Открытый урок "Музыкальные лады"
учебно-методический материал по музыке на тему

Тагай Вилена Валериевна

Ход урока:

                    Слайд 1

I.                Вход в класс под музыку.   «Вместе весело шагать по просторам»

                    Слайд 2

Здравствуйте ребята, у нас с Вами есть музыкальное приветствие и мы его сейчас споём.

II.           Музыкальное приветствие.  «Колокольчик»

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми для вас понятиями:

- будем слушать музыкальные произведения;

-поиграем в музыкальную игру;

-познакомимся с новой песней.

                                          

Любое музыкальное произведение, песня, состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.

Ребята, сколько существует нот в музыке? Как называются эти ноты?      Слайд3                            

                                               Слайд 4

Давайте посмотрим на экран, перед Вами музыкальный ребус. Я Вам загадаю, а Вы попробуете отгадать, вставляя название нот, получится слово.

Молодцы, ребята, хорошо получается у Вас!

                                           

                                           Слайд 5

Обратите внимание, как дружат между собой дети,

также и нотки, звуки ладят между собой и составляет музыкальное понятие – ЛАД. Слайд 6

 

                    Слайд 7

Лад, ребята бывает двух видов: Мажор и минор

).В ладовом царстве, в музыкальном государстве, жили два брата правителя. Познакомимся с ними:

-Первый правитель вот такой

-Как вы думаете, какой у него характер?

Также он очень любит слушать музыку. Как вы думаете какую?

Зовут этого правителя МАЖОР. Слайд 8

(все вместе сказали  ).  А музыка, которую он любил слушать написана в мажорном ладу

Этот лад придает музыке радостный, светлый оттенок.

( проигрывание «Оранжевая песенка»)

 

 

3б)  В этом же ладовом государстве жил его брат – правитель. И был он вот таким

-А какой характер был у этого правителя, как вы думаете?

-Какую музыку он любил слушать?

Зовут его МИНОР. Слайд 9

(все вместе сказали ). - А музыку, которую он любил слушать написана в минорном ладу. Этот лад придает музыке грустный, печальный оттенок.

-А сейчас мы послушаем музыку, которую любит слушать минор.  (проигрывание «Настоящий друг»)

-Мажорный и минорный лады находятся абсолютно во всех муз. произведениях.

 

 

Ребята,  сейчас ещё раз повторим, с какими двумя братьями мы с вами познакомились? (мажор, минор).

Слайд 10

Посмотрим на экран и выберем нужное слово

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?( яркий, солнечный, весёлый)

-Какой оттенок придает музыке минорный лад?(печальный, тоскливый, грустный)

 

Скажите ребята, а Вы можете показать и отгадать мимикой своё настроение? Кто желает поучаствовать в игре «Эмоции»? Слайд 11  Выходят 6 человек. На столе у меня лежат карточки с изображениями эмоций. По очереди берёте и не показывая остальным ребятам, изображаете эмоцию с помощью мимики.

Игра «эмоции».

                      Слайд 12

Ребята, Вы наверное устали? Давайте проведём  весёлую Физкультминутку:

        «У оленя дом большой»

   Молодцы, очень хорошо мы повеселились.

 

 

1.Ребята, вы наверное обратили внимание о минорном и мажорном ладе, я употребляла слово «оттенок».
- Чем занимаясь можно использовать слово «оттенок»?

- Ответы: Когда мы рисуем.

- О рисовании я заговорила не просто так. Сейчас вашему вниманию, я предоставляю картину.

                         Слайд 13

-Ребята, давайте представим, что мы композиторы. Мы создаем, глядя на эту картину муз. произведение.

В каком ладу мы создадим это муз. произведение?

-А почему?

 

 

                                 Слайд 14

- Русский композитор П.И.Чайковский (показ портрета), сочинил муз. произведение, которое так и назвал «Февраль». Слайд 15

Прослушаем произведение и постараемся определить, какой характер  и в каком ладу оно написано.

(слушание произведения П.И.Чайковского «Февраль»).

Какой характер? В каком ладу написано?

 

                           Слайд 16

1.    И еще одну картину я вам предложу рассмотреть.(1мин).

Какое у вас сейчас создалось настроение, глядя на эту картину? (мрачное, тоскливое, унылое).

Давайте сочиним музыку к этой картине.

В каком ладу оно будет звучать? Почему?

-Что повлияло на наше настроение? (цвета, которые использовал художник:  мрачные, тусклые, тёмные)

                         Слайд 17

-Этот  же русский композитор П.И. Чайковский создал муз. произведение под названием «Октябрь».

