Урок музыки "Музыкальный портрет России"
план-конспект урока по музыке на тему
Данный урок по теме «Музыкальный портрет России» был взят из раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», и может быть обобщающим уроком 1 четверти, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной для 4 класса, в котором рассказывается о разных жанрах музыки - народной и классической музыке - которая изображает портрет России.
Урок рассчитан на 45 минут.
Цель данного урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической и народной музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_4_klasse.docx | 41.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки в 4 классе.
Тема: «Музыкальный портрет России»
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на примерах различных жанров русской музыкальной культуры: классической и народной музыки.
Задачи урока:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к большой и малой Родине.
- развивать в процессе вокально-хоровой работы певческие навыки;
- познакомить учащихся с музыкой русских композиторов М.И.Глинки;
- иметь представление о понятии Великой Руси.
Тип урока: комбинированный (комплексное применение умений и знаний).
Форма: урок-путешествие.
Оборудование: портрет композитора М.И.Глинки, карточки, иллюстрации картин.
Наглядный материал: мультимедийная презентация, синтезатор «YAMAHA», магнитофон, детские музыкально - шумовые инструменты,
Технологии: восприятия, ИКТ; здоровьесберегающая; художественно, нравственно – эстетическое познание музыки; театрализация.
Методы: словесно – иллюстративный; частично – поисковый; репродуктивный.
Вид урока: изучение нового материала.
Виды деятельности: вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, музицирование на музыкально - шумовых инструментах, театрализация.
Взаимосвязь: музыка, история, живопись.
Беседа по теме «Музыкальный портрет России:
- беседа о березе;
- беседа о русских народных музыкальных инструментах;
- понятие слова Русь
- обобщение темы «Музыкальный портрет России»;
- итог урока.
Музыкальный материал:
- «Березы», песня;
- оркестр народных инструментов «Камаринская», «Светит месяц»;
- звучание колоколов;
- Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки,
- Увертюра «1812» П.И. ЧАйковский
Пустой слайд.
Ход урока:
1. Организационный момент
Дети входят в класс, рассаживаются на свои места.
- У - Здравствуйте ребята, и уважаемые учителя гости нашей школы. Я приветствую всех вас на нашем сегодняшнем открытом уроке. Сейчас я предлагаю вам внимательно послушать песню и посмотреть на слайды, которые я вам приготовила.
Видео песни «О России»
У - О чем эта песня?
Д. – О России, о природе…
У - Правильно! Молодцы! И наш урок сегодня посвящён нашей великой стране - России! Сегодня мы будем говорить о музыке разных жанров, которая поможет нам создать музыкальный образ нашей страны. И тема нашего урока так и называется: «Музыкальный портрет России».
Слайд «Карта России». На доске прикрепляю карту.
У. - Россия!- Звучит гордо! Эта тема выбрана не случайно. Совсем скоро,4 ноября, мы будем отмечать праздник, который называется «День народного единства».
Слайд «День народного единства».
У. - Празднуется он в нашей стране с 2005 года и установлен в честь освобождения Москвы в 1612 году от польских захватчиков.
Скажите, а в каком произведении рассказывается о подвиге и победе нашего народа над поляками?
Д. – В опере «Иван Сусанин».
У. - Кто написал это произведение?
Д. – М.И. Глинка.
Слайд Глинка опера «Иван Сусанин»
Портрет М.И. Глинки помещаем на карту России.
У. – О чем она?
У. - «Иван Сусанин» - это первая национальная героико-трагическая опера, о подвиге простого русского крестьянина, о победе русского народа. Отдав свою жизнь за Родину, за свободу, за своих близких и родных Иван Сусанин погибает, но опера на этом не заканчивается.
У. - Что звучит в финале оперы?
Д. – Хор «Славься»
Видео фрагмент хор «Славься»
У. – Почему Глинка заканчивает оперу этим хором, о чем в нем поется, в каком характере он звучит?
Д. – Люди славят героев, которые отдали жизнь за свободу Родины.
У. - Он имеет гимнический характер, а что усиливает торжественность, праздничность происходящего?
Д. – Звучание колоколов.
