Фестиваль педагогического мастерства. "Музыка в театре, в кино, на телевидении". Номинация "Лучшая разработка урока"
методическая разработка

Заседко Светлана Анатольевна

Урок насыщенный и динамичный, с элементами интеграции. Очень нравится детям. Соответствует ФГОС. Есть презентация. Сделан самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta.docx29.96 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx13.95 КБ
Файл muzyka_v_teatre_v_kino_na_televidenii.pptx309.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Музыка

Образовательная программа

«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская

Класс

5 класс

Тип урока

Урок – кинопанорама («открытия» нового знания)

Тема

«Музыка в театре, в кино, на телевидении»

Цель

Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме.

Дидактические задачи

Обучающая: Изучить  особенности музыки для театра и кино.

Развивающая:  развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие  различные  образы,   работать с учебником,  анализировать  музыкальные примеры,  сравнивать их.

Воспитательная:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся

Основные термины  и понятия

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

Фоновая музыка

Оборудование

ТСО: автоматизированное рабочее место учителя.

Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, интерактивная викторина «Музыкальная карусель», видеоролик «Мультфильм с приключениями», фонохрестоматия.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, в группах.

Структура и ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Метапредметные  УУД:

личностные:

- осознание ответственности за общее дело;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- умение слышать себя и других в общем хоре

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Музыкальное приветствие.

Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

Музыкальное приветствие.

Выполняют требование учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

регулятивные:

- умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

коммуникативные:

- участие в диалоге с учителем и одноклассниками

Активизация мыслительных операций (ана-лиз,обобщение,классификация и т.д.) и  познавательных процессов(внимание, память).

 

- Знакома вам эта музыка?

(«Утро» Э.Григ).

- Сюита  «Пер Гюнт» была написана к драматическому спектаклю.

Работа с учебником (стр. 64).

Слушают музыку, называют произведение, имя композитора;

знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя.

3.Постановка учебной проблемы.

регулятивные:

- умение ставить цель, формулировать проблему;

познавательные:

- умение структурировать знания;

- сравнивать образцы;

- находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

Предметные УУД:

- правильно владеть художественными, музыкальными терминами.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

Презентация:

- слайд 1.

ФЦИОР ресурсы:

- просмотр и обсуждение видеофрагментов «Музыка в кино»

Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность.

Знакомятся с видеофрагментами, сравнивают  предлагаемые образы.

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

личностные:

- умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

- устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

- создание творческого и реалистичного  объекта;

- уметь выражать в своей работе  отношение к образам в музыке.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Организация дидактической игры «Музыкальная кинопанорама»:

- класс делится на группы, получает задание 1 (вспомнить как можно больше мелодий и песен из фильмов).

- музыкальное попурри из песен.

Проблемный вопрос:

- Какое значение имеет музыка в кино?

(может иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п.)

Физминутка:

«Звуки музыки» Р.Роджерс.

Работают в творческих группах, называют и исполняют песни из кинофильмов.

Дискуссия, работа с учебником на стр.65

Пластическая импровизация

5.Открытие нового знания

познавательные:

- действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

- владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Послушайте пьесу С.М.Слонимского «Мультфильм с приключениями».

Задание 2.

Придумайте сюжет мультфильма  (литературный сценарий, музыкальный фильм).

Посмотрите мультфильм «Кот и мыши». В нём нет звука, как в старом кино. А теперь добавим звук – пьесу «Мультфильм с приключениями». Какой вариант вам нравится больше и почему? Какую роль сыграла музыка?

Слушают пьесу,

Работают в творческих группах над заданием.

Комментарии и отзывы учащихся,

ответы на вопросы учителя.

6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности .

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

их коррекция.

 Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

Работа с учебником стр.66 – 67.

7.Применение новых знаний.

регулятивные:

- построение логической цепи рассуждений;

- определять последовательность своих действий на уроке;

- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- умение проводить анализ своей творческой деятельности;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

предметные:

- овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала.

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

«Музыкальная кинопанорама»:

- задание 2 (вспомнить как можно больше песен из мультфильмов).

Презентация:

- слайд 2

Среди композиторов, которые пишут песни для детей, в том числе песни и музыку к мультфильмам особое место занимает Владимир  Шаинский;

- слайд 3.

- слайд 4.

Предлагаю вспомнить эти замечательные песни и «прокатиться» на «Музыкальной карусели»;

- слайды 5 – 16.

Работа в творческих группах над заданием.

Отвечают на вопросы анкеты.

Знакомятся с творчеством В.Шаинского

Коллективное творческое дело:

Отгадывают загадки о песнях  и вместе исполняют их.

8.Рефлексия учебной деятельности

личностные:

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

регулятивные:

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

коммуникативные:

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Что для вас было необычным, новым? В чём испытывали затруднения? Что больше всего понравилось? И т.п.

Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.

В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.

