Фестиваль педагогического мастерства. "Музыка в театре, в кино, на телевидении". Номинация "Лучшая разработка урока"
методическая разработка
Урок насыщенный и динамичный, с элементами интеграции. Очень нравится детям. Соответствует ФГОС. Есть презентация. Сделан самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.docx | 29.96 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 13.95 КБ |
muzyka_v_teatre_v_kino_na_televidenii.pptx | 309.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Музыка |
Образовательная программа | «Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок – кинопанорама («открытия» нового знания) |
Тема | «Музыка в театре, в кино, на телевидении» |
Цель | Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме. |
Дидактические задачи | Обучающая: Изучить особенности музыки для театра и кино. Развивающая: развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их. Воспитательная: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся |
Основные термины и понятия | Литературный сценарий Музыкальный фильм Фоновая музыка |
Оборудование | ТСО: автоматизированное рабочее место учителя. Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, интерактивная викторина «Музыкальная карусель», видеоролик «Мультфильм с приключениями», фонохрестоматия. |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, в группах. |
Структура и ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1.Организационный (этап мотивации). | Метапредметные УУД: личностные: - осознание ответственности за общее дело; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - умение слышать себя и других в общем хоре | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований | Музыкальное приветствие. Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место. | Музыкальное приветствие. Выполняют требование учителя |
2. Актуализация опорных знаний и умений. | регулятивные: - умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; коммуникативные: - участие в диалоге с учителем и одноклассниками | Активизация мыслительных операций (ана-лиз,обобщение,классификация и т.д.) и познавательных процессов(внимание, память).
| - Знакома вам эта музыка? («Утро» Э.Григ). - Сюита «Пер Гюнт» была написана к драматическому спектаклю. Работа с учебником (стр. 64). | Слушают музыку, называют произведение, имя композитора; знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя. |
3.Постановка учебной проблемы. | регулятивные: - умение ставить цель, формулировать проблему; познавательные: - умение структурировать знания; - сравнивать образцы; - находить общее и разное; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов. Предметные УУД: - правильно владеть художественными, музыкальными терминами. | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися | Презентация: - слайд 1. ФЦИОР ресурсы: - просмотр и обсуждение видеофрагментов «Музыка в кино» | Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность. Знакомятся с видеофрагментами, сравнивают предлагаемые образы. |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий. | регулятивные: - сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; личностные: - умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. - устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание; - создание творческого и реалистичного объекта; - уметь выражать в своей работе отношение к образам в музыке. | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | Организация дидактической игры «Музыкальная кинопанорама»: - класс делится на группы, получает задание 1 (вспомнить как можно больше мелодий и песен из фильмов). - музыкальное попурри из песен. Проблемный вопрос: - Какое значение имеет музыка в кино? (может иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п.) Физминутка: «Звуки музыки» Р.Роджерс. | Работают в творческих группах, называют и исполняют песни из кинофильмов. Дискуссия, работа с учебником на стр.65 Пластическая импровизация |
5.Открытие нового знания | познавательные: - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации, моделированию изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, презентации к уроку; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; - владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; -анализировать свою творческую деятельность; | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Послушайте пьесу С.М.Слонимского «Мультфильм с приключениями». Задание 2. Придумайте сюжет мультфильма (литературный сценарий, музыкальный фильм). Посмотрите мультфильм «Кот и мыши». В нём нет звука, как в старом кино. А теперь добавим звук – пьесу «Мультфильм с приключениями». Какой вариант вам нравится больше и почему? Какую роль сыграла музыка? | Слушают пьесу, Работают в творческих группах над заданием. Комментарии и отзывы учащихся, ответы на вопросы учителя. |
6. Первичная проверка понимания | регулятивные: - определять и формулировать деятельность на уроке; - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий; -проводить анализ творческой деятельности . | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы. | Работа с учебником стр.66 – 67. |
7.Применение новых знаний. | регулятивные: - построение логической цепи рассуждений; - определять последовательность своих действий на уроке; - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - умение проводить анализ своей творческой деятельности; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов. предметные: - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала. | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. | «Музыкальная кинопанорама»: - задание 2 (вспомнить как можно больше песен из мультфильмов). Презентация: - слайд 2 Среди композиторов, которые пишут песни для детей, в том числе песни и музыку к мультфильмам особое место занимает Владимир Шаинский; - слайд 3. - слайд 4. Предлагаю вспомнить эти замечательные песни и «прокатиться» на «Музыкальной карусели»; - слайды 5 – 16. | Работа в творческих группах над заданием. Отвечают на вопросы анкеты. Знакомятся с творчеством В.Шаинского Коллективное творческое дело: Отгадывают загадки о песнях и вместе исполняют их. |
8.Рефлексия учебной деятельности | личностные: - установление связи между целью деятельности и её результатом; регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; коммуникативные: - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли. | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Что для вас было необычным, новым? В чём испытывали затруднения? Что больше всего понравилось? И т.п. Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания. | В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку. |
Домашнее задание: | Учебник, стр. 67 |
Планируемые результаты урока. | |
Предметные умения: дать представление о том, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции. Расширение музыкального кругозора. Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и песни из кино и мультипликационных фильмов. Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием. | Личностные УУД: исполнять песни из кино и мультфильмов, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради. Регулятивные УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия. Познавательные УУД: выполнение группового исследовательского проекта. Коммуникативные УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений. «Мультфильм с приключениями». |
Ресурсы: ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино 20-40 г.», «Музыка в кино 60-70 годы», фонохрестоматия. | |
Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.64 – 67), сборники песен и хоров. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Урок «Музыка в театре, в кино, на телевидении» проводится в форме кинопанорамы и является продолжением тем, ранее изученных в 5 классе - «Путешествие в оперу», «Балетная мозаика», логично развивая главную тему четверти «Музыка и литература» в соответствии с ФГОС.