У. – В честь победы русского народа, в честь подвига русского крестьянина, спасшего Москву, светло и радостно звучат колокольные звоны, прославляющие нашу великую русскую землю.
А что для России, для Руси значат колокола? Чем они были для нашего народа?
Д. – голосом, оповещением.
У. – Колокольный звон - это голос нашей родины, колокола называют русским чудом. Колокол – это символ единства, связь с богом.
Видео церкви и колокола. Звучит колокольный звон. Помещаем на карту колокол.
У. – Только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Когда радость, победа – звучит праздничный, ликующий колокольный звон – благовест и после трезвон.
Слайд Чайковский «Увертюра 1812» и слова.
У. - Именно так, светлым звучанием колоколов заканчивается увертюра П.И. Чайковского – великого русского композитора, горячо любящего свою родину, помните его слова: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь».
Помещаем портрет Чайковского на карту.
У. - В увертюре, кстати, вспомните, что такое увертюра?
Д. – Вступление к опере или балету.
Слайд «Увертюра – (фр. ouverture, букв.открытие) 1. Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.
2. Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.
У. – Правильно, но есть увертюры, которые существуют как самостоятельные оркестровые произведения. Произведения для симфонического оркестра. Итак, увертюра П.И. Чайковского является одним из таких самостоятельных произведений и имеет название «1812 год». Кто знает, какое событие на Руси произошло в 1812 году?
Д. – Великая отечественная война с французами, во главе с Наполеоном.
Слайд «Великая отечественная война 1812»
У. – Которая закончилась победой русской армии. В увертюре, в честь победы русского народа в войне 1812 года светло и радостно звучат колокольные звоны, прославляя нашу великую русскую землю. И, кстати, такой интересный факт, для исполнения этого произведения используют небольшую переносную колокольню и настоящие пушки.
Видео Чайковский Увертюра «1812 год»
У. –Мы говорили о праздничном, торжественном звоне, но есть и другой колокольный звон. Когда беда – звучит колокол, имеющий низкий звук, как он называется?
Д. – Набат.
У. - Вспомните, произведение, где тоже звучит хор, призывая подняться всех на защиту нашей родины, а во вступлении звучат колокола?
Д. – Кантата «Александр Невский» С. Прокофьева.
Слайд «Кантата «Александр Невский» С. Прокофьева»
Помещаем на карту портрет С. Прокофьева.
У. - Как они там звучат, также празднично?
Д. – Нет, тревожно, сообщая о нападении врага?
Звучит фрагмент кантаты хор «Вставайте, люди русские»
У. - Россия и колокольный звон не отделимы. Невозможно представить Россию без колокольного звона. А еще невозможно представить Россию без песен.
Много есть русских народных песен о России, о русской природе, о жизни людей, об их праздниках и буднях. Давайте вспомним, какие есть жанры русских народных песен.
Слайд «Жанры народных песен» - опрос.
Помещаем на карту народ в русских костюмах.
У. Совсем недавно 14 октября, отмечался праздник Покрова. В народной традиции этот день отмечает встречу осени с зимой. Связан с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона — первый по-настоящему осенний праздник. Название праздника народная этимология связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. На Покров земля покрывается – где листком, где снежком. На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима. В это время урожай был уже собран и все собирались на вечеринки да посиделки. Играми тешились и шутками отличались, танцами и песнями забавлялись. Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если Покров весело проведешь – дружка найдешь. Какие вы знаете обрядовые игры-песни?
Д. – Бояре, а мы к вам пришли. А мы просе сеяли…
У. – Давайте исполним песню «Скоро, девушки, Покров», но прежде чем ее исполнить нам нужно подготовить свои голоса к пению.
А распоемся мы на отрывочке русской народной песне про березку, которую вы все знаете, и хором мне ответите?
Д. – Во поле береза стояла.
Распевание
Исполнение песни «Скоро, девушки, Покров»
У. - Русская народная музыка богата и разнообразна. В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Очень часто песни на Руси сопровождались игрой на инструментах. Существуют музыкальные инструменты ставшие символом какого-либо народа. У русских – это как думаете, какие инструменты?
Д. - Балалайка, гармонь.
Слайд «Балалайка, гармонь»
Помещаем балалайку, гармонь на карту.