Послушаем произведение и постараемся определить, какой характер? Лад, в котором написано произведение.

         (слушание).

-Какой характер музыки?

-В каком ладу звучит произведение?

- Ребята, скажите, а от чего же зависит будущее муз. произведение?

Ответы: (от настроения, в котором находится композитор).

                             Слайд 18

-Композитор передает своё настроение чем? (музыкой)

-Художникпередаёт кистью.

-Ребята, а можно словом передать настроение? Как?

Ответы: - Поэты передают своё настроение словом, т.е. стихотворением.

                            Слайд 19

-Сейчас я вам прочитаю стих.-е А.С.Пушкина, а вы мне скажите, в каком он находился настроении, когда создавал его.

                          Слайд 20

Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама                Проказам матушки-зимы.

      Идет волшебница-зима,

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов,

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей вокруг холмов.

 Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз, и рады мы

-Какое же было настроение у А.С.?(бодрое, радостное).

 

- В течение урока мы не раз с вами говорили, что мажорный лад придаёт музыке…(радостный, весёлый характер)

А минорный лад – задумчивый, печальный оттенок. Вы запомнили?

                                              Слайд 21

-Чтобы усвоить всё хорошо, мы  с вами поиграем в игру «Солнышко и тучка".

 

Я Вам раздала карточки по одному комплекту и предлагаю прослушать 3 музыкальных произведения. Вы определяете характер каждого произведения и показываете карточку с изображением, соответствующим характеру музыки.

1.    «Песенка о лете» мажор

2.    «Песенка Чебурашки» минор

3.    «Дважды два четыре» мажор

 

    -Молодцы, ребята, все хорошо усвоили, как на слух различать тот или иной вид лада.

 

-Ребята, а в песне присутствует тот или иной лад, как вы думаете?

Ответы: (Конечно же)

                              Слайд 22

Перед началом пения давайте поработаем над дыханием.

Дыхательная гимнастика:

1.Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)

2.Короткий бесшумный вдох – на выдохе произносим короткий  звук с-с-с-с.

3.Игра «Кто дольше?» (прожужжит пчелой, прозвенит комаром)

Артикуляция:

1.Укольчики

2.лошадка 

Распевание: 

1.Ма-Мэ-Ми-Мо-Му

Молодцы ребята!

                                        Слайд 23

  Я вам сейчас исполню 1 куплет песни, которая называется «Как на тоненький ледок».   Русская народная песня

 

-какой характер песни?

-в каком ладу написана песня?

-о чём говорится в песне? (про снег, про зиму)

Давайте споём  1 куплет, затем попробуем 2 куплет спеть и соединим.

-Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы поёте.

 

Закрепление урока.

-А теперь вспомним, чем мы с вами занимались на уроке.

-Познакомились с музыкальными понятиями. Какими?

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придаёт минорный лад?

-С каким композитором познакомились? Какие произведения его слушали?

-Чем ещё занимались на уроке?

 

                                                 Слайд 24

Домашнее задание: 1)Придумать свой небольшой рассказ о музыкальных ладах: мажоре и миноре.

2) повторяйте текст песни «Как на тоненький ледок».

 

-У каждого из вас, в течение урока создалось какое-то настроение (мажорное или минорное).

-Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

- Ваше позитивное, мажорное настроение передалось и мне, и я Вам ставлю «5» в виде весёлого, улыбающегося смайлика. Приклейте на против урока музыки

-Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке!

                                        Слайд 25

А теперь мы с Вами попрощаемся (звучит музыкальное прощание)

На этом урок наш окончен. До свидания!

Под музыку учащиеся выходят из класса.  «Вместе весело шагать по просторам»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока:

                    Слайд 1

  1. Вход в класс под музыку.   «Вместе весело шагать по просторам»

                    Слайд 2

Здравствуйте ребята, у нас с Вами есть музыкальное приветствие и мы его сейчас споём.

  1. Музыкальное приветствие.  «Колокольчик»

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми для вас понятиями:

- будем слушать музыкальные произведения;

-поиграем в музыкальную игру;

-познакомимся с новой песней.

                                           

Любое музыкальное произведение, песня, состоят из музыкальных звуков. Звуки в произведении подобраны не случайно.

Ребята, сколько существует нот в музыке? Как называются эти ноты?      Слайд3                           

                                               Слайд 4

Давайте посмотрим на экран, перед Вами музыкальный ребус. Я Вам загадаю, а Вы попробуете отгадать, вставляя название нот, получится слово.

