 |
3. | Закрепление песни «Когда весна придёт, не знаю» (муз. Б.Мокроусова, сл. А.Фатьянова)Музыкальная игра «Дружный хор» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .04 | |
4. | Показ и разучивание песни «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова) | «вёрсты», «порох», «у мартеновских печей», «очи», «Европа» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .04. |
5. | Закрепление Песни «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова). Музыкальная игра «Хорошо ли вы знаете песню?» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .05. | |
6. | Показ и разучивание песни «Старый клён» (муз.А.Пахмутовой, сл. М.Матусовского) | «по переулку», «небосвод» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .05. |
7. | Закрепление песни «Старый клён» (муз.А.Пахмутовой, сл. М.Матусовского) Музыкальная игра «Поём как звёзды» | Музыкальный центр, аудиозапись, текст песни. | 1 | .05. | |
8. | Итоговый урок. Закрепление песен, выученных в 8-м классе. Подведение итогов года. | Музыкальный центр, аудиозаписи, тексты песен. | 1 | .05. |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы Москва «Владос» 2000г.
2. Музыка в 5-8классах .Д.Б.Кабалевский .Москва « Просвещение» 1985г.
3.Комплекс учебно-дидактического материала, включающий в себя нотные пособия, сборники песен и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов детских фонограмм
Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»),
«Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»),
«Детский альбом» П.Чайковского; М; Музыка,1990г.
«Классическая музыка детям»; 10 СД; «Твик» 2005г.
«Развивалочки» Е.и С. Железновых; 5СД; «Твик» 2005г.
«Аудиоэнциклопедия» 2СД; «Твик» 2006г.
-использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов детских фонограмм
4.Интернет ресурсы:
www.openclass.ru
http://uchportal.ru
http://teacheibox.ru
karaoke.ru Каталог «Детские песни»
mycelebrities.ru›publ/ljudi/kompozitory/ – биографии композиторов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ"
Программа "Хоровое пение" разработана мной для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь.При этом дети не только разного возраста, но и имеют раз...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)
Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. ...
Рабочая программа "Сольное пение"-предмет по выбору
Рабочая программа предназначена для обучающихся в ДМШ на всех отделениях (кроме эстрадного)...
Образовательная программа "Эстрадное пение"
Программа для воспитенников вокальной студии детского дома....
Программа сольного пения
Программа сольного пения...
Дополнительная общеобразовательная программа "Эстрадное пение" (на 2014-15 учебный год)
Данная программа имеет базовый уровень 1-й ступени. По программе проводятся занятий для учащихся 5-9 классов по предмету эстрадное пение....
Дополнительная общеобразовательная программа "Эстрадное пение" (на 2013-14 учебный год)
По программе проводился образовательный процесс для учащихся 7-15 лет по предмету эстрадное пение....