У - Их заливистые, серебристо-звонкие голоса, не спутаешь ни с какими другими.
- А какие еще вы знаете русские народные инструменты?
Д. – Ложки…
Слайд «Русские народные инструменты»
У. – Да, русский народ был мудр и талантлив. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Любой материал (глина, береста, тростник, кожа) мог звучать, если к нему прикасались умелые руки. Процесс создания музыкальных инструментов был связан с жизнью.
Давайте, проверим, насколько хорошо вы знаете русские народные инструменты. Разделимся на группы. У вас на каждом столе есть по конверту, в котором находятся рисунки разных инструментов. Выберите из них те, которые входят в состав оркестра русских народных инструментов.
Пустой слайд
Слайд «Русские народные инструменты»
У - И сейчас в исполнении ансамбля русских народных инструментов прозвучит русская народная плясовая «Камаринская»
Видео Слушание «Камаринская»
У. – Тяжело было усидеть на месте? Да, любит русский народ веселиться, поэтому и музыка такая задорная, плясовая, уж как пойдет петь да плясать, так никто не устоит. А давайте и мы с вами немножко попляшем.
Физминутка «Светит месяц»
У. – Вы заметили, кто помогал нам провести физминутку?
Д. – Матрешка.
У. – Ее можно назвать символом русского искусства, символом России?
Д. – Да.
Помещаем матрешку на карту.
У. – Матрешка это русский сувенир. И о ней тоже написано много песен.
«Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то»
Так писал о России С. Есенин, 120-ти летний юбилей которого мы отмечали совсем недавно. Много стихотворений написано им о любви к Родине, о красоте русской природы. Назовите, какие, вы знаете и помните. Расскажите их нам.
Слайд С.Есенин.
Стихи Есенина.
У. – Скажите, а какое дерево можно назвать символом России?
Д. – Березу.
Слайд «Березы»
Помещаем на карту березу.
У. - Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в фольклоре, в живописи и музыке.
У. – Мы с вами тоже знаем песню Г. Струве о березе написанную на стихи С.Есенина, «Белая береза».
У – Вспомните, какой характер песни?
Какая мелодия?
В каком ладу? Почему?
Теперь давайте попробуем ее исполнить в характере.
Исполнение песни «Белая береза»
Молодцы, вы хорошо передали песенный, светлый характер музыки.
У. - Русская народная музыка лежит в основе творчества многих русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.
П.И. Чайковский много своих произведений посвятил красоте русской природы. Есть у него и целый цикл, в котором он рассказывает о каждом времени года. В его цикле фортепианных пьес «Времена года» есть произведение «Октябрь», у которого есть и дополнительное название «Осенняя песнь», а к нему и специальные поэтические строки:
Видео «Октябрь» Чайковский
У. – Мы сегодня услышали много произведений разных музыкальных жанров. Давайте еще раз вспомним, музыка каких жанров звучала у нас на уроке.
Слайд с жанрами на фоне карты России.
У. - Через разные музыкальные жанры, образы природы, народа и Родины мы составили музыкальный портрет России.
Россия – огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. А поселок Пески – это наша малая Родина – это часть России.
Любите свою Родину, сою страну и не забывайте о своей малой Родине.
Песня «Россия» - вокальная группа
Урок окончен, до свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный портрет России
План-конспект урока в 4 классе по теме «Музыка моего народа»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (закрепление)Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных пример...
Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет И.С.Баха""
Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" по предмету "Музыкальная литература" была подготовлена мной в рамках прохождения аттестации на первую категорию. В ко...
Разработка урока "Социальный портрет молодежи".Обществознание 7 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику А.И. Кравченко,Е.А.Певцова,"Обществознание. 7 класс" для общеобразовательных учреждений....
Открытый урок «Музыкальный портрет России».
Создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической и народной музыки....
Искусство портрета России 19 века
В данной методической разработке происходит сравнительный анализ портретистов 19 века, выявляются особенности характеров главных героев....
демографический портрет россии
В данном уроке рассказывается о демографическом портрете россии...
Демографический портрет России 8 класс
Презетация по теме урока "Наш "демографический портрет"" учебник Алексеева А. И. издательство "Полярная звезда" ФГОС...