Основная цель урока - показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме достигается путём активного творческого поиска, выполнения учащимися группового мини - проекта, участия в коллективной вокально-хоровой работе.
Структура урока позволяет учителю направить деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно пришли к выводу, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п. Кульминацией урока является интерактивная викторина «Музыкальная карусель», во время которой дети с удовольствием отгадывают загадки о персонажах детских мультфильмов и тут же исполняют любимые песни.
Многогранная и довольно сложная тема предполагает использование разнообразных педагогических приёмов:
-слушание музыки («Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»),
-просмотр видеофрагментов (ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино»),
-пластическая импровизация (Р.Роджерс «Звуки музыки»),
-дидактическая игра (викторина «Музыкальная карусель»),
-ситуация успеха (мини-проект «Мультфильм с приключениями»).
Методы обучения также разнообразны – это беседа, эффект удивления, сравнение, сопоставление, показ, дискуссия.
Использование здоровьесберегающих и игровых технологий, современного оборудования (компьютер, интерактивная доска) позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Активность и работоспособность учащихся в течение урока обеспечиваются частой сменой их деятельности, доброжелательной атмосферой, своевременным проведением физминутки.
Мониторинг эффективности использования методической разработки «Музыка в театре, в кино, на телевидении» подтверждает стабильно высокий уровень качества знаний учащихся 5 класса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нравиться ли тебе музыка? Любишь ли ты слушать музыку дома, ходить на концерты? Любишь ли ты петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо? Умеешь ли ты слышать себя и других в коллективе (в ансамбле)? Знаешь ли ты песни: «В траве сидел кузнечик», «Антошка», Чунга-чанга », «Чему учат в школе», «Песенка Крокодила Гены»? Знаешь ли ты композитора, который написал перечисленные ранее песни? Анкета
Родился 12 декабря 1925 года в Киеве. 1936-43г. – обучение в музыкальной школе при Киевской консерватории, в консерватории г.Ташкент 1943г. - призвали в армию. После Великой Отечественной войны поступил на оркестровый факультет Московской консерватории (солист-скрипач), которую окончил в 1949 году. Работал: 3 года в оркестре Леонида Утесова, преподавал в музыкальной школе, работал оркестровщиком , композитором и музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров. В 1962 году Шаинский поступил на композиторский факультет Бакинской консерватории, где занимался в классе Кара Караева . Владимир Яковлевич Шаинский Я чувствую себя гораздо моложе своих лет. В.Шаинский
Музыка Владимира Шаинского В 1970-е годы его имя звучало рядом с А.Островским, А.Пахмутовой , М.Таривердиевым и другими крупнейшими композиторами песенного жанра, а сами песни - "Не плачь, девчонка", "Когда цвели сады", "Идет солдат по городу", "Родительский дом" и многие другие - пользовались поистине народной любовью. Их исполняли Анна Герман, Лев Лещенко , Муслим Магомаев, Алла Пугачева, и многие другие ведущие артисты эстрады тех лет. Много и плодотворно Владимир Шаинский работал в кино, с его участием сняты фильмы: " Финист Ясный Сокол", ""И снова Анискин ", "Расписание на послезавтра", "Школьный вальс", "4:0 в пользу Танечки", "Утро без отметок", "Зловредное воскресенье". Отдельной строкой в творческой биографии Владимира Шаинского проходит детская тема. Для детей композитор работает много и увлеченно. Он автор детской оперы "Трое против Марабука ", известных каждому ребенку песен и музыки к популярнейшим мультфильмам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС
Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...
Музыка в театре, в кино, на телевидении
Технологическая карта урока...
открытый урок по теме"Музыка в театре, кино, на телевидении"
Цель этого урока-показать важное значение музыки в синтетических видах искусства-театре, кино, на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма-сценария......
Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"
Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"
Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...
Презентация к уроку музыки 5 класс Музыка в театре, в кино, на телевидении
Презентация по музыкальному мультфильму "Летучий корабль"...
Презентация к уроку музыки 5 класс "Музыка в театре, в кино, на телевидении"
Мультипликационный мюзикл "Летучий корабль"...