Урок 5 класс музыка Музыкальная живопись .
план-конспект урока по музыке по теме
Разработка урока музыки в 5 классе
«Музыкальная живопись»
ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись .»
ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрывать новые грани взаимодействия музыки и живописи.
ЗАДАЧИ:
1. Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
2. Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
3. Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Ноутбук;
2.Интерактивная доска;
3.мп3 файлы и СД - диски;
4.Раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_5_klasse.doc | 51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока музыки в 5 классе
«Музыкальная живопись»
ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись .»
ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрывать новые грани взаимодействия музыки и живописи.
ЗАДАЧИ:
- Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.
- Средствами музыкального искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великой музыке, композиторам, к русскому искусству.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Ноутбук;
2.Интерактивная доска;
3.мп3 файлы и СД - диски;
4.Раздаточный материал.
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА.
- ОРГМОМЕНТ
- БЕСЕДА ПО ТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ»
- РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Я ХОЧУ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ
Распевание;
Работа над первым куплетом;
Пение по фразам. Выразительность исполнения.
Разучивание второго куплета;
Работа над текстом.
С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и в народном творчестве. И на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.
Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
- Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?
- Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?
- Что роднит музыку с изобразительным искусством?
- Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?
…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.
Давайте на сегодняшнем уроке попытаемся вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль.
4 СЛУШАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА.
Звучит произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».
5.БЕСЕДА ПОСЛЕ СЛУШАНИЯ.
- Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
- Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
- Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
- Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?
«Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть еще не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния. Мы отдадим должное и чуткости композитора, с которого он добавил к своей музыки две очень тонкие изобразительные подробности… сперва коротенькие. Пронзительные фразки гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов, и тяжелые удары церковного колокола. Возвещающие о начале утреннего богослужения…»
- Согласны ли мы с вами с этим утверждением?
- Увидели ли мы туже картину, что и Д.Б.Кабалевский в этой музыке?
«Рассвет на Москве реке» - знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. «Это гениальная музыка…- говорил Д.Б.Кабалевский,- будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картины того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» - изображение в музыке просыпающейся русской природы.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.
Всмотритесь в картины известных художников (В.Д.Поленов «Московский дворик». К.Моне «Впечатление»):
- Какими словами можно передать настроение этих полотен?
- Какая из картин созвучна настроению и характеру музыки М.П.Мусоргского?
- Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция?
- Какие чувства возникают у вас – слушателя-зрителя, - когда вы смотрите на картину художников, и слушаете музыку Мусоргского?
- Что сближает художественный образ этого музыкального произведения с картинами представленных художников?
- Как вы понимаете высказывание: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?»
6. ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
Звучит музыка. Прислушайтесь, в самом начале вступления мелодия поднимается вверх, передается от низких, сумрачных виолончелей к светлым скрипкам. Это звучит как первые проблески света утра. Вдали покрикивают петухи, сонно, мягко звучит песенная мелодия, и светлые искристые блики-огоньки игриво отражаются, поблескивают в воде. В средней части этого произведения появляются колокола.
- А какая она по характеру средняя часть этого произведения?
- Как вы считаете, сколько частей в этом произведении?
- Подберите названия для каждого нового проведения темы: «Благовест», «Восходящее солнце», «Нежный свет», «Пробуждение» («Петухи»), «Утренняя песнь» - и впишите в рисунок, который лежит у каждого на парте.
- Каким знакомым вам, словом можно назвать центральную часть симфонической картины?
- Мы говорили на прошлых занятиях, что музыку, как и звук, можно передать цветом. Передайте в цвете наступление рассвета, свет восходящего солнца, услышанного вами в музыке М.П.Мусоргского. В своем рисунке попытайтесь отразить особенности музыкальной формы. Обратите внимание на линии и колорит рисунка.
7. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.
Музыка М.П.Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.
8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.
9. ИТОГИ УРОКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки в 5 классе «Музыка и живопись»
ЧТО ЗНАЧИТ ВЫРАЖЕНИЕ "ЖИВОПИСНАЯ МУЗЫКА" И "МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ"?...
Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".
Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок интегрированный и рассматривает средства выразительности в изобразительном искусстве и музыке....
Мультимедийный урок по музыке "Музыкальные инструменты" (1 класс)
Данная презентация предназначена для урока музыки в 1 классе, раздел "Музыка и ты" (стр. 62) по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной....
Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"
Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....
План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»
Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...
Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"». 5-й класс
Интегративный урок музыки и изобразительного искусства на примере творчества Н.Римского-Корсакова и И.Айвазовского...
Урок музыки в 5 классе. тема " Музыкальная живопись и живописная музыка
Урок музыки в 5 классе . Тема " Музыкальная живопись и живописная музыка"...