Начало нотной грамоты.
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Начало нотной грамоты
- Нотный стан.
Ноты записываются на нотном стане, каждая строка которого состоит из 5 линий.
С левой стороны нотного стана изображается музыкальный ключ, который определяет положение нот на нотном стане. Например, для нот правой руки фортепьяно, баяна, аккордеона и некоторых других инструментов, а также для высоких голосов используется т.н. ключ соль: , для нот левой руки фортепиано, баяна, аккордеона, контрабаса и низких голосов используется ключ фа:
Расположение нот на нотном стане с ключом соль:
до ре ми фа соль ля си до ре ми
Расположение нот на нотном стане с ключом фа:
ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля
Для изображения нот, которые звучат при нажатии чёрных клавиш ф-но, применяются диезы ( ) и бемоли ( ). Диез повышает ноту на полтона, а бемоль – понижает также на полтона. Знаки диез и бемоль на нотном стане ставятся перед нотой:
до-диез си-бемоль
- Расположение нот на клавиатуре ф-но и аккордеона
На рисунке представлена часть клавиатуры фортепиано, всего 4 октавы, хотя на самом деле эта клавиатура содержит 7 октав. Там же указаны названия белых и некоторых чёрных клавиш
до-диез или ре-бемоль ми-бемоль или ре-диез соль-диез или ля-бемоль
фа-диез или соль-бемоль си-бемоль или ля-диез
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си
- Длительность нот и пауз
Длительность нот изображается следующим образом:
- целая (4/4),
- половинная (2/4) ,
- четвертная (1/4) ,
или - восьмая (1/8).
Если после ноты стоит точка, то её длительность увеличивается в полтора раза, например:
- три четверти (3/4),
- три восьмых (3/8).
Паузы различной длительности:
- целая пауза (4/4),
- половинная пауза (2/4),
- четвертная пауза (1/4),
- восьмая пауза (1/8).
Если две ноты одинаковой высоты связаны дугой (лигой), то это означает, что первая нота продолжает звучать до тех пор, пока не закончится длительность второй ноты. Например:
- три четверти (3/4),
- две четверти (2/4).
- Нотные такты
Нотная запись разделяется вертикальными линиями на такты. Все такты имеют одинаковую длительность, которая указывается около ключа. Например, если около ключа указана длительность 4/4, то это означает, что суммарная длительность всех нот и пауз в каждом такте равна 4/4. Возможны также длительности тактов: 3/4, 2/4, 6/8, 3/8 и др. Пример:
Если рядом с ключом стоят диезы или бемоли, то они относятся ко всем нотам данной строки. Для отмены диеза и бемоля применяется специальный знак, который называется бекар ( ). Пример:
В 1 такте этого фрагмента первая нота фа берётся с диезом (чёрная клавиша), а вторая – без диеза (белая клавиша), т.к. диез отменён бекаром.
- Аккорды и тональности
Аккордом называется несколько нот, исполняемых одновременно. На нотном стане ноты аккорда располагаются вертикально одна под другой. Пример:
Каждое музыкальное произведение написано в определённом гармоническом строе, или тональности, например до-мажор, ре-минор и т.п. Для тональностей до-мажор и до-минор нота до называется тоникой или первой ступенью; для ми-мажора тоникой является нота ми и т.д.
Каждой тональности соответствует определённое количество диезов или бемолей, которое записывается около ключа. Есть обратимые тональности (мажор и минор), имеющие одинаковое количество диезов или бемолей, например, до-мажор и ля-минор, фа-мажор и ре-минор, и т.д.
Количество диезов или бемолей для наиболее распространённых тональностей приведено в таблице:
Тональность | Диезы | Бемоли |
до-мажор и ля-минор | - | - |
соль-мажор и ми-минор | фа-диез | - |
ре-мажор и си-минор | фа-диез и до-диез | - |
фа-мажор и ре-минор | - | си-бемоль |
си-бемоль-мажор и соль-минор | - | си-бемоль и ми-бемоль |
ми-бемоль-мажор и до-минор | - | си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль |
Каждой тональности соответствует основной аккорд, т.н. трезвучие, которое строится так: тоника плюс третья ступень (через одну ноту) плюс пятая ступень (ещё через одну ноту). Пятая ступень называется доминантой. Примеры основных трезвучий:
до- ля- соль- ми- фа- ре- си-бемоль- соль-
мажор минор мажор минор мажор минор мажор минор
Если произведение написано в до-мажоре, то это не означает, что все его такты соответствуют до-мажору. В этом случае до-мажор является основным аккордом, который обычно звучит в конце музыкальных фраз и обязательно звучит в конце произведения. В середине произведения гармония меняется в каждом такте, а иногда и внутри такта. Чаще всего применяется такая совокупность аккордов: на тонике, на 4 ступени (субдоминанте), на 5 ступени – доминанте. Последний аккорд называется доминантсептаккорд. Довольно часты переходы в обратимых тональностях. Пример применения аккордов в произведении, написанном в до-мажоре:
до-мажор, фа-мажор, соль-септаккорд, ля-минор, ре-минор, ми-септаккорд.
Доминантсептаккорд - это тот же мажорный аккорд, но с добавлением 7 ступени. Например:
ми-септаккорд соль-септаккорд фа-септаккорд ля-септаккорд
При нотной записи музыкальных произведений для ф-но, аккордеона или баяна записывается партия для правой и левой руки.
- Обозначение гармонии в нотной записи
Правильное применение гармонии особенно важно для аккомпанемента – левой руки ф-но, басов баяна и аккордеона, гитары и др.
Для сокращения записи гармонии иногда применяется буквенная форма:
Тональность | Буквенное обозначение |
до-мажор ре-мажор ми-мажор фа-мажор соль-мажор ля-мажор си-мажор си-бемоль-мажор до-минор ре-минор ми-минор фа-минор соль-минор ля-минор си-минор си-бемоль-минор | C D Е F G A H B C m Dm Еm Fm Gm Am Hm Bm |
При нотной записи песни часто пишут только партию голоса. При этом полезно также указать гармонию в буквенном обозначении. Пример:
Чему учат в школе
Am
Am E7
А7 Dm
Am E7 Am
Примечание. Е7 – это ми-септаккорд, А7 – ля-септаккорд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы нотной грамоты
В этом разделе размещены пособия, в которых отражена информация для того, чтобы начинающий музыкант овладел основами нотной грамоты....
Открытое занятие "Формирование учебной мотивации и интереса к игре на фортепиано через начальное обучение нотной грамоте на примере пьес начальной трудности."
Развитие навыков быстрого чтения нот и нахождение их на фортепианной клавиатуре....
"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )
Мультимедийное пособие по теме «Нотная грамота» разработано в рамках предмета «Музыка». Оно адресовано учителям музыки общеобразовател...
"Весёлые нотки"(знакомство с нотной грамотой )
Мультимедийное пособие по теме «Нотная грамота» разработано в рамках предмета «Музыка». Оно адресовано учителям музыки общеобразовател...
Изучение нотной грамоты на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности
В этой статье рассматривается нотная грамота на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство активизации познавательной деятельности. В статье обобщены и представлены приемы, методы, формы р...
РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОГРАММУ ФГТ "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И НОТНАЯ ГРАМОТА" для учащихся театрального отделения ДШИ
Внутренняя рецензия на программу...