Молодцы, ребята, хорошо получается у Вас!

                                           

                                           Слайд 5

Обратите внимание, как дружат между собой дети,

также и нотки, звуки ладят между собой и составляет музыкальное понятие – ЛАД. Слайд 6

                    Слайд 7

Лад, ребята бывает двух видов: Мажор и минор

).В ладовом царстве, в музыкальном государстве, жили два брата правителя. Познакомимся с ними:

-Первый правитель вот такой

-Как вы думаете, какой у него характер?

Также он очень любит слушать музыку. Как вы думаете какую?

Зовут этого правителя МАЖОР. Слайд 8

(все вместе сказали  ).  А музыка, которую он любил слушать написана в мажорном ладу

Этот лад придает музыке радостный, светлый оттенок.

( проигрывание «Оранжевая песенка»)

3б)  В этом же ладовом государстве жил его брат – правитель. И был он вот таким

-А какой характер был у этого правителя, как вы думаете?

-Какую музыку он любил слушать?

Зовут его МИНОР. Слайд 9

(все вместе сказали ). - А музыку, которую он любил слушать написана в минорном ладу. Этот лад придает музыке грустный, печальный оттенок.

-А сейчас мы послушаем музыку, которую любит слушать минор.  (проигрывание «Настоящий друг»)

-Мажорный и минорный лады находятся абсолютно во всех муз. произведениях.

Ребята,  сейчас ещё раз повторим, с какими двумя братьями мы с вами познакомились? (мажор, минор).

Слайд 10

Посмотрим на экран и выберем нужное слово

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?( яркий, солнечный, весёлый)

-Какой оттенок придает музыке минорный лад?(печальный, тоскливый, грустный)

 

Скажите ребята, а Вы можете показать и отгадать мимикой своё настроение? Кто желает поучаствовать в игре «Эмоции»? Слайд 11  Выходят 6 человек. На столе у меня лежат карточки с изображениями эмоций. По очереди берёте и не показывая остальным ребятам, изображаете эмоцию с помощью мимики.

Игра «эмоции».

                      Слайд 12

Ребята, Вы наверное устали? Давайте проведём  весёлую Физкультминутку:

        «У оленя дом большой»

   Молодцы, очень хорошо мы повеселились.

1.Ребята, вы наверное обратили внимание о минорном и мажорном ладе, я употребляла слово «оттенок».
- Чем занимаясь можно использовать слово «оттенок»?

- Ответы: Когда мы рисуем.

- О рисовании я заговорила не просто так. Сейчас вашему вниманию, я предоставляю картину.

                         Слайд 13

-Ребята, давайте представим, что мы композиторы. Мы создаем, глядя на эту картину муз. произведение.

В каком ладу мы создадим это муз. произведение?

-А почему?

                                 Слайд 14

- Русский композитор П.И.Чайковский (показ портрета), сочинил муз. произведение, которое так и назвал «Февраль». Слайд 15

Прослушаем произведение и постараемся определить, какой характер  и в каком ладу оно написано.

(слушание произведения П.И.Чайковского «Февраль»).

Какой характер? В каком ладу написано?

                           Слайд 16

  1. И еще одну картину я вам предложу рассмотреть.(1мин).

Какое у вас сейчас создалось настроение, глядя на эту картину? (мрачное, тоскливое, унылое).

Давайте сочиним музыку к этой картине.

В каком ладу оно будет звучать? Почему?

-Что повлияло на наше настроение? (цвета, которые использовал художник:  мрачные, тусклые, тёмные)

                         Слайд 17

-Этот  же русский композитор П.И. Чайковский создал муз. произведение под названием «Октябрь».

Послушаем произведение и постараемся определить, какой характер? Лад, в котором написано произведение.

         (слушание).

-Какой характер музыки?

-В каком ладу звучит произведение?

- Ребята, скажите, а от чего же зависит будущее муз. произведение?

Ответы: (от настроения, в котором находится композитор).

                             Слайд 18

-Композитор передает своё настроение чем? (музыкой)

-Художникпередаёт кистью.

-Ребята, а можно словом передать настроение? Как?

Ответы: - Поэты передают своё настроение словом, т.е. стихотворением.

                            Слайд 19

-Сейчас я вам прочитаю стих.-е А.С.Пушкина, а вы мне скажите, в каком он находился настроении, когда создавал его.

                          Слайд 20

Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама                Проказам матушки-зимы.

      Идет волшебница-зима,

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов,

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей вокруг холмов.

 Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз, и рады мы

-Какое же было настроение у А.С.?(бодрое, радостное).

- В течение урока мы не раз с вами говорили, что мажорный лад придаёт музыке…(радостный, весёлый характер)

А минорный лад – задумчивый, печальный оттенок. Вы запомнили?

                                              Слайд 21

-Чтобы усвоить всё хорошо, мы  с вами поиграем в игру «Солнышко и тучка".

Я Вам раздала карточки по одному комплекту и предлагаю прослушать 3 музыкальных произведения. Вы определяете характер каждого произведения и показываете карточку с изображением, соответствующим характеру музыки.

  1. «Песенка о лете» мажор
  2. «Песенка Чебурашки» минор
  3. «Дважды два четыре» мажор

    -Молодцы, ребята, все хорошо усвоили, как на слух различать тот или иной вид лада.

-Ребята, а в песне присутствует тот или иной лад, как вы думаете?

Ответы: (Конечно же)

                              Слайд 22

Перед началом пения давайте поработаем над дыханием.

Дыхательная гимнастика:

1.Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)

2.Короткий бесшумный вдох – на выдохе произносим короткий  звук с-с-с-с.

3.Игра «Кто дольше?» (прожужжит пчелой, прозвенит комаром)

Артикуляция: 

1.Укольчики

2.лошадка 

Распевание: 

1.Ма-Мэ-Ми-Мо-Му

Молодцы ребята!

                                        Слайд 23

  Я вам сейчас исполню 1 куплет песни, которая называется «Как на тоненький ледок».   Русская народная песня

-какой характер песни?

-в каком ладу написана песня?

-о чём говорится в песне? (про снег, про зиму)

Давайте споём  1 куплет, затем попробуем 2 куплет спеть и соединим.

-Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы поёте.

Закрепление урока.

-А теперь вспомним, чем мы с вами занимались на уроке.

-Познакомились с музыкальными понятиями. Какими?

-Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад?

-Какой оттенок придаёт минорный лад?

-С каким композитором познакомились? Какие произведения его слушали?

-Чем ещё занимались на уроке?

        Слайд 24

Домашнее задание: 1)Придумать свой небольшой рассказ о музыкальных ладах: мажоре и миноре.

2) повторяйте текст песни «Как на тоненький ледок».

-У каждого из вас, в течение урока создалось какое-то настроение (мажорное или минорное).

-Я прошу вас поднять ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

- Ваше позитивное, мажорное настроение передалось и мне, и я Вам ставлю «5» в виде весёлого, улыбающегося смайлика. Приклейте на против урока музыки

-Мне очень понравилось сегодня работать с вами на уроке!

                                        Слайд 25

А теперь мы с Вами попрощаемся (звучит музыкальное прощание)

На этом урок наш окончен. До свидания!

Под музыку учащиеся выходят из класса.  «Вместе весело шагать по просторам»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ». ПУТЬ ЧАЦКОГО К «СУМАСШЕСТВИЮ».. (ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ КОМЕДИИ А.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».)

Авторский инновационный взгляд на главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - Чацкого....

Печатное издание клуба "Лада" _Рассказы -миниатюры "О важном""

Данная работа представляет собой опыт школьного издания. В основу сборника легли творческие работы учителя.  Уверены, что наш издательский опыт поможет и вам наладить издательскую деятельнос...

Разработка урока по английскому языку в 6-м классе по теме "Умеешь ли ты ладить с людьми?"

Казарян Сарра Дмитриевна, учитель английского языка Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков Презентация. Слайд 1. Цели: Тренировка произносительных навыков. Активизация...

Классный час "Семья крепка ладом"

Классный час проведён для обучающихся 7 класса коррекционной школы 8 вида с р егиональным компонентом. Цели: учить учащихся составлять словесный и зрительный образы. Способствовать развитию речи...

Альбом памяти - печатное издание клуба "Лада"

Альбом посвящён замечательным людям нашей станицы: участнику ВОв, участникам Афганской  и Чеченской войнам- выпускникам нашей школы. Можно использовать как образец печатного издания в школе....

Сетевой образовательный проект «Открытый шахматный клуб «Петровская Ладья»

Настоящий сетевой образовательный проект передает опыт сетевого взаимодействия шахматного клуба "Петровская Ладья" в 1992-2019 гг....

План-конспект открытого занятия «Ладья против коня» объединение «Шахматы»

План-конспект открытого занятия «Ладья против коня» содержит подробное пошаговое описание тематического занятия....