"Роль дополнительного образования в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Роль дополнительного образования
в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»
Есть в Петроградском районе замечательный дом, в котором живут замечательные жильцы.
Попадают в этот дом по разным причинам, но объединяет жильцов то, что им необходима помощь в жизнеустройстве. Этот дом называется «Центр содействия семейному воспитанию № 12»
Жильцам-воспитанникам просто необходима душевная теплота, любовь для того, чтобы заново поверить в простое семейное счастье и постараться его найти в жизни. В этом им помогаем мы – сотрудники центра. На территории Центра несколько зданий в одном из них располагается Отделение дополнительного образования детей, которое было открыто в 2010 году. Деятельность ОДОД ведётся по дополнительным общеобразовательным программам и направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Обеспечение доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации.
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Равные и разные», основополагающим принципом которого является обеспечение равных прав на образование и включение детей в социокультурную среду.
Перспективные задачи деятельности системы дополнительного образования определены в Плане реализации в Санкт-Петербурге Концепции развития дополнительного образования на 2015-2020 годы, утверждённом Распоряжением КО СПб от 25.06.2015 № 3075-р.
В настоящее время вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где специальные ФГОС для детей с ОВЗ являются неотъемлемой частью федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. И нельзя недооценивать роль дополнительного образования в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 75 статье Закона «Об образовании в РФ» говорится:
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. ОДОД СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 12» работает по трём направленностям: художественной, физкультурно-спортивной и социально-педагогической в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. А таких у нас немало!
В настоящее время в ОДОД работает 11 человек, из них 10 педагогов дополнительного образования. Среди них есть опытные профессионалы и молодые кадры, только начинающие свою педагогическую деятельность. Всех их объединяет одно качество – доброта. Без неё невозможно работать с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья.
Основной целью работы с детьми с ОВЗ является их социальная адаптация посредством включения в разнообразные виды деятельности. А цель ОДОД - создание и развитие условий для формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка. Работа Отделения дополнительного образования детей направлена на реализацию этой цели через решение целого ряда задач: определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, возможностей здоровья и особенностей социокультурного окружения. Разработка и реализация программ дополнительного образования с целью творческого развития личности воспитанника. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и формирования здоровой личности, обеспечение гарантий права ребёнка на дополнительное образование, удовлетворение потребностей детей в занятиях физической культурой и спортом, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей воспитанников. Коррекция имеющихся нарушений развития и здоровья воспитанников, формирование общей культуры воспитанников с целью их адаптации к социальной среде, освоения духовных и культурных ценностей своего и других народов.
Наши дети имеют возможность обучаться по следующим программам:
- «Дизайн стеклянной плоскости»
- «Изобразительное творчество»
- «Волшебная глина»
- «Художественная обработка древесины»
- «Мастерим игрушки сами»
- «Рукодельница»
- «Вокальный ансамбль»
- «Калейдоскоп» хореографический коллектив
- «Профессия - столяр»
- «Авиамоделирование»
- «Картонажно-переплётное дело»
- «Тайны швейного дела»
- «Школа мяча»
- «ОФП»
- «Школа мяча - футбол»
Ребята могут себя попробовать во всех видах творческой деятельности без ограничения, главное желание и интерес.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные врождёнными или приобретёнными дефектами. И в силу этого наиболее остро нуждаются в организации такого процесса деятельности, воспитания и развития, который максимально учитывает их особенности (общую ослабленность здоровья, быструю утомляемость, низкую познавательную активность, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сферы, узкий кругозор, бедность и схематичность представлений о мире, недоразвитость личности, деформацию образа «Я»)
Первой особенностью организации творческой деятельности детей с ОВЗ является её коррекционная направленность, то есть система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Она проявляется в двух аспектах: общем и частном.
Общий аспект – это влияние, которое оказывает искусство на личность ребёнка, на формирование его как человека духовного, умеющего чувствовать красоту окружающего мира.
Специфический аспект коррекционной направленности выражается в положительном воздействии искусства и творчества на психофизическое состояние человека и в возможностях каждого конкретного элемента творческой деятельности исправлять речевые, двигательные, координационные и иные недостатки ребёнка.
Второй особенностью организации творческой деятельности детей с ОВЗ является опора на работу «механизма компенсации», то есть в свойстве организма замещать или перестраивать нарушенные функции организма.
В работе с «особенными» детьми необходимо ориентироваться не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые развиваясь, окажут влияние на формирование личности в целом. Это возможно лишь при условии, если принимать ребёнка таким, каков он есть, работать с ним так, чтобы сформировать у него ценностное отношение к себе и окружающим.
Третьей особенностью организации творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является яркая эмоциональная окрашенность этого процесса.
Создание благоприятной, доброжелательной, радостной атмосферы общения с искусством и педагогами ведёт к снижению эмоционального напряжения, побуждает стремление к творческой деятельности и самореализации, преодолению комплекса неполноценности, к укреплению физического и психического здоровья детей.
Работа в отделении дополнительного образования строится с учётом всех этих аспектов и на следующих принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Для всех обучающихся достижение прогресса заключается в том, что они могут делать;
- Разнообразие обогащает все стороны жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных случаев.
Система работы управления образования по созданию социально-психологических условий успешности обучения развития детей с ограниченными возможностями здоровья в целях предупреждения суицидальных ...
Программа дополнительного образования "Игралочка" для детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет
В статье представлена программа дополнительного образования "Игралочка" по развитию познавательной деятельности в игровой форме у детей с нарушением интеллекта....
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный мир квиллинга» по художественно-эстетическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья 5-14 лет.
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид ...
Роль музыкального воспитания в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Те, кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Музыкальное воспитание, в нашей школе, является основной частью общей системой обучени...
Из опыта работы "Роль устного счёта в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в коррекционной школе"
Из опыта работы...
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса, который организован по принципу школа-семья-соци...
РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматриваются вопросы воспитательно-образовательного процесса, который организован по принципу школа-семья-социум....