Музыка в театре, в кино, на телевидении
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Шатова Ирина Владимировна, II квалификационная категория МОУ СОШ с.Звонарёвка Марксовского р-на, Саратовской обл.
Предмет: музыка класс 5 УМК Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Тема урока: «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: показать роль музыки в кинофильмах, театре и телевидении.
Метапредметные связи: музыка, история, литература, ИЗО..
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, фортепиано
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся 5 класса умеют рассуждать, не стесняются высказывать собственное мнение и отстаивать его, имеют достаточные знания предмета.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные действия | Время |
1. Этап мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Эмоциональный настрой. | ♪ Музыкальное приветствие «Колокольчик». Настраивает на работу: - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Исполняют музыкальное приветствие, настраиваются на работу. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Личностные УУД) Целеполагание (Познавательные УУД) Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД) | 1 мин |
2. Определение темы. Постановка проблемы. Актуализация знаний. 3.Постановка учебной задачи | Выявляется уровень знаний. Отгадывают загадки
Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с загадок.
(Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия -
Наизусть все сцены знает, Учит он как роль играть. Как профессию назвать?
На весь сезон из разных пьес. И только то, в него включают, Что вызывает интерес?
На сцену впорхнула, она -
Место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший Будет хлопать он в ладоши?
Он расскажет: что же в мире Происходит каждый день. Говорить ему не лень. Папа смотрит там футбол И кричит все время – «Гол!», Мама любит сериалы, Что идут на всех каналах, Ну, а я, - «Спокойной ночи» И мультфильмы очень, очень! Активизирует знания ученика. Создание проблемной ситуации. - Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдёт речь? - Правильно, тема нашего урока урока «Музыка в театре, кино и на телевидении». А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить? Какая проблема стоит на уроке? - С помощью чего мы сможем решить Эту проблему? | Отгадывают загадки, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности. (ответы детей)
Определяют для себя тему урока (ответы детей) - О театре, кино и телевидении. Определяют для себя цели урока (ответы детей) - Какую роль играет музыка в этих видах искусства. - Будем слушать музыкальные фрагменты, учиться анализировать их зрит | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД) Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь осуществлять анализ объектов, с целью выделения признаков. (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД) Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) | 2 мин 2 мин |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Насколько значима роль музыки в театре, кино, телевидении? - Вспомним, в какой театр мы совершили путешествие на прошлом уроке? - Я думаю, что вы любите ходить в театр. На дом вам было дано задание, узнать, какие театры есть у нас в г.Саратове?
- А вы знаете, как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре. - Зачитайте свои правила и обсудите каждое. Из отдельных правил составьте памятку «Правила поведения в театре». - А какие профессии нужны театру? Представьте, что вы администратор и вам необходимо набрать работников театра. Кто вам будет нужен? - Либреттист – это кто? Работа с текстом на 64 странице учебника. - Без литературы спектакль мог бы состояться? - Скажите, а настолько ли значима роль музыки в театре, кино, телевидении? Пока не торопитесь отвечать на этот вопрос. | (ответы детей) - Музыкальный театр - Театр оперы и балета Перечисляют театры: - Театр юного зрителя им. Киселёва(ТЮЗ) - Театр оперы и балета им. Чернышевского - Драматический театр им. Слонова - Театр кукол «Теремок» - Театр магии и фокусов «Самокат» - Театр «Балаганчик» - Театр музыкальной комедии - Театр «Версия» - Театр кукол «Романтик» Работа в группах. Ребята обсуждают правила поведения в театре и составляют памятку. Дети перечисляют профессии с комментариями почему. - Гримёр; - костюмер; - декоратор; - осветитель; - музыканты; - режиссёры… … … … (ответы детей) - Тот, кто пишет либретто Учащиеся слушают, анализируют, находят нужную информацию в учебнике. Зачитывают из учебника Понятие «Либретто». - Нет. | Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД) Инициативное сотрудничество в выборе информации – (Коммуникативные УУД) Логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование – (Познавательные УУД) Выбор информации – (Коммуникативные УУД) | 9 мин |
5.Первичная проверка понимания. | - А скажите, для чего музыка нужна в театре? - Вы знаете, очень часто так бывает, что музыка из спектакля словно сходит со сцены и уже живет самостоятельной жизнью. Таких примеров много. Может кто-нибудь назовет такие примеры? - Один из них мы сейчас услышим, я даже не буду говорить название этого спектакля. ♪(Звучит Bell из «Нотрдам де Пари») - Как называется этот спектакль? - Какую роль выполняет музыка в этом спектакле? | - Создаёт атмосферу - Иллюстрирует Приводят примеры. Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент, делают выводы. (ответы детей) | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Регулятивные УУД) Самоопределение (Личностные УУД) Умение структурировать знания (Познавательные УУД) | 4 мин |
