Искусство портрета России 19 века
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
В данной методической разработке происходит сравнительный анализ портретистов 19 века, выявляются особенности характеров главных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portretisty_19_veka.docx | 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Великие портретисты 19 века России.
Цель урока: обобщить знания о жанре портрета, развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Показать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Познакомить учащихся с творчеством великих мастеров европейского и русского искусства.
Задачи: Познакомить учащихся с известными портретистами Европы и России.
Понимать значение великих портретистов для характеристики эпох.
Планируемые результаты:
Личностные: нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями живописного портрета на примере художников европейского и русского искусства.
Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа.
Регулятивные:
Уметь рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Проводить контроль и самоанализ ,полученных знаний.
Познавательные: Знать основные вехи в истории развития портретного жанра в отечественном искусстве. Приводить примеры известных художников портретистов. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.
Коммуникативные: воспринимать авторскую позицию художника; уметь ощущать себя частью дружного коллектива, помогать коллективу в решении ответственных задач; брать на себя инициативу и учитывать интересы одноклассников в зависимости от ситуации.
Предметные: Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: информационно-сообщающий.
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: ПК, проектор, экран, художественные материалы, учебник для 6 класса Л.А. Неменская «Искусство в жизни человека».
^ Зрительный ряд: презентация учителя, презентации, созданные обучающимися (В.Л.Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И.Н.Крамской «Неизвестная», И. Н. Крамской «Портрет А. С. Пушкина).
Музыкальный ряд: Глинка « Вальс – фантазия».
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Хочется начать наш урок со слов Н.Заболоцкого:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…
Зрительный ряд: проекция на экран альбома «Великие портретисты»
Музыкальный ряд: В паузах – выступления искусствоведов и поэтов.
3. Актуализация знаний.
Какие виды живописи вы знаете? Выслушиваем ответы детей: натюрморт, портрет, батальная живопись, маренисты ) Сегодня мы познакомимся со знаменитыми портретами 19 века.
Как вы думаете, какие цели поставим перед собой, на какие вопросы ответим?
4.Знакомство с новым материалом.
1 слайд : Портрет М.И.Лопухиной.
Я.Полонский. «К портрету М.И.Лопухиной».
Она давно прошла – нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень, любви и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела.
И будет взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать…»
Искусствовед: (учащийся)
Это стихотворение Я.Полонского «К портрету М.И.Лопухиной». Оно
может служить эпиграфом ко всему творчеству В.Боровиковского.
Портрет М.И.Лопухиной признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.
Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.
Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передаёт он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.
2 слайд. Портрет А. С. Пушкина
Вспомним высказывание великого А. С. Пушкина о своем портрете: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.»
- Докажите, правоту поэта.
Предполагаемы ответы детей.( Похожесть образа, похожесть лица, в образе поэта раскрывается величие этого человека, атрибуты, которые сопровождают портрет: лира, шарф ,бант.)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
3 слайд И. Н. Крамской « Портрет неизвестной.»
«искусствовед»
- В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Н.Н.Крамского с изображением красивой темноволосой дамы. Холст получил название «Неизвестная».
Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она, эта неизвестная?
Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».
«поэт» (учащийся)
Блок. Незнакомка.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
«Искусствовед»: - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.
Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.
Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?
«Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».
Звучит музыка, смена слайда.
4. Повторение и обобщение изученного.
А теперь вернёмся к портретам и дадим краткую характеристику каждому
( по трём признакам: по количеству изображенных людей; камерный-парадный; в рост- погрудный -поясный ит.д.)
Дети высказывают свое мнение
«Живописный портрет – это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Через живописный портрет нам раскрывается также образ эпохи, духовные ценности того времени, когда жил и творил художник».
5. Практическая часть.
Учащиеся разбиваются на 3 команды. Задание: собрать портрет из мозайки,определить название и художника.
6. Рефлексия.
Проверка . Слайды. Оцените свою работу на уроке, используя слова:
- Я узнал…..
- Я повторил…
- Меня удивило…
- Мне было интересно…
- Теперь я знаю…
Ребята, вы молодцы. Спасибо за вашу работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский портрет 18 века. Проверочная работа по МХК
На слайдах предствлены вопросы по работам Никитина, Рокотова, Антропова и Левицкого. На последнем даны ответы....
Реализм в музыке, литературе и изобразительном искусстве в России, в XIX и XX веке. (внеклассное мероприятие)
Познакомить учащихся с историей искусства и культуры нашей страны, великой России, которая на протяжении многих веков создавала свою самобытную культуру и сегодня имеет возможность гордить...
Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Акварельный портрет 20 века"
Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Акварельный портрет 20 века" содержит богатый иллюстративный ряд, поможет учителям в подготовке и проведении занятия....
Отражение быта в искусстве Революционной России ХХ века.
АХРР была основана в Москве в мае 1922 года. Стимулом для её создания послужила речь, произнесённая Павлом Радимовым, последним главой Товарищества передвижников на последней 47-й выставке товари...
Разработка урока ИЗО в 7 классе "ГТГ, Женский портрет XVIII века в России"
Урок разработан в образовательной технолгии РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо....
Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»
Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тек...
Интегрированный урок по математике, истории, литературе, искусству "Портрет XVII века"
Интегрированный урок по математике, истории, литературе, искусству "Портрет XVII века" для обучающихся 7 класса...