Домашнее задание:

Учебник, стр. 67

Планируемые результаты урока.

Предметные умения: дать представление о том, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции.

Расширение музыкального кругозора.

Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и песни из кино и мультипликационных фильмов.

Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием.

Личностные  УУД: исполнять песни из кино и мультфильмов,

определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради.

Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

Познавательные  УУД: выполнение группового исследовательского проекта.

Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.  

 «Мультфильм с приключениями».

Ресурсы: ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино 20-40 г.», «Музыка в кино 60-70 годы», фонохрестоматия.

Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.64 – 67), сборники песен и хоров.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Урок «Музыка в театре, в кино, на телевидении»  проводится в форме кинопанорамы и является продолжением тем, ранее изученных в 5 классе - «Путешествие в оперу», «Балетная мозаика», логично развивая главную тему четверти «Музыка и литература» в соответствии с ФГОС.

Основная цель урока - показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме достигается путём активного творческого поиска, выполнения учащимися группового мини - проекта, участия в коллективной вокально-хоровой работе.  

Структура  урока позволяет учителю направить деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно пришли к выводу, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п. Кульминацией урока является интерактивная викторина «Музыкальная карусель», во время которой дети с удовольствием отгадывают загадки о персонажах детских мультфильмов и тут же исполняют любимые песни.

Многогранная и довольно сложная тема предполагает использование разнообразных педагогических приёмов:

 -слушание музыки («Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»),

-просмотр видеофрагментов (ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино»),

-пластическая импровизация (Р.Роджерс «Звуки музыки»),

-дидактическая игра (викторина «Музыкальная карусель»),  

-ситуация успеха (мини-проект «Мультфильм с приключениями»).

Методы обучения также разнообразны – это беседа, эффект удивления, сравнение, сопоставление, показ, дискуссия.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий, современного оборудования (компьютер, интерактивная доска) позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Активность и работоспособность учащихся в течение урока обеспечиваются частой сменой их деятельности, доброжелательной атмосферой, своевременным проведением физминутки.

Мониторинг эффективности использования методической разработки «Музыка в театре, в кино, на телевидении» подтверждает стабильно высокий уровень качества знаний учащихся 5 класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка в театре, в кино, на телевидении

Слайд 2

Нравиться ли тебе музыка? Любишь ли ты слушать музыку дома, ходить на концерты? Любишь ли ты петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо? Умеешь ли ты слышать себя и других в коллективе (в ансамбле)? Знаешь ли ты песни: «В траве сидел кузнечик», «Антошка», Чунга-чанга », «Чему учат в школе», «Песенка Крокодила Гены»? Знаешь ли ты композитора, который написал перечисленные ранее песни? Анкета

Слайд 3

Родился 12 декабря 1925 года в Киеве. 1936-43г. – обучение в музыкальной школе при Киевской консерватории, в консерватории г.Ташкент 1943г. - призвали в армию. После Великой Отечественной войны поступил на оркестровый факультет Московской консерватории (солист-скрипач), которую окончил в 1949 году. Работал: 3 года в оркестре Леонида Утесова, преподавал в музыкальной школе, работал оркестровщиком , композитором и музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров. В 1962 году Шаинский поступил на композиторский факультет Бакинской консерватории, где занимался в классе Кара Караева . Владимир Яковлевич Шаинский Я чувствую себя гораздо моложе своих лет. В.Шаинский

Слайд 4

Музыка Владимира Шаинского В 1970-е годы его имя звучало рядом с А.Островским, А.Пахмутовой , М.Таривердиевым и другими крупнейшими композиторами песенного жанра, а сами песни - "Не плачь, девчонка", "Когда цвели сады", "Идет солдат по городу", "Родительский дом" и многие другие - пользовались поистине народной любовью. Их исполняли Анна Герман, Лев Лещенко , Муслим Магомаев, Алла Пугачева, и многие другие ведущие артисты эстрады тех лет. Много и плодотворно Владимир Шаинский работал в кино, с его участием сняты фильмы: " Финист Ясный Сокол", ""И снова Анискин ", "Расписание на послезавтра", "Школьный вальс", "4:0 в пользу Танечки", "Утро без отметок", "Зловредное воскресенье". Отдельной строкой в творческой биографии Владимира Шаинского проходит детская тема. Для детей композитор работает много и увлеченно. Он автор детской оперы "Трое против Марабука ", известных каждому ребенку песен и музыки к популярнейшим мультфильмам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС

Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...

Музыка в театре, в кино, на телевидении

Технологическая карта урока...

открытый урок по теме"Музыка в театре, кино, на телевидении"

Цель этого урока-показать важное значение музыки в синтетических видах искусства-театре, кино, на телевидении, а также необходимость литературной  основы  пьесы, или кинофильма-сценария......

Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"

Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"

Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...

Презентация к уроку музыки 5 класс Музыка в театре, в кино, на телевидении

Презентация по музыкальному мультфильму "Летучий корабль"...