6.Первичное закрепление | - Но где, же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр? – Как вы думаете, когда появился 1-й кинофильм? Из истории: Начало 20 века - это время появления кинематографа. В 1908г была снята 1-я игровая картина «Стенька Разин и княжна». Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства 20в. В наше время кино так же остается востребованным искусством. - А чем отличались первые кинофильмы от современных? - Кинопроектор работал очень шумно, кроме этого, не специально, но шумели и зрители. Как вы думаете, что придумали киномеханики? - Появилась новая профессия в кинематографии ТАПЕР - Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы? Работа с текстом на 66 странице учебника. - А выглядело это примерно так. ♪Иллюстрирует на примере фильма с участием «Чарли Чаплина». - Какую роль выполняет музыка в этом фильме? - Но прошло время, и герои на экране заговорили. Казалось, что теперь музыка должна была утратить своё былое значение? Но, случилось чудо! Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма? - Как, вы, думаете, для чего она нужна? –Да, музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма. - Что мы услышим в этой музыке, и о каком фильме она нам напомнит? ♪ Звучит вступление к к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона») - Очень часто музыка рисует нам образ положительного или отрицательного героя. Все мы знает сказочного персонажа Бабу-Ягу. Давайте посмотрим, какой она предстала, благодаря музыке в одном из фильмов. ♪ Песенка Бабы-Яги из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» - Какой предстала Баба-Яга в этой песенке? | - Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм. - Варианты ответов детей. Ответы детей - Они были черно-белые - У них не было звука Варианты ответов детей. Учащиеся слушают, анализируют, находят нужную информацию в учебнике. Формулируют понятие «Тапер». - Пианист, который игрой сопровождал фильм Дети смотрят видео фрагмент фильма с участием Чарли Чаплина, анализируют, делают выводы. (ответы детей) - Иллюстрирует - Создаёт атмосферу Варианты ответов детей. Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент, делают выводы. Дают характеристику главным героям фильма. (ответы детей) Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент. Дают характеристику главной героине фильма. (ответы детей) | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (Познавательные УУД) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Выбор информации (Коммуникативные УУД) Умение осознано и правильно строить речевое высказывание на поставленный вопрос (Познавательные УУД) Умение структурировать знания (Познавательные УУД) Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание (Познавательные УУД) Управление поведением сверстников – контроль, коррекция, оценка действий (Коммуникативные УУД) | 11 мин |
7.Физминутка | - Вспомните свои любимые мультфильмы. - Там нужна музыка? - А для чего? Соблюдение здоровьесберегающих технологий. ♪ ф/минутка с фрагментом песенки «Следы» из м/ф «Маша и медведь» | - Да. (ответы детей) Участие в физминутке, коллективные движения. | 2 мин | |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний в викторине – угадайке. Создает атмосферу успешности усвоения материала в деятельности учащихся. - Нам сегодня не нужно далеко ходить, чтобы посмотреть фильм. Достаточно включить телевизор и мы в волшебной стране, полной музыки. Телевидение принесло нам не только фильмы, но множество разнообразных передач. Каждая третья – музыкальная. Музыка звучит эпиграфом ко всем передачам. Давайте проведем небольшую викторину. ♪ Проводится викторина-угадайка. | Осуществляют самопроверку по эталону в игровой деятельности. Дети по фрагментам музыкальных заставок называют телепередачи. | Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД) Самоопределение (Личностные УУД) | 4 мин |
9.Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию. Подводит итоги урока. Создает атмосферу успешности усвоенного материала в деятельности учащихся. - Итак, после сегодняшнего урока у вас осталось сомнение о том, насколько значима роль музыки в театре, кино телевидении? - Какую роль выполняет музыка в театре, кино, на телевидении? - Достигнута ли поставленная нами цель урока? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Домашнее задание: Оформить музыкальный словарь в рабочей тетради на стр. 52. Оценки за урок: - В заключение урока я хочу вспомнить фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели – «Приключения Электроника». - Давайте исполним песню из этого фильма, которую мы разучивали с вами на прошлом уроке. ♪«Колокола» Муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина - исполнение.
- На этом наш урок закончен. До свидания! ♪ Выход из класса под «Песню о кино» муз.Т.Островской, сл.В.Аленикова. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты. Ответы учеников. - Нет - Создаёт обстановку, вводит в атмосферу действия; - Иллюстрирует события; - Дает характеристику героя спектакля, картины; - Создаёт национальный колорит; - Делает популярными произведения композиторов; - Усиливает переживания. - Да. Мы определили роль музыки в театре, кино и на телевидении. Анализируют работу на уроке через самооценку. Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку. Записывают домашнее задание. Дыхательная гимнастика. Распевание. Исполнение песни «Колокола». Выходят под музыку из класса. | Рефлексия (Коммуникативные УУД) Смыслообразование (Личностные УУД) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) Смыслообразование (Личностные УУД) | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...
Фестиваль педагогического мастерства. "Музыка в театре, в кино, на телевидении". Номинация "Лучшая разработка урока"
Урок насыщенный и динамичный, с элементами интеграции. Очень нравится детям. Соответствует ФГОС. Есть презентация. Сделан самоанализ урока....
104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС
Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...
Презентация к уроку музыки 5 класс Музыка в театре, в кино, на телевидении
Презентация по музыкальному мультфильму "Летучий корабль"...
Презентация к уроку музыки 5 класс "Музыка в театре, в кино, на телевидении"
Мультипликационный мюзикл "Летучий